Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса средней школы составлена из следующих документов:
фундаментального ядра содержания общего образования (ФГОС);;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и внесенных изменений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577);
авторской программы по биологии: «Биология.5-9 классы. Концентрический курс» авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров //Рабочие программы. Биология.5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2015. - 383с.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Общая характеристика предмета.
Программа основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению.
В результате освоения данной программы обучающиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.
Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии 7 класса направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Важнейшие особенности данной программы:
усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы и бережному отношению к ней;
усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества.
Количество учебных часов в год – 35, 1 час в неделю.
Цели биологического образования в основной школе.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Дата проведения |
| Введение. Мир живых организмов. Уровни организации живого. Многообразие организмов и их классификация. | 1 | |
| Царство Прокариоты. Общая характеристика прокариот и строение. Значение прокариот в природе и в жизни человека. | 1 | |
| Царство Грибы. Особенности организации, роль в природе, жизни человека. | 1 | |
| Царство Растения. Основные признаки растений. | 1 | |
| Низшие растения. Особенности строения и жизнедеятельности водорослей. Систематика водорослей. Значение водорослей. | 1 | |
| Высшие растения. Отдел Моховидные. | 1 | |
| Отдел Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. | 1 | |
| Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие и значение голосеменных растений. | 1 | |
| Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
| Размножение покрытосеменных. Систематика покрытосеменных. | 1 | |
| Повторение и обобщение по теме «Растения». Контрольная работа по теме: «Царство Растения» | 1 | |
| Царство Животные. Основные признаки животных. | 1 | |
| Подцарство Одноклеточные (Простейшие). Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
| Подцарство Многоклеточные. Тип Губки. | 1 | |
| Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
| Тип Плоские черви. Меры профилактики заражения паразитическими червями. | 1 | |
| Тип Круглые черви (Нематоды). | 1 | |
| Тип Кольчатые черви. | 1 | |
| Тип Кольчатые черви. | 1 | |
| Тип Моллюски | 1 | |
| Тип Членистоногие. Общая характеристика. Класс Ракообразные. | 1 | |
| Класс Паукообразные. | 1 | |
| Класс Насекомые. Многообразие и значение насекомых. | 1 | |
| Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | |
| Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. | 1 | |
| Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. | 1 | |
| Класс Земноводные. | 1 | |
| Класс Пресмыкающиеся. | 1 | |
| Класс Птицы. | 1 | |
| Класс Птицы. | 1 | |
| Класс Млекопитающие. | 1 | |
| Многообразие и значение млекопитающих. | 1 | |
| Вирусы. | 1 | |
| Резерв | 2 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
УМК:
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно - методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений. - М: Дрофа, 2017. - 255с,[1].: ил.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Рабочая тетрадь» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2016.- 144 с.
Н.Б. Огородова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Биология: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 46 с.: ил.
Литература для учащихся 7 класса
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Электронные образовательные ресурсы:
Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология»
http://school-collection.edu.ru/collection Газета «Биология» и сайт для учителей «Я иду на урок биологии»
http://bio.1september. ru Открытый колледж: Биология
http://college.ru/biology В помощь учителю биологии: образовательный сайт ИЕСЭН НГПУ
http://fns.nspu.ru/resurs/nat Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»
http://www.eco.nw.ru Вся биология: научно-образовательный портал
http://www.sbio.infoВ помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова
http://www.biolog188.narod.ru Государственный Дарвиновский музей
http://www darwin.museum.ru Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://www livt.net Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по биологии для школьников
http://zelenyshluz.narod.ru Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных
http://www.zooclub.ru Зоологический музей в Санкт-Петербурге
http://www.zin.ru/museum Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира: электронный учебник
http://nrc.edu.ru/est Лаборатория ботаники Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных
http://www.youngbotany.spb.ru Лауреаты нобелевской премии по физиологии и медицине
http://med.claw. ru Мир животных: электронные версии книг
http://www.skeletos.zharko.ru Палеонтологический музей РАН
http://www.paleo.ru/museum Популярная энциклопедия «Флора и фауна»
http://www.ecocommunity.ru Проект Herba: ботанический сервер Московского университета
http://www. herba.msu.ru Проект Forest.ru: все о росийских лесах
http://www. forest.ru Проект «Детский Эко—Информ»
http://www ecodeti.ru Птицы Средней Сибири
http://birds.krasu.ru Растения: электронные версии книг
http://plant.geoman.ru Редкие и исчезающие животные России и зарубежья
http://www. nature.ok.ru Сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко
http://www. kozlenkoa.narod.ru
http://edu.greensail.ruТеория эволюции как она есть: материалы по теории биологической эволюции
http://evolution.powernet.ru Травянистые растения Московской области: онлайн-справочник
http://biom.narod.ru Федеральный детский эколого-биологический центр
http://www ecobiocentre.ru Чарлз Дарвин: биография и книги
http://charles-darwin.narod.ru Центр охраны дикой природы: публикации по экологии
http://www.biodiversity.ru Центр экологического образования МГДД(Ю)Т
http://moseco.narod.ru Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема»
http://www.ecosystema.ru Электронный учебник по биологии
http://www. ebio.ru Олимпиады и конкурсы Биомедицинская олимпиада школьников
http://www.svb-ffm.narod.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии
http://bio.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников по экологии