Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Рабочая программа ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ учебной дисциплины
ОУД.17 Основы финансовой грамотности
для профессии СПО технического профиля
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Октябрьский район, 2019
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к практическому применению зам. директора по УР
МК профессий и специальностей Степаненко О.Г._________
общеобразовательного цикла «___» _________2019 г.
протокол №___
от «____» _________ 2019г.
председатель МК__________ Задера М.И.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Основы финансовой грамотности разработана на основе требований:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Разработчик:
Тыртычная Екатерина Олеговна, преподаватель ГБПОУ РО «ОАТТ» первой квалификационной категории;
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.17 Основы финансовой грамотности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОУД.17 Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД,17 Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУД.17 Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина ОУД.17 Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности студентов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Учебная дисциплина ОУД.17 Основы финансовой грамотности предполагает знакомство студентов с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
«Основы финансовой грамотности» направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления;
- способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
- уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения;
- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на достижение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив;
- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;
- владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
- умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов, которое отводится на освоение рабочей программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 54часа,
в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 36 часов;
самостоятельная работа студентов 18 часов
практические работы студентов 6 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
работа с конспектом | 2 |
подготовка сообщений | 2 |
выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи». | 2 |
создание электронной презентации | 2 |
подготовка реферата | 6 |
решение задач | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. |
Тема 1.1. Личное финансовое планирование. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Человеческий капитал. Способы принятий финансовых решений Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет, его структура, способы составления и планирования. Личный финансовый план, финансовые цели, стратегии и способы их повышения. |
2 | Практическое занятие №1. Кейс «Покупка загородного участка с домом для летнего отдыха». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме. | 2 | |
Тема 1.2. Депозиты | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | Банки и банковские счета. Влияние инфляции на стоимость активов. Анализ современного рынка банковских депозитов. Договор банковского депозита, управление рисками по депозиту. | 2 |
Самостоятельная работа. Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения Ростовской области». | 2 | |
Тема 1.3. Кредиты | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные принципы кредитования. Виды кредитов. Стоимость кредита и способы его погашения. Кредитные организации и кредитные правоотношения. Кредитная история, невыплата кредитов. |
2 | Практическое занятие №2. Кейс «Покупка автомобиля». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи». | 2 | |
Тема 1.4. Расчетно-кассовые операции | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Платежные средства: наличные деньги, платежные карты, чеки. Операции с иностранной валютой |
2 | Электронные деньги. Особенности интернет-банкинга. | 2 | 2 |
3 | Практическое занятие №3 Мобильный банк и услуга «Автоплатеж» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи». | 2 | |
Тема 1.5. Страхование | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Страховые услуги. Договор страхования. Виды личного страхования. |
2 | Практическое занятие №4. Страхование жизни | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Страхование личного имущества». | 2 | |
Тема 1.6. Инвестиции | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Способы инвестирования, инвестиции физических лиц и их условия. Фондовый рынок и его инструменты. Защита от инвестиционных рисков. Место инвестиций в личном финансовом плане. |
Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». | 2 | |
Тема 1.7. Пенсии | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Понятие и виды пенсий. Пенсионная система в Российской Федерации. Формирование индивидуального пенсионного капитала Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане. |
Самостоятельная работа. Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению). | 4 | |
Тема 1.8. Налоги | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Экономическая сущность налогов. Виды налогов для физических лиц. |
2 | Порядок применения налоговых льгот и налоговых вычетов. | 2 | |
3 | Практическое занятие №5. Кейс «Применение налоговых вычетов» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Налогообложение физических лиц». | 2 | |
Тема 1.9. Мошеннические действия на финансовом рынке и защита от них | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Мошенничество с наличными деньгами. Мошенничество с инвестициями. |
2 | Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. | 2 | 2 |
3 | Правила личной финансовой безопасности | 1 | 2 |
4 | Практическое занятие №6. Кейс «Заманчивое предложение» | 1 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего аудиторных занятий: | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет социально- экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебники, учебные пособия;
комплект учебно-наглядных пособий:
словари терминов и понятий по темам дисциплины,
опорные конспекты,
схемы, таблицы, стенды;
карточки, раздаточный материал;
комплект электронных презентаций по темам дисциплины.
Технические средства обучения: проектор, ноутбук, экран.
3.1.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Финансовая грамостноть: учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования/ М. Р. Каджаева, С. В. Дубровская, А. Р. Елисеева. - Москва: Академия, 2019. - 286, [1] с. : табл., цв. ил.; 27 см. - (Среднее профессиональное образование).; ISBN 978-5-4468-7597-9
Дополнительные источники:
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 400 с.
Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е.В. Савицкая. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2016
Интернет-ресурсы:
Законодательные акты
1 | Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ | http://base.garant.ru/10106464/ |
2 | Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 | http://base.garant.ru/10105800/ |
3 | Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ | http://base.garant.ru/10105712/ |
4 | Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 | http://base.garant.ru/10100758/ |
5 | Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ. | http://base.garant.ru/12124999/ |
6 | Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ | http://base.garant.ru/12138288/ |
7 | Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ | http://base.garant.ru/12111456/ |
8 | Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ | http://base.garant.ru/12138285/ |
9 | Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ | http://base.garant.ru/12133556/ |
10 | Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ | http://base.garant.ru/12114746/ |
11 | Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ | http://base.garant.ru/10900200/ |
12 | Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ | http://base.garant.ru/12112327/ |
13 | Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-ФЗ | http://base.garant.ru/12138267/ |
14 | Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ | http://base.garant.ru/12111066/ |
Порталы
| Сайт Банка России | http://www.cbr.ru/ |
| Сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг | http://www.rbc.ru/ |
| Сайт «Всё о страховании в России» | http://www.insur.ru/ |
| Сайт «Страховая информация» | http://strahovik.info/ |
| Всероссийский союз страхования | http://ins-union.ru./ |
| Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы | http://www.fas.gov.ru/ |
| Сайт «Страхование в России» | http://www.allinsurance.ru/ |
| Сайт «Финансовая грамота» | http://fingramota.org/lichnye-finansy/investitsii-i-sberezheniya |
| Энциклопедия маркетинга | http://www.marketing.spb.ru |
| Сайт «Развитие бизнеса» | http://www.devbusiness.ru |
| Министерство РФ по налогам и сборам | http:// www.nalog.ru. |
| Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг | http://www.fedcom.ru. |
| Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации | http:// www.akdi.ru. |
Информационно-справочные образовательные ресурсы:
http://www.intuit.ru/,
http://www.edu.ru/
http://pedsovet.su/
http://www.zavuch.ru/
http://1сентября.рф/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: | |
управление и составление семейного бюджета, контролирование доходов и расходов; | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; самостоятельная работа студентов; ПЗ №1 «Покупка загородного участка с домом для летнего отдыха»; дифференцированный зачет |
роль денег в жизни общества; управление личными сбережениями; основы финансового планирования. | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; ПЗ №2 «Покупка автомобиля»; ПЗ №3 Мобильный банк и услуга «Автоплатеж»; дифференцированный зачет |
виды накоплений, причины инфляции; условия депозита; виды кредита, стоимость кредита. | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; ПЗ №3 Мобильный банк и услуга «Автоплатеж»; дифференцированный зачет |
пенсионную систему и возможности формирования будущей пенсии; налоговую систему, виды и порядок уплаты налогов, составление налоговой декларации, налоговые вычеты. | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; ПЗ №5 «Применение налоговых вычетов»; дифференцированный зачет |
инвестиции, виды инвестиций; управление рисками при инвестировании; структуру и регулирование финансового рынка; финансовые инструменты, финансовых посредников. | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; дифференцированный зачет |
страховую систему, виды страхования; и возможности защиты материальных и нематериальных активов; механизмы защиты от махинаций на финансовом рынке, права потребителей финансовых услуг; | оценка освоенных знаний и текущий контроль в ходе фронтального опроса; ПЗ №4 Страхование жизни; дифференцированный зачет |
уметь: | |
ставить и достигать финансовые цели; грамотно и эффективно управлять семейным бюджетом; осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять финансовое планирование; составлять семейный бюджет, личный финансовый план. формировать личные сбережения. | оценка освоенных знаний в ходе выполнения практических работ; ПЗ №1 «Покупка загородного участка с домом для летнего отдыха»; ПЗ №2 «Покупка автомобиля»; ПЗ №3 Мобильный банк и услуга «Автоплатеж»; проверка самостоятельной работы студентов; дифференцированный зачет |
рассчитывать проценты по депозиту; использовать банковские и небанковские финансовые продукты; делать выбор наиболее выгодного кредита; | оценка уровня освоения в ходе выполнения практических работ ПЗ №3 Мобильный банк и услуга «Автоплатеж»; оценка выполнения самостоятельной работы; дифференцированный зачет |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства. | опрос по индивидуальным заданиям; ПЗ №6 Кейс «Заманчивое предложение»; оценка освоенных знаний в ходе выполнения самостоятельной работы |