СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по аппликации "Веселая мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по аппликации "Веселая мозаика"»







Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Веселая мозаика» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.

3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.

4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиНа 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Дополнительная образовательная программа «Веселая мозаика» предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и разработана с учётом особенностей учащихся с ОВЗ (ИН): занятия развивают логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, способствуют эстетическому развитию и расширению кругозора учащихся. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья.

Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольников получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое.

Программа «Веселая мозаика» предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.

Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), пластилина. Крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено), фасоль всех сортов, яичной скорлупы.  Пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, туалетной бумаги, обёрточной и гофрированной бумаги. Журналов, фольги,  фантиков, поролона.
 Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

Программа «Веселая мозаика» в объеме 34 учебных часа на 1 год (1 час в неделю, 1 года реализации), рассчитана на учащихся 1-3 классов (7-10 лет). Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организации занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественно-эстетической направленности. Режим занятий по программе – 1 раза в неделю по 1 часа.

В процессе обучения учащиеся научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких.   Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо - аппликация! Поэтому образовательная программа «Весёлая мозаика» является актуальной в наше время.

Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.

Новизна программы заключается  в том, что она включает в себя не только обучение  аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. 

Цель программы:

Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок по технике аппликация.

Задачи программы:

     Обучающие:

1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.

2. Научить учащихся различным техникам аппликации,  экономно расходуя материал.

    Развивающие:

1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению аппликации.

3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса  при создании работ.

4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

   Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность,  настойчивость в достижении поставленной цели. 2.Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус. 3.Формировать культуру труда и совершенствовать  трудовые навыки.

Место реализации:


Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

  Планируемые результаты:

 К концу учебного года учащиеся

должны знать:

- технологию изготовления аппликации;

- основные приемы и техники;

- технологический процесс изготовления аппликаций;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на бумагу;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

Личностные:

− развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, коммуникативных навыков;

− развитие эстетических чувств и художественного вкуса.

- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;

- изготовления поделки по собственному эскизу;

- самостоятельного изготовления шаблонов.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ. Предметные:

- получение первоначальных представлений о создании изображения, сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию творческих способностей по изготовлению аппликации.

- Развить способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса  при создании работ.

- Закрепление материала на практике;

− стремление к достижению самостоятельного умения в оформлении: открытки, аппликации. Формирование базовых учебных действий

Регулятивные БУД:

− определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

− соблюдать последовательность действий при выполнении заданий предложенных педагогом;

− умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

− умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии;

− адекватно воспринимать оценку своих работ.


Познавательные БУД:

− получать самостоятельно новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учащимися

- формирование целостной картины мира;

- расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества

- расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений,;

- знакомство со строением предметов, объектов.

Коммуникативные БУД:

− сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

− слушать и понимать речь других;

− развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания закрепление материала на практике, постоянное участие всех учеников в учебном процессе, оформление выставок.

Методы обучения:

− словесный (беседа, рассказ, сообщение);

− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.);

− практический (практические занятия, экскурсии, обработка отснятого материала, распечатка).

Формы подведения итогов: самостоятельные творческие работы обучающихся, представляемые на выставках и конкурсных мероприятиях. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ за год, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.

Содержание программы:

1.Вводное занятие.

Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.

2.Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.

Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с  помощью шаблонов.

3.Аппликация из «ладошек».

Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».

Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление коллективной композиции.

4.Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.

Теория: Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.

Практика: Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация».        

5. Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

Теория: Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации.

Практика: Изготовление аппликации с использованием различных материалов.

6. Аппликация из ткани.

Теория: Виды тканей.

Практика: Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликацииСамостоятельное изготовление аппликации из ткани.

7.Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».

Теория: Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.

Практика: Изготовление аппликации из крупы и песка.

8.Обрывная аппликация.

Теория: Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.

Практика: Самостоятельное изготовление работы

9.Аппликация по технике «Мозаика».

Теория: Мозаика. Возможности использования мозаики.

Практика: Самостоятельное изготовление мозаики. Изготовление коллективной композиции.

10.Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). 

Теория: Пластилинография - что это?

Практика: Самостоятельное изготовление обратной аппликации из пластилина.

11.Аппликация по технике «Квилинг».

Теория: Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга.

Практика: Самостоятельное изготовление аппликации по технике «Квилинг».

12.Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.

Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.



Учебно-тематический план на 1 год обучения



Наименование тем

Количество часов





Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

2

4

2

Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

1

1

2

3

Аппликация из «ладошек».

1

1

2

4

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.

2

2

4

5

Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

1

1

2

6

Аппликация из ткани.

1

1

2

7

Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».

2

2

4

8

Обрывная аппликация.

1

1

2

9

Аппликация по технике «Мозаика».

2

2

4

10.

Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). 

1

1

2

11

Аппликация по технике «Квилинг».

2

2

4

12

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

1

1

2

итого


17

17

34



Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Теория

Практика

Дата по плану

Дата по факту

Введение

1

Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.






2

Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.



-





Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.


3

Организация рабочего места. Работа с шаблонами.


1

1





4

Изготовление аппликации из бумаги, с  помощью шаблонов.


1

1





Аппликация из «ладошек».


5

Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».

2

-





6

Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление коллективной композиции.


1

1






Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.


7

Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.


1

2







8

Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация».

1

2







Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.


9

Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации.


2

3











10

Изготовление аппликации с использованием различных материалов.

1

3











Аппликация из ткани.



Виды тканей













Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Инструменты и приспособления: ножницы, стеки, кисти, карандаши, стакан для воды, доски для лепки.

- Материалы: бумага, цветная бумага, картон, краски акварельные, мука, соль, клей ПВА, природные материалы различного происхождения, ткань.

- Дидактические материалы: журналы, статьи и публикации с описанием изготовления изделий из различных материалов, эскизы будущих изделий, раздаточные карты.

         Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

При организации предметно — развивающей среды учитывается содержание, которое носит развивающий характер и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Для плодотворного творческого процесса большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе объединения:

- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;

- использование картин, таблиц, плакатов, настольных дидактических игр и др.

Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Тема программы

Формы занятий

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Беседа

Коллекция поделок, книги.

Опрос

2.

Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

Комбинированное

Готовые шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

3.

Аппликация из «ладошек».

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

4.

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

5.

Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

Комбинированное

Сушеные листья, растения, карандашная стружка, точилка для карандаша, вата, цветная бумага, картон кисточка, салфетки, туалетная бумага, яичная скорлупа, нитки, клей ПВА, ножницы, калька.

Самостоятельная работа

6.

Аппликация из ткани.

Комбинированное

Кусочки ткани, картон, ножницы, клей ПВА, пуговицы, нитки, иголка.

Самостоятельная работа

7.

Аппликация из крупы «Посыпушки».

Комбинированное

Крупы (рис, пшено, манка, греча), фасоль, семена арбуза и тыквы, картон, клей ПВА, кисточка для клея

Самостоятельная работа

8.

Обрывная аппликация.

Комбинированное

Цветная бумага,  картон, клей ПВА, кисточка.

Выставка

9.

Аппликация по технике «Мозаика».

Комбинированное

Цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы.

Самостоятельная работа

10.

Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация).

Комбинированное

Пластилин, рамка для фотографии,  пластиковые крышки,  маркер, картон.

Самостоятельная работа

11.

Аппликация по технике «Квилинг».

Комбинированное

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, картон.

Выставка

12.

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

Комбинированное

Цветная бумага, картон, природные материалы, вата, клей ПВА,  салфетки, ножницы.

Выставка

Использованная литература:


1.К. Мититело «Чудо – Аппликация»  Эксмо; Москва,2018 г.

2.К.Митителло «Аппликация: техника и искусство». Эксмо: Москва, 2020.

3.Н.А.Просова «Оригами для малышей от 2 до 5»; «Складываем фигурки из бумаги»;  Эксмо: Москва,  2017 г.

4. В.Д.Наталия. «Большая книга аппликаций из природных материалов»; «Сова»: 2018.

5.А.Тойбнер «Аппликация: Цветы для любимой мамочки»: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2019.

6. Н.В. Шахова. « Художественная аппликация и узоры из бумаги». БАО-Пресс: 2021.

7. С.Ю.Афонькин, Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Оригами и аппликация». «Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург,2019.

8. И.А.Лыкова « Осенние картинки». Наглядно-методическое пособие к

программе «Цветные ладоши». Москва. 2017г.

9.Т.В.Рогаткина «Веселый гербарий». Эл. Ресурс. 2020г.

10. С.В.Соколова « Сказка оригами. Игрушки из бумаги». Москва. 2018г.

11. И.О.Шкицкая «Аппликации из пластилина». «Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург, 2015.



Литература для учащихся.

1. К. Мититело "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2021 г.

2.А. Тойбнер» Аппликация: Цветы для любимой мамочки»: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2018.

3. «Оригами и аппликация». Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург, 2019.

Дэвид Митчелл. «Оригами, животные из бумаги». Эл. Ресурс 2020г.



Литература для родителей.

1. Н.А.Просова «Оригами для малышей от 2 до 5»; «Складываем фигурки из бумаги»,  Эксмо: Москва,  2020 г.

В.Д.Наталия. «Большая книга аппликаций из природных материалов»; «Сова»: 2018.

2. А. Тойбнер « Аппликация: Цветы для любимой мамочки»: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2021.

3. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Оригами и аппликация». "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург,2022.

4. Т.В.Рогаткина « Веселый гербарий». Эл. Ресурс. 2020г.

5. С.В.Соколова «Сказка оригами. Игрушки из бумаги». Москва. 2022г.



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!