СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 11 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №39

имени Героя Советского Союза А.Н. Колесникова»


Рассмотрено

Заседание МО №1

«31» августа 2023 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Лукьянченко Е.В./_____________

«31» августа 2023 г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №39 Баукова Е.И./_________

«31» августа 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии

среднего общего образования

для 11 классов


Составитель: Лукьянченко Е.В.

Составлено на основе: примерной программы среднего общего образования по астрономии.

(программа учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)







2023/2024 учебный год

г. Шахты


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016; п.6, ч.3, ст.28);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-3С);

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении вдействие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345»;

  • Федерального перечня учебников на 2022/2023 учебный год. (Приказ Минпросвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательными организациями»);

  • Приложение к письму Минобразования Ростовской области от 31.05.2023 № 24/2.2-8662 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2023-2024 учебный год»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) вредности для человека факторов среды обитания»;

  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • Приказ МБОУ СОШ №39 г.Шахты от 31.08.2023 г. №65 «Об утверждении рабочих программ на 2023-2024 учебный год»;

  • Учебный план МБОУ СОШ №39 г. Шахты на 2023-2024 учебный год;

  • Положение МБОУ СОШ №39 г. Шахты «О рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)».

УМК:

«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов,  Е.К.Страут М.: Дрофа, 2018г.


Цели и задачи:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам;

  • дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.


Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение астрономии в 11 классе 34 часа в год из расчёта 1 учебный час в неделю.

В 2023-2024 учебном году отводится 1 ч в неделю, 32 часа в год в 11 классе. Сокращение объёма учебного времени объясняется количеством учебных недель по Годовому календарному учебному графику и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год (ТК РФ ст. 112 «Праздничные дни. Перенос рабочих дней»). Данное сокращение произведено за счёт уплотнения учебного материала и резервного времени, предусмотренного рабочей программой.


















































2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны:

1. Знать, понимать

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


  1. Уметь


- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.












































  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ


Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.


ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ


Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.


ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ


Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.


СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА


Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.


МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.


ЗВЕЗДЫ


Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.


НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ


Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ


Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.





























  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Раздел

Тема

Количество часов

1.

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

2

2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

5

3.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

7

4.

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

8

5.

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

5

6.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

4

7.

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ

1


Итого

32


























Календарно-тематическое планирование по астрономии в 11 классе. 1 час в неделю, всего 32 часа.

п/п

Тема

Дата

план

Факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Что изучает астрономия.

01.09


Наблюдения – основа астрономии

08.09


ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

15.09


Видимое движение звезд на различных географических широтах

22.09


Годичное движение Солнца. Эклиптика

29.09


Движение и фазы Луны.

06.10


Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

13.10


СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.

Развитие представлений о строении мира

20.10


Конфигурации планет.

27.10


Синодический период

10.11


Законы движения планет Солнечной системы

17.11


Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

24.11


Открытие и применение закона всемирного тяготения.

01.12


Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

08.12


ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

15.12


Земля и Луна - двойная планета

22.12


Две группы планет

29.12


Природа планет земной группы

12.01


Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»

19.01


Планеты-гиганты, их спутники и кольца

26.01


Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

02.02


Метеоры, болиды, метеориты

09.02


СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч

Солнце, состав и внутреннее строение

16.02


Солнечная активность и ее влияние на Землю

01.03


Физическая природа звезд

15.03


Переменные и нестационарные звезды.

05.04


Эволюция звезд

12.04


СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.

Наша Галактика

19.04


Другие звездные системы — галактики

26.04


Космология начала ХХ в.

03.05


Основы современной космологии

17.05


ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

24.05





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!