СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОДБ.09 Химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОДБ.09 Химия предназначения для СПО с общей нагрузкой 72 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОДБ.09 Химия»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»

«УДАЧНИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОРНОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

_______________/В.В. Березовой

«____»_______________20____г.





ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ. 09 Химия































Удачный, 2023г


Лист согласования

Программа учебной дисциплины ОДБ. 09 Химия


составлена Карамашевой Евгенией Викторовной, преподавателем химии

(фамилия, имя отчество, должность, ученая степень, ученое звание)


Программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к использованию

на заседании кафедры ___________________________________ ГАПОУ РС (Я) МРТК

(наименование кафедры)


«___»________________20___г. протокол №___

Заведующий кафедрой ________________/ ____________ __________/

(подпись) Ф.И.О.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

программа учебной дисциплины согласована

на заседании Учебно-методического совета ГАПОУ РС (Я) МРТК

«___»________________20___г. протокол №___

Председатель УМС __________/_______________________/

(подпись) Ф.И.О.

Секретарь УМС ________________/ _________________________

(подпись) Ф.И.О.




СОДЕРЖАНИЕ



1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


стр. 4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр. 10

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр. 19


4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

стр. 20

5.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


стр. 24








1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»


1.1. Место учебного предмета «Химия» в структуре основной профессиональной образовательной программы.


Рабочая программа учебного предмета ОДБ.09 «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Трудоемкость дисциплины «Химия» на базовом уровне составляет 72 часа, из которых 50 часов на изучении теоретического материала и 20 часов практических занятий, включающий практико-ориентированное содержание, 2 часа на дифференцированный зачет.

ОДБ.09 «Химия» изучается во 2 семестре, промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета в конце 2 семестра.


1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия».

1.2.1. Цели и задачи дисциплины

Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.

Задачи:

  1. Сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и и взаимозависимости естественных наук;

  2. Развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнений химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов;

  3. Развить умения использовать информацию химического характера из различных источников;

  4. Сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;

  5. Сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.















1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия».

Код и наименование формирующих компетенций

Планируемые результаты освоения

Общие

Дисциплинарные


ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

-готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

-интерес к различным сферам профессиональной деятельности;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или обоснование для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками научно-исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

Способность их использования в познавательной и социальной практике.

- владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-,p-,d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (жиры, белки, углеводы), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;

- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;

- уметь использовать наименование химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашенная известь, негашеная известь, питьевая сода и др.), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими записями уравнений химических реакций;

- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;

- сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.


ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в политкультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознания ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требованием эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознания и защиты информации, информационной безопасности личности;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат-, и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений химических реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и др.);

- владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.


ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

- уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат-, и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам «Металлы» и «Неметаллы») ») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений химических реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;



ОК 07. Содействовать

В области экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

- сформированность представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;

- учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации.


ПК 1.1.

Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.



- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;

- выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»


2.1. Структура и объем учебного предмета, и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

в том числе.:


1. Основное содержание

67

в том числе:


лекции

49

практические занятия

18

2. Профессионально-ориентированное содержание


в том числе:


лекции

1

практические занятия

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Содержание учебного предмета ОДБ.09 «Химия».


ВВЕДЕНИЕ.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования.


Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.


Тема 1.1. Основные понятия и законы химии.

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.


Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение перио­дического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.


Тема 1.3. Строение вещества.

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.


Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и не гидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.


Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.


Тема 1.6. Химические реакции.

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для со­ставления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.


Тема 1.7. Металлы и неметаллы.

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства ме­таллов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зави­симость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.


Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.


Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические орга­нические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.


Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники.

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией по­лиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.


Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидрок­сильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Слож­ные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: ги­дролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поли­конденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза -о- полисахарид.


Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.




2.3. Тематическое планирование учебного предмета ОУП.12 «ХИМИЯ»


раздела, темы

Наименование разделов и тем


занятия

Объем в часах

Формирующие компетенции


1

2

3

4

5


ВВЕДЕНИЕ.


2

ОК 01

Вводный инструктаж по технике безопасности. Научные методы познания веществ и химических явлений.

Профессионально-ориентированное содержание:

1-2

2


Значение химии при освоении профессий СПО технологического профиля профессионального образования.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.


42


ТЕМА 1.1.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ.


4

ОК 01

ОК 02

Основные понятия и законы химии.

3-4

2

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 1 по теме: «Входной контроль»

5-6

2*

ТЕМА 1.2.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ

ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА И СТРОЕНИЕ АТОМА.


4

ОК 01

ОК 02

Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

7-8

2

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Радиоактивность.

9-10

2

ТЕМА 1.3.


СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.


6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Химическая связь: ионная, ковалентная, водородная и металлическая.


11-12

2

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.


13-14

2

Практическое занятие № 1 по теме: «Виды и свойства дисперсных систем»

15-16

2*

ТЕМА 1.4.


ВОДА. РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ.


6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.

Вода. Растворы. Растворимость веществ. Применение воды в технических целях.

17-18

1


1*

Профессионально-ориентированное содержание:

Решение профессионально-ориентированных задач.

Практическое занятие № 2 по теме: «Приготовление раствора заданной концентрации»

19-20

2*

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

21-22

2

ТЕМА 1.5.


КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И ИХ СВОЙСТВА.


10

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

Кислоты как электролиты, их классификация, способы получения, химические свойства кислот в свете ТЭД, применение.

23-24

2

Основания как электролиты, их классификация, способы получения, химические свойства оснований в свете ТЭД, применение.

25-26

2

Соли как электролиты, их классификация, способы получения, химические свойства солей в свете ТЭД, применение. Гидролиз солей.

27-28

2

Практическое занятие № 3 по теме: «Свойства неорганических кислот, оснований и солей»

29-30

2*

Оксиды: классификация, способы получения, химические свойства оксидов, применение.

31-32

1

1*

Профессионально-ориентированное содержание:

Решение профессионально-ориентированных задач.

ТЕМА 1.6.


ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.


6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

Классификация химических реакций в неорганической химии. Термохимические уравнения.

33-34

2

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

35-36

2

Скорость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практическое занятие № 4 по теме: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

37-38

1

1*

ТЕМА 1.7.


МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ.


6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Металлы: строение, классификация, физические свойства, способы получения, химические свойства, применение. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Практическое занятие № 5 по теме: «Решение экспериментальных задач»

39-40

1



1*

Неметаллы: строение атомов, способы получения, свойства, применение. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.

Практическое занятие № 6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов»


41-42

1


1*

Профессионально-ориентированное содержание:

Решение профессионально-ориентированных задач.

43-44

2*

Контрольная работа № 2 по теме: «Общая и неорганическая химия»

РАЗДЕЛ 2

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


28


ТЕМА 2.1.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.


4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

45-46

2

Классификация и изомерия органических соединений.

47-48

2

ТЕМА 2.2.


УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ.


8

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.


49-50

2

Алкены. Этилен, его получение. Диены и каучуки.

51-52

2

Алкины. Ацетилен. Арены. Бензол.


53-54

2

Природные источники углеводородов: природный газ, попутный нефтяной газ, нефть.

55-56

1


1*

Профессионально-ориентированное содержание:

Решение профессионально-ориентированных задач.

ТЕМА 2.3.


КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.


10

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

Одноатомные и многоатомные спирты: строение, способы получения, свойства, области применения. Фенол.

57-58

2

Альдегиды, карбоновые кислоты: строение, гомологический ряд, изомерия, способы получения, свойства, области применения.

59-60

2

Сложные эфиры, жиры: классификация, строение, свойства, области применения. Мыла. Синтетические моющие средства.

61-62

2

Углеводы: классификация, строение, способы получения, свойства, области применения.

63-64

2

Практическое занятие № 7 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

65-66

2*

ТЕМА 2.4.


АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПОЛИМЕРЫ.


6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Аминокислоты, белки: строение, получение, свойства, области применения.

Практическое занятие № 8 по теме: «Свойства белков»

67-68

1

1*

Пластмассы, волокна: классификация, получение, области применения.

Практическое занятие 9 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон»

69-70

1

1*

Дифференцированный зачет по предмету «Химия».


71-72

2*


Итого:

аудиторных занятий

лекций

практических занятий


72

50

22



* - часы, отведённые на практические занятия

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета

1. Посадочные места для студентов

2. Рабочее место преподавателя

3. Доска 5-ти секционная

Тематические стенды:

1. «Кислоты и кислотные остатки»;

2. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;

3. «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;

4. «Альтернатива бытовой химии»;

Технические средства обучения

1.

Компьютер

2.

Мультимедиа проектор

3.

Экран

4.

Комплект аппаратно-программных средств на базе ПК.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 2723 с., [8]с. цв. ил. ISBN 978-584468-9404-8

  2. Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева.-8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 496с. ISBN 978-5-4468-9909-8

Дополнительные источники:

  1. Ерохин Ю.М. Химия. Учебник. - Москва «Академия», 2014

  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия.11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2010.-176с

  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия.10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2010.-176с

  4. Найденко Е.С. Органическая химия/ Найденко Е.С.- Новосибирск: НГТУ,2014. Znanium.com

  5. Иванов В.Г. Органическая химия. Краткий курс: Учебное пособие/Иванов В.Г., Гева О.Н.-М.: Курс, НИЦ ИНФРА-М,2015. Znanium.com

  6. Иванов В.Г. Неорганическая химия. Краткий курс+/ В.Г. Иванов, О.Н. Гева- М.: Курс, НИЦ ИНФРА-М,2014. Znanium.com

  7. Иванов В.Г. Основы химии: Учебник В.Г.Иванов, О.Н. Гева-М .:2014. Znanium.com

  8. Олецкий Э.И. Бологическая химия (электронный ресурс): учебник/ А.Д. Таганович и др. по общ. ред А.Д.Тагановича.-Минск:Высшая школа,2013. Znanium.com

Интернет- ресурсы:

21kabinet.ucoz.ru

orqchemlab.com

xumuk.ru

himik.pro

hemi.rsu.ru

sv-gold.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающийся должен знать, понимать и демонстрировать по завершении обучения дисциплины.

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения используется система оценочных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.



ОК/ПК

Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных средств


Раздел 1 Общая и неорганическая химия


1.1

ОК 01

ОК 02

Основные понятия и законы химии

Знать основные понятия и законы химии

  1. Задачи на расчет массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ, расчет объема (объема, количества вещества) продуктов реакции.

1.2

ОК 01

ОК 02

Периодический закон и таблица Д.И.Менделеева. Строение атома

Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

  1. Задания на установление связей между строением атомов химических элементов периодическим изменением свойств химических соединений и их соединений в соответствии с положением в Периодической системе.

  2. Задания на использование химической символики и названий соединений.

1.3

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ПК 1.1

Строение вещества

Характеризовать типы химических связей, смеси и дисперсные системы

  1. Задачи на расчет массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ, расчет объема (объема, количества вещества) продуктов реакции.

1.4

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ПК 1.1

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Различать истинные растворы

1.Задачи на приготовление растворов

  1. Практико-ориентированные расчетные задания на растворы

1.5

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Классификация неорганических соединений и их свойства

Исследовать качественные реакции неорганических соединений

1.Задания на составление уравнений химических свойств простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов и неметаллов; неорганических кислот; оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующие их свойства и способы получения

2.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации.

1.6

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Химические реакции

Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции

1.Задания на составление реакций соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительных реакций.

2.Задачи на расчет массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ, расчет объема (объема, количества вещества) продуктов реакции.

1.7

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

Металлы и неметаллы

Характеризовать свойства металлов и неметаллов

1.Задания на составление уравнений химических свойств простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов и неметаллов; неорганических кислот; оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующие их свойства и способы получения

Тест по разделу общая неорганическая химия

2

Раздел 2 Органическая химия

2.1

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Знать основные понятия органической химии, теорию химического строения органических веществ А.М.Бутлерова

Задания на составление структурных формул органических веществ

2.2

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Углеводороды и их природные источники.

Классифицировать углеводороды в соответствии с их строением

1.Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре

2.Задания на составление полных и сокращенных структурных формул.

3.Задачи на определение простейших формул органической молекулы исходя из элементарного состава (в %)

4.Задания на составления химических реакций с участием органических соединений

2.3

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК 1.1

Кислородсодержащие органические соединения.

Классифицировать кислородсодержащие органические соединения в соответствии с их строением

1.Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре

2.Задания на составление полных и сокращенных структурных формул.

3.Задачи на определение простейших формул органической молекулы исходя из элементарного состава (в %)

4.Задания на составления химических реакций с участием органических соединений

2.4

ОК 01,

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Классифицировать азотсодержащие органические соединения, полимеров в соответствии с их строением

1.Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре

2.Задания на составление полных и сокращенных структурных формул.

3.Задачи на определение простейших формул органической молекулы исходя из элементарного состава (в %)

4.Задания на составления химических реакций с участием органических соединений



































5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ








ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)



К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА


ОДБ.09 «ХИМИЯ»

для профессий:

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)













Уровень программы базовый

Форма обучения очная

Объем программы: 72 часа аудиторных занятий

Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет






















2023 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО…………стр. 24-25

2. Фонд оценочных средств по ОДБ.09 «Химия» ………… стр. 26-40









































1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ОДБ.09 «ХИМИЯ»

Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлен в виде междисциплинарных заданий, направленных на контроль качества и на создание условий для формирования ОК и ПК у обучающихся посредством текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС разработан с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательного предмета ОДБ.09 «ХИМИЯ» и профессиональной направленности образовательной программы по профессии.

Выполнение тестовых заданий и заданий с открытым ответом оцениваются по 5-ти бальной шкале.

Оценка «5» соответствует 90% – 100% правильных ответов.

Оценка «4» соответствует 80% – 89% правильных ответов.

Оценка «3» соответствует 70% – 79% правильных ответов.

Оценка «2» соответствует 0% – 69% правильных ответов.


Таблица 1. Задания для текущего контроля и промежуточной аттестации


раздела, темы

Формирующие компетенции

Варианты заданий



(верные варианты ответов отмечены подчёркиванием)

ВВЕДЕНИЕ.


1. Предметом изучения химии являются:

а) вещества; б) растения;

в) атомы; г) животные.

2. Виды моделирования химических процессов:

а) химическое моделирование;

б) компьютерное моделирование;

в) математическое моделирование химических процессов (реакций);

г) все ответы верны.

3. Выберите правильный ответ, который обозначает индивидуальное химическое вещество:
а) графит; б) морская вода; в) сталь.

4. Напишите эссе на тему: «Значение химии при освоении профессии технологического профиля в СПО».


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

ТЕМА 1.1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ.



1. Раздел «Общая химия» изучает:

а) соединения углерода;

б) основные понятия и законы химии;

в) соединения химических элементов;

г) физические явления.

2. Закон постоянства состава веществ был открыт:

а) Ж. Прустом; б) Д.И. Менделеевым;

в) А. Лавуазье; г) М.В. Ломоносовым.

3. Укажите простые вещества:

а) C6H12O6, C2H4, CH3OH;

б) I2, O2, Br2;

в) S, Al, NH3;

г) H3PO4, Mg, HCOOH.

4. Аллотропными модификациями фосфора являются:

а) графит, фосфор;

б) алмаз, синий фосфор;

в) черный фосфор, красный фосфор, белый фосфор;

г) графит, белый фосфор.

5. Выберите названия тел:

а) золото;

б) кирпич;

в) этилен;

г) cнежинка.

6. Относительная молекулярная масса изображается:

а) M;

б) Ar;

в) Mr;

г) ω.

7. Выберите названия сложных веществ:

а) вода;

б) углекислый газ;

в) железо;

г) ртуть.


ТЕМА 1.2.

ПЕРИОДИ-ЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИ-ЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕС-КИХ

ЭЛЕМЕНТОВ

Д.И. МЕНДЕ-ЛЕЕВА

И СТРОЕНИЕ АТОМА.


1. В каком году Д.И. Менделеев открыл Периодический закон:

а) 1714г.;

б) 1896г.;

в) 1986г.;

г) 1869г.

2. Укажите, какой химический элемент в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева располагается под номером 74:

а) палладий;

б) хлор;

в) вольфрам;

г) полоний.

3. Относительная атомная масса для мышьяка составляет:

а) 15,999;

б) 74,9216;

в) 207,19;

г) 186,207.

4. Количество групп в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

а) 7; б) 5;

в) 8; г) 11.

5. «Планетарная модель строения атома» принадлежит:

а) Э. Резерфордом; б) Д.И. Менделеевым;

в) Н. Бором; г) Дж. Томсоном.






6. В пределах одного и того же периода металлические свойства:

а) усиливаются;

б) ослабевают;

в) не изменяются;

г) нет верного ответа.

7. Число протонов у алюминия:

а) 13;

б) 15;

в) 19;

г) 16.


ТЕМА 1.3.

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.



1. Вещества с атомной кристаллической решеткой:

а) алмаз;

б) вода;

в) углекислый газ;

г) ацетилен.

2. Для воды характерна химическая связь:

а) ковалентная полярная связь;

б) ковалентная неполярная связь;

в) металлическая связь;

г) водородная связь.

3. Гомогенные смеси – это смеси, в которых:

а) между компонентами есть поверхность раздела;

б) располагаются газы;

в) состоят из твердых веществ;

г) между компонентами нет поверхности раздела.

4. Смеси твердых и жидких веществ, нерастворимых друг в друге – это …

а) золи; в) эмульсии;

б) суспензии; г) гели.

5. Из приведённого списка выберите верные суждения о правилах поведения в кабинете химии и обращения с химическими веществами.

а) С разрешения преподавателя в кабинете химии с химическими реактивами можно работать одному.

б) В химическом кабинете разрешается пробовать вещества на вкус.

в) Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.

г) Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.

6. Смеси различных жидкостей, нерастворимых друг в друге – это …

а) золи; в) эмульсии;

б) суспензии; г) гели.

7. Тонкодисперсные системы:

а) коллоидные растворы, эмульсии;

б) истинные растворы, золи, суспензии;

в) эмульсии, суспензии, аэрозоли;

г) коллоидные растворы, истинные растворы.


ТЕМА 1.4.

ВОДА. РАСТВОРЫ.

ЭЛЕКТРО-ЛИТИЧЕС-КАЯ ДИССО-ЦИАЦИЯ.


1. Растворы – это…

а) гомогенные системы, содержащие один компонент;

б) гетерогенные системы, содержащие два компонента;

в) гомогенные (однородные) системы, содержащие два или несколько компонентов;

г) гетерогенные (неоднородные) системы, содержащие два или несколько компонентов.

2. Какие частицы являются катионами:

а) ; в) ;

б) ; г) .

3. Электролит, образующий при диссоциации катионы водорода и анионы кислотного остатка:

а) кислота; в) основание;

б) соль; г) вода.

4. Растворение – это процесс …

а) только физический;

б) физико-химический;

в) биологический;

г) только химический.

5. Вещество, являющееся неэлектролитом:

а) CaBr2; в) NaOH;

б) HCl ; г) C6H12O6.

6. Распад электролитов на ионы при растворении или расплавлении – это…

а) ассоциация;

б) плавление;

в) растворение;

г) диссоциация.

7. Вещество, являющееся электролитом:

а) HNO3; в) Br2;

б) C12H22O11; г) CH4.



.








ТЕМА 1.5. КЛАССИ-ФИКАЦИЯ НЕОРГАНИ-ЧЕСКИХ СОЕДИНЕ-НИЙ И ИХ СВОЙСТВА.





1. Формулы оксида, соли, кислоты соответственно:

а) CaO, HCl, KI;

б) KOH, NO, H2SO4;

в) CuO, NaCl, HMnO4;

г) Ba(OH)2, HI, KBr.

2. Фенолфталеин в щелочной среде:

а) малиновый;

б) красный;

в) синий;

г) бесцветный.

3. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из:

а) атомов металлов и атомов гидроксогрупп;

б) атомов водорода и атомов кислотных остатков;

в) атомов металлов и атомов кислотных остатков;

г) атомов кислорода и атомов неметаллов.

4. Гидролиз солей по катиону происходит, если:

а) соль образована сильным основанием и сильной кислотой;

б) соль образована слабым основанием и сильной кислотой;

в) соль образована сильным основанием и слабой кислотой;



г) соль образована слабым основанием и слабой кислотой.

5. Вещество, формула которого H3PO4, является:

а) оксидом;

б) кислотой;

в) основанием;

г) солью.

6. При взаимодействии сульфата меди (CuSO4) и гидроксида натрия (NaOH) образуется осадок гидроксид меди (II)

(Cu (OH)2):

а) белого цвета;

б) голубого цвета;

в) бурого цвета;

г) желтого цвета.

7. Для разбавления концентрированного раствора серной кислоты следует наливать:

а) быстро кислоту в воду;

б) быстро воду в кислоту;

в) медленно кислоту в воду;

г) медленно воду в кислоту.


ТЕМА 1.6.

ХИМИЧЕС-КИЕ РЕАКЦИИ.


1. Химическая кинетика – это …

а) раздел химии, изучающий скорость химических реакций;

б) раздел химии, который изучает органические вещества;

в) раздел химии о типах химических связей;

г) наука о строении простых и сложных веществ.


2. По признаку обратимости химические реакции делятся на:

а) окислительно-восстановительные реакции;

б) необратимые реакции;

в) каталитические реакции;

г) обратимые реакции.


3. Какие из следующих реакций являются реакциями замещения:

а) Mg + H2SMgS + H2

б) K2O + H2O = 2KOH

в) Zn + 2HClZnCl2 + H2

г) 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3


4. Вещества, которые замедляют скорость химических реакций, называются:

а) актиноиды;

б) ингибиторы;

в) лантаноиды;

г) катализаторы.


5. Реакции, которые протекают с поглощением теплоты, называют:

а) экзотермическими;

б) эндотермическими;

в) электронами;

г) эмульсионными.






6. Какие из следующих реакций являются реакциями обмена:

а) 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O

б) BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl

в) KOH + HNO3 = KNO3 + H2O

г) 2HgO 2Hg + O2

7. В результате реакции замещения меди железом в растворе медного купороса, раствор - …

а) приобрел красное окрашивание;

б) обесцветился;

в) остался голубого цвета;

г) приобрел желтое окрашивание.


ТЕМА 1.7.

МЕТАЛЛЫ И НЕМЕ-ТАЛЛЫ.


1. Какие из перечисленных химических веществ являются неметаллами:

а) Al, K, Zn; б) Cl2, Fe, F2;

в) C, N2, O2; г) Si, Cu, P.

2. Какие из перечисленных химических веществ являются металлами:

а) Mg, C, F2; б) Li, Fe, Na;

в) S, K, P; г) Ar, Cl2, Fe.

3. Какие металлы относятся к щелочным:

а) K, Li, Na б) Be, Ca, Mg

в) Al, Cu, Fe г) W, Zr, Pb

4. При взаимодействии металлов с водородом образуются соединения, которые называются:

а) карбиды; б) сульфаты;

в) гидриды; г) нитраты.

5. К неметаллам относятся:

а) F; б) C; в) Ag; г) Al.

6. Выберите химический элемент, который не относится к металлам:

а) Hg; б) Mo; в) Mn; г) S.

7. К активным металлам относятся:

а) Ca, Na, Mg; б) Fe, Co, Hg;

в) Cu, Zn, Ba; г) Li, K, Ag.


РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

ТЕМА 2.1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЧЕ-СКОЙ ХИМИИ И

ТЕОРИЯ

СТРОЕНИЯ

ОРГАНИ-ЧЕСКИХ СОЕДИНЕ-НИЙ.



1. Органическая химия – это химия соединений:

а) кислорода; б) углерода;

в) водорода; г) азота.


2. К органическим веществам относится:

а) CaCO3; б) CO2;

в) С2H5OH; г) CO.


3. Формула пентана:

а) C4H10; б) C6H6;

в) C5H12; г) C3H8.




4. Молекулярная формула органического вещества отражает:

а) качественный и количественный состав соединения;

б) порядок соединения атомов в молекуле;

в) только количество углерода;

г) нет верного ответа.

5. Формула нонила:

а) C6H6; б) C9H19; в) C2H4; г) CH4.

6. Теория строения органических соединений была сформулирована:

а) Д.И. Менделеевым; б) В.В. Марковниковым;

в) А.М. Бутлеровым; г) М.В. Ломоносовым.

7. Природные органические соединения - это:

а) продукты химически преобразованных природных веществ в соединения;

б) продукты жизнедеятельности живых организмов;

в) искусственные соединения;

г) нет верного ответа.


ТЕМА 2.2.

УГЛЕВОДО-РОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИ-КИ.


1. Двойная связь имеется в молекуле:

а) ацетилена; б) этана;

в) метана; г) этилена.

2. Общая формула алканов

а) CnH2n+2; б) СnH2n;

в) CnH2n-2; г) CnH2n-6.

3. Основной компонент природного газа:

а) бутан; б) этан;

в) пропан; г) метан.

4. Формула бензола:

а) C6H6; б) C2H2;

в) C2H4; г) CH4.

5. При взаимодействии карбида кальция с водой получают:

а) этилен; б) бензол;

в) ацетилен; г) полиэтилен.

6. Формула хлорметана:

а) CH3Br; б) C2H5Br;

в) C2H5Cl; г) CH3Cl.

7. Крекинг нефти – это…

а) разделение нефти на фракции, отличающиеся друг от друга температурами кипения;

б) расщепление углеводородов, содержащихся в нефти, на углеводороды с меньшим числом углеродных атомов;

в) биологический процесс;

г) нет верного ответа.


ТЕМА 2.3.

КИСЛОРОД-СОДЕРЖА-ЩИЕ ОРГАНИ-ЧЕСКИЕ СОЕДИНЕ-НИЯ.


1. Вещество, формула которого C2H5OH, является:

а) одноатомным спиртом; б) альдегидом;

в) алканом; г) жиром.

2. Реакцию с гидроксидом меди (II) можно использовать для обнаружения:

а) глицерина; б) этанола;

в) фенола; г) метана.




3. Формула глюкозы:

а) C6H14O;

б) C6H12O6;

в) C5H12O4;

г) C3H7OH.

4. К жирам животного происхождения относятся:

а) рыбий жир;

б) говяжий жир;

в) кокосовое масло;

г) льняное масло.

5. В результате реакции фотосинтеза образуется углевод – …

а) целлюлоза;

б) крахмал;

в) лактоза;

г) глюкоза.

6. Этанол в воздухе горит:

а) синеватым пламенем;

б) желтым пламенем;

в) зеленым пламенем;

г) красным пламенем.

7. Формула крахмала:

а) C12H22O11;

б) (C6H10O5)n;

в) C6H12O6;

г) C6H14O5.


ТЕМА 2.4.

АЗОТСО-ДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИ-ЧЕСКИЕ СОЕДИНЕ-НИЯ. ПОЛИМЕРЫ.


1. Формула анилина :

а) C6H5OH;

б) C6H5NO2;

в) C6H5NH2;

г) C6H5CH.

2. В состав аминокислот входят функциональные группы:

а) -CHO и -ОН;

б) -NH2 и -СНО;

в) -NO2 и -СООН;

г) -NH2 и -СООН.

3. Реакция, характерная для белков:

а) гидратации;

б) гидролиз;

в) гидрирования;

г) дегидрирования.

4. Признак биуретовой реакции распознавания белков:

а) запах жженых перьев;

б) фиолетовое окрашивание;
в) желтое окрашивание;

г) чёрный осадок.

5. Ксантопротеиновая реакция – это …

а) действие на белок гидроксида натрия и сульфата меди (II);

б) действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании;

в) действие на белок ацетата свинца;

г) действие на белок серной кислоты.





6. К синтетическим волокнам относится:

а) натуральный шелк;

б) лавсан;

в) шерсть;

г) ацетатное волокно.

7. Полиэтилен получают реакцией полимеризации:

а) карбида кальция;

б) муравьиной кислоты;

в) этилена;

г) метана.













































ПРИЛОЖЕНИЕ


Дифференцированный зачет по предмету «Химия».




Вариант № 1


1. Какой химический элемент располагается в периодической системе под порядковым номером № 13:

а) фосфор

б) кальций

в) алюминий

г) сера


2. Электронная формула атома бора:

а) 1s22s22p6

б) 1s22s22p3

в) 1s22s22p63s23p3

г) 1s22s22p1


3. В 1869 г. Периодический закон был сформулирован:

а) Бутлеровым А.М.

б) Менделеевым Д.И.

в) Лавуазье А.Л.

г) Ломоносовым М.В.


4. Формулы оксида, кислоты, соли соответственно:

а) СаO, HCl, KI

б) KOH, Na2O, H2SO4

в) CuO, NaCl, HMnO4

г) Ba(OH)2, HI, KBr


5. Какие из перечисленных химических веществ являются металлами:

а) Na, Mg, Al,

б) Cl2, Ar, Zn

в) P, S, O2

г) Hg, Si, N2


6. Основной компонент природного газа:

а) бутан

б) этан

в) пропан

г) метан


7. Ядовитый двухатомный спирт, применяемый при изготовлении антифризов:

а) этиленгликоль

б) этанол

в) бутанол

г) глицерин


8. Крахмал можно распознать с помощью раствора:

а) Cu(OH)2

б) Ag2O

в) I2

г) C2H5OH


9. Формула фенола:

а) C6H5OH

б) C6H5NO2

в) C6H5NH2

г) C6H5CH


10. К синтетическим волокнам относится:

а) натуральный шелк;

б) лавсан;

в) шерсть;

г) ацетатное волокно.


11. Определите относительную молекулярную массу для C6H5OH.


12. Напишите сокращенное ионное уравнение для химической реакции:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl


13. Установите соответствие между химическими формулами и названиями неорганических и органических веществ:

Химическая формула Название веществ

1. C2H2 А. Бромоводородная кислота

2. HCOH Б. Бутадиеновый каучук

3. HBr В. Муравьиный альдегид

Г. Соляная кислота

Д. Ацетилен


14. Осуществите цепочку превращений, дайте названия образующимся веществам:

Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2


15. Задача. В реакции цинка с бромоводородной кислотой образовалось 68г. бромида цинка. Определите массу цинка, вступившего в реакцию.



Вариант № 2

1. Какой химический элемент располагается в периодической системе под порядковым номером № 15:

а) фосфор

б) кальций

в) алюминий

г) сера


2. Электронная формула атома бериллия:

а) 1s22s22p1

б) 1s22s22p63s2

в) 1s22s2

г) 1s1


3. Теория строения органических веществ в 1861 году была сформулирована:

а) Ломоносовым М.В.

б) Менделеевым Д.И.

в) Бутлеровым А.М.


4. Формулы оксида, основания, соли соответственно:

а) BaO, Fe(OH)2, NaCl

б) SO2, K2O, NaOH

в) P2O5, Na2O, CaCl2

г) P2O5, SO3, Ca(OH)2


5. Какие из перечисленных химических веществ являются неметаллами:

а) Al, K, Zn

б) Cl2, Fe, F2

в) C, N2, O2

г) Si, Cu, P


6. В листьях крапивы, хвои ели, сосны содержится следующая карбоновая кислота:

а) уксусная кислота

б) молочная кислота

в) валериановая кислота

г) муравьиная кислота


7. Этанол в воздухе горит:

а) красным пламенем

б) желтым пламенем

в) зеленым пламенем

г) синеватым пламенем


8. Формула сахарозы:

а) C12H22O11 б) C6H5OH

в) (C6H10O5)n г) C6H12O6


9. Ксантопротеиновая реакция – это …

а) действие на белок гидроксида натрия и сульфата меди (II);

б) действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании;

в) действие на белок ацетата свинца;

г) действие на белок серной кислоты.


10. Полиэтилен получают реакцией полимеризации:

а) карбида кальция

б) муравьиной кислоты

в) этилена

г) метана


11. Определите относительную молекулярную массу для C5H11NH2.



12. Напишите сокращенное ионное уравнение для химической реакции:

HCl + NaOH = NaCl + H2O


13. Установите соответствие между химическими формулами и названиями неорганических и органических веществ:

Химическая формула Название веществ

1. HNO3 А. Уксусная кислота

2. CH3COOH Б. Азотная кислота

3. C6H12O6 В. Метан

Г. Глюкоза

Д. Серная кислота


14. Осуществите цепочку превращений, дайте названия образующимся веществам:

С2H6→C2H5Cl→C2H5OH→C2H5ONa


15. Задача.

Определите массу хлорбензола, полученного при хлорировании 23,4 г бензола.





Ключи к заданиям для дифференцированного зачета.


Вариант № 1




1.

в)

2.

г)

3.

б)

4.

а)

5.

а)

6.

г)

7.

а)

8.

в)

9.

а)

10.

б)


11. Mr(C6H5OH) = 12 ∙ 6 + 1 ∙ 5 + 16 +1 =94


12. Ba2+ + = BaSO4


13. 1 – Д

2 – В

3 – А


14. 1) 2Mg + O2 = 2MgO (оксид магния (II))

2) MgO + H2O = Mg(OH)2 (гидроксид магния)

3) Mg(OH)2 + 2 HCl = MgCl2 + 2H2O

(хлорид магния)



15. Задача.

Дано:

m (Zn) - ?


Решение:

  1. 

  1. 

  2. ; х = 0,3 моль

  3.  .

Ответ: m .



Вариант № 2



1.

а)

2.

в)

3.

в)

4.

а)

5.

в)

6.

г)

7.

г)

8.

а)

9.

б)

10.

в)


11. Mr(C5H11NH2) = 12 ∙ 5 + 1 ∙ 11 + 14 +1 ∙ 2 =87


12. H+ + OH- = H2O


13. 1 – Б

2 – А

3 – Д


14. 1) С2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl

(хлорэтан)

2) С2H5Cl + KOH = C2H5OH + KCl

(этанол)

3) C2H5OH + Na = C2H5ONa+ H2

(этилат натрия)


15. Дано: Решение

m(C6H6) = 23,4 г 0,3 моль х моль

m(C6H5Cl) - ? C6H6 + Cl2 = C6H5Cl + HCl

1 моль 1 моль


1) M(C6H6) = 78 г/моль

М(C6H5Cl) = 112,5 г/моль

2)

3)

4) m(C6H5Cl) = 0,3 моль ∙ 112,5 г/моль = 33,75 г


Ответ: масса хлорбензола равна 33,75 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!