СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся "группы риска"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа будет полезна педагогам-психологам для работы с детьми "группы риска"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся "группы риска"»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а


Принято Утверждаю

на заседании Директор МБОУ СОШ № 2

педсовета школы ____________О.С. Цветкова

протокол № 1 Приказ от 29.08.2022 г. № 231

от 29 августа 2022 г.









Рабочая программа

для обучающихся «группы риска»

«Я и мой выбор»

на 2022 -2023 учебный год



Количество часов: 18 ч.


Программа разработана на основе программ: «Я принимаю мир»
(Беляевой Г.П.), «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.), «Я и мой выбор»

(Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова)









педагог-психолог

МБОУ СОШ № 2

С.А. Шапошникова






г. Новочеркасск

2022



Пояснительная записка

Данная программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися «группы риска», обучающимися со склонностью к деструктивному поведению.

Цели программы:

- повышение личностной и социальной компетентности обучающихся «группы риска»;

- создание условий для сплочения классных коллективов;

- развитие навыков бесконфликтного общения;

- преодоление трудностей в развитии и обучении детей.

Задачи программы:

  1. Исследовать социально-психологические особенности подростков

  2. Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

  3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;

  4. Обучение эффективным способам борьбы со стрессом;

  5. Формирование умения принимать решения;

  6. Выработка навыков сопротивления давлению;

  7. Развитие самосознания

  8. Развитие у подростков навыки социально-одобряемого поведения, коммуникативные навыки

  9. Инициировать формирование ценностей, которые делают значимой для подростков социально-активную жизненную позицию

Тип программы: коррекционно-развивающая; составленная на основе программ: «Я принимаю мир» автора-составителя Беляевой Г.П., «Программы социально-психологического тренинга «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.)

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Цикл занятий рассчитан на работу с подростками «группы риска» с проблемами в обучении и поведении, с подростками с деструктивным поведением

Режим работы: занятия проводятся в группе, 1 раз в 2 недели по 40 минут.  Так как данная категория детей часто испытывает различные формы дезадаптации, необходимо   параллельно с занятием проводить консультации для педагогов и родителей.

Количество занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных  и специфических особенностей данной категории детей.  В целом программа представлена в виде 18 часов.

Предполагаемые результаты:

  • снижение вероятности отклонений в поведении;

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

  • расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.

Формируемые компетенции: коммуникативные навыки, навыки сопротивления давлению, принятия решения, планирования и целеполагания

Структура занятия:

  1. Вводная часть (ритуал приветствия, рефлексия предыдущего занятия, разминочные упражнения.

  2. Основная часть (задания, направленные на проработку темы)

  3. Завершение занятия (рефлексия полученных навыков, возможности применения их в обычной жизни, анализ межличностного взаимодействия)

Отслеживание результатов тренинга:

  • Диагностика в начале и в конце тренинга.

  • Самооценка обучающихся по следующим шкалам:

- дружелюбный – конфликтный;

- общительный – замкнутый;

- сильный- слабый;

- доверчивый – подозрительный;

- самостоятельный – доверчивый;

- счастливый – несчастливый.

Экспертная оценка классного руководителя по шкале «проблемный подросток (0%)- «идеальный подросток» (100%)

Классному руководителю предлагается произвольно отразить на шкале свое представление о подростке, руководствуясь собственными критериями «проблемности – идеальности»

Диагностика в процессе тренинга.

Наблюдения ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждого подростка. Возможна произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям (умение выслушать, аргументировать свою точку зрения, поддержать и т.п.)

Рефлексия прошедшего занятия:

Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Что было интересным, новым для вас?

Что узнал, чему научился во время тренинга?

Что хотелось бы изменить (делать по-другому) после занятия?

Диагностика в конце тренинга.

Отзывы участников тренинга (сочинение на тему «Что дал тебе тренинг?)

Рисунок на тему («Я до и после тренинга»)






























Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Дата


Раздел

Тема

Кол-во часов

1 четверть( 4 часа)

1

05.09.22

Диагностика

Диагностика. Знакомство.

1

2

19.09.22


Введение в ситуацию тренинга

1

3

03.10.22

Ролевые установки. Работа по осознанию понятия «Кто я ?»

1

4

17.10.22

Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения

1

2 четверть (4 часа)

5

07.11.22


Психологическая подготовка к проработке травматических состояний. «Якорение своих ресурсных качеств

1

6

21.11.22

Горе. Потеря. Проработка травматического опыта.

1

7

05.12.22

Чувства. Обида. Поддержка

1

8

19.12.22

Стыд. Вина. Активизация ресурсных состояний

1

3 четверть (6 часов)

9

09.01.23


Человек – существо социальное. Развитие навыков противостояния негативному влиянию

1

10

23.01.23

Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей (профилактика суицидального поведения)

1

11

06.02.23

Я выбираю здоровье

1

12

20.02.23

Защита против жестокого обращения

1

13

06.03.23

С точки зрения других людей

1

14

20.03.23

Что означает быть взрослым

1

4 четверть (4 часа)

15.

03.04.23

Моделирование будущего


Выбор жизненных целей

1

16.

17.04.23

Ценность времени

1

17.

08.05.23

Работа с будущим

1

18.

22.05.23


Итоговое занятие

1

Всего:

18 часов



Список использованной литературы

 1 . Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.

2.  Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков - М.: "Соц. здоровье России",1999

3.  Ильин. Е. П. Психология воли. -СПб.: Питер,2002

4.  Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.

5.  Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.

6.  Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.



















Занятие 1 Диагностическое.

Дата: 05.09.2016

Заполнение анкеты для детей «группы риска»

  1. Вводная часть.

Представление ведущего. Знакомство с целями и особенностями проведения психологических занятий.

Разминка. Упражнение «Имя и движение» «Встаньте в круг. Каждый из вас по очереди шагнет в круг и сделает какое-нибудь движение, т.е. представит так себя, и назовет свое имя»

Введение правил групповой работы.

Правила:

Искренность (говори искренне или молчи);

Доброжелательность (не давать оценок; высказываться по поводу поступка, а не личности) и другие.

  1. Основная часть.

Упражнение «Я дома»

Цель: мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции.

Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать свой рисунок.

Упражнение «Проекция»

Задача: погружение в свой внутренний мир

«Выберите в комнате любой предмет, который вам чем-то приятен. Расскажите, что в нем особенно нравится. Составьте рассказ от своего имени.

Упражнение «Что я люблю»

Совместное рисование. Рисуют дети в группах на однм листе. Что каждый любит (делать, есть, читать, и т.д.) Затем происходит групповое обсуждение.

  1. Завершение занятия.





Занятие 2 «Знакомство с самим собой»

Дата: 12.09.2016

Цель: осознание собственной индивидуальности и ценности каждой личности.

  1. Вводная часть.

Приветствие. Рефлексия прошлого занятия: Какие правила поведения существуют в нашей группе?

Разминка. Упражнение «Имена-качества»

Придумать какое-либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву, что и имя (например, Лариса- ленивая, ласковая)

  1. Основная часть.

Упражнение «Я - человек, который…»

«Продолжи предложение, обозначив, что для тебя наиболее характерно» (например, «Я человек, который не выносит однообразия; не любит неожиданностей и т.д.)

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Задача: формирование позитивной Я-концепции.

«Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы этих лучей было как можно больше»

Упражнение «Послушать тишину»

Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального генезиса

Исходное положение: стоя, закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице и за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.


  1. Завершение занятия






Занятие 3 Внешность

Дата: 19.09.2016

Цель: формирование позитивной Я-концепции и мотивации для дальнейшего изменения.

Вводная часть

Разминка.

Упражнение «Комплимент»

Перекидывание мяча с произнесением комплиментов тому, кому вы кидаете мяч.

Основная часть.

Упражнение «Вы меня узнаете»

Цель: осознание индивидуальных особенностей внешности.

«Представьте, что у Вас назначена встреча с совершенно незнакомым человеком. О встрече Вы договорились по телефону. Опишите себя так, чтобы человек, с которым Вы встречаетесь, сразу Вас узнал. Найдите такие признаки и запишите их.

Упражнение «Художественная галерея»

Предлагается нарисовать свою самую сокровенную мечту. Работать можно в любой манере. Потом оформляется галерея. Художники становятся критиками, выбирают картину и готовятся рассказать о ней, как можно больше, подчеркнув талантливость художника. Например, можно начать: «Я не видел ничего более великолепного, чем эта картина»

Обсуждение: Как вы себя чувствовали, когда рассказывали об этой картине? С чем согласны, с чем не согласны? Трудно ли хвалить картины других?

Упражнение «Глубокое дыхание»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Психолог предлагает детям сесть на стулья, выпрямить и расслабить спину. На счет 1-2-3-4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4-3-2-1 выдыхайте через рот.

Время выполнения 2-3 мин.

Завершение занятия.




Занятие 4 Доверие

Дата: 26.09.16

Цель: акцентирование внимания на существовании проблемы доверия к окружающим.

Вводная часть

Приветствие. Разминка.

В общем кругу участники перебрасывают мяч, называя свое имя в ласковом или пренебрежительном варианте (например, Валюша-Валька, Василек- Васька)

Основная часть

Цель: актуализация собственного представления о счастье.

Ведущий «Вам предлагается подумать и ответить на вопрос: «Что такое счастье?»

Я буду бросать вам мяч, а Вы, поймав его, ответьте, что такое счастье именно для вас»
Обсуждение мнений участников.

Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель: осознание степени доверия к участникам группы; выделение факторов, располагающих к откровенности.

Ведущий: «Я предлагаю вам завершить незаконченные предложения следующим образом. Каждый по очереди вытаскивает из пачки одну карточку и решает, может ли он вслух закончить предложение, которое на ней написано. Если нет, он берет следующую карточку. Нельзя брать больше трех карточек»

Примерный перечень незаконченных предложений:

«Люблю моя мать, но…»

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно…»

«Стыдно вспомнить, но…»

Вопросы: Трудно ли было отвечать? Помогали ли окружающие своим поведением7 Что не располагало к откровенности?

Упражнение «Чего я боюсь»

Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребенок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным.

Завершение занятия.


Занятие 5 Доверие (продолжение)

Дата: 03.10.2016

Цели:

- осознание позитивного влияния на качество жизни доверительного отношения к миру;

- формирование собственного отношения к проблеме доверия.

Вводная часть.

Приветствие.

Разминка «Поделись со мной своей радостью»

Участники рассказывают о самом радостном событии за прошедшую неделю. Если кто-то считает, что ничего хорошего не произошло, ведущий просит его назвать любое неприятное событие. Остальные участники пытаются найти положительные моменты в этом событии.

Упражнение «Доверительное падение»

Цель: развитие чувства доверия участников друг к другу.

Ведущий: это упражнение выполняет пара участников. Один падает, а другой его подхватывает. Подхватывающий стоит в метре за спиной падающего партнера, чтобы иметь возможность прервать его падение. Падающий расслабляется и валится спиной на руки партнера. Падать надо, не переступая ногами и не пытаясь избежать падения. Когда вы готовы упасть или подхватить падающего, обратите внимание на свои чувства.

Вопросы: доверяли ли вы своему партнеру? Что легче, ловить самому или падать? Доверяли ли вы больше или меньше, если бы партнер был другой?

Упражнение «Людям лучше доверять?

Цель: осознание собственного выбора в отношении доверия к окружающим.

Участники разбиваются на две микрогруппы и в течение 5 минут готовят обоснование утверждениям

1 микрогруппа - «людям лучше доверять»

2 микрогруппы – «людям лучше не доверять»

Упражнение «Посев зерна»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Ведущий: «Встаем в круг. Беремся за руки. Внимание в центре груди. Наблюдаем как там возникает тепло и мягкий свет. Делимся друг с другом. Благодарим друг друга за занятие.

Завершение занятия.


Занятие 6 «Как преодолеть давление сверстников»

Дата: 10.10.2016

Цель: формирование навыка принятия решения коллективно и персонально, умение пользоваться 4-х шаговой техникой в «давящих ситуациях»

Вводная часть.

Разминка «Нож и масло» Участники становятся в центре комнаты вплотную друг к другу. Ведущий с закрытыми глазами хаотично движется между ними

Основная часть

Задачи: - создание ситуации давления;

- анализ индивидуальной реакции.

Упражнение «Кулак, ладонь, скрещенные руки»

По сигналу ведущего необходимо показать один из жестов: кулак, ладонь, скрещенные на груди руки. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не покажут один и тот же жест. Разговаривать нельзя.

Вопросы: Сразу ли удалось достигнуть согласия? Как чувствовали себя, когда ваш выбор жеста не совпадал с выбором большинства? Напоминает ли ваша реакция то, как вы себя ведете в жизни и ситуации давления?

Упражнение «Ситуации принуждения»

Задачи:

- обращение к воспоминаниям в ситуации принуждения;

- расширение представления о формах давления.

Предложить участникам тренинга вспомнить и рассказать о ситуациях, когда их принуждали что-то делать, когда им не хотелось. В каком виде это давление оказывалось? Выписать их на доске (насилие – словесное или физическое , лесть, угроза, шантаж, настойчивые уговоры). Как разрешались эти ситуации? Подвести участников к мысли, что простейшая форма сопротивления давлению – умение сказать «нет».

Предложить детям алгоритм отказа: а) «Я не могу это сделать, потому что…» (найти главную причину отказа); б) «Не обижайся, я, правда, не могу…» (помочь тому, кому отказываешь).

Подвести участников к необходимости использовать модель поведения в давящих ситуациях, проводя 4 шага:

  1. разобраться в том, что происходит;

  2. подумать о последствиях;

  3. принять решение;

  4. сообщить о вашем решении, используя алгоритм отказа.

Упражнение «Я в будущем»

Задача: упражнение способствует повышению адаптационных способностей, снижению утомления и напряжения.

Свободное рисование рисунка. Когда вырастет, кем хочет стать, кем работать, какой он будет взрослым. После того как рисунки готовы, всем вместе поговорить от том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.

Завершение занятия





Занятие № 7 «Принятие решений»

Цель: формирование умения принимать решение, анализировать последствия принятого решения.

  1. Вводная часть

Приветствие. Рефлексия прошлого занятия

Мозговой штурм «Что значит для вас принять решение?»

Задачи: прояснение смысла понятия «принять решение для подростков»

Участники записывают на доске ответы без коррекции и комментариев.

Анализируя ответы необходимо выписать на листе бумаги схему принятия решения:

- я сам решаю, как поступить, я не подчиняюсь чужой воле;

- я сам несу ответственность за последствия принятого решения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!