СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка» 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по предмету: «Музыка» 7 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей технологии, музыки, ИЗО

от _____________ № _____

Рук. МО Смородина Н.В.


СОГЛАСОВАНО:

Зам директора по УВР

________________

Камерджиева Э.А




от ______________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ СОШ № 4 ст. Зольской

_____________________

Шуткова М. А


от ___________

Рассмотрена на пед.совете №1 от 30.08.20г.


Рабочая программа основного общего образования по предмету:

«Музыка»

7 класс

2020-2021 учебный год


Рабочая программа составлена на основе:

- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897, -Основной образовательной программы образовательного учреждения,

-Примерной программы основного общего образования по музыке, с учетом авторской программы ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2015 г.


Составитель: Остапенко Т.А.



2020 – 2021 учебный год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Музыка».

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

Предметные результаты

Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.



Содержание учебного курса


«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1ч


Раздел «Содержание в музыке» - 3ч.

Тема Музыку трудно объяснить словами -1час

Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

Тема Что такое музыкальное содержание – 1час

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать.

Тема Что такое музыкальное содержание – 1час

Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства.


Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 (ч).

Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час

Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года».

Тема Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского -1час

Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора.

Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» -1 час

Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».

Тема Когда музыка не нуждается в словах -1 час

Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.

Раздел «Музыкальный образ» - 3 (ч).

Тема Лирические образы в музыке – 1 час

Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова.

Тема Драматические образы в музыке -1 час

Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. Д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь».

Тема Эпические образы в музыке -1 час

Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».


Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» - 4 (ч).

Тема «Память жанра» -1 час

Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем.

Тема Такие разные песни, танцы, марши – 1 час

Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.

Тема Такие разные песни, танцы, марши – 1 час

Тема Такие разные песни, танцы, марши – 1 час

Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 (ч).

Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы -1 час

Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.

Тема Художественная форма – это ставшее зримым содержание – 1 час

Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.

Тема От целого к деталям – 1 час

Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства.

Раздел «Музыкальная композиция» – 8 (ч).

Тема Какой бывает музыкальная композиция -1 час

Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания.

Тема Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период) -1 час

Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор.

Тема Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма)-1час

Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического.

Тема Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки -1 час

Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».

Тема Многомерность образа в форме рондо -1 час

Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Тема Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии

Д. Шостаковича (вариации) -1 час

Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.


Раздел «Музыкальная драматургия» – 8 (ч).

Тема Музыка в развитии -1 час

Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».

Тема Музыкальный порыв -1 час

Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы.

Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час

Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.

Тема Движение образов и персонажей в оперной драматургии -1 час

Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час

Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь».

Тема Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» -1 час

Тема Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии -1 час

Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии).

Заключительный урок Содержание и форма в музыке -1 час.


Тематический план.

урока

Тема

Кол-во часов

1

Магическая единственность музыкального произведения

1

2

Музыку трудно объяснить словами

2

3,4


Что такое музыкальное содержание?

2


5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

7

Образ мечты. «Восточная» партитура

Н. Римского-Корсакова

1

8

Когда музыка не нуждается в словах.

1

9

Лирические образы в музыке.

1

10

Драматические образы в музыке.

1

11

Эпические образы в музыке.

1

12

О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра».

1

13-15

Такие разные песни.

Такие разные танцы.

Такие разные марши.

3

16

Заключительный урок. Обобщение темы «Содержание в музыке».

1

17

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

1

18

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

1

19

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

1

20

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

1

21


О роли повторов в музыкальной форме.

1

22

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)

1

23

«Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трехчастная форма.

1

24-25

Многомерность образа в форме рондо.

2

26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

1

27

Заключительный урок. Обобщение темы: «Виды музыкальных форм».

1

28

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

1

29

Музыкальный порыв.

1

30

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

1

31-32-33

Диалог искусств

Опера "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

3

34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1

35

Формула красоты.

Обобщение и повторение по теме года "Содержание и формы в музыке"

1

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»


Оценка


Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.


«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.



«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой. Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.


«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.



Критерии певческого развития


Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

Результат


Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интони-рование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака


Дикция

Нечеткая. Согласные смягченные. Искажение гласных. Пропуск- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.



Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох – перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет вдыхательную установку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес.

При исполнении песен активен. Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 7 класса под редакцией Т.И. Науменко, В.В. Алеева

Учебник, учебное пособие

Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка»: Учебник для учащихся 7 кл. М.: Дрофа, 2020г.

Рабочая тетрадь для обучающихся

-

Электронное приложение к УМК

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс. (СD) Москва, Дрофа, 2020г.

Дидактический материал

-

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Кроссворды, тесты.

Методическое пособие с поурочными разработками

Поурочные разработки по музыке к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка. 7 класс», М. «Дрофа», 2020г.

Список используемой литературы


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ОМС (по темам курса), презентации, мультимедийные пособия, видеофильмы из коллекции классических произведений, авторские разработки педагога, электронные модули для интерактивной доски.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, пианино, цифровая доска.


Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:

Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.


Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.

http://xarisovailzia.blogspot.com/


Материально-технические обеспечение:

Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.

Список литературы

1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4 ст. Зольской

Кировского района, Ставропольского края

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей МО технологии, музыки, ИЗО от______________№________

______________ Смородина Н.В.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР



_____________________

Камерджиева Э.А.

_______________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №4 ст. Зольской

­­­­­­


_____________Шуткова М. А.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

музыки для 7А, 7Б, 7 В, 7 Г классов


Учитель: Остапенко Т.А.


Количество часов -35

1 час в неделю



Учебник – «Искусство. Музыка» 7 класс, Т.И науменко, В.В. Алеев, г. Москва, «Дрофа», 2016 г.







2020-2021 г.




Раздел «Содержание в музыке».


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Магическая единственность музыкального произведения

История создания сонаты, биография Бетховена.


Рассуждение о яркости образов в музыке.

Освоение выдающ.образцов венского классицизма.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»

Исполнение песен:

«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко

Осознание личностного смысла в музыке Бетховена

Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.

Понимать неповторимость музыкальных произведений

1.Прослушать сонату

2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя



2

Музыку трудно объяснить словами

Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания


Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.

Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы

Слушание:Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.

Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.

Умение познавать мир через муз. формы и образы

Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров


Развитие вокально- хоровых навыков.

Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты



3,4


Что такое музыкальное содержание?

Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.


Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.

Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение –эссе

Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение

«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.

Развитие способности творчески мыслить

Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.

Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи.

Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта.

«Отговорила роща золотая» - наизусть






Раздел «Каким бывает музыкальное содержание».

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Каким бывает муз.содержание.

Воплощение содержания в произвед.программной музыки.Программность обобщающего хар-ра.


Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.

Просмотр видеоряда

«Концерт № 3» Вивальди.

Пение:

«Мой добрый учитель»

А. Ермолов – разучивание.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.


Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения.

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.


Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди



6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание.

Соотнесение образов поэтического и муз.произведений

Анализ многообразия связей музыки и литературы.

Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.

Слушание сообщений о творч. А. Вивальди

Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский

Чтение: Н.Некрасова

«Тройка»(фрагм)


Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.

Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.



Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.




7

Образ мечты. «Восточная» партитура

Н. Римского-Корсакова

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.

Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»


Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельности

Проявление творческой инициативы и сам - ти.

Умение работать с различными источниками информации.


Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.

Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».



8

Когда музыка не нуждается в словах.

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.

Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.

Выставка рисунков по теме урока.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

А. Скрябин «Этюд»

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».

Пение:



Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.

Способность аргументиро-

вать свою точку зрения по поводу муз. произведения.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен.








Раздел «Музыкальный образ».



тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата

по факту

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

9

Лирические образы в музыке.

Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.

Особенности лирического образа.

Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.

Слушание:

С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».

Пение: «Пропавшим без вести».

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке.



10

Драматические образы в музыке.



Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра.

Анализ особенностей воплощения драматических образов.

Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.

Воспринимать и сравнивать муз.язык.

Слушание:

Ф. Шуберт «Лесной царь».

Пение:

«Пропавшим без вести».

Умение познавать мир через формы и образы.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей

Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.

Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.



11

Эпические образы в музыке.


Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов в муз.искусстве.

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.

Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоц

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.

Развивать вокально-хоровые навыки.






Раздел «О чем рассказывает музыкальный жанр».


12

О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра».

Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.

Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.

Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением.

Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности.

Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Развивать вокально-хоровые навыки.




13-15

Такие разные песни.

Такие разные танцы.

Такие разные марши.

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.

Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).

Наблюдение за развитием одного образа в музыке.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».

П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».

Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.

«Школьные годы» - разучивание.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме.

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.















16.

Заключительный урок. Обобщение темы «Содержание в музыке».

Обобщение тем четверти.

Повторное слушание всех произведений 3 четверти.

Муз. викторина.

Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.

Символическое отображение учебного материала и выделение существенного

Уметь угадывать прослушанные произведения.

Знать все изученные муз.образы, жанры.














Раздел «Форма в музыке».



тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

17

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание: М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».

Пение: «Синий иней»

Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы.

Прояваление творческой инициативы и самостоятельности.

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.




18

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером.

Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт «Баркарола»,

«Серенада».



Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.

Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.





Раздел «Виды музыкальных форм».

19

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.

Причины обращения композиторов к большим и малым формам.

Общее и индивидуальное в муз.форме.

Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание:

Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,

М. Равель «Игра воды»

Пение: «Синий иней»

Стремление к самостоятельному общению с муз.искусством

Развитие способности рассуждать.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.




20

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:

Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.

Формирование активности, самостоятельности.

Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




21


О роли повторов в музыкальной форме.

Музыкальная форма особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:

Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.

Формирование активности, самостоятельности.

Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




22

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание - пение

М.Глинка «Венецианская ночь»

Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Умение аргументировать свое предложение, мнение.

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Сообщение о происхождении жанра романс.



23

«Ночная серенада» Пушкина-Глинки: трехчастная форма.

Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма).

Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.

Слушание – пение:

М.Глинка «Я здесь Инезилья».

Умение познавать мир через муз.формы и образы.


Формирование познавательных мотивов уч.деятельности.

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




24-25

Многомерность образа в форме рондо.

Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.

. Многоплановость худ.образа в рондо.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.

Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»

Пение: Романсы М. Глинки

Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.




26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке».

Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.

Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».

Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание

Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича.

Сам. формулирование учебной цели данного урока.

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.



27

Заключительный урок. Обобщение темы: «Виды музыкальных форм».

Обобщение тем четверти.

Повторное слушание всех произведений 3 четверти.

Муз. викторина.

Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.

Символическое отображение учебного материала и выделение существенного

Уметь угадывать прослушанные произведения.

Знать все изученные муз.формы.





Раздел «Музыкальная драматургия».


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

28

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

В чём отличие между муз.формой и драматургией.

Особенности взаимодействия статики и динамики.

Наблюдение за развитием одного образа.

Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.

Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов

Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов.

Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Записи в тетради выучить



29

Музыкальный порыв.

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.

Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.

Пение: «Вечная весна».

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Формирование обобщенных знаний.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подготовить презентацию о замках средневековья.



30

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики муз. образов.

Первая татарская опера.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы.

Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.

Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа.

Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.


Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева.

Сообщение о татарских композиторах.



31-32-33

Диалог искусств

Опера "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.

Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».

Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.


Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»



34


Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.

Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.

Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.


Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.




35

Формула красоты.

Обобщение и повторение по теме года "Содержание и формы в музыке"

Итоговое занятие.

Обобщение темы.

Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.


Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!