ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2022 |
Лист 2/14 |
рабочая программа общеобрзовательной учебной дисциплины ДУП.01 основы обществознания
Анадырь 2022 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
Разработчик:
Гатауллина Ирина Сергеевна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Регистрационный № ДО 173-20 от 04.03.2020 г.
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол № 06 от «17» марта 2020 г.
Утверждена Приказом № 01-10/332 от 31.08.2020 г. «Об утверждении документов по организации учебного процесса»
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Дуп.01 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ПД.08 Обществознание (включая экономику и право) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС) гуманитарного профиля и предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в ГАПОУ ЧАО «ЧМК» в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Коды формируемых компетенций: ОК 1-9.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к учебным дисциплинам по выбору.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель:
сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
Задачи:
развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен уметь:
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
оценивать социальную информацию, находить информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен знать:
базовый понятийный аппарат социальных наук;
методы познания социальных явлений и процессов;
основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;
основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося –.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: |
самостоятельная работа над индивидуальным проектом | 0 |
подготовка докладов | 0 |
изучение литературы | 0 |
Итоговая аттестация в форме |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ДУП.01 Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Человек в обществе | Содержание учебного материала | 18 | |
| Введение. Актуальные вопросы обществознания. | 2 |
| Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. |
| Познавательная и коммуникативная деятельность. |
| Свобода и необходимость в деятельности человека. |
| Современное общество. |
| Угроза международного терроризма. Проблемы глобализации. Глобализация человеческого общества. |
| Духовная культура общества. |
| Духовный мир личности. |
| Мораль. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 2. Общество как мир культуры | Содержание учебного материала | 16 |
1. | Наука и образование. | 2 |
2. | Религия и религиозные организации. |
3. | Искусство. |
4. | Массовая культура. |
5. | Прогресс культуры. |
6. | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. |
7. | Занятость и безработица. |
8. | Причины безработицы в современном мире. |
Лабораторные работы | 0 | 2 |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 3. Социальная сфера | Содержание учебного материала | 16 |
1. | Социальная структура общества. | 2 |
2. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. |
3. | Нации и межнациональные отношения. |
4. | Причины межнациональных конфликтов в XXI веке. |
5. | Семья и быт. |
6. | Гендер – социальный пол. |
7. | Молодёжь в современном обществе. |
8. | Демографическая ситуация в современной России. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 4. Политическая жизнь общества | Содержание учебного материала | 16 |
1. | Политика и власть. | 2 |
2. | Политические системы современного мира. |
3. | Политическая система |
4. | Гражданское общество и правовое государство. |
5. | Демократические выборы. |
6. | Политические партии и партийные системы. |
7. | Политические партии в РФ. |
8. | Политический плюрализм |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
ВСЕГО: | 66 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
Помещение кабинета основ обществознания (включая экономику и право) должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам обществознания (включая экономику и право), создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся.
рабочее место преподавателя.
доска маркерная.
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ ред.: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. - 2-е изд. -, 2020. – 320
Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ ред.: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2020. - 334 с.
Дополнительные источники:
Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
Курбатов В.И. Обществознание. – Учебник / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.
Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2004. – 270 с.
Интернет-источники:
Новая электронная библиотека. New library.ru. Режим доступа: http://www.newlibrary.ru/ – Яз. Рус.
Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/ – Яз. Рус.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений | - оценка выполнения самостоятельной работы |
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов | - оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
- оценивать социальную информацию, находить информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития | - срез по теме, оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
Знать: |
- базовый понятийный аппарат социальных наук | - оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
- методы познания социальных явлений и процессов | - оценка выполнения практических работ |
- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире | - оценка выполнения самостоятельной работы |
- основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире | - срез по теме, оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель И. С. Гатауллина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)