СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Общение и чтение" 7 класс СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Общение и чтение" 7 класс СИПР»

Пояснительная записка


Рабочая программа для предмета «Общение и чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).

Общение – это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в каких-либо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития обучение общению представляет большую значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

Основная цель изучения предмета «Общение и чтение» – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Приоритетной задачей курса является обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение и чтение» происходит обучение детей умению пользоваться этим средством.


Цели и задачи предмета

Обучение чтению имеет цель: совершенствование техники чтения.

Основные задачи:

- формирование навыка осознанного, правиль­ного, чтения по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- формирование умения соблюдать интонацию читаемого текста в соответствии со знаками препинания;

-развитие связной речи и обогащение словаря;

-коррекция психических процессов;

-развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.

Содержание образования

Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построе­нию предложений.

Уроки чтения и развития речи проводятся 1 раз в неделю. Количественное распределение часов на изучение произведений конкретной тематики построено с учетом психофизических особенностей учащихся, развития познавательных интересов школьников, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.


Общая характеристика учебного предмета «Общение и чтение»


«Чтение» как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте.

Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.



Место учебного предмета «Общение и чтение» в учебном плане


Данная программа рассчитана на 34недели, 4 часа в неделю на 136 часов в год, в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».

Обучение осуществляется по учебнику специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущено Министерством образования РФ Москва «Просвещение» 2016 г. Автор С. Ю. Ильина.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Общение и чтение»

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к уроку чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;

- восприятие семейных традиций, в том числе семейного чтения;

- чувство любви к природе родного края;

- основы для развития творческого воображения.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

- позитивной самооценки;

- ориентации на здоровый образ жизни;

- стремления к успешности в учебной деятельности.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

- понимать содержание прочитанного;

- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;

- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- находить и придумывать рифмы;

- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

- отличать монолог от диалога;

- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- пересказывать небольшие по объему тексты;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.





Система оценки достижения планируемых результатов.

Мониторинг результатов обучения проводится в конце каждого полугодия на заседании школьногопсихолого-медико-педагогического консилиума с участием всех специалистов, работающих с обучающимся.

Оценивается уровень сформированности представлений/действий по двум критериям: обучающей составляющей и практической составляющей.

Оценка достижений предметных результатов по обучающей составляющей производится путём фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:

0 – не воспроизводит при максимальном объёме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.



Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путём фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале в баллах:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после

частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.



На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития обучающегося за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс

2 – минимальная динамика (одна операция).

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.




Содержание учебного предмета «Общение и чтение»

Техника чтения

      Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
      Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.


Понимание читаемого

      Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.


Развитие устной речи

      Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
      Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.


Примерная тематика

      Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.








Тематическое планирование






п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации


46

2

Экспрессивная речь


24

3

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

32

4

Глобальное чтение

34


Итого:

136 часов
















Календарно-тематическое планирование



урока


Тема

Дата

Методическое обеспечение:

Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.Ю. Ильина. С.-П. Филиал издательства «Просвещение», 2013.

Стр.:


1-4


1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь


3-6

6-8

5-9

1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.


10-12


10-14

1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов


25-28

15-19

1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь и др.)


31-35

20-24

1.2.1.5. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы и др.)


36-39

25-29

1.2.1.8. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)


53-57

30-34

1.2.1.9. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)


57-60


35-39

1.2.2. Экспрессивная речь

1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов


64-68

68-71

40-44

1.2.2.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)


73-76


45-49

1.2.2.4. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)


91-92


50-54

1.2.2.6. Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы и др.)


103-105

55-59

1.2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)


107-109

60-64

1.2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)



65-69

1.2.2.9. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)


11-114



1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации




70-74

1.2.3.2. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства)


127-130

75-79

1.2.3.3. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы птицы и др.)


135-136

80-84

1.2.3.4. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)


137-140



85-89

1.2.3.7. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)


149-151

90-94

1.2.3.8. Использование графического изображения (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

152-155

95-99

1.2.3.9. Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.)


167-168

100-104

1.2.3.11. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства)


178-180


105-109

1.2.3.13. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства)


181-183

110-114

1.2.3.14. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства)



115-119

1.2.3.15. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства)


187-189

120-123

1.2.3.16. Рассказ о себе с использованием графического изображения и электронного устройства


202-205,210-211


1.3.1. Глобальноечтение



124-127

1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий


222-226

128-131

1.3.1.2. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации


140-142, 145-147

132-135

1.3.1.3. Использование карточек с напечатанными словами, словосочетаниями как средства коммуникации


184-186

136

1.3.1.4. Узнавание (различение) напечатанных слов, словосочетаний обозначающих имена людей, названия предметов, действий













Материально-техническое обеспечение

Чтение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Учебно-методические комплекты (УМК) для 2 класса (программа, учебники.)

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки: Чтение С.Ю.Ильина. 2класс.

2.

Печатные пособия

2.1

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по чтению.

Д


2.2

Словари

Ф+Д


2.3

Репродукции картин , авторов в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по чтению.

Д


3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

3.1

CD/DVD - проигрыватель

Д


3.2

Принтер

Д


3.3

Проектор Epson

Д


3.4

Аудиозаписи на дисках




Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!