МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №2 от .08.2020 руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Л.В.Знова .08.2020 | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________Е.В. Бурыкина .08.2020 |
_________С.В. Кириченко _____________ Л.В.Знова
.01.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
5, 10-11 КЛАСС
на 2020-2021 учебный год
Составитель
учитель русского языка и литературы Кононенко Т.П.
РЕКОМЕНДОВАНО
решением педагогического совета школы
протокол № от .08.2020г.
ДОНЕЦК 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года; с учетом Концепции исторического развития Донбасса, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики, Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Принципы построения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»:
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и разделы курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах творчества;
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики;
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде и т.д.
Цели обучения
Изучение курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
• углубление интереса к изучению общественны и гуманитарных наук;
• развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной деятельности;
• создание условий для развития критического мышления обучающихся, совершенствования умения получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
• создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Родины;
• создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
• накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;
• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся, расширение социального опыта;
• формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса.
Таким образом, основным заданием курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Место учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в учебном плане
Учебно-воспитательный курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» входит в Примерную основную образовательную программу среднего общего образования Донецкой Народной Республики. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 35 часов
Примерная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» / сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 42 с.
5 класс
№ ур | Дата | Название раздела, темы занятия | Примечания |
План | Факт |
Тема 1. Введение «Донбасс – мой родной край» (1 час + 3 часа) |
1 | | | Введение. Моя Родина – Донецкая народная Республика | |
2 | | | Содержание понятий «Родина», «Отечество», «Донбасс», «Донецкая Народная Республика». Как человек может служить своему Отечеству. Гербы городов Донбасса. | |
3 | | | Человек – часть природы. Уникальность природы Донбасса. Что означает охранять природу. Место рождения и место жительства. Животный и растительный мир Донбасса. | |
4 | | | Право человека на труд – одно из главных прав человека. Труд и творчество. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики. | |
5 | | | Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса. Календарь праздничных и знаменательных дат Донецкой Народной Республики. | |
Тема 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (3 часа) |
6 | | | Понятия «религия», «вера». Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. | |
7 | | | Культура ислама. | |
8 | | | Храмы Донбасса. | |
Тема 3. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (3 часа) |
9 | | | Понятия «страна» и «государство». | |
10 | | | Жители страны и граждане страны. Гражданство как ответственность. | |
11 | | | Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики. Из чего состоит школа. По каким правилам живет школьное государство. | |
Тема 4. «Донбасс и Русский мир» Уроки Победы (4часа) |
12 | | | Понятие «Русский мир». Донбасс и Россия: единая история, единая культура, единое будущее. Орел как геральдический символ в истории. Государственные символы России. | |
13 | | | Мы – правнуки Великой Победы. Сохранение памяти о Великой Победе. «Бессмертный полк» Донбасса. Герои живут рядом с нами. | |
14 | | | Подвиг и героизм советских людей – защитников Родины. | |
15 | | | Подвиг и героизм советских людей – защитников Родины. | |
16 | | | Защита проектов | |
17 | | | Защита проектов | |
18 | | | Итоговый урок | |
10 класс
№ ур | Дата | Название раздела, темы занятия | Примечания |
План | Факт |
Тема 1. Введение «Донбасс – мой родной край» (1 час + 3 часа) |
1 | | | Введение. Красота родного края. Донбасс – моя Родина. | |
2 | | | Природа Родины. Понятие «природа» и «окружающая среда». | |
3 | | | Экология вокруг меня. Глобальные экологические проблемы и возможные пути их решения. Земля просит о помощи. | |
4 | | | Донбасский характер в произведениях литературы. Литературное наследие Донбасса Х1Х-ХХ вв. | |
Тема 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (2 часа) |
5 | | | Гуманизм и нравственность. Формирование нравственных качеств личности. Духовно-нравственные ценности человека. | |
6 | | | Свобода личности. Конституция Донецкой Народной Республики о свободе личности. «Границы» свободы. Общественные и государственные «регуляторы» свободы. Свобода и ответственность. | |
| | | Тема 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (2 часа) | |
7 | | | История развития прав человека. Конституционные права и обязанности в Конституции Донецкой Народной Республики. Гражданин и гражданская позиция. | |
8 | | | Ответственность гражданина за будущее своего государства. Самосознание. Индивидуальность. Формирование активной жизненной позиции. Защита Отечества – неотъемлемая обязанность гражданина и патриота. Понятие делового этикета. | |
Тема 4. «Донбасс и Русский мир» (2 часа) |
9 | | | Историческая взаимосвязь Донбасса и России. | |
10 | | | Донбасс в огне Великой Отечественной войны. | |
Тема 5. «Уроки Победы» (7 часов + 1 час ЗП) |
11 | | | Наравне со взрослыми: дети защитники Родины | |
12 | | | У войны не женское лицо | |
13 | | | «Все для фронта – все для Победы» | |
14 | | | Многонациональный народ СССР – кузнец Великой Победы | |
15 | | | Твердыня на Неве: самоотверженный подвиг ленинградцев | |
16 | | | День победы советского народа в Великой Отечественной войне | |
17 | | | «Кольцо» Сталинграда | |
18 | | | Защита проектов. Итоговый урок | |
11 класс
№ ур | Дата | Название раздела, темы занятия | Примечания |
План | Факт |
Тема 1. Введение «Донбасс – мой родной край» (1 час + 2 часа) |
1 | | | Введение. Красота и неповторимость Донбасса в произведениях искусства. Выставки современных фотохудожников, посвященные Донбассу. | |
2 | | | Семья и семейные ценности. Роль семейных традиций в культуре народа. «Домострой». Народная педагогика. Семья в современном обществе. | |
3 | | | История Донбасса – неотъемлемая часть истории России. Страницы истории Донбасса. Трагизм и величие ХХ века в истории Донбасса. Чем живет современный Донбасс. | |
Тема 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (2 часа) |
4 | | | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм и гражданственность. Ценностные ориентиры личности. | |
5 | | | Мировоззрение. Факторы формирования региональной идентичности. Роль религии в современном обществе. Религиозная «палитра» Донбасса. Проблема межконфессиональной толерантности. | |
Тема 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (2 часа) |
6 | | | Развитие и структура образования в государстве на современном этапе. Молодёжные организации и субкультуры. Явление экстремизма в молодёжной среде. Профилактика экстремизма в молодёжной среде. | |
7 | | | Формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Противодействие экстремистской деятельности. | |
Тема 4. «Донбасс и Русский мир» (2 часа) |
8 | | | Роль личности в истории. Гордость земли Донецкой. Спорт (В. Чукарин. П. Астахова. И. Мате, Л. Подкопаева. С. Бубка. М. Туркевич. Д. Халаджи.). | |
9 | | | Мои современники - Герои Донбасса. Их именами названы школы Республики. «Русский мир». Роль и место Донбасса в Русском мире. | |
Тема 4. «Уроки Победы» (7часов) |
10 | | | Превосходство советского оружия | |
11 | | | Борьба советских граждан на оккупированной территории. | |
12 | | | Обыкновенный фашизм | |
13 | | | Церковь и война | |
14 | | | Роль Церкви в войне. Гражданский подвиг служителей церкви. Святитель Лука | |
15 | | | Актуальные проблемы борьбы с фальсификацией истории Великой Отечественной войны | |
16 | | | Решающая роль советско-германского фронта во Второй мировой войне. Справедливый, отечественный характер войны. Освободительная миссия Красной армии в Европе и Азии. Героизм советских солдат и офицеров. | |
17 | | | Защита проектов | |
18 | | | Защита проектов. Итоговый урок | |