Срок реализации 3 года, первый год обучения.
Составитель: Захаров М.В.
2021г.
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения) | Программа «Гитара». Автор: Захаров Михаил Владимирович. МБОУ «Усть – Абаканский ЦДО» |
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественной направленности |
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Модифицированная |
Уровень рабочей программы | Базовый уровень |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений) | Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе Программы Министерства Культуры Российской Федерации Российского Научно-Исследовательского Института Культурного и Природного наследия имени Д.С.Лихачева Института Развития Образования В Сфере Культуры И Искусства, разработчик преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных В.В.Домогацкий по учебному предмету – Музыкальный инструмент (гитара) 2013 г. Программа расширена для техники игры на электрогитаре, и дополнена групповыми занятиями. Количество часов в календарно – тематическом плане уменьшено на 3 часа. |
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе |
год обучения | первый |
количество учебных часов по программе | 136 |
количество учебных часов по КТП | 130 (праздничные дни) |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. . |
Задачи на текущий учебный год . | Задачами программы «Музыкальный инструмент (гитара)» являются: ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, домашним музицированием. |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю | Занятия проводятся в группе и в группах малой наполняемости (2 чел.). Объем программы – 136 час. 4 часа в неделю, (понедельник и четверг) |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году | По окончании первого года обучения ожидаемы следующие знания, умения, навыки. Учащийся: знает строение инструмента, гитарную аппликатуру; умеет правильно держать инструмент; соблюдает постановку исполнительского аппарата; владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо); ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения баррэ (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G); знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов; умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T); играет небольшие пьесы в 1-й позиции. |
Форма проведения промежуточной и (или) итоговой аттестации | Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме концертного выступления. Промежуточная аттестация проводится в форме открытого занятия. |
Дата | Количество часов | Тема | Форма контроля |
По плану | По факту | Всего | Теор. | Практ. |
02.09 | | 2 | 2 | | Вводное занятие Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности. | |
06.09 | | 2 | 2 | | История гитарного исполнительства Появление гитары в Испании. | |
09.09 | | 2 | 2 | | Понятие звука. Устройство инструмента | |
13.09 | | 2 | 1 | 1 | Нотный стан. Нота. | |
16.09 | | 2 | | 2 | Установка струн | |
20.09 | | 1 1 | 1 1 | | Появление и распространение гитары в Испании. Уход за инструментом. | |
23.09 | | 1 1 | 1 | 1 | Скрипичный ключ. Октава. Диапазон гитары | |
27.09 | | 1 1 | 1 | 1 | Звукоряд гитары. Посадка гитариста. Постановка рук. | Правильность постановки рук при игре |
30.09 | | 2 | | 2 | Посещение виртуальной) гитарной мастерской. | |
04.10 | | 1 1 | 1 | 1 | Длительность нот. Правила настройки струн. | |
07.10 | | 1 1 | 1 | 1 | Распространение гитары в Испании. Исполнение тирандо и апояндо | Правильность постановки рук при игре |
11.10 | | 1 1 | 1 | 1 | Такты. Исполнение арпеджио | Правильность постановки рук при игре |
14.10 | | 1 1 | 1 | 1 | Увеличение длительностей. Исполнение арпеджио | Правильность постановки рук при игре |
18.10 | | 1 1 | | 1 1 | Повторение изученных понятий. Исполнение упражнений (тирандо и апояндо) | наблюдение |
21.10 | | 1 1 | 1 | 1 | Распространение гитары в западно-европейских странах Исполнение арпеджио | Правильность постановки рук при игре |
25.10 | | 2 | 1 | 1 | Понятие жанра классической гитары | |
28.10 | | 1 1 | | 1 1 | Метр. Исполнение упражнений (тирандо и апояндо) | Правильность постановки рук при иргре |
01.11 | | 1 1 | 1 | 1 | Распространение гитары в западно-европейских странах. Исполнение упражнений (тирандо и апояндо) | Правильность постановки рук при игре |
11.11 | | 1 1 | 1 | 1 | Ритм. Исполнение арпеджио | Правильность постановки рук при иг |
15.11 | | 1 1 | 1 | 1 | Запись музыкальных произведений. Распространение гитары в западно-европейских странах. | |
18.11 | | 2 | 1 | 1 | История жанра классической гитары | |
22.11 | | 1 1 | | 1 1 | Сокращение нотного письма Упражнения на открытых струнах | наблюдение |
25.11 | | 2 | | 2 | Посещение виртуального гитарного концерта | |
29.11 | | 1 1 | 1 | 1 | Диез. Легато | |
02.12 | | 1 1 | 1 | 1 | Бемоль. Упражнения для левой руки | Правильность постановки рук при игре |
06.12 | | 1 1 | | 1 1 | Прослушивание аудио и видео записей Упражнения для левой руки | наблюдение |
09.12 | | 1 1 | 1 1 | | Бекар. Разбор пьес. | |
13.12 | | 1 1 | 1 | 1 | Прослушивание аудио и видеозаписей. Игра пьес | наблюдение |
16.12 | | 1 1 | 1 | 1 | Повторение изученных понятий Работа над пьесами. | |
20.12 | | 2 | | 2 | Тестирование теоретических знаний и практических навыков | Тестирование |
23.12 | | 2 | | 2 | Посещение виртуального новогоднего гитарного концерта | |
27.12 | | 1 1 | | 1 1 | Прослушивание аудио и видеозаписей Упражнения с использованием двуольного, триольного и пунктирного ритмов | Правильность постановки рук при игре |
13.01 | | 1 1 | 1 | 1 | Знаки альтерации Упражнения с использованием двуольного, триольного и пунктирного ритмов | наблюдение |
17.01 | | 1 1 | 1 | 1 | Д. Агуадо Стакатто | |
20.01 | | 2 | 1 | 1 | Современная классическая гитара | |
24.01 | | 2 | | 2 | Участие в конкурсе: «Богатство края моего» | конкурс |
27.01 | | 2 | 2 | | Изучение размеров(2/4,4/4, ¾,6/8) | |
31.01 | | 1 1 | 1 | 1 | Изучение размеров(2/4,4/4,¾,6/8) Работа над этюдом. | |
03.02 | | 2 | | 2 | Современная классическая гитара | |
07.02 | | 2 | 1 | 1 | М. Джулиани Игра пьес, гамм, этюдов и упражнений. | наблюдение |
10.02 | | 1 1 | 1 | 1 | Паузы. Игра пьес, гамм, этюдов и упражнений. | наблюдение |
14.02 | | 1 | 1 | | Популярные российские исполнители-классики | |
17.02 | | 2 | | 1 1 | Интервалы. Упражнения на штрихи | |
21.02 | | 2 | | 2 | Конкурс «Новая Россия» в группе | концерт |
24.02 | | 2 | | 2 | Концерт к 23 февраля-школа | концерт |
28.02 | | 2 | | 2 | Игра пьес, гамм, этюдов и упражнений. | наблюдение |
03.03 | | 1 1 | 1 1 | | Понятие аккорда. Повторение изученных приёмов игры. | |
10.03 | | 2 | | 2 | Концерт к 8 марта | Творческое выступление |
14.03 | | 2 | | 2 | Работа над техникой игры | Правильность постановки рук при игре |
17.03 | | 1 1 | | 1 1 | Запись нотного материала. Работа над техникой игры | наблюдение |
21.03 | | 1 1 | | 1 1 | Проигрывание мелодий, гамм. Работа над техникой игры, беглостью пальцев | Правильность постановки рук при игре |
31.03 | | 2 | 2 | | Популярные российские исполнители-классики | |
04.04 | | 1 1 | 1 | 1 | Ф.Карулли Работа над техникой игры, беглостью пальцев | наблюдение |
07.04 | | 2 | | 2 | Игра произведений, упражнений. | наблюдение |
11.04 | | 2 | 1 | 1 | Работа над произведениями и гаммами | наблюдение |
14.04 | | 2 | | 2 | Конкурс «Звёздный час» | Конкурс |
18.04 | | 1 1 | 1 | 1 | Ф. Сор Работа над пьесами индивидуальной программы | Правильность постановки рук при игре |
21.04 | | 2 | | 2 | Работа над пьесами индивидуальной программы | Правильность постановки рук при игре |
25.04 | | 2 | | 2 | Работа над пьесами индивидуальной программы | наблюдение |
28.04 | | 2 | | 2 | Подготовка концертных номеров | |
05.05 | | | | 2 | Отчётный концерт к 9 мая. | концерт |
12.05 | | 2 | | 2 | Игра упражнений, гамм. Работа над пьесами. | Правильность постановки рук при игре |
16.05 | | 1 1 | 1 | 1 | М. Каркасси Повторение изученных пьес. | |
19.05 | | 2 | | 2 | Конкурс «Музыканты рисуют» | |
23.05 | | 2 | | 2 | Тестирование теоретических знаний и практических навыков Подведение итогов года, задание на каникулы | тест |
| | | 46 | 84 | | |
| | | | | И т о г о: 130 час. | 3 праздничных дня |
Срок реализации 3 года, первый год обучения.
Составитель: Захаров М.В.
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения) | Программа «Вокал». Автор: Захаров Михаил Владимирович. МБОУ «Усть – Абаканский ЦДО» |
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественной направленности |
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Модифицированная |
Уровень рабочей программы | Базовый уровень |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений) | Данная рабочая программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Изменений нет. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, в связи с КОВИД. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие легких, голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. |
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе |
год обучения | первый |
количество учебных часов по программе | 68 |
количество учебных часов по КТП | 68 |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. |
Задачи на текущий учебный год . | Формирование устойчивого интереса к пению Обучение выразительному пению Обучение певческим навыкам Развитие слуха и голоса детей. Формирование голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества). Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю | Занятия проводятся в группе и в группах малой наполняемости (2 чел.). Объем программы – 68 часа одного года обучения - групповые 46 часов и в группах малой наполняемостью – 24 часа. |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году | По окончании первого года обучения ожидаемы следующие знания, умения, навыки. Учащиеся должны знать/понимать: • основные типы голосов; • жанры вокальной музыки; • типы дыхания; • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; • реабилитация при простудных заболеваниях; •образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество; уметь: • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; •импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты. |
Форма проведения промежуточной и (или) итоговой аттестации | Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме концертного выступления. Промежуточная аттестация проводится в форме открытого занятия. |
Дата | Количество часов | Тема | Форма контроля |
По плану | По факту | Всего | Теор. | Практ. |
| | | | | 1.Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |
03.09 10.09 | | 4 | 1 | 3 | Сценическое движение художественного образа песни | наблюдение |
17.09 24.09 | | 4 | 1 | 3 | Виды, типы сценического движения. | |
01.10 08.10 | | 4 | 1 | 3 | Соотношение движения и пения | наблюдение |
15.10 22.10 | | 4 | 1 | 3 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | |
| | | | | 2.Совершенствование вокальных навыков | |
29.10 12.11 | | 4 | 1 | 3 | Вокальные упражнения. | |
19.11 26.11 | | 4 | 1 | 3 | Речевые игры и упражнения | Наблюдениеи оценивание |
| | | | | 3.Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | |
03.12 10.12 | | 4 | 1 | 3 | Народная песня | |
17.12 24.12 | | 4 2 | 1 | 3 | Произведения композиторов-классиков | |
14.01 21.01 28.01 04.02 | | 8 | 1 | 7 | Произведениями современных отечественных композиторов. | |
11.02 18.02 | | 4 | 4 | | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | |
25.02 04.03 11.03 18.03 | | 8 | | 8 | Сольное пение. | Оценивание исполнения |
01.04 08.04 | | 4 | 1 | 3 | 4.Элементы хореографии | |
15.04 | | 2 | 1 | 1 | 5.Актёрское мастерство | |
| | | | | 6.Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса | |
22.04 | | 2 | | 2 | Путь к успеху. | |
29.04 | | 2 | | 2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов | |
06.05 | | 2 | | 2 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | |
| | | | | 7. Концертно-исполнительская деятельность | |
13.05 | | | | 2 | Репетиции | |
20.05 | | 2 | | 2 | Выступления, концерты. | Выступления |
Итого | | 68 | 15 | 53 | | |