МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИВАНАЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ с.Иванаево
_________Рамазанова М.Ш. ___________Шафикова Р.М. ___________Бадретдинов И.И.
протокол № 1от 29.08.2019г. 29.08.2019г. приказ № 250 от 30.08.2019г.
Рабочая программа по музыке
для начального общего образования на 2019 -2024 учебные годы
Разработана на основе примерной программы : Критская Е. Д. Сергеева Г. П. Шмагина Т. С. Музыка.-М., Просвещение, 2011,
Ямалетдинова Н. Г. Хусаинова Р. Х. Уфа, «Китап»-2011.
Составитель рабочей программы:
учитель музыки
Дарьялова Алина Алековна
2019
Пояснительная записка
В результате изучения курса «Музыка» в школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного курса
5 класс
Что роднит музыку с литературой?
Слушание, анализ: Симфония № 4 (финал) П. И. Чайковского; сюита «Пер Гюнт» Э. Грига; романс (песня) «Жаворонок» для фортепиано с голосом М. И. Глинки, Н. Кукольника; Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родина» Н. Хриса-ниди, В. Катанова
Вокальная музыка
Пение (вокально-хоровая работа): - песня «Родина» Н. Хрисаниди, В. Катанова; - песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана
Вокальная музыка «Песня русская в березах, песня русская в хлебах...»
Пение (вокально-хоровая работа): — русские народные песни: «Заплетися, плетень», «Я на камушке сижу», «Ах ты, ноченька», «Уж ты, поле мое»; — песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана
Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...»Слушание, анализ: — романс «Горные вершины» А. Варламова, М. Ю. Лермонтова; — романс «Горные вершины» А. Рубинштейна, М. Ю. Лермонтова.Пение (вокально-хоровая работа): песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана
Фольклор в музыке башкирских композиторовСлушание, анализ: сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа):
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Театр оперы и балета - Уфа Слушание, анализ: реквием «Diesirae» («День гнева»), «Lacrimosa» («День, исполненный слез») В. А. Моцарта. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Запевка» Г. Свиридова, И. Северянина
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Слушание, анализ: — опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, увертюра; - опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.Пение (вокально-хоровая работа): песня «Родная земля» Я. Дубравина, Е. Руженцева. Вторая жизнь песни. Башкирские напевы. Слушание, анализ: - балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» П. И. Чайковского; — балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского; - балет «Золушка» С. С. Про-кофьева, фрагменты.Пение (вокально-хоровая работа): песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина.
Музыка в театре, кино, на телевидении. Долгое-долгое детство Слушание, анализ: музыкальная сказка «Бремен-ские музыканты» Г. Гладкова (по сказке братьев Гримм); музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига.Пение (вокально-хоровая работа): песня «Песенка о словах» С. Старобинского, С. Вайнина Слушание, анализ- мюзикл «Кошки» Э. Л. Уэббера (фрагменты); «Песенка о прекрасных вещах»
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.Мир композитора Р. Роджерса из мюзикла.«3вуки музыки»; Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт» (фортепианная транскрипция).Слушание, анализ:«Dignare» Г. Генделя; «Реквием» В. А. Моцарта (фрагмент); Дж. Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт».Пение (вокально-хоровая работа): песня «Птица-музыка» В. Синенко, М. Пляцковского
Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Слушание, анализ:симфоническая сюита «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова; картина «Книги и часы» неизвестного художника.
Пение (вокально-хоровая работа): песня «Птица-музыка» В. Синенко, М. Пляцковского «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три
вечные струны: молитва, песнь, любовь...»
Слушание, анализ:Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова; «Аве Мария» И. С. Баха, Ш. Гуно; «Богородице Дево, радуйся»
П. И. Чайковского; «Аве Мария» Ф. Шуберта
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»
Слушание, анализ:опера «Александр Невский» («Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские!») С. С. Прокофьева; картина «Александр Невский» М. Нестерова.
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Тривечные струны: молитва, песнь, любовь...»Пение (вокально-хоровая работа): песня «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого, М. Матусовского
Музыкальная живопись и живописная музыка. Слушание, анализ: «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой
Музыка на мольберте Слушание, анализ: — «Чакона», соло для скрипки (ре минор) И. С. Баха; - каприс № 24, соло для скрипки Н. Паганини (классические и современные интерпретации); — рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова (фрагменты); - вариации на тему Паганини В. Лютославского (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой
Импрессионизм в музыке и живописи
Слушание, анализ: - Симфония № 5 Л. ван Бетховена (фрагменты); Симфония № 3 Л. ван Бетховена (фрагменты). Пение (вокально-хоровая работа): песня «Парус алый» А. Пахмутовой, Н. Добронравова
Слушание, анализ: - «Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К. Дебюсси; - прелюдии («Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе»; «Девушка с волосами цвета льна») К. Дебюсси; - картина «Впечатление. Восход солнца» К. Моне. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева
Мир композитора.
«С веком наравне»
Слушание, анализ: «Реквием» (хор «Наши дети») Д. Кабалевского, Р. Рождественского. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева
Слушание, анализ: «Реквием» (хор «Наши дети») Д. Кабалевского, Р. Рождественского. Пение (вокально-хоровая работа): песня «Тишина» Е. Адлер, Е. Руженцева
Пение (вокально-хоровая работа): песня «Семь моих цветных карандашей» В. Серебренникова, В. Степанова
6 класс
Удивительный мир музыкальных образов «Гори, гори, моя звезда» П. Булахова, В. Чуевского; - «Красный сарафан» А. Варламова, Н. Цыганова; - «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В. Гаврилина, В. Шульгина
Мир чарующих звуков. Песня-романс. Песни и романсы башкирских композиторов Романс (песня) «Жаворонок» для фортепиано с голосом М. И. Глинки, Н. Кукольника; - «Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна; «Колокольчик» А. Гурилева, И. Макарова; - Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В. Гаврилина, В. Шульгина
Два музыкальных посвящения. Романс «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки, А. С. Пушкина; - «Вальс-фантазия» М. И. Глинки; - песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова
«Вальс-фантазия» М. И. Глинки; - песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова
Романс «Здесь хорошо» СВ. Рахманинова; - песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова
Песни в исполнении Ф. Шаляпина: «Песня Галицкого» А. Бородина, «Песня Варлаама» М. П. Мусоргского, «Два Гренадера» Ф. Шумана, «Блоха»
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея .«Вдоль по Питерской», «Дубинушка», русские народные песни; - песня «В горнице» И. Морозова, Н. Рубцова
- Русские народные песни: «Матушка, что во поле пыльно» обр. И. М. Матвеева, «Весна»; - «Плывет лебедушка», хор из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского; - «На море утушка купалася», русская народная свадебная песня
«Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона (для фортепиано); «Серенада» Ф. Шуберта; - песня «Огромное небо» О. Фельцмана, Р. Рождественского
«Уноси мое сердце в звенящую даль...». «Баркарола» Ф. Шуберта; — Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта, И. Гете; - песня «Огромное небо» О. Фельцмана, Р. Рождественского
Музыкальный образ и мастерство композитора
Башкирские композиторы.Концерт для фортепиано с оркестром № 1 П. И. Чайковского; - «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова; — русский народный инструментальный наигрыш «Во кузнице»; - «Комара женить мы будем», русская народная песня
Симфония «Перезвоны» В. А. Гаврилина. Молитва. «Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского (фрагмент); - Шестопсалмие (знаменный распев), песнь «Свете тихий»; гимн (киевский распев); - «Да исправится молитва моя» П. Чеснокова
«Фрески Софии Киевской» В. Кикта.Образы песен зарубежных композиторов. «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты); - песня «Будь со мною» Е. Кры-латова, Ю. Энтина
«Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
«Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), симфония-действо В. А. Гаврилина; - «Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы
Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха; - «Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал «Реквием» В. А. Моцарта; - «Кармина Бурана» К. Орфа; - песня «Из вагантов» Д. Тух-манова, Л. Гинзбурга
Гимн «Гаудеамус»; - песня «Из вагантов» Д. Тух-манова, Л. Гинзбурга; - песни современных бардов: «Я не любою» В. Высоцкого
«Пока горит свеча» А. Макаревича, «Милая моя» Ю. Визбора
Джаз-искусство XX века.
«Колыбельная Клары», «Любимый мой» Дж. Гершвина; песня «Старый рояль» М. Минкова, Д. Иванова
Баллада № 1 соль минор, Этюд № 12 Ф. Шопена; песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.
Могучее царство Ф.Шопена Ноктюрн из «Квартета фГа 2» А. Бородина; песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского
«Итальянский концерт» И. С. Баха; - песня «Как здорово...» О. Митяева
«Космический пейзаж» Ч. Айвза; - композиция «Мозаика» Э. Артемьева; - песня «Как здорово...» О. Митяева
Фрагменты музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; - песня «Не уходи» Н. Зубова; — песня «Как здорово...» О. Митяева
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.
Образы скорби и печали
Симфония № 40 В. А. Моцарта;
«Авэ верум» В. А. Моцарта; «Моцартиана», оркестровая сюита № 4 П. И. Чайковского; песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко
«Скорбь и радость» Л. ван Бетховена (канон);песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского; песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
Фрагменты балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты»; - песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»; фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
Авторская песня: прошлое и настоящее
«Вестсайдская история», мюзикл Л. Бернстайн (фрагменты); - песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика К. В. Глюка; фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина; - песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
Джаз-искусство XX века Тема любви в музыке Н. Рота из к/ф «Ромео и Джульеттй»; - музыка К. Армстронга из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе; - Вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Музыка И. О. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра», «Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре»;
песня «Мгновения» М. Тари-вердиева, Р. Рождественского из к/ф «Семнадцать мгновений весны»; «Песенка о веселом ветре» И. О. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача из к/ф «Дети капитана Гранта»
Фрагменты музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»; — «Времена года» А. Вивальди; - мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (фрагменты); - музыка И. О. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»; - «Песенка о веселом ветре» И. О. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача
7 класс
Взаимодействие музыки с разными видами искусств
Классика и современность
Загир Исмагилов
Музыка И. С. Баха, А. Вивальди, С. В. Рахманинова; песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского
В музыкальном театре. Опера
«Иван Сусанин» М. И. Глинки Опера «Иван Сусанин»М. И. Глинки (фрагменты); песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского
Опера «Иван Сусанин», М. И. Глинки (фрагменты); песня «Дорога добра» М. Минкова, Ю. Энтина
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты); песня «Небо в глазах» С. Смирнова, В. Смирнова
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты); «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина; - песня «Небо в глазах»; С. Смирнова, В. Смирнова
«Болеро» М. Равеля; - песня «Ты у меня одна» Ю. Визбора; песня «За туманом» Ю. Кукина
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты); - песня «Только так» Г. Васильева
-Эйтор Вилла-Робос - выдающийся композитор и дирижер; - ария из «Бразильской бахиа-ны» Э. В.-Лобоса; - песня «Надежды маленький оркестр» Б. Окуджавы
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты); - песня «Только так» Г. Васильева
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты); - Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты); - песня «Синие сугробы» А. Якушевой
Опера «Кармен» Ж. Визе (фрагменты);- песня «Синие сугробы» А. Якушевой
Опера «Кармен» Ж. Визе (фрагменты). Образы Хозе и Эскамильо;- песня «Ночная дорога» С. Никитина, Ю. Визбора
Балет «Кармен-сюита» Ж. Визе, Р. Щедрина;- песня «Ночная дорога» С. Никитина, Ю. Визбора
«Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха (фрагменты); - песня «Ночная дорога» С. Никитина, Ю. Визбора
«Всенощное бдение» С. Рахманинова (фрагменты); - песня «Тишь» А. Заготы, К. Натансона
Рок-опера «Иисус Христос-супер звезда» Э. Л. Уэббера; - песня «Спасибо, музыка» М. Минкова, Д. Иванова
«Гоголь-сюита» А. Шнитке,
музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. В. Гоголя- «Песенка на память» М. Минкова, П. Синявского
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Фуга ля минор для органа. И. С. Баха;- «Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха. Ария
«AqnusDei» из «Высокой мессы» си минор;- песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского
Хорал «Иисусе, радость сердец людских» И. С. Баха;- «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова;
- песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского
Песня «Родина моя» Д. Тух-манова, Р. Рождественского; инструментальные произведения русских композиторов
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини; - «Лесной царь» Ф. Шуберта, Ф. Листа; - «Чакона» изПартиты № 2 ре минор И. С. Баха, Ф. Буззони; - песня «Дорога добра» М. Мин-кова, Ю. Энтина
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке; - песня «Дорога добра» М. Мин-кова, Ю. Энтина
Соната № 8 для фортепиано Л. ван Бетховена; - песня «Весеннее танго» В. А. Миляева
Соната № 2 С. С. Прокофьева; - Соната № 11 В. А. Моцарта; - песня «Весеннее танго» В. А. Миляева
Симфония № 103 И. Гайдна; - Симфония № 40 В. А. Моцарта; - песня «Весеннее танго» В. А. Миляева
Симфония № 1 С. С. Про-
кофьева;
Симфония № 5 Л. ван Бетховена;- песня «Посвящение друзьям» Б. Окуджавы. Симфония № 8 Ф. Шуберта; Симфония № 1 В. Калинникова;- песня «Посвящение друзьям Б. Окуджавы. Симфония № 5 П. И. Чайковского;
-
Симфония № 7 Д. Б. Шостаковича;- песня «Посвящение друзьям» Б. Окуджавы
«Празднества» К. Дебюсси; песня «Я бы сказал тебе...» В. Вихарева
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна;- песня «Я бы сказал тебе...» В. Вихарева. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина;- песня «Фантастика - романтика» Ю. Кима
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира- песня «Фантастика - романтика» Ю. Кима
«Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова
8 класс
Искусство вокруг нас. Искусство и власть.
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Художественный образ – стиль – язык. Вечные темы и великие исторические события.
Виды искусства. Специфика языка разных видов искусства. Стилистические особенности.
Музыкальные произведения по выбору учителя для иллюстрации основных стилей в искусстве.
Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К. Музыкальная викторина
Наука и искусство. Виды храмов разных конфессий. Роль синтеза искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
1. Духовная музыка («Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).
2. Рахманинов С.В. «Воскресение Христово видевшее»
3.А. Скарлатти «Miserere»
4. Мусульманская молитва
5. Буддийские тантры
Искусство рассказывает о красоте Земли. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям эстетические переживания.
1. Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт «Аве Мария».
2. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Зримая музыка. Музыка в быту. Порождающая энергия искусства — пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека.
Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся
Ф.К.Разработка и проведение конкурса на тему по выбору «Вся Россия просится в песню», «Музыкальные пародии», «От гавота до брейк-данса».
Портрет композитора в литературе и кино. Портреты музыкантов в живописи, литературе и кино (А.Г. Рубинштейн, А.П. Бородин, В.А.Моцарт, Ф. Шопен, Ф.И. Шаляпин).
По выбору учителя:
1. А.П. Бородин Симфония №2 «Бородинская»; «Ноктюрн» из струнного квартета №2.
2. Фрагменты из произведений Шопена.
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Ф.К..Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам художников
Мир в зеркале искусства. Музыка в кино. Образы природы, человека, окружающейжизни в произведениях русских и зарубежных авторов.
1.П.И. Чайковский «Средь шумного бала».
2.С.С. Прокофьев Фрагменты из кантаты «Александр Невский».
3. Фрагменты из Ж. Бизе «Кармен» и Р. Щедрина «Кармен-сюита».
4. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
Художественные послания предков. Диалог искусств. Искусство художественного перевода — искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Создание или воспроизведение в образно-символической форме сообщения потомкам о современном человеке средствами разных видов искусств.
Ф.К.Защита творческого задания «Разговор с потомками».
Презентация «Знаки и символы в искусстве».
Женские образы в произведениях. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Законы красоты. Различные реакции (эмоции, чувства, поступки) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
1. В. Чичерин Моцарт. Фрагменты из книги.
2. В.А. Моцарт «Симфония № 40» 1 часть.
Крупнейшие художественные музеи страны. Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).
Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).
Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).
Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).
Красота природы родной земли. Литературные страницы. Что такое красота. Способность искусства дарить людям эстетические переживания.
1. Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт «Аве Мария».
2. П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
3. Песни современных композиторов и авторские песни по выбору учителя.
4.Творчество З.Исмагилова
Исследовательский проект
«Пушкин наше-все!» Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр).
Осмысление нравственных ценностей, накопление социального опыта, уменияориентироваться в сложной современной жизни.
Виртуальные и реальные путешествия по пушкинским местам.Создание мультимедийных презентаций, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, проведение конкурсов
чтецов, музыкантов и др.
Индивидуальное, групповое, коллективное музицирование. Театрализация жизненных и художественных впечатлений. Музейные и краеведческие исследования (включая изучение регионального компонента).Исполнительская деятельность — пение (сольное, ансамблевое, хоровое), импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.), инсценировки, драматизации и др.
Включение коллективных и индивидуальных проектов в систему воспитательной работы общеобразовательной организации вне рамок учебного времени.
Темы групповых и индивидуальных проектов:
Музыкальные воплощение лирической поэзии А.С. Пушкина.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
Театр и А.С. Пушкин
Художественные и телевизионные фильмы о жизни А.С.Пушкина, на сюжеты его произведений.
Образы сказок А.С.Пушкина в музыке и т.д.
Тематическое планирование
5 класс
| № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
|
| 5 класс |
| 1 | Что роднит музыку с литературой? | 1 | |
| 2 | Вокальная музыка | 1 | |
| 3 | Вокальная музыка «Песня русская в березах, песня русская в хлебах...» | 1 | |
| 4 | Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...» | 1 | |
| 5 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | |
| 6 | Второе путешествие в музыкальный театр. | 1 | |
| 7 | Второе путешествие в музыкальный театр. | 1 | |
| 8 | Вторая жизнь песни. Башкирские напевы. | 1 | |
| 9 | “Всю жизнь мою несу родину в душе...” | 1 | |
| 10 | “Всю жизнь мою несу родину в душе...” “Скажи, откуда ты приходишь, красота?” | 1 | |
| 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | |
| 12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | |
| 13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Театр оперы и балета – Уфа | 1 | |
| 14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | |
| 15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Долгое-долгое детство | 1 | |
| 16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора | 1 | |
| 17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | |
| 18 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» | 1 | |
| 19 | «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» | 1 | |
| 20 | Звать через прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский»; «Ледовое побоище», «После побоища» С. С. Прокофьева | 1 | |
| 21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | |
| 22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта. Дыхание русской песенности. | 1 | |
| 23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | |
| 24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» | 1 | |
| 25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» | 1 | |
| 26 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | |
| 27 | Застывшая музыка. | 1 | |
| 28 | Полифония в музыке и живописи. | 1 | |
| 29 | Музыка на мольберте | 1 | |
| 30 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | |
| 31 | 0 подвигах, о доблести, о славе. | 1 | |
| 32 | «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете....» | 1 | |
| 33 34 | «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете....» | 1 | |
6 класс |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | |
2 | Мир чарующих звуков. Песня-романс Песни и романсы башкирских композиторов | 1 | |
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | |
4 | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 1 | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | |
6 | Музыкальный образ и мастерство композитора Башкирские композиторы | 1 | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов | 1 | |
9 | «Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» | 1 | |
10 | Народное искусство Древней Руси Народное искусство Башкортостана | 1 | |
11 | Образы русской народной духовной музыки | 1 | |
12 | «Фрески Софии Киевской» В. Кикта. | 1 | |
13 | Симфония «Перезвоны» В. А. Гаврилина. Молитва | 1 | |
14 | «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 | |
15 | Образы скорби и печали | 1 | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | |
17 | Джаз-искусство XX века | 1 | |
18 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена | 1 | |
19 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена | 1 | |
20 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха | 1 | |
21 | Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка. Опера. Рок-опера | 1 | |
22 | Симфоническое развитие музыкальных образов Башкирский симфонический оркестр | 1 | |
23 | Мир музыкального театра Театры Башкортостана | 1 | |
24 | Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна | 1 | |
25 | Симфоническое развитие музыкальных образов Башкирский симфонический оркестр | 1 | |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 1 | |
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Л. ван Бетховена | 1 | |
28 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского | 1 | |
7 класс |
1 | Классика и современность Загир Исмагилов | 1 | |
2 | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки | 1 | |
3 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» «Плач Ярославны». Молитва. Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля | 1 | |
4 | Героическая тема в музыке | 1 | |
5 | В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина | 1 | |
6 | Развитие традиций оперного спектакля Опера “Салават Юлаев” | 1 | |
7 | Опера «Кармен» Ж. Визе | 1 | |
8 | Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина | 1 | |
9 | Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России | 1 | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 19 ч. |
10 | Рок-опера Музыка к драматическому спектаклю | 1 | |
11 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка | 1 | |
12 | Камерная инструментальная музыка | 1 | |
13 | Этюд. Транскрипция | 1 | |
14 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | |
15 | Соната. Сонатная форма | 1 | |
17 | Симфоническая музыка. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии № 40 В. А. Моцарта | 1 | |
18 | Музыка народов мира | 1 | |
8 класс |
1 | Искусство вокруг нас. Искусство и власть. | 1 | |
2 | Художественный образ – стиль – язык. Вечные темы и великие исторические события. | 1 | |
3 | Наука и искусство. Виды храмов разных конфессий. | 1 | |
4 5 | Искусство рассказывает о красоте Земли. | 2 | . |
6 7 | Зримая музыка Музыка в быту. | 2 | |
8 | Портрет композитора в литературе и кино | 1 | |
9 10 | Мир в зеркале искусства. Музыка в кино. | 2 | |
11 | Художественные послания предков. | 1 | |
12 | Женские образы в произведениях . Симметрия и асимметрия в искусстве и науке | 1 | . |
13 | Крупнейшие художественные музеи страны | 1 | |
14-16 | Красота природы родной земли. Литературные страницы. | 3 | . |
17 | Исследовательский проект «Пушкин наше-все!» | 1 | |