СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от 02.06.22г. № 101 ОД

____________ Е.А. Качурина

печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»

естественнонаучной направленности,

с использованием оборудования центра

«Точка роста»

наименование учебного предмета (курса)


Количество часов, в неделю

6 класс – 1 час


Общее количество часов на 2022-23 учебный год

в 6 классе - 34 часа





Учитель: Ефимова Ольга Николаевна

















Учебники, используемые при реализации программы:

Биология 6 класс, И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко-«Вентана-Граф»-2018г.







2022 год








Раздел 2.Пояснительная записка к рабочей программе по биологии

Название курса

биология

Класс

6

Срок реализации

1 год (2022-2023 уч. год)

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

Программа разработана на основе примерной программы по биологии 5-9 класс ФГОС по линии Пономаревой И.Н.

Методических рекомендаций министерства просвещения Российской Федерации по«Реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-6).

УМК

Биология 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко- «Вентана-Граф»,2018 г.

Количество часов

6 класс: 34 ч (в неделю- 1ч),из них 4 тестовых работ, 6 лабораторных работ.

Составители

Ефимова Ольга Николаевна

Цель курса


-социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

-ориентация в системе моральных норм и ценностей:

-признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Формирование УУД.


- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

-овладение научным подходом к решению различных задач;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

-применения межпредметного анализа учебных задач.

Краткое содержание курса 6 класс

Наука о растения-ботаника (5ч);

Органы растений (8ч);

Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч);

Многообразие и развитие растительного мира(11ч);

Природные сообщества(5ч);





























































Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.

Личностные : У учащихся будут сформированы:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные

Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

К концу 6 класса ученик обучающийся:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам

  • живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,

  • экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живойприроды);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

  • биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить изодной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношениюк живой природе.

















Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.

Глава 1. Наука о растениях – ботаника

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизничеловека.

Ботаника – наука о растениях.

Внешнее строение растений.

Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Клетка – основная единица живого.

Строение растительной клетки.

Процессы жизнедеятельности растительной клетки.

Деление клеток.

Ткани и их функции в растительном организме.

Глава 2. Органы растений

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней.

Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней.

Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья

простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю.

Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.

Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 Строение семени фасоли

Лабораторная работа № 2 Строение вегетативных и генеративных почек

Лабораторная работа № 3 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Лабораторная работа № 4 Черенкование комнатных растений

Лабораторная работа № 5 Изучение внешнего строения моховидных растений

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений.

Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами.

Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Глава 4.Многообразие и развитие растительного мира

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений.

Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей.

Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения.

Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Глава 5. Природные сообщества

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсии «Весенние явления в жизни экосистемы».

Раздел 4. Тематическое планирование курса биологии с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Виды деятельности учащихся на уроках биологии :работают с раздаточным материалом, участвуют во фронтальной работе, работа­ют в группах, в парах, работают индивидуально.

По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают, объясняют, наблюдают, строят модель (рисун­ки, схемы)отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают, дополняют.

Основные виды деятельности на уроке: беседы, деловые игры, лабораторные работы, домашние работы, самостоятельные работы.








6 класс

Раздел

Кол-во часов

Лабораторные работы

Тестовые

1.Наука о растениях-ботаника

5

-


2.Органы растений

8

3

1

3.Основные процессы жизнедеятельности растений

6

1


4.Многообразие и развитие растительного мира

11

1

1

5.Природные сообщества

6



Итого:

34

5


2+промеж.аттест.





СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета№4 ________ И.А.Кравченко

МБОУ СОШ №15 __________г.

от 31.05.2022г.

Председатель ШМС

________ И.А.Кравченко



Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Дата урока

Тема раздела, урока, практической работы.

Кол-во часов

Форма

контроля

Глава 1.Наука о растениях-ботаника(5ч)

1

2.09.

Царство Растения. Внешнее строение общая характеристика

растений

1 ч

Устный опрос

2

9.09

Многообразие жизненных форм растений


1 ч

Устный опрос

3

16.09

Входная диагностика

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

1 ч

Тест

4

23.09

Ткани растений.


1 ч

Устный опрос

5

30.09

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника».

1 ч

Устный опрос

Глава 2 Органы растений (8ч)

6


7.10.

Семя, его строение и значение.Лабораторная работа №1«Изучение строения семени фасоли»

Условия прорастания семян

1 ч

Л.р.

Устный опрос

7

14.10

Корень, его строение и значение.

1 ч

Л.р.

8

21.10

Побег, его строение и развитие.

1 ч


9

28.10.

Лист, его строение и значение Лабораторная работа №2 «Строение вегетативных и генеративных почек»

1 ч

Л.р

10

11.11

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа

№ 3 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1 ч

Л.р.

11

18.11

Цветок, его строение и значение

1 ч

Устный опрос

12

25.11

Плод, разнообразие и значение плодов.

1 ч


13

2.12

Тестовая работа №1« Органы растений».


Тест

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч)

14

9.12

Минеральное питание растений и значение воды

1 ч

Устный опрос

15

16.12

Воздушное питание растений - фотосинтез

1 ч

Работа с карточками

16

23.12

Дыхание и обмен веществ у растений

1 ч

Устный опрос

17

13.01.23

Размножение и оплодотворение у растений

Устный опрос

18

20.01

Вегетативное размножение у растений и его использование

человеком. Лабораторная работа № 4 «Черенкование комнатных растений

Л.р.

19

27.01

Рост и развитие растений Обобщение и знаний по материалам раздела «Основные процессы жизнедеятельности растений».

1 ч


Глава 4.Многообразие и развитие растительного мира

20

3.02

Систематика растений, её значение для ботаники

1 ч


21

10.02

Водоросли, их многообразие и значение в природе


1 ч


22

17.02

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 5 Изучение внешнего строения моховидных растений

1 ч

Л.р.

23

3.03

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика


1 ч

Устный опрос

24

13.03

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1 ч

Устный опрос

25

17.03

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

1 ч

Работа с карточками

26

24.03

Семейства класса Двудольные

1 ч

Устный опрос

27

7.04

Семейство класса Однодольные

1 ч

Устный опрос

28

14.04

Историческое развитие растительного мира

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Новогои Старого Света.

1 ч


Работа с карточками

Устный опрос

29

21.04

Тестовая работа № 2 «Многообразие и развитие растительного мира»

1 ч

Тест

Глава 5. Природные сообщества (5ч)

30

28.04

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

Устный опрос

31

5.05

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.


1 ч

Устный опрос

32

12.05

Смена природных сообществ и ее причины.

1 ч

Устный опрос

33

19.05

Промежуточная аттестация по курсу биологии 6 класса

1 ч

Тест

34

26.05

Обобщение знаний за курс биологии 6 класса

1 ч

Устный опрос






















Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.

Входная диагностика по биологии 6 класс

1 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный вариант ответа:

А1. В клетку из окружающей среды поступают вещества через:

а) ядро;

б) клеточную мембрану;

в) вакуоль;

г) цитоплазму

А2. Наследственная информация о строении и функциях клетки содержится в:

а) хлоропластах;

б) вакуолях;

в) цитоплазме;

г) ядре;



А3. Изучение объекта с помощью весов и линейки относится к методу:

а) разглядывания;

б) измерения;

в) наблюдения

г) экспериментирования;



А4. К неклеточным формам жизни относятся:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) простейшие;

г) дрожжи;

А5. В природном сообществе растения обычно выполняют роль

а) потребителя;

б) производителя;

в) разлагателя;

А6. Полынь, ковыль, суслик, сайгак являются представителями природной зоны:

а) тайги;

б) тундры;

в) степей;

г) широколиственных лесов

Задания уровня В

В1. Установите соответствие между средой обитания и организмом.

1. водная

2. наземно-воздушная

3. почвенная

4. организменная

а) крот

б) тигр

в) ястреб

г) паразитический червь

д) акула

В2. Вставьте пропущенное слово:

1. Организмы, самостоятельно создающие органические вещества из

неорганических это ____________________.

2. Ель, сосна, пихта, кедр являются хвойными деревьями. Их семена не имеют защитной оболочки и называются _______________ растениями.

3. Трубчатые нити, из которых состоит грибница гриба -_________________________.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1. Каково значение растений в жизни человека?











Входная диагностика по биологии 6 класс

2 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный вариант ответа:

А1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды:

а) ядро;

б) клеточная мембрана;

в) вакуоль;

г) цитоплазма

А2. В создании органических веществ из неорганических участвуют:

а) хлоропласты;

б) вакуоли;

в) цитоплазма;

г) ядро;

А3. Изучение объекта с помощью бинокля относится к методу:

а) разглядывания;

б) измерения

в) наблюдения;

г) экспериментирования;

А4. Ядро отсутствует в клетках

а) растений;

б) простейших;

в) грибов;

г) бактерий;

А5. В природном сообществе животные выполняют роль

а) потребителя;

б) производителя;

в) разлагателя;

А6. Большая панда является эндемиком:

а) Австралии

б) Евразии

в) Южной Америки;

г) Северной Америки;

Задания уровня В

В1. Установите соответствие между средой обитания и организмом.

1. водная

2. наземно-воздушная

3. почвенная

4. организменная

а) окунь

б) синица

в) гриб-трутовик

г) человек

д) дождевой червь



В2. Вставьте пропущенное слово:

1. Организмы, использующие в пищу готовые органические вещества - ___________

2. Растения, которые цветут хотя бы раз в жизни, называются _________.

3. Плесень относится к царству ______________

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1. Каково значение живых организмов для человека?






















Тестовая работа № 1: «Многообразие и развитие растительного мира»

1 вариант

1.Разделение на группы по определенному признаку – это

А) царство В) классификация

Б) вид Г) систематика.


2. Какие самые древние растения на нашей планете?

А) мхи В) водоросли

Б) папоротники Г) цветы.


3.Фукус –

А) зеленая водоросль В) красная водоросль

Б) бурая водоросль Г) отдел Моховидных.


4.Некоторые водоросли входят в состав:

А) лишайников В) хвощ

Б) плаунов Г) папоротников.


5.В каком классе мхов имеется фотосинтезирующая ткань?

А) печёночники В) спорофиты

Б) стелу Г) листостебельные.


6. В каком отделе фотосинтез происходит в стеблях и ветвях?

А) хвощевидные В) плауновидные

Б) папоротниковидные Г) плаунов.


7.Что такое эволюция?

8.Подпишите строение одноклеточной водоросли хламидомонады. (5-8)


9.Основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами это:

А) размножение спорами В) размножение плаунов

Б) размножение покрытосеменных Г) размножение семенами.


10.Одноклеточная зелёная водоросль с двумя жгутиками.

А) хлорелла В) хламидомонада

Б) цианобактерия Г) хроматофор.


11.Заселяют непригодные для других организмов места, бедные почвы - это:

А) водоросли В) папоротники

Б) плауны Г) мхи



2 вариант

1.Основная единица систематики. Группа особей, сходных по строению, жизнедеятельности и происхождению, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство, похожее на родителей – это:

А) царство В) классификация

Б) вид Г) систематика.


2.На какие отделы делятся водоросль?

А) листостебельные, спорофиты, фукус

Б) красная, бурая, зеленая

В) всё перечисленное.


3.Багрянки –

А) зеленая водоросль В) красная водоросль

Б) бурая водоросль Г) отдел Моховидных.


4.Как водоросли поглощают вещества из окружающей среды?

А) корневыми волосками В) микропиле

Б) устьицами Г) всей поверхностью тела.


5.В каком классе мхов тело – слоевище, разделено на ткани (основная и фотосинтезирующая)?

А) печёночники В) спорофиты

Б) стелу Г) листостебельные.


6. В каком отделе лекарственные растения?

А) хвощевидные В) плауновидные

Б) папоротниковидные Г) плаунов.


7.Почему растениям дают латинские названия?


8.Подпишите строение одноклеточной водоросли хламидомонады. (1-4)

9.Имеют цветки и плоды, внутри которых развиваются семена - это

А) отдел Покрытосеменные Б) отдел Голосеменные.


10.Ирландский мох – это

А) зеленая водоросль В) красная водоросль

Б) бурая водоросль Г) всё перечисленное

11.Многолетние вечнозеленые травянистые растения с прямостоячими и ползучими побегами – это:

А) водоросли В) папоротники

Б) плауны Г) мхи.



Ответы:

1 вариант

1.в; 2.в; 3.б; 4.а; 5.г; 6.а

7. Эволюция- необратимый процесс исторического развития живой природы.

8.

9.г; 10.в; 11.г


2 вариант

1.б; 2.б; 2.в; 4.г; 5.а; 6.а

7.Чтобы ученые со всего мира понимали.

8. 

9.а;10.в; 11. б

Система оценивания контрольной работы:

11 заданий– одно задание -1 балл

Критерий оценки
9-11 баллов - оценка «5»
7-8 баллов - оценка «4»
5-6 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»


   

Промежуточная аттестация по биологии за курс 6 класса.

Вариант 1.

Задание с выбором одного правильного ответа.

1. Биология - наука изучающая ...

а) живую и неживую природу б) живую природу

в) жизнь растений

2. Цветковые растения относят к ...

а) царству растений и ядерным живым организмам

б) царству грибов в) безъядерным живым организмам

3. Корневая система представлена ...

а) боковыми корнями б) главным корнем

в) всеми корнями растений

4. Корневой чехлик ...

а) обеспечивает передвижение веществ по растению

б) выполняет защитную роль

в) придает корню прочность и упругость

5. Места прикрепления листьев к побегу называют...

а) узлами б) междоузлиями в) конусом

6. В процессе дыхания происходит...

а) поглощение кислорода; выделение воды и углекислого газа

б) поглощение углекислого газа и образования кислорода

в) выделение воды с поглощением воздуха

7. Побегом называют ...

а) почки б) стебель с листьями и почками в) почки и листья

8. Видоизмененным побегом является ...

а) клубень б) любая почка в) глазки на клубне

9. Зачаточные бутоны находятся в почке ...

а) вегетативной б) генеративной в) любой

10. Фотосинтез - это ...

а) процесс образования органических веществ

б) корневое давление в) процесс обмена веществ

11. Цветок - это ...

а) орган семенного размножения б) яркий венчик в) околоцветник

12. Плод образуется из ...

а) тычинки б) пестика в) завязи пестика

13. Плотный покров семени.

а) оболочка б) эпидермис в) кожура

14. Растения, зародыш которых, имеет две семядоли называют ...

а) двудольными б) однодольными в) многодольными

15. Женские гаметы цветкового растения называют ...

а) спермиями б) пыльцой в) яйцеклетками

16. Опылением называют ...

а) высеивание пыльцы из пыльников б) слияние половых клеток

в) перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика


Ответ запишите в таблицу.

17. Выберите три признака растений из класса Двудольные

1) дуговое жилкование листьев

2) мочковатая корневая система

3) сетчатое жилкование листьев

4) параллельное жилкование листьев

5) две семядоли в семени

6) стержневая корневая система


18. Установите последовательность систематических категорий с учетом их соподчиненности, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Бобовые

2) род Клевер

3) царство Растения

4) отдел Покрытосеменные

5) класс Двудольные

6) вид Клевер луговой.

 

Промежуточная аттестация по биологии за курс 6 класса

Вариант 2

Задание выбором одного правильного ответа.

1. Строение растений изучает наука ...

а) экология б) фенология в) ботаника

2. Организм растения состоит из органов ...

а) корня и стебля б) цветка и стебля в) корня и побега

3. Придаточными называют корни ...

а) развивающиеся из корешка зародыша б) отрастающие от стебля

в) развивающиеся на главном корне

4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня ...

а) деления б) роста в) всасывания

5. Черешок - это...

а) боковая веточка побега, на которой сидит лист б) часть побега

в) часть листа, соединяющая со стеблем листовую пластинку

6. Фотосинтез происходит в...

а) устьицах б) межклетниках в) хлоропластах

7. Почка- это ...

а) зачаточный побег б) орган растения в) видоизмененный побег

8. Кожица листа состоит из ткани ...

а) механической б) запасающей в) покровной

9. Клубень - это ...

а) плод б) видоизмененный побег в) часть побега

10. Камбий ...

а) образовательная ткань б) основная в) покровная

11. Назовите главные части цветка?

а) лепестки и чашечки б) пестик и тычинки

в) цветоножка и цветоложе

12. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют ...

а) обоеполыми б) двудомными в) ветроопыляемыми

13. Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства ...

а) бобовых б) пасленовых в) лилейных

14.Растения с мочковатой корневой системой относится к классу

а) однодольных б) двудольных в)многодольным

15. Мужские гаметы цветкого растения называются

а) спермиями б)пыльцой в) яйцеклеткой

16. Оплодотворение - это ...

а) попадание пыльцы на рыльце пестика

б) перенос пыльцы насекомыми

в) слияние мужской и женской гамет


17. По каким признакам цветковые растения относят к классу Однодольных?

Выберите три верных ответа из шести.

1) сетчатое жилкование листьев

2) наличие камбия в стебле

3) одна семядоля в семени

4) мочковатая корневая система

5) жизненная форма — преимущественно травы

6) выражен главный корень


19. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Кувшинковые

2) отдел Покрытосеменные

3) вид Кубышка жёлтая

4) род Кубышка

5) класс Двудольные

6) царство Растения


Ответы

Вариант 1

1. – А; 2. – А; 3. – В; 4. – Б; 5. – А; 6. – А; 7. – Б; 8. –А; 9 . – Б; 10. –А; 11. - А

12. – В; 13. – В; 14. – А; 15. – В; 16. – В. 17-3,5,6; 18-.6,2,1,5,4,3.

Вариант 2

1. – В; 2. – В; 3. – Б; 4. – В; 5. – В; 6. – В; 7. – А; 8. –В; 9 .– Б; 10. –А; 11. – Б; 12. – А

13. – А; 14. – А; 15. – А; 16. – В., 18-3.4,5. 17 – 3,4,1,5,2,6.

Система оценивания контрольной работы:

18 заданий– одно задание -1 балл

Критерий оценки
16-18 баллов - оценка «5»
13-15 баллов - оценка «4»
10-12 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!