СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"

Икрянинский район, Астраханской области




"Рассмотрено"

Руководитель МО

_____________

Д.Т.Джалмухамбетова

Протокол №___

От "__"___ 2019г.

"Согласовано"

Заместитель

Директора по УВР

____________________

И.А. Максимова

От "__"_______2019г

"Утверждаю"

Директор МБОУ

"Седлистинская СОШ"

_____________________

Л.Г. Сапрыкина

Приказ № __

От "__"___ 2019г


Рабочая программа

Предмет: биология

Класс : 10

Уровень обучения: базовый

Всего часов на изучение программы: 34

Количество часов в неделю: 1




Джакьяева М.Р.

Учитель химии и биологии


2019-2020 уч. год.

Результаты освоения курса биологии

В процессе обучения биологии в 10 классе предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • Компетентность в области использования ИКТ, умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов- знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:

  • характеристику содержания биологических теорий, учений В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы скрещивания;

  • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни

  • оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

  • постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

























Содержание курса биологии

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

Тема 1. Введение в курс общей биологии (5ч)

Биология как наука. Отрасли биологии и ее связи с другими науками. Основные свойства жизни. Уровневая организация живой природы. Общие признаки биологических систем.. Методы изучения живой природы. Взаимосвязь природы и культуры.

Экскурсия в природу

Многообразие видов в родной природе.


Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч)

Биосфера- глобальная биосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы среды. Биологический круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Устойчивость биосферы. Уровневая организация живой природы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.


Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (6ч+ 1 ч р.в.)

Уровневая организация живой природы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Видовая и пространственная структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Саморегуляция экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии. Устойчивость и динамика биогеоценоза. Биологические ритмы. Многообразие экосистем. Агроэкосистемы. Человек как житель биосферы.

Лабораторная работа №1

Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.


Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни (13ч+ 1ч р.в.)

Вид, его критерии и структура. Популяция. Образование новых видов на Земле. Многообразие организмов. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Человек как уникальный вид живой природы. Гипотезы о происхождении человека и его рас. Развитие эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Результаты эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Уровневая организация.

Лабораторная работа №2

Морфологические критерии, используемые при определении видов.

Лабораторная работа №3

Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.

Экскурсия в природу

Сезонные изменения (ритмы) в живой природе










































Тематическое планирование

10 класс (34ч, 1ч в неделю)

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Д/з

План

Факт

Тема 1. Введение в курс общей биологии (5ч)



1

Содержание и структура курса общей биологии

Формулировать предмет науки биологии

Систематизировать знания об областях биологической науки

Называть науки, пограничные с биологией




2

Основные свойства живого

Актуализировать знания о живых организмах, полученные в предыдущих курсах биологии

Называть и характеризовать универсальные свойства живого

Понимать и объяснять сущность основных биологических понятий "биосистема", "обмен веществ", "размножение", "рост" и т.д.




3

Уровни организации живой материи

Актуализировать знания о живых системах- биосистемах

Раскрывать смысл понятия "структурный уровень организации жизни".

Определять взаимосвязь и взаимозависимость между биосистемами разных уровней




4

Значение практической биологии

Знать краткую историю становления науки биологии

Приводить примеры использования человеком знаний о живой природе в древности

Называть имена крупнейших ученых-естествоиспытателей и врачей Древнего Мира и Средних Веков.




5

Методы биологических исследований

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 "Введение в курс общей биологии"

Характеризовать назначение и особенности использования различных методов биологического исследования.

Различать лабораторные и полевые методы исследования.

Сравнивать особенности применения методов биологических исследований в изучении свойств биосистем разных структурных уровней.

Актуализировать умение работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов.


Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч)



6

Учение о биосфере

Характеризовать учение В.И. Вернадского о биосфере

Выделять и объяснять существенные элементы структуры биосферы

Объяснять процесс круговорота веществ и превращения энергии




7

Происхождение живого вещества

Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению

Различать воззрения ученых- материалистов- сторонников биогенеза и абиогенеза

Сравнивать и обобщать результаты научных исследований по изучению происхождения жизни на Земле.




8

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Определять понятие "эволюция"

Анализировать и оценивать преобразования организмов, приведшие к общему морфофизиологическому прогрессу.

Объяснять сущность понятия "ароморфоз".





9

Условия жизни на Земле

Характеризовать отличительные особенности основных сред жизни на Земле.

Описывать условия обитания организмов в разных средах жизни.

Характеризовать и оценивать последствия антропогенного воздействия на природу.




10

Биосфера как глобальная экосистема

Объяснять понятия "биосистема", "экосистема", "продуценты", "консументы", "редуценты".

Характеризовать функции живых организмов в биосфере.

Объяснять роль живых организмов в биологическом круговороте веществ и потоке энергии.




11

Круговорот веществ в природе

Объяснять понятия " круговорот веществ", "поток энергии".

Анализировать и оценивать роль круговорота веществ в возникновении и существовании биосферы




12

Особенности биосферного уровня организации живой материи

Знакомиться со свойствами биосферного уровня жизни.

Определять и характеризовать понятие "биосферный уровень организации жизни".

Называть и характеризовать структурные компоненты биосферного уровня жизни.




13

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 "Биосферный уровень жизни"

Называть и объяснять причины загрязнения биосферы, приводить примеры антропогенного воздействия на территории своего региона.

Оценивать значение учения о биосфере В.И. Вернадского, его положений о ноосфере.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы.


Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (6ч+1ч р.в.)



14

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Характеризовать особенности биогеоценотического уровня организации жизни, сравнивать их с особенностями биосферного уровня.

Характеризовать биогеоценоз как био- и экосистему.

Объяснять понятия "биотоп" и "биоценоз"




15

Биогеоценоз как био- и экосистема

Характеризовать понятия "природное сообщество", "биогеоценоз", "экосистема".

Выявлять и объяснять свойства биогеоценоза как открытой биосистемы.

Использовать информационные ресурсы при подготовке сообщений о вкладе биологической науки в изучение биогеоценозов.




16

Строение и свойства биогеоценоза

Лабораторная работа №1 "Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе"

Характеризовать видовую и пространственную структуру биогеоценоза.

Объяснять понятия "цепь питания", "цепь выедания", "цепь разложения", "сеть питания", "первичная продукция", "вторичная продукция", "экологическая пирамида".

Составлять схемы переноса вещества и энергии в экосистемах.

Строить модели экосистем

Оценивать ярусное строение биогеоценозов.




17

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Объяснять понятия "коэволюция", "адаптация", "коадаптация", "хищник", "паразит" и др.

Аргументировать сопряженность формирования адаптаций у видов в биогеоценозе.

Анализировать многообразие связей организмов в биогеоценозе.




18

Причины устойчивости биогеоценозов

Объяснять сущность понятия "устойчивость биогеоценоза"

Анализировать на примерах причины устойчивости биогеоценоза.

Характеризовать богатство видового состава биогеоценоза как важное условие его устойчивости.




19

Зарождение и смена биогеоценозов

Объяснять понятие "смена биогеоценозов".

Называть причины, вызывающие смену.

Сравнивать понятия "смена биогеоценозов" и "сукцессия"




20

Обобщение и систематизация знаний по теме "Биогеоценотический уровень жизни"

Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки рефератов, презентаций и сообщений по материалам темы 3.

Обсуждать проблемные вопросы темы 3.


Тема 4. Популяционно- видовой уровень жизни (13ч+1ч р.в.)



21

Вид, его критерии и структура

Лабораторная работа №2 "Морфологические критерии, используемые при определении видов"

Определять понятие "вид"

Характеризовать критерии вида.

Характеризовать свойства вида как биосистемы.

Выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида.




22

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

Определять понятие "популяция".

Характеризовать популяцию как биосистему.

Называть особенности группового способа жизни особей в популяции.

Объяснять термины "особь", "генотип", "генофонд".




23

Популяция как основная единица эволюции

Анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции.

Объяснять значение гетерогенности природных популяций вида.

Характеризовать сущность микроэволюции.

Моделировать процессы микроэволюции в зависимости от условий существования популяций вида.




24

Видообразование- процесс возникновения новых видов

Определять понятия "видообразование", сопоставлять его с понятием "микроэволюция".

Выявлять и анализировать причины образования нового вида.

Различать и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов.




25

Система живых организмов на Земле

Характеризовать задачи науки систематики.

Определять понятия "таксон", "естественная система живых организмов"

Объяснять роль вида в классификации организмов.




26

Этапы антропогенеза

Выявлять место человека в системе живого мира

Анализировать роль микроэволюции как механизма антропогенеза.

Называть ранних предков человека.

Выявлять сходство и различия человека и животных




27

Человек как уникальный вид живой природы

Характеризовать значение синхронного взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе антропогенеза.

Аргументировать ведущее значение социальной среды и становлении вида Человек разумный.




28

История развития эволюционных идей

Объяснять понятие "эволюция".

Описывать вклад различных ученых в идею развития живого мира.

Оценивать значение теории эволюции Ламарка.

Характеризовать предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина.




29

Естественный отбор и его формы

Характеризовать естественный отбор как движущую и направляющую силу эволюции

Объяснять вероятностный характер действия естественного отбора.

Характеризовать творческую роль естественного отбора




30

Современное учение об эволюции

Формировать представление о синтетической теории эволюции.

Оценивать вклад российских и иностранных ученых в развитие СТЭ.

Применять знания о популяции, микроэволюции и видообразовании для характеристики сущности СТЭ.




31

Основные направления эволюции

Лабораторная работа №3 "Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных"

Определять понятия "биологический прогресс","биологический регресс".

Характеризовать и оценивать значимость биологического прогресса для эволюции.

Определять понятия "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация"




32

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Объяснять понятия "популяционно- видовой уровень организации жизни".

Характеризовать процессы, происходящие на популяционно- видовом уровне жизни.

Анализировать структуру и организацию популяционно- видового уровня жизни.




33

Всемирная стратегия охраны природных видов

Обобщение и систематизация знаний по теме 4 "Популяционно-видовой уровень жизни"

Определять понятия "редкий вид", "исчезающий вид".

Объяснять значение Красной книги.

Приводить примеры редких и исчезающих видов своей местности.

Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы




34

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 10 класса

Систематизировать знания по темам курса биологии 10 класса

Находить в Интернете дополнительную информацию по темам курса биологии 10 класса





















Список литературы

1.Учебник биологии. 10 класс. Автор: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; М.: - Вентана- Граф, 2015г

2. Программы.Биология: 5-11 кл, Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова,- М.: Вентана- Граф, 2014.- 400с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!