СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии, 5 класс, учебник Сивоглазов В.И, Плешаков А.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА



Рассмотрена на ШМО учителей

____________ И.Г. Иванова

Протокол № 1 от 25.08.2021г.

Согласовано


_____________ И.Г. Иванова

25.08.2021г.

Утверждаю

И.о.директора

____________Задирако Т.В.

Приказ от 25.08.2020г. № 103-ОД







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5 класс



Уровень, ступень образования: основное общее образование, 2 ступень

Срок реализации: 1 год





















Составлена

Шулуновой Стеллой Викторовной



с. Малиновка

2021 г.

Содержание учебного материала


Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании.

Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В  ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы. Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания её человеком.

Данный курс реализует следующие цели:

— систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1— 4 классах;

— углубление знаний о живой природе;

— расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ; — воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5  класс» (авторы В. И.  Сивоглазов, А. А.  Плешаков).

Изучение предмета по учебнику «Биология. 5 класс» (авторы В. И.  Сивоглазов, А. А.  А. А.  Плешаков) на базовом уровне рассчитано на 1  час преподавания в неделю, но возможно и расширенное изучение предлагаемого материала. В  основе данного курса лежит деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий.


Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Живые организмы Биология  — наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, работы с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточное строение организмов Клетка  — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение  — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Органы цветкового растения. Многообразие растений Классификация растений. Водоросли  — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), их отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, их отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), их отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.  Коха и Л.  Пастера. Царство Грибы Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Тематическое планирование

разделы

Тема раздела

К-во часов

1

Введение

6

2

Строение организма

9

3

Многообразие живых организмов

15

4

Повторение

4


34





Введение

Биология-наука о живой природе


Методы изучения биологии


Разнообразие живой природы. Царства живой природы


Среда обитания. Экологические факторы. Л.Р.1


Среда обитания (водная, наземно-воздушная)


Среда обитания (почвенная, организменная)

Строение организма

Что такое живой организм


Строение клетки. ЛР2, ЛР3


Химический состав клетки. ЛР 4


Жизнедеятельность клетки. ЛР 5


Ткани растений


Ткани животных. ЛР 6


Органы растений. ЛР 7


Системы органов животных


Организм- биологическая система

Многообразие живых организмов

Как развивалась жизнь на Земле


Строение и жизнедеятельность бактерий


Бактерии в природе и жизни человека


Грибы. Общая характеристика


Многообразие и значение грибов. ЛР 8


Царство растений


Водоросли. Общая характеристика. ЛР 9


Многообразие водорослей


Лишайники


Мхи. ЛР 10


Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР 11


Голосеменные растения. ЛР 12


Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР 13


Основные этапы развития растений на Земле


Значение и охрана растений

Повторение

Повторение


Повторение


Промежуточная итоговая работа


Анализ работы







1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • освоение основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

  • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

  • 1.4. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся

  • Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти):

  • - контроль устного ответа обучающихся осуществляется выборочно на каждом уроке;

  • - контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется на каждом уроке;

  • - контроль и оценка выполнения практической  или лабораторной работы  осуществляется в течение изучения тем и разделов.

































Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема урока

Кал. сроки

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Предметные результаты 

Личностные/ метапредметные результаты

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

 1

Биология-наука о живой природе

1-4.09

1.1

формировании

современной

естественнонаучной

картины мира,

в практической

деятельности людей.

Методы изучения живых

объектов. Биологический

эксперимент. Наблюдение,

описание, измерение

биологических объектов


2.1.1

Объяснять роль биологии

в формировании современной

естественнонаучной картины

мира, в практической

деятельности людей и самого

ученика


п.1,2

2

Методы изучения биологии

7-11.09

1.1

2.2.1

Изучать биологические объекты


п.3,4

3

Разнообразие живой природы. Царства живой природы

14-18.09

1.1.1

Знать/понимать признаки живых организмов (растений,

животных, грибов и бактерий)


п.5,6

4

Среда обитания. Экологические факторы. Л.Р.1

21.09-25.09



2.1.4

2.4

Объяснять взаимосвязи организмов

и окружающей среды;

выявлять изменчивость

организмов, приспособления

организмов к среде обитания,

типы взаимодействия разных

видов в экосистеме

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

МР- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


п.7,8

5

Среда обитания (водная, наземно-воздушная)

28.09-02.10



2.1.4

2.4

п.9-10

6

Среда обитания (почвенная, организменная)

5.10-09.10



2.1.4

2.4

п.11

7

Что такое живой организм

12.10-16.10



1.1.1

Знать/понимать признаки живых организмов (растений,

животных, грибов и бактерий)

п.12

8

Строение клетки. ЛР2, ЛР3

19.10-23.10

2.1

Клеточное строение

организмов как

доказательство их родства,

единства живой природы.

1.1.2

2.3.1

Знать признаки клеток

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

основные части и органоиды

клетки

п.13-14

9

Химический состав клетки. ЛР 4

26.-30.10





п.15-16

10

Жизнедеятельность клетки. ЛР 5

09.11-13.11





п.17-18

11

Ткани растений

16.11-20.11

2.2

Признаки организмов.

Наследственность

и изменчивость – свойства

организмов.

Одноклеточные

и многоклеточные

организмы. Ткани, органы,

системы органов растений

и животных, выявление

изменчивости организмов размножения растений

и домашних животных,

ухода за ними

2.5

сравнивать биологические

объекты (клетки, ткани,

органы и системы органов,

представителей отдельных

систематических групп)

и делать выводы на основе

сравнения

п.19

12

Ткани животных. ЛР 6

23.11-27.11

2.2

2.5

п.20-21

13

Органы растений. ЛР 7

30.11-04.12

2.2

2.5

п.22

14

Системы органов животных

7.12-11.12

2.2



п.23-24

15

Организм- биологическая система

14.12-18.12

2.2

2.2.2

2.3.3

Изучать биологические процессы


Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы цветковых растений,

растения разных отделов

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

п.25

16

Как развивалась жизнь на Земле

21.12-25.12


3.5

Учение об эволюции

органического мира.

Ч. Дарвин –

основоположник учения об

эволюции. Усложнение

растений и животных

в процессе эволюции.

Биологическое

разнообразие как основа

устойчивости биосферы

и результата эволюции

2.1.2

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

растений и животных (на

примере сопоставления

отдельных групп)

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

п.26-27

17

Строение и жизнедеятельность бактерий

11.01-15.01

3.1

Царство Бактерии. Роль

бактерий в природе, жизни

человека и собственной

деятельности. Бактерии –

возбудители заболеваний

растений, животных,

человека

2.3.1

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

основные части и органоиды

клетки

п.28

18

Бактерии в природе и жизни человека

18.01-22.01

3.1

3.1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых растениями,

животными, бактериями,

грибами и вирусами;

травматизма; стрессов; ВИЧ-

инфекции; вредных привычек

(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения

осанки, зрения, слуха;

инфекционных и простудных

заболеваний

п.29

19

Грибы. Общая характеристика

25.01-29.01

3.2

Царство Грибы. Роль

грибов в природе, жизни

человека и собственной

деятельности.

Роль лишайников

в природе, жизни человека

и собственной

деятельности

2.3.5

Распознавать культурные растения

и домашних животных,

съедобные и ядовитые грибы,

опасные для человека

растения и животные

п.30-32

20

Многообразие и значение грибов. ЛР 8

01.02-05.02

3.2

3.1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых растениями,

животными, бактериями,

грибами и вирусами;

травматизма; стрессов; ВИЧ-

инфекции; вредных привычек

(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения

осанки, зрения, слуха;

инфекционных и простудных

заболеваний

п.33

21

Царство растений

08.02-12.02

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.8

3.1

проводить

самостоятельный поиск

биологической информации:

находить в научно-

популярном тексте

необходимую биологическую

информацию о живых

организмах, процессах

и явлениях; работать

с терминами и понятиями.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для соблюдения мер

профилактики: заболеваний,

вызываемых растениями,

животными, бактериями,

грибами и вирусами;

травматизма; стрессов; ВИЧ-

инфекции; вредных привычек

(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения

осанки, зрения, слуха;

инфекционных и простудных

заболеваний

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

п.34-37

22

Водоросли. Общая характеристика. ЛР 9

15.02-19.02

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы цветковых растений,

растения разных отделов

п.34-37

23

Многообразие водорослей

22.02-26.02

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.6

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы цветковых растений,

растения разных отделов

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

п.38-39

24

Лишайники

01.03-05.03

3.2

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.5

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы цветковых растений,

растения разных отделов

п.40-41

25

Мхи. ЛР 10

08.03-12.03

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.6

Распознавать и описывать на рисунках (фотографиях)

органы цветковых растений,

растения разных отделов.


определять принадлежность

биологических объектов

к определённой

систематической группе

(классификация)

п.42

26

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР 11

15.03-19.03

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.6

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

п.43

27

Голосеменные растения. ЛР 12

29.03-02.04

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.6

п.44-45

28

Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР 13

05.04-09.04

3.3

Царство Растения. Роль

растений в природе, жизни

человека и собственной

деятельности

2.3.3

2.6

п.46-47

29

Основные этапы развития растений на Земле

12.04-16.04

3.5

Учение об эволюции

органического мира.

Ч. Дарвин –

основоположник учения об

эволюции. Усложнение

растений и животных

в процессе эволюции.

Биологическое

разнообразие как основа

устойчивости биосферы

и результата эволюции

2.1.2

Уметь объяснять родство, общность

происхождения и эволюцию

растений и животных (на

примере сопоставления

отдельных групп)

п.48

30

Значение и охрана растений

19.04-23.04



2.1.3

Уметь объяснять роль различных организмов

в жизни человека

и собственной деятельности

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

п.49-51

31

Повторение

26.04-30.04



1

2

3


п.52

32

Повторение

03.05-07.05



1

2

3


ЛР- знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

МР- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

п.53-55

33

Промежуточная итоговая работа

10.05-14.05



1

2

3


ЛР- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

МР- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

нет

34

Анализ работы

17.05-21.05






нет










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!