СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 кл»



Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 - ФЗ от 29.12.2012г.

  • Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год).

  • письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766.

  • Примерной программы по учебному предмету «БИОЛОГИЯ» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной. М.: «Академкнига/Учебник», 2015. – 128 с.;


  • Положения о рабочих программах учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов и внеурочной деятельности МБОУ «Фокинская СОШ №3».

  • Учебного плана МБОУ «Фокинская СОШ №3» для учащихся 5-8 класса

на 2019-2020 учебный год.

  • Календарного учебного графика на 2019 – 2020 учебный год МБОУ «Фокинская СОШ №3».




Цели изучения курса

Изучение биологии в 5 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.





Задачи:

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить формирование экологического сознания.



Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.

Содержание структурировано в виде четырех глав:

«Человек изучает живую природу»

«По ступеням «Лестницы жизни»

«Жизнь на Земле – явление космическое»

«Человек и разнообразие жизни на Земле».

Глава «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.


В главе «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?


Глава «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.


В главе «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.



Учебно-методическое обеспечение:


Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь

Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.


Дополнительная литература:


  1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.

  2. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 2008.

  3. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.

  4. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 2004..

  5. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 2003.

  6. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М.,

  7. АСТ-Пресс, 1999.

  8. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

  9. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко.  Биология  в таблицах.  6 -11 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2006, - 234с


Интернет – ресурсы:


1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (

http://school-

collection.edu.ru/)

2. http://bio.1september.ru/urok/ - материалы к уроку

3. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

4. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека





































Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;


• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



























Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета.

Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).


Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов.

Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).



Тема 3. Жизнь на Земле явление космическое(6ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.

Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 ч) Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии.

22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200– 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.


Темы проектных и исследовательских работ



  • Создание наглядного пособия

«Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью»


  • Наблюдение за птицами (индивидуальная работа)


  • Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели, научная фотография (выставка, групповой проект)


  • Составление паспорта дерева


  • Периодические явления в живой природе (групповой проект)


  • Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды:

«Экологические проблемы моей малой Родины»

«Азбука экологической культуры»



































Тематическое планирование

Количество часов в году – 35


п/п

Название раздела

Кол – во

часов

В том числе

уроки

практические

работы

1

Введение

1

1

2

Человек изучает живую природу

8

7

1

3

По ступеням «Лестницы жизни»

14

13

1

4

Жизнь на Земле явление космическое

6

5

1

5

Человек и разнообразие жизни на Земле

6

5

1


Итого


35

31

4




График проведения практических работ

2019 – 2020 учебный год


п/п

Название практических работ

Дата проведения

1

«Измеряем рост»


2

«Изучаем кожу»


3

«Изучение мела (известняка) под микроскопом


4

«Составление паспорта дерева»




График проведения контрольных работ


п/п

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

«По ступеням лестницы жизни»



2

«Человек и разнообразие жизни на Земле» (итоговая)






Календарно – тематическое планирование

Биология 5 класс


урока

Тема раздела,

урока

Количество часов

Дата

план

факт

Введение – 1 час

1

Инструктаж по ТБ. Величайшее чудо на планете

1



Человек изучает живую природу- 8 часов

2

В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы?

1



3

Биология – наука для всех

1



4

Какие научные методы используют биологи?

1



5

Наблюдение и эксперимент в биологии

1



6

С какой целью в биологии используется моделирование?

1



7

Какое оборудование необходимо биологу?

1



8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели

1



9

Практическая работа №1 «Измеряем рост»

1



По ступеням «лестнице жизни» - 14 часов

10

«Невозмутимый строй во всём», или что такое система?

1



11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1



12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

1



13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

1



14

Экосистемы - живая мозаика планеты

1



15

Вид - единица живого мира.

1



16

Повторный инструктаж по ТБ. Популяция – это «население»

1



17

Организм, особь, индивид

1



18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде

1



19

Как растут и развиваются организмы

1



20

Путешествие в мир клетки, или что общего между клеткой

и космическим кораблём

1



21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы.

Практическая работа №2 «Изучаем кожу»

1



22

На границе живого и неживого: вирусы

1



23

Контрольная работа №1 «По ступеням лестницы жизни»

1



Жизнь на Земле – явление космическое 6 часов

24

По страницам истории жизни

1



25

Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли

1

26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

1



27

Человек разумный – один из миллионов видов

1



28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

1



29

Практическая работа №3 «Изучение мела (известняка) под микроскопом»

1



Человек и разнообразие жизни на Земле 6 часов

30

Что такое «биологическое разнообразие»?

1



31

Какая среда необходима человеку?

1

32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Практическая работа №4 «Составление паспорта дерева»

1



33

Кто отвечает за Землю?


1



34

Обобщение знаний «Человек и разнообразие жизни на Земле»

Контрольная работа №2 (итоговая)

1



35

Урок-игра «Азбука поведения в природе»

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!