СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс - углубленный уровень.

Линия жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»


Планируемые результаты освоения программы курса «Биология»

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:


  1. Личностные результаты:


Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.


  1. Метапредметные результаты:


Приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях;

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между альтернативными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


  1. Предметные результаты:


Умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Овладение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Освоение общих приемов: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Приобретение навыков использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Реализация программы воспитания в курсе предмета

Основные направления,

ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Задачи воспитания и социализации

Патриотическое воспитание

  • Воспитание гражданственности и любви к Родине, интереса к избранной профессии.

Духовно – нравственное

воспитание

  • Формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношение к природе, частью которой он является сам.

  • Посредством изучения биологии, создаются условия для развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

  • Формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии; здорового образа жизни, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности человека и общества.

  • Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

  • Воспитание стремления заботиться о своем здоровье.

  • Научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим.

Экологическое воспитание

  • Воспитание ответственного отношения к природе.

  • Научить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение.

  • Воспитание экологической культуры.

Трудовое воспитание

  • Воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

Ценности научного познания

  • Воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. 11 КЛАСС УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕТЬ

(102 часа, 3 часа в неделю)


Раздел 1. Популяционно-видовой уровень. 25 часов


Тема 1.1 Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции

Понятия о виде. Критерии вида (морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, генетический). Популяционная структура вида. Показатели популяций. Генетическая структура популяции. Свойства популяции. Решение задач с использованием динамических показателей структуры популяции.

Тема 1.2 Развитие эволюционных идей

Понятие термина эволюция. Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Тема 1.3 Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции. Основные положения синтетической теории эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Экспериментальная проверка теории эволюции.

Тема 1.4 Движущие силы эволюции

Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс. Горизонтальный перенос генов.

Тема 1.5 Изоляция. Закон Харди-Вайнберга

Изоляция. Типы изолирующих механизмов. Закон Харди-Вайбнберга. Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга.

Тема 1.6 Естественный отбор как фактор эволюции

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Изменения генофонда, вызываемые естественным отбором. Адаптации как результат действия естественного отбора. Молекулярные часы эволюции.

Тема 1.7 Половой отбор. Стратегии размножения

Половой отбор. Индикаторы приспособленности. Родительский вклад. Стратегия размножения. Возникновение искусства в процессе эволюции.

Тема 1.8 Микроэволюция и макроэволюция

Понятие о микроэволюции. Способы видообразования. Конвергенция. Понятие о макроэволюции. Самая распространенная форма эволюции.

Тема 1.9 Направления эволюции

Направление макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. Олигомеризация.

Тема 1.10 Принципы классификации. Систематика

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы современной классификации. Систематика. Система живой природы К.Линнея.

Дискуссия №1. Экспериментальная проверка теории эволюции.

Практическая работа №1. Современная система классификации

Контрольная работа №1. Популяционно-видовой уровень


Раздел 2. Экосистемный уровень. 47 часов


Тема 2.1 Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов

Среды обитания организмов.

Тема 2.2 Экологические факторы и ресурсы

Экологические факторы и ресурсы. Влияние организмов на природную среду.

Тема 2.3 Влияние экологических факторов среды на организмы

Толерантность. Лимитирующие факторы. Адаптация организмов. Решение задач на применение правила толерантности.

Тема 2.4 Экологические сообщества

Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Географический ландшафт. Классификация экосистем. Искусственные экосистемы.

Тема 2.5 Естественные и искусственные экосистемы

Сравнение естественных и искусственных экосистем. Экосистемы городов. Решение задач на видовое разнообразие сообществ.

Тема 2.6 Взаимоотношения организмов в экосистеме

Экологические взаимодействия организмов. Симбиотические отношения. Нейтрализм, симбиоз: мутуализм, протокооперация, комменсализм, нахлебнечество, квартиранство, паразитизм. Адаптация паразитов и их жертв в эволюции видов. Формы паразитизма. Экологические категории паразитов. Циклы развития и передача паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Паразитология. Хищничество. Адаптация хизников и их жертв в эволюции видов. Значение хищничества в природе. Динамика популяций хищника и жертвы. Хищники и человек: путь от антагонизма к сотрудничеству. Антибиотические отношения. Разнообразие биотических отношений. Неоднозначность отношений.

Тема 2.7 Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования

Экологическая ниша. Закон конкурентного исключения. Правило оптимального фуражирования. Снижение биоразнообразия.

Тема 2.8 Видовая и пространственная структура экосистемы

Структура экосистемы. Видовая структура. Пространственная структура. Решение задач по экологии сообществ.

Тема 2.9 Трофическая структура экосистемы

Трофическая структура. Пищевая сеть. Автотрофы, гетеротрофы, консументы, редуценты. Управление экосистемами. Классификация консументов. Обмен веществом и энергией. Типы пищевых цепей. Особенности пищевых цепей на суше и в Океане. Правило биотического усиления. Экологические пирамиды. Решение задач на расчет биомассы на разных трофических уровнях.

Тема 2.10 Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме

Потоки энергии и вещества в экосистемах. Особенности переноса энергии в экосистеме. Круговороты биогенных элементов на суше и в Океане.

Тема 2.11 Продуктивность сообщества

Продуцирование (создание) биомассы. Основные закономерности продуцирования. Мировое распределение биомассы и первичной продукции.

Тема 2.12 Экологическая сукцессия

Сукцессия. Автотрофная и гетеротрофная сукцессия. Сукцессионные изменения в природе. Саморазвитие сообщества. Продолжительность сукцессии. Значение экологических сукцессий.

Тема 2.13 Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

Влияние деятельности человека на экосистемы. Загрязнение природной среды. Предельно допустимый сброс и предельно допустимая концентрация. Трагедия острова Пасхи. Отравление нефтепродуктами.

Дискуссия №2. Воздействие организмов на среду обитания

Дискуссия №3. Круговорот веществ и прекращение энергии в экосистеме

Лабораторная работа №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

Лабораторная работа №2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».

Лабораторная работа №3 «Методы измерения факторов среды обитания».

Лабораторная работа №4 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».

Лабораторная работа №5 «Изучение экологической ниши у разных видов растений».

Лабораторная работа №6 «Описание экосистем своей местности».

Лабораторная работа №7 «Оценка антропогенных изменений в природе».

Контрольная работа №2. Экосистемный уровень


Раздел 3. Биосферный уровень 29 часов


Тема 3.1 Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Биосфера. Учение о биосфере. Ноосфера. Структура и границы биосферы.

Тема 3.2 Круговорот веществ в биосфере

Три основных положения (биохимические принципы). Закон глобального замыкания биогеохимического круга в биосфере. Круговорот воды. Круговорот кислорода. Круговорот углерода. Круговорот азота. Решение задач на биогеохимические циклы.

Тема 3.3 Эволюция биосферы

Основные этапы развития биосферы. Зарождение жизни. Роль процессов фотосинтеза и дыхания. Кислородная революция. Влияние человека на эволюцию биосферы. Эволюционная роль кислорода в истории Земли.

Тема 3.4 Происхождение жизни на Земле

Гипотезы о происхождении жизни. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Гипотеза панспермии. Гипотеза абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции. Гипотеза РНК---мира. «Глиняный геном».

Тема 3.5 Современные представления о возникновении жизни

Основные этапы формирования жизни. Этап химической эволюции. Этап предбиологической эволюции. Биологический этап эволюции. Гипотезы происхождения эукариотов.

Тема 3.6 Развитие жизни на Земле

Геологическая история Земли. Катархей. Архей. Протерозой. Бактериальные маты. Палеозой. Участие грибов в углеобразовании. Мезозой. Появление динозавров. Кайнозой. Палеоген, Неоген, Антропоген.

Тема 3.7 Эволюция человека

Развитие взглядов на происхождение человека. Отличия человека от животных. Систематическое положение современного человека. Основные стадии антропогенеза. Предшественники человека. Древнейшие люди, или архантропы. Древние люди, или палеоантропы. Люди современного анатомического типы, или неоантропы. Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Современные проблемы человеческого общества. Мозаика признаков. Формирование рас. Европеоидная раса. Монголоидная раса. Негроидная раса. Австралоиды. Критика расизма.

Тема 3.8 Роль человека в биосфере

Человек и экологический кризис. Пути выхода из экологического кризиса. Проблемы устойчивого развития. Сбалансированное развитие. Влияние деятельности человека на планету.

Дискуссия №4. Биогеохимический круговорот

Дискуссия №5. Расогенез

Контрольная работа №3. Биосферный уровень


Обобщающий урок по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности. 1 час



Тематический план

Раздел

Общее количество часов

Раздел 1. Популяционно-видовой уровень.

25

Раздел 2. Экосистемный уровень.

47

Раздел 3. Биосферный уровень.

29

Резерв.

1

ИТОГО

102
















Календарно – тематическое планирование.

Биология. Общая биология. 11 класс

(102 часов, 3 часа в неделю)


1ч. – 27 ч Л/р 1ч. – 1 К/р 1ч. – 1

2ч. – 21 ч 102 2ч. – 4 7 2ч. – 0 3

3ч. – 30 ч 3ч. – 2 3ч. – 1

4ч. – 24 ч 4ч. – 0 4ч. – 1


Название раздела

Тема урока

сроки

фактически

1

Популяционно-видовой уровень. (25 часов)

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.

1

неделя


2


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.

1

неделя


3


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.

1

неделя


4


Обобщающий урок.

2

неделя


5


Развитие эволюционных идей.

2

неделя


6


Синтетическая теория эволюции.

2

неделя


7


Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

3

неделя


8


Урок «Шаги в медицину».

3

неделя


9


Изоляция. Закон Харди - Вайнберга.

3

неделя


10


Изоляция. Закон Харди - Вайнберга.

4

неделя


11


Урок «Шаги в медицину».

4

неделя


12


Естественный отбор как фактор эволюции.

4

неделя


13


Урок «Шаги в медицину».

5

неделя


14


Обобщающий урок.

5

неделя


15


Половой отбор. Стратегии размножения.

5

неделя


16


Урок «Шаги в медицину».

6

неделя


17


Микроэволюция и макроэволюция.

6

неделя


18


Урок «Шаги в медицину».

6

неделя


19


Направления эволюции.

7

неделя


20


Урок «Шаги в медицину».

7

неделя


21


Принципы классификации. Систематика.

7

неделя


22


Практическая работа №1. 

«Современная система классификации».

8

неделя


23


Обобщающий урок.

8

неделя


24


Обобщающий урок - конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

8

неделя


25


Контрольная работа №1. 

«Популяционно-видовой уровень»

9

неделя


26

Экосистемный уровень. (47 часов)

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов.

9

неделя


27


Лабораторная работа №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

9

неделя


28


Экологические факторы и ресурсы.

10

неделя


29


Лабораторная работа №2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».

10

неделя


30


Влияние экологических факторов среды на организмы.

10

неделя


31


Влияние экологических факторов среды на организмы.

11

неделя


32


Лабораторная работа №3 «Методы измерения факторов среды обитания».

11

неделя


33


Обобщающий урок.

11

неделя


34


Экологические сообщества.

12

неделя


35


Урок «Шаги в медицину».

12

неделя


36


Естественные и искусственные экосистемы

12

неделя


37


Естественные и искусственные экосистемы

13

неделя


38


Лабораторная работа №4 

«Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».

13

неделя


39


Обобщающий урок.

13

неделя


40


Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз.

14

неделя


41


Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм.

14

неделя


42


Урок «Шаги в медицину».

14

неделя


43


Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество.

15

неделя


44


Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество.

15

неделя


45


Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция.

15

неделя


46


Обобщающий урок.

16

неделя


47


Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования.

16

неделя


48


Лабораторная работа №5

«Изучение экологической ниши у разных видов растений».

16

неделя


49


Урок «Шаги в медицину».

17

неделя


50


Видовая и пространственная структура экосистемы.

17

неделя


51


Урок «Шаги в медицину».

17

неделя


52


Трофическая структура экосистемы.

18

неделя


53


Лабораторная работа №6

«Описание экосистем своей местности».

18

неделя


54


Обобщающий урок.

18

неделя


55


Пищевые связи в экосистеме.

19

неделя


56


Экологические пирамиды.

19

неделя


57


Экологические пирамиды

19

неделя


58


Урок «Шаги в медицину»

20

неделя


59


Обобщающий урок.

20

неделя


60


Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

20

неделя


61


Продуктивность сообщества.

21

неделя


62


Экологическая сукцессия.

21

неделя


63


Экологическая сукцессия.

21

неделя


64


Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

22

неделя


65


Урок «Шаги в медицину».

22

неделя


66


Обобщающий урок.

22

неделя


67


Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

23

неделя


68


Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

23

неделя


69


Лабораторная работа №7 «Оценка антропогенных изменений в природе».

23

неделя


70


Обобщающий урок.

24

неделя


71


Организация подготовки к ЕГЭ

24

неделя


72


Контрольная работа №2. Экосистемный уровень.

24

неделя


73

Биосферный уровень (29 часов)

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

25

неделя


74


Урок «Шаги в медицину».

25

неделя


75


Круговорот веществ в биосфере.

25

неделя


76


Круговорот веществ в биосфере.

26

неделя


77


Урок «Шаги в медицину».

26

неделя


78


Эволюция биосферы. Зарождение жизни.

26

неделя


79


Эволюция биосферы. Кислородная революция.

27

неделя


80


Урок «Шаги в медицину».

27

неделя


81


Обобщающий урок.

27

неделя


82


Происхождение жизни на Земле.

28

неделя


83


Урок «Шаги в медицину».

28

неделя


84


Современные представления о возникновении жизни.

28

неделя


85


Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой.

29

неделя


86


Развитие жизни на Земле. Палеозой.

29

неделя


87


Развитие жизни на Земле. Мезозой.

29

неделя


88


Развитие жизни на Земле. Кайнозой.

30

неделя


89


Обобщающий урок.

30

неделя


90


Эволюция человека.

30

неделя


91


Урок «Шаги в медицину».

31

неделя


92


Основные этапы антропогенеза.

31

неделя


93


Движущие силы антропогенеза.


31

неделя


94


Урок «Шаги в медицину».

32

неделя


95


Формирование человеческих рас.

32

неделя


96


Роль человека в биосфере.

32

неделя


97


Урок «Шаги в медицину».

33

неделя


98


Организация подготовки к ЕГЭ

33

неделя


99


Обобщающий урок- конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

33

неделя


100


Обобщающий урок- конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

34

неделя


101


Контрольная работа №3. Биосферный уровень.

34

неделя


102

Резерв (1 час)

Анализ контрольной работы.

34

неделя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!