МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА
Рассмотрена на ШМО учителей ____________ И.Г. Иванова Протокол № 1 от 25.08.2021г. | Согласовано _____________ И.Г. Иванова 25.08.2021г. | Утверждаю И.о.директора ____________Задирако Т.В. Приказ от 25.08.2020г. № 103-ОД |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5 класс
Уровень, ступень образования: основное общее образование, 2 ступень
Срок реализации: 1 год
Составлена
Шулуновой Стеллой Викторовной
с. Малиновка
2021 г.
Содержание учебного материала
Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании.
Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы. Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания её человеком.
Данный курс реализует следующие цели:
— систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1— 4 классах;
— углубление знаний о живой природе;
— расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ; — воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков).
Изучение предмета по учебнику «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. А. А. Плешаков) на базовом уровне рассчитано на 1 час преподавания в неделю, но возможно и расширенное изучение предлагаемого материала. В основе данного курса лежит деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Живые организмы Биология — наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, работы с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточное строение организмов Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Органы цветкового растения. Многообразие растений Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), их отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, их отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), их отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Тематическое планирование
разделы | Тема раздела | К-во часов |
1 | Введение | 6 |
2 | Строение организма | 9 |
3 | Многообразие живых организмов | 15 |
4 | Повторение | 4 |
| | 34 |
Введение | Биология-наука о живой природе |
| Методы изучения биологии |
| Разнообразие живой природы. Царства живой природы |
| Среда обитания. Экологические факторы. Л.Р.1 |
| Среда обитания (водная, наземно-воздушная) |
| Среда обитания (почвенная, организменная) |
Строение организма | Что такое живой организм |
| Строение клетки. ЛР2, ЛР3 |
| Химический состав клетки. ЛР 4 |
| Жизнедеятельность клетки. ЛР 5 |
| Ткани растений |
| Ткани животных. ЛР 6 |
| Органы растений. ЛР 7 |
| Системы органов животных |
| Организм- биологическая система |
Многообразие живых организмов | Как развивалась жизнь на Земле |
| Строение и жизнедеятельность бактерий |
| Бактерии в природе и жизни человека |
| Грибы. Общая характеристика |
| Многообразие и значение грибов. ЛР 8 |
| Царство растений |
| Водоросли. Общая характеристика. ЛР 9 |
| Многообразие водорослей |
| Лишайники |
| Мхи. ЛР 10 |
| Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР 11 |
| Голосеменные растения. ЛР 12 |
| Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР 13 |
| Основные этапы развития растений на Земле |
| Значение и охрана растений |
Повторение | Повторение |
| Повторение |
| Промежуточная итоговая работа |
| Анализ работы |
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
освоение основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
1.4. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти):
- контроль устного ответа обучающихся осуществляется выборочно на каждом уроке;
- контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется на каждом уроке;
- контроль и оценка выполнения практической или лабораторной работы осуществляется в течение изучения тем и разделов.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема урока | Кал. сроки | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание |
Предметные результаты | Личностные/ метапредметные результаты |
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения |
1 | Биология-наука о живой природе | 1-4.09 | 1.1 | формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов | 2.1.1 | Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика | | п.1,2 |
2 | Методы изучения биологии | 7-11.09 | 1.1 | 2.2.1 | Изучать биологические объекты | | п.3,4 |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живой природы | 14-18.09 | | | 1.1.1 | Знать/понимать признаки живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий) | | п.5,6 |
4 | Среда обитания. Экологические факторы. Л.Р.1 | 21.09-25.09 | | | 2.1.4 2.4 | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; МР- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | п.7,8 |
5 | Среда обитания (водная, наземно-воздушная) | 28.09-02.10 | | | 2.1.4 2.4 | п.9-10 |
6 | Среда обитания (почвенная, организменная) | 5.10-09.10 | | | 2.1.4 2.4 | п.11 |
7 | Что такое живой организм | 12.10-16.10 | | | 1.1.1 | Знать/понимать признаки живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий) | п.12 |
8 | Строение клетки. ЛР2, ЛР3 | 19.10-23.10 | 2.1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | 1.1.2 2.3.1 | Знать признаки клеток Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки | п.13-14 |
9 | Химический состав клетки. ЛР 4 | 26.-30.10 | | | | | п.15-16 |
10 | Жизнедеятельность клетки. ЛР 5 | 09.11-13.11 | | | | | п.17-18 |
11 | Ткани растений | 16.11-20.11 | 2.2 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов размножения растений и домашних животных, ухода за ними | 2.5 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения | п.19 |
12 | Ткани животных. ЛР 6 | 23.11-27.11 | 2.2 | 2.5 | п.20-21 |
13 | Органы растений. ЛР 7 | 30.11-04.12 | 2.2 | 2.5 | п.22 |
14 | Системы органов животных | 7.12-11.12 | 2.2 | | | п.23-24 |
15 | Организм- биологическая система | 14.12-18.12 | 2.2 | 2.2.2 2.3.3 | Изучать биологические процессы Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | п.25 |
16 | Как развивалась жизнь на Земле | 21.12-25.12 | 3.5 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | 2.1.2 | Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп) | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | п.26-27 |
17 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 11.01-15.01 | 3.1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека | 2.3.1 | Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки | п.28 |
18 | Бактерии в природе и жизни человека | 18.01-22.01 | 3.1 | 3.1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний | п.29 |
19 | Грибы. Общая характеристика | 25.01-29.01 | 3.2 | Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.5 | Распознавать культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные | п.30-32 |
20 | Многообразие и значение грибов. ЛР 8 | 01.02-05.02 | 3.2 | 3.1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний | п.33 |
21 | Царство растений | 08.02-12.02 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.8 3.1 | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно- популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | п.34-37 |
22 | Водоросли. Общая характеристика. ЛР 9 | 15.02-19.02 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 | Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов | п.34-37 |
23 | Многообразие водорослей | 22.02-26.02 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.6 | Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | п.38-39 |
24 | Лишайники | 01.03-05.03 | 3.2 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.5 | Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов | п.40-41 |
25 | Мхи. ЛР 10 | 08.03-12.03 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.6 | Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов. определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация) | п.42 |
26 | Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР 11 | 15.03-19.03 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.6 | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | п.43 |
27 | Голосеменные растения. ЛР 12 | 29.03-02.04 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.6 | п.44-45 |
28 | Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР 13 | 05.04-09.04 | 3.3 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | 2.3.3 2.6 | п.46-47 |
29 | Основные этапы развития растений на Земле | 12.04-16.04 | 3.5 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | 2.1.2 | Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп) | п.48 |
30 | Значение и охрана растений | 19.04-23.04 | | | 2.1.3 | Уметь объяснять роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | п.49-51 |
31 | Повторение | 26.04-30.04 | | | 1 2 3 | | п.52 |
32 | Повторение | 03.05-07.05 | | | 1 2 3 | | ЛР- знание основных принципов и правил отношения к живой природе. ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МР- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих | п.53-55 |
33 | Промежуточная итоговая работа | 10.05-14.05 | | | 1 2 3 | | ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | нет |
34 | Анализ работы | 17.05-21.05 | | | | | | нет |