Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____ Руководитель ШМО: _____________________ | Принята на заседании педагогического совета Протокол №______ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: _______________ Приказ №______ от____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 6 класс
(название учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности, класс)
учителя Бацаева Леонида Евгеньевича
(фамилия, имя, отчество учителя)
2019 год
Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на учебный предмет Биология в 6 классе отводится 1 час.
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе – 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные классы растений и группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Содержание учебного предмета, курса
Строение и многообразие покрытосеменных растений(16 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Жизнь растений (12 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Природные сообщества (1 час)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 | Строение семян. ЛБ Строение семян двудольных и однодольных растений. | | |
Виды корней и типы корневых систем. ЛБ. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы | | |
Зоны (участки) корня.ЛБ Корневой чехлик и корневые волоски. | | |
Условия произрастания и видоизменения коней | | |
Побег и почки ЛБ Строение почек. Расположение почек на стебле. | | |
Внешнее строение листа.ЛБ Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. | | |
Клеточное строение листа ЛБ Клеточное строение листа | | |
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев | | |
Строение стебля ЛБ Внутреннее строение ветки дерева | | |
Видоизменения побегов ЛР Видоизмененные побеги ( клубень, луковица). | | |
Цветок | | |
Цветок | | |
Соцветия | | |
Плоды. ЛР Классификация плодов | | |
Плоды Распространение плодов и семян | | |
Обобщающее повторение темы | | |
Жизнь растений | 12 | Минеральное питание растений | | |
Фотосинтез | | |
Дыхание растений | | |
Испарение воды растениями. Листопад | | |
Передвижение воды и питательных веществ в растении ЛР Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | | |
Прорастание семян | | |
Способы размножения растений | | |
Размножение споровых растений | | |
Размножение голосеменных растений | | |
Половое размножение покрытосеменных растений | | |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений | | |
Обобщающее повторение темы | | |
Классификация растений | 6 | Основы систематики растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные. | | |
Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) | | |
Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) | | |
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки | | |
Культурные растения | | |
Тестирование в рамках промежуточной аттестации | | |
Природные сообщества | 1 | Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | | |