Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"
Икрянинский район, Астраханской области
"Рассмотрено" Руководитель МО _____________ Д.Т.Джалмухамбетова Протокол №___ От "__"___ 2019г. | "Согласовано" Заместитель Директора по УВР ____________________ И.А. Максимова От "__"_______2019г | "Утверждаю" Директор МБОУ "Седлистинская СОШ" _____________________ Л.Г. Сапрыкина Приказ № __ От "__"___ 2019г |
Рабочая программа
Предмет: биология
Класс : 10
Уровень обучения: базовый
Всего часов на изучение программы: 34
Количество часов в неделю: 1
Джакьяева М.Р.
Учитель химии и биологии
2019-2020 уч. год.
Результаты освоения курса биологии
В процессе обучения биологии в 10 классе предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Компетентность в области использования ИКТ, умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;
способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов- знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:
характеристику содержания биологических теорий, учений В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы скрещивания;
умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни
оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание курса биологии
10 класс (34ч, 1ч в неделю)
Тема 1. Введение в курс общей биологии (5ч)
Биология как наука. Отрасли биологии и ее связи с другими науками. Основные свойства жизни. Уровневая организация живой природы. Общие признаки биологических систем.. Методы изучения живой природы. Взаимосвязь природы и культуры.
Экскурсия в природу
Многообразие видов в родной природе.
Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч)
Биосфера- глобальная биосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы среды. Биологический круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Устойчивость биосферы. Уровневая организация живой природы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (6ч+ 1 ч р.в.)
Уровневая организация живой природы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Видовая и пространственная структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Саморегуляция экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии. Устойчивость и динамика биогеоценоза. Биологические ритмы. Многообразие экосистем. Агроэкосистемы. Человек как житель биосферы.
Лабораторная работа №1
Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни (13ч+ 1ч р.в.)
Вид, его критерии и структура. Популяция. Образование новых видов на Земле. Многообразие организмов. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Человек как уникальный вид живой природы. Гипотезы о происхождении человека и его рас. Развитие эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Результаты эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Уровневая организация.
Лабораторная работа №2
Морфологические критерии, используемые при определении видов.
Лабораторная работа №3
Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.
Экскурсия в природу
Сезонные изменения (ритмы) в живой природе
Тематическое планирование
10 класс (34ч, 1ч в неделю)
Дата | № | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | Д/з |
План | Факт | Тема 1. Введение в курс общей биологии (5ч) |
| | 1 | Содержание и структура курса общей биологии | Формулировать предмет науки биологии Систематизировать знания об областях биологической науки Называть науки, пограничные с биологией | |
| | 2 | Основные свойства живого | Актуализировать знания о живых организмах, полученные в предыдущих курсах биологии Называть и характеризовать универсальные свойства живого Понимать и объяснять сущность основных биологических понятий "биосистема", "обмен веществ", "размножение", "рост" и т.д. | |
| | 3 | Уровни организации живой материи | Актуализировать знания о живых системах- биосистемах Раскрывать смысл понятия "структурный уровень организации жизни". Определять взаимосвязь и взаимозависимость между биосистемами разных уровней | |
| | 4 | Значение практической биологии | Знать краткую историю становления науки биологии Приводить примеры использования человеком знаний о живой природе в древности Называть имена крупнейших ученых-естествоиспытателей и врачей Древнего Мира и Средних Веков. | |
| | 5 | Методы биологических исследований Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 "Введение в курс общей биологии" | Характеризовать назначение и особенности использования различных методов биологического исследования. Различать лабораторные и полевые методы исследования. Сравнивать особенности применения методов биологических исследований в изучении свойств биосистем разных структурных уровней. Актуализировать умение работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов. | |
Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч) |
| | 6 | Учение о биосфере | Характеризовать учение В.И. Вернадского о биосфере Выделять и объяснять существенные элементы структуры биосферы Объяснять процесс круговорота веществ и превращения энергии | |
| | 7 | Происхождение живого вещества | Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению Различать воззрения ученых- материалистов- сторонников биогенеза и абиогенеза Сравнивать и обобщать результаты научных исследований по изучению происхождения жизни на Земле. | |
| | 8 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Определять понятие "эволюция" Анализировать и оценивать преобразования организмов, приведшие к общему морфофизиологическому прогрессу. Объяснять сущность понятия "ароморфоз". | |
| | 9 | Условия жизни на Земле | Характеризовать отличительные особенности основных сред жизни на Земле. Описывать условия обитания организмов в разных средах жизни. Характеризовать и оценивать последствия антропогенного воздействия на природу. | |
| | 10 | Биосфера как глобальная экосистема | Объяснять понятия "биосистема", "экосистема", "продуценты", "консументы", "редуценты". Характеризовать функции живых организмов в биосфере. Объяснять роль живых организмов в биологическом круговороте веществ и потоке энергии. | |
| | 11 | Круговорот веществ в природе | Объяснять понятия " круговорот веществ", "поток энергии". Анализировать и оценивать роль круговорота веществ в возникновении и существовании биосферы | |
| | 12 | Особенности биосферного уровня организации живой материи | Знакомиться со свойствами биосферного уровня жизни. Определять и характеризовать понятие "биосферный уровень организации жизни". Называть и характеризовать структурные компоненты биосферного уровня жизни. | |
| | 13 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы Обобщение и систематизация знаний по теме 2 "Биосферный уровень жизни" | Называть и объяснять причины загрязнения биосферы, приводить примеры антропогенного воздействия на территории своего региона. Оценивать значение учения о биосфере В.И. Вернадского, его положений о ноосфере. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы. | |
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (6ч+1ч р.в.) |
| | 14 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Характеризовать особенности биогеоценотического уровня организации жизни, сравнивать их с особенностями биосферного уровня. Характеризовать биогеоценоз как био- и экосистему. Объяснять понятия "биотоп" и "биоценоз" | |
| | 15 | Биогеоценоз как био- и экосистема | Характеризовать понятия "природное сообщество", "биогеоценоз", "экосистема". Выявлять и объяснять свойства биогеоценоза как открытой биосистемы. Использовать информационные ресурсы при подготовке сообщений о вкладе биологической науки в изучение биогеоценозов. | |
| | 16 | Строение и свойства биогеоценоза Лабораторная работа №1 "Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе" | Характеризовать видовую и пространственную структуру биогеоценоза. Объяснять понятия "цепь питания", "цепь выедания", "цепь разложения", "сеть питания", "первичная продукция", "вторичная продукция", "экологическая пирамида". Составлять схемы переноса вещества и энергии в экосистемах. Строить модели экосистем Оценивать ярусное строение биогеоценозов. | |
| | 17 | Совместная жизнь видов в биогеоценозе | Объяснять понятия "коэволюция", "адаптация", "коадаптация", "хищник", "паразит" и др. Аргументировать сопряженность формирования адаптаций у видов в биогеоценозе. Анализировать многообразие связей организмов в биогеоценозе. | |
| | 18 | Причины устойчивости биогеоценозов | Объяснять сущность понятия "устойчивость биогеоценоза" Анализировать на примерах причины устойчивости биогеоценоза. Характеризовать богатство видового состава биогеоценоза как важное условие его устойчивости. | |
| | 19 | Зарождение и смена биогеоценозов | Объяснять понятие "смена биогеоценозов". Называть причины, вызывающие смену. Сравнивать понятия "смена биогеоценозов" и "сукцессия" | |
| | 20 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Биогеоценотический уровень жизни" | Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки рефератов, презентаций и сообщений по материалам темы 3. Обсуждать проблемные вопросы темы 3. | |
Тема 4. Популяционно- видовой уровень жизни (13ч+1ч р.в.) |
| | 21 | Вид, его критерии и структура Лабораторная работа №2 "Морфологические критерии, используемые при определении видов" | Определять понятие "вид" Характеризовать критерии вида. Характеризовать свойства вида как биосистемы. Выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности. Характеризовать популяцию как структурную единицу вида. | |
| | 22 | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | Определять понятие "популяция". Характеризовать популяцию как биосистему. Называть особенности группового способа жизни особей в популяции. Объяснять термины "особь", "генотип", "генофонд". | |
| | 23 | Популяция как основная единица эволюции | Анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции. Объяснять значение гетерогенности природных популяций вида. Характеризовать сущность микроэволюции. Моделировать процессы микроэволюции в зависимости от условий существования популяций вида. | |
| | 24 | Видообразование- процесс возникновения новых видов | Определять понятия "видообразование", сопоставлять его с понятием "микроэволюция". Выявлять и анализировать причины образования нового вида. Различать и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов. | |
| | 25 | Система живых организмов на Земле | Характеризовать задачи науки систематики. Определять понятия "таксон", "естественная система живых организмов" Объяснять роль вида в классификации организмов. | |
| | 26 | Этапы антропогенеза | Выявлять место человека в системе живого мира Анализировать роль микроэволюции как механизма антропогенеза. Называть ранних предков человека. Выявлять сходство и различия человека и животных | |
| | 27 | Человек как уникальный вид живой природы | Характеризовать значение синхронного взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе антропогенеза. Аргументировать ведущее значение социальной среды и становлении вида Человек разумный. | |
| | 28 | История развития эволюционных идей | Объяснять понятие "эволюция". Описывать вклад различных ученых в идею развития живого мира. Оценивать значение теории эволюции Ламарка. Характеризовать предпосылки появления эволюционной теории Ч. Дарвина. | |
| | 29 | Естественный отбор и его формы | Характеризовать естественный отбор как движущую и направляющую силу эволюции Объяснять вероятностный характер действия естественного отбора. Характеризовать творческую роль естественного отбора | |
| | 30 | Современное учение об эволюции | Формировать представление о синтетической теории эволюции. Оценивать вклад российских и иностранных ученых в развитие СТЭ. Применять знания о популяции, микроэволюции и видообразовании для характеристики сущности СТЭ. | |
| | 31 | Основные направления эволюции Лабораторная работа №3 "Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных" | Определять понятия "биологический прогресс","биологический регресс". Характеризовать и оценивать значимость биологического прогресса для эволюции. Определять понятия "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация" | |
| | 32 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | Объяснять понятия "популяционно- видовой уровень организации жизни". Характеризовать процессы, происходящие на популяционно- видовом уровне жизни. Анализировать структуру и организацию популяционно- видового уровня жизни. | |
| | 33 | Всемирная стратегия охраны природных видов Обобщение и систематизация знаний по теме 4 "Популяционно-видовой уровень жизни" | Определять понятия "редкий вид", "исчезающий вид". Объяснять значение Красной книги. Приводить примеры редких и исчезающих видов своей местности. Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы | |
| | 34 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 10 класса | Систематизировать знания по темам курса биологии 10 класса Находить в Интернете дополнительную информацию по темам курса биологии 10 класса | |
Список литературы
1.Учебник биологии. 10 класс. Автор: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; М.: - Вентана- Граф, 2015г
2. Программы.Биология: 5-11 кл, Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова, Л.В. Симонова,- М.: Вентана- Граф, 2014.- 400с.