Пояснительная записка
Программа «Занимательный английский» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников обучающихся 1 классов.
В основу разработки программы положены следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
- Сан Пин.2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях.
Локальными актами образовательного учреждения:
- Устав образовательного учреждения.
- Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6»;
- Положения об организации внеурочной деятельности МБОУ «Основная школа № 6»;
- Приказ № 71§ 28 об утверждении программ внеурочной деятельности МБОУ «Основная школа № 6»;
- Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ «Основная школа № 6».
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели программы «Занимательный английский»:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Воспитательные:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой .
Развивающие:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Особенности возрастной группы детей
Младший школьный возраст (6-7 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что этот возраст является уникальным для овладения иностранным языком. У детей младшего школьного возраста ярко выражены природная любознательность и потребность в познании нового, быстрое запоминание языковой информации и способность систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, отсутствие языкового барьера и ряд других особенностей.
Кроме того, доказано благоприятное воздействие иностранного языка на развитие личности ребенка. В процессе овладения обучающимися новым средством общения у них формируется правильное представление о языке как общественном явлении, развиваются интеллектуальные и языковые способности, воспитывается уважительное отношение к проявлениям иной культуры, расширяется представление об окружающем их мире. Проблема раннего обучения заключается в том, чтобы не упустить момент периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте, так как после девяти лет у ребенка утрачивается гибкость речевого механизма.
Дети 6-7 летнего возраста с большим интересом и желанием приступают к изучению иностранного языка, хотят научиться говорить, читать, понимать английский язык. Они проявляют активность на занятиях, однако не способны долго фиксировать свое внимание на каком - либо одном виде деятельности, подвижны и неусидчивы. Поэтому приходится часто менять виды работы на занятиях, перемежая их динамическими паузами, физкультурными минутками, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент занятия вписан в общий замысел и необходим для решения общей задачи.
Обучение детей данного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко модулируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. У детей 6-7 лет преимущественно развито образное мышление, поэтому на занятиях используются различные виды наглядности, которая мобилизует разные виды памяти.
Формы и режим занятий.
Внеурочная деятельность по английскому языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Сроки реализации образовательной программы, режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, реализуется за 1 год.
Количество обучающихся в группе - 20 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (всего 66 часов).
1. Планируемые результаты.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Личностные результаты. Занятия то внеурочной деятельности помогают учащимся осознать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, в частности на занятиях по внеурочной деятельности, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. Этот факт тесно связан с первым уровнем результатов внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности учащиеся имеют возможность поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. Этот момент связан со вторым уровнем результатов внеурочной деятельности. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. Эта позиция тесно связана с третьим уровнем результатов внеурочной деятельности.
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты. На занятиях по внеурочной деятельности ученики осуществляют поиск информации, обобщают или выделяют главное. При этом деятельность эта происходит не в рамках урока, а в отличном от него виде, что вызывает больший интерес у детей. Школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. На занятиях по внеурочной деятельности они расслабляются, так как нет бальной оценки их деятельности, что позволяем им более свободно выражать свои мысли и общаться.
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений.
На занятиях по внеурочной деятельности ожидается достижение следующих предметных результатов:
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах.
- освоить основные различия систем родного и иностранного языка.
- распознавать и употреблять основные формы речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка.
- уметь употреблять фоновую лексику стран изучаемого языка, распространенных образцов фольклора.
- представить себе особенности образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка.
- овладеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке.
- развивать чувство прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыки, литературе.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
• добровольность участия и желание проявить себя,
• сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
• сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
• занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
• эстетичность всех проводимых мероприятий;
• четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
• наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
• широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
• гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
• привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им нескольких работ.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности.
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Подведение итогов проводится по итогам раздела в игровой форме (конкурсы, сценические постановки сказок, театрализованные представления, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, инсценировка стихотворений), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
2. Содержание программы
Содержание обучения включает в себя 2 блока:
1 Блок. Алфавит: буквы и звуки (29 часов)
Учащиеся знакомятся с основной информацией о стране изучаемого языка, учатся здороваться и приветствовать друг друга на английском языке.
Знакомятся с английским алфавитом и изучают чтение букв гласных (в закрытом слоге) и согласных.
Учатся правильному написанию английских букв.
Изучают лексику по темам: семья, школа, спорт.
Универсальные учебные действия
Познавательные – быть внимательным, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выделять нужную информацию.
Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, одноклассником, понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку / контекст, осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Личностные – готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры, развить ценностное отношение к культуре изучаемого языка, мотивация изучения иностранного языка, выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать.
2 Блок. Грамматика английского языка (37 часов)
Учащиеся знакомятся с основами грамматики английского языка. Учатся составлять простые утвердительные и вопросительные предложения с глаголами «am, is, are, can, have, has, like».
Изучают открытый тип слога, а также чтение некоторых буквосочетаний.
Знакомятся с новой лексикой: качественные прилагательные, цвета, счет до 10, глаголы движения, предметы на игровой площадке.
Разыгрывают небольшие сценки на английском языке.
Универсальные учебные действия
Познавательные – быть внимательным, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выделять нужную информацию.
Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, одноклассником, понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку / контекст, осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, Находить в тексте информацию, необходимую для её решения, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различать особенности монологической речи
Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Личностные – готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию собственной речевой культуры, развитие ценностного отношения к культуре изучаемого языка, мотивация изучения иностранного языка, выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать, оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, причины неудач.
3. Календарно-тематическое планирование
По внеурочной деятельности «Занимательный английский» 1 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Количество часов |
теор. | практ. |
-
| 04.09 | | Приветствие. Знакомство. Общие сведения о стране изучаемого языка. | 0,5 | 0,5 |
-
| 06.09 | | Новая лексика - животные. Счет 1-5. Знакомство с алфавитом. Буква Аа. | 0,5 | 0,5 |
-
| 11.09 | | Счет 6-10. Буква ВЬ. | 0,5 | 0,5 |
-
| 13.09 | | Лексика - глаголы движения. Буква Сс. | 0,5 | 0,5 |
-
| 18.09 | | Глагол «может, умеет». Составление предложений. Буква Dd. | 0,5 | 0,5 |
-
| 20.09 | | Построение вопросительных предложений с глаголом «может, умеет». Буква Ее. | 0,5 | 0,5 |
-
| 25.09 | | Построение диалогов. Составление мини рассказов. Буква Ff. | 0,5 | 0,5 |
-
| 27.09 | | Построение отрицательных предложений. Буква Gg. | 0,5 | 0,5 |
-
| 02.10 | | Построение диалогов, составление мини рассказов. Буква Нh. | 0,5 | 0,5 |
-
| 04.10 | | Составление рассказов по схемам. Буква Ii. | 0,5 | 0,5 |
-
| 09.10 | | Игра «Корреспондент». Буква Jj. | 0,5 | 0,5 |
-
| 11.10 | | Закрепление пройденного материала. Буква Кк. | 0,5 | 0,5 |
-
| 16.10 | | Новая лексика – школьные принадлежности. Буква LI. | 0,5 | 0,5 |
-
| 18.10 | | Знакомство с глаголами take и give. Буква Mm. | 0,5 | 0,5 |
-
| 23.10 | | Новая лексика - цвета. Буква Nn. | 0,5 | 0,5 |
-
| 25.10 | | Закрепление пройденного. Буква Оо. | 0,5 | 0,5 |
-
| 06.11 | | Составление диалогов с использованием пройденной лексики. Буква Pp. | 0,5 | 0,5 |
-
| 08.11 | | Новая лексика - члены семьи. Буква Qq. | 0,5 | 0,5 |
-
| 13.11 | | Описание семьи, составление мини рассказов. Буква Rr. | 0,5 | 0,5 |
-
| 15.11 | | Вопросы и краткие ответы с глаголом have. Буква Ss. | 0,5 | 0,5 |
-
| 20.11 | | Составление диалогов «Есть ли у тебя…?». Буква Tt. | 0,5 | 0,5 |
-
| 22.11 | | Множественное число имен существительных. Буква Uu. | 0,5 | 0,5 |
-
| 27.11 | | Построение текста-описания с помощью he/she has got... Буква Vv. | 0,5 | 0,5 |
-
| 29.11 | | Построение диалогов с использованием вопросов Has he/she...? Буква Ww. | 0,5 | 0,5 |
-
| 04.12 | | Повторение пройденного материала. Буква Хх. | 0,5 | 0,5 |
-
| 06.12 | | Новая лексика - спортивные игры. Буква Yy. | 0,5 | 0,5 |
-
| 11.12 | | Закрепление лексики. Буква Zz. | 0,5 | 0,5 |
-
| 13.12 | | Построение предложений с использованием моделей. Алфавит. | | 1 |
-
| 18.12 | | Алфавит. Закрепление пройденного. | 0,5 | 0,5 |
-
| 20.12 | | Новая лексика - кто где живет? | 0,5 | 0,5 |
-
| 25.12 | | Окончание s у глаголов в Pr. S. | 0,5 | 0,5 |
-
| 27.12 | | Построение диалогов. Чтение Ii – [i]. | 0,5 | 0,5 |
-
| 10.01 | | Новая лексика. Прилагательные. Составление описания | 0,5 | 0,5 |
-
| 15.01 | | Составление описаний. Чтение Aa – [æ]. | 0,5 | 0,5 |
-
| 17.01 | | Множественное число имен существительных. | 0,5 | 0,5 |
-
| 22.01 | | Притяжательный падеж имен существительных. | 0,5 | 0,5 |
-
| 24.01 | | Повторение. Чтение Ee – [e], ey – [ei] | 0,5 | 0,5 |
-
| 29.01 | | Повторение. Чтение ck – [k] | 0,5 | 0,5 |
-
| 31.01 | | Закрепление пройденного. Составление рассказа по схемам. Чтение Oo | 0,5 | 0,5 |
-
| 05.02 | | Чтение x – [ks], th – [ð] | 0,5 | 0,5 |
-
| 07.02 | | Артикли. Чтение Uu – [Λ], | 0,5 | 0,5 |
-
| 19.02 | | Личные местоимения. Чтение y (в конце слова) - [i:] | 0,5 | 0,5 |
-
| 21.02 | | Чтение y– [ai] (в начале слова) | 0,5 | 0,5 |
-
| 26.02 | | Составление рассказов. Чтение Ee – [i:] | 0,5 | 0,5 |
-
| 28.02 | | Правила чтения. Повторение. | 0,5 | 0,5 |
-
| 05.03 | | Урок – игра «Самый умный» | | 1 |
-
| 07.03 | | Чтение Ii – [ai] в открытом слоге | 0,5 | 0,5 |
-
| 12.03 | | Составление диалогов и рассказов. | | 1 |
-
| 14.03 | | Чтение Aa – [ei] в открытом слоге | 0,5 | 0,5 |
-
| 19.03 | | Чтение. Слова-исключения. | 0,5 | 0,5 |
-
| 21.03 | | Повторение пройденного. | | 1 |
-
| 02.04 | | Глаголы-связки am- is-are. | 0,5 | 0,5 |
-
| 04.04 | | Чтение Oo – [əu] в открытом слоге | 0,5 | 0,5 |
-
| 09.04 | | Чтение Uu – [ju:] в открытом слоге | 0,5 | 0,5 |
-
| 11.04 | | Повторение. Слова-исключения в правилах чтения. | | 1 |
-
| 16.04 | | Новая лексика. Глаголы движения. | 0,5 | 0,5 |
-
| 18.04 | | Глаголы движения: выполнение тренировочных упражнений. | 0,5 | 0,5 |
-
| 22.04 | | Лексика: на детской площадке. | 0,5 | 0,5 |
-
| 23.04 | | Чтение буквосочетаний оо, ее, еа | 0,5 | 0,5 |
-
| 25.04 | | Составление монологических высказываний «На детской площадке» | 0,5 | 0,5 |
-
| 07.05 | | Повторение правил чтения в открытом и закрытом слоге. | 0,5 | 0,5 |
-
| 14.05 | | Развитие навыков аудирования | | 1 |
-
| 16.05 | | Повторение пройденного за год. | | 1 |
-
| 17.05 | | Урок песен на английском языке | | 1 |
-
| 21.05 | | Урок-викторина «Звездный час» | | 1 |
-
| 23.05 | | Итоговый тест по пройденному материалу. | | 1 |