СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Музыка 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Музыка 1-4 классы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Министерство образования Московской области



Администрация Одинцовского городского округа



МБОУ Жаворонковская СОШ








РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ЖСОШ


Шарина Е.Е. Князькова О.А. Тараскина Г.Н.


Протокол №6

от "20" июня 2022 г.

Протокол №6

от "20" июня 2022 г.

Приказ №427

от "20" июня 2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ID 3221872)


Учебного предмета


«МУЗЫКА»




(для 1-4 классов образовательных организаций)








с. Жаворонки 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Музыка», — 135 ч (один час в неделю в каждом классе): 1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.




















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  • КЛАСС

Модуль «Музыка в жизни человека»

Красота и вдохновение.

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные пейзажи.

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

Музыкальные портреты.

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

Музыка на войне, музыка о войне.

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).

Модуль «Народная музыка России»

Край, в котором ты живёшь.

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Русский фольклор.

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игро-вые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Русские народные музыкальные инструменты.

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Ин-струментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Модуль «Музыкальная грамота»

Весь мир звучит.

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд.

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Ритм.

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Ритмический рисунок.

Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Высота звуков.

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).

Модуль «Классическая музыка»

Композиторы - детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш

Оркестр.

Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).

Музыкальные инструменты. Флейта.

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипич-ную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Модуль «Духовная музыка»

Песни верующих.

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве компози-торов-классиков.

Модуль «Музыка народов мира»

Музыка наших соседей.

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

Модуль «Музыка театра и кино»

Музыкальная сказка на сцене, на экране.

• Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.


2 КЛАСС

Модуль «Музыка в жизни человека»

Музыкальные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами

Музыкальные портреты

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях

Танцы, игры и веселье

Музыка - игра звуками. Танец - искусство и радость движения. Примеры популярных танцев

Главный музыкальный символ

Гимн России - главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны

Искусство времени

Музыка - временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития

Mодуль «Музыкальная грамота»

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.

Сопровождение

Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.

Песня

Куплетная форма. Запев, припев.

Тональность. Гамма

Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2-3 знаков при ключе)

Интервалы

Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Вариации

Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

Музыкальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Лад

Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.

Модуль  «Классическая музыка»

Композиторы - детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.

Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Программная музыка.

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.

Симфоническая музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов.

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов.

Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей - певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского

Модуль «Духовная музыка»

Звучание храма

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

Модуль «Народная музыка России»

Русский фольклор

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика - на примере одного или нескольких народных праздников

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Модуль «Музыка театра и кино»

Музыкальная сказка на сцене, на экране

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль

Театр оперы и балета

Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов.


3 КЛАСС

Модуль «Музыка в жизни человека»

Музыкальные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка - выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами

Музыкальные портреты

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях

Музыка на войне, музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

Mодуль «Музыкальная грамота»

Музыкальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Дополнительные обозначения в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Ритмические рисунки в размере 6/8

Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм

Размер

Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Модуль «Классическая музыка»

Вокальная музыка

Человеческий голос - самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.

Композиторы - детям

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш

Программная музыка

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф

Оркестр

Оркестр - большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное соревнование солиста с оркестром

Музыкальные инструменты. Флейта

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Модуль  «Духовная музыка»

Искусство Русской православной церкви

Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы

Религиозные праздники

Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания

Модуль «Народная музыка России»

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

Модуль «Музыка театра и кино»

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

Ария, хор, сцена, увертюра - оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов

Патриотическая и народная тема в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам

Балет. Хореография - искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов

Сюжет музыкального спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы

Оперетта, мюзикл

История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Модуль «Современная музыкальная культура»

Джаз

Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.


4 КЛАСС

Модуль «Народная музыка России»

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Первые артисты, народный театр

Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика - на примере одного или нескольких народных праздников

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Модуль «Классическая музыка»

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Модуль  «Духовная музыка»

Звучание храма

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов

Песни верующих

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков

Искусство Русской православной церкви

Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы

Модуль «Музыка в жизни человека»

Музыкальные портреты

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике

Танцы, игры и веселье

Музыка - игра звуками. Танец - искусство и радость движения. Примеры популярных танцев

Музыка на войне, музыка о войне

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

Искусство времени

Музыка - временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития

Модуль  «Музыка театра и кино»

Патриотическая и народная тема в театре и кино

История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам

Модуль «Музыка народов мира»

Музыка народов Европы

Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал.






























ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Гражданско-патриотическое воспитание:

  • осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственное воспитание:

  • признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетическое воспитание:

  • восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;

  • бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

  • профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудовое воспитание:

  • установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;

  • устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

  • выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;

  • с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

  • сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.


Универсальные коммуникативные действия

Невербальная коммуникация:

  • воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

  • выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

  • осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


Совместная деятельность (сотрудничество):

  • стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

  • переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.


Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

  • с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

  • сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

  • осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

  • имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

  • с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

  • стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

  • Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Музыка в жизни человека»:

  • исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

  • воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

  • осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:

  • определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

  • определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

  • группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

  • определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

  • различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

  • создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

  • исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

  • участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:

  • классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

  • различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

  • различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

  • различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

  • понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

  • ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

  • исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

  • исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:

  • различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

  • различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

  • различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

  • исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

  • воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

  • характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

  • соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Духовная музыка»:

  • определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

  • исполнять доступные образцы духовной музыки;

  • уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль «Музыка народов мира»:

  • различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

  • определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

  • различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);

  • различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 КЛАСС


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Музыка в жизни человека

1.1.

Красота и вдохновение

1



Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

1.2.

Музыкальные

пейзажи

1



Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Модуль 2. Народная музыка России

2.1.

Русский фольклор

1



Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

2.2.

Русские народные

музыкальные

инструменты

1



Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

2.3.

Сказки, мифы и легенды

1



Речитативная импровизация - чтение нараспев фрагмента сказки, былины;

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

3


Модуль 3. Музыкальная грамота

3.1.

Весь мир звучит

1



Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

3.2.

Звукоряд

1



Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

3.3.

Ритм

1


1

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

3.4.

Ритмический

рисунок

1



Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 4. Классическая музыка

4.1.

Композиторы - детям

1


1


Музыкальная викторина.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

4.2.

Оркестр

1


1

Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

4.3.

Музыкальные

инструменты.

Фортепиано.

2



Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 5. Духовная музыка

5.1.

Песни верующих

1



Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

1


Модуль 6. Народная музыка России

6.1.

Край, в котором ты живёшь

2


1

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков.

Устный опрос;

практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

6.2.

Русский фольклор

2


1

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 7. Музыка в жизни человека

7.1.

Музыкальные

пейзажи

2


1

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос;

практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

7.2.

Музыкальные

портреты

1


1

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос;

практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

7.3.

Какой же праздник без музыки?

2



Диалог с учителем о значении музыки на празднике.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

7.4.

Музыка на войне, музыка о войне

2


1

Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

7


Модуль 8. Музыкальная грамота

8.1.

Высота звуков

1



Освоение понятий «выше-ниже». Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

1


Модуль 9. Музыка народов мира

9.1.

Музыка наших соседей

2


1

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Модуль 10. Классическая музыка

10.1.

Композиторы - детям

1



Музыкальная викторина.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

10.2.

Музыкальные

инструменты.

Фортепиано.

1



Посещение концерта фортепианной музыки.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

10.3.

Музыкальные

инструменты.

Скрипка,

виолончель

1



Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

3


Модуль 11. Музыка театра и кино

11.1.

Музыкальная сказка на сцене, на экране

2


1

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу».

Устный опрос;

практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Общее количество часов по программе

33

0

10



  • КЛАСС


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Музыка в жизни человека

1.1.

Музыкальные пейзажи

1


1

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление с произведениями искусства.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

1.2.

Музыкальные

портреты

1


1

Разучивание, характерное исполнение песни портретной

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

1.3.

Танцы, игры и веселье

1


1

Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

1.4.

Главный

музыкальный

символ

1


1

Разучивание, исполнение Гимна РФ

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 2. Музыкальная грамота

2.1.

Мелодия

1


1

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

2.2.

Сопровождение

1


1

Различие простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

2.3.

Песня

1



Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

2.4.

Тональность. Гамма.

1



Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой - неустой». Пение упражнений - гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу». Импровизация в заданной тональности

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 3. Классическая музыка

3.1.

Композиторы

детям

2


1

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

3.2.

Музыкальные инструменты.

Фортепиано.

1


1

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

3.3.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

1



Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 4. Духовная музыка

4.1.

Звучание храма

1


1

Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство с видами колокольных звонов

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

4.2.

Песни верующих

1


1

Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных

средствах.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Модуль 5. Музыкальная грамота

5.1.

Интервалы

1


1

Освоение понятия «интервал».

Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-

полутон).

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу

1


Модуль 6. Народная музыка России

6.1.

Русский фольклор

2


1

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

6.2.

Русские народные музыкальные инструменты

2



Определение на слух тембров

инструментов. Классификация на

группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

6.3.

Народные

праздники

1



Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у

различных народностей РФ

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

6.4.

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

1



Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных,

популярных текстов о собирателях

фольклора

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

6


Модуль 7. Музыкальная грамота

7.1.

Вариации

1



Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

1


Модуль 8. Музыка театра и кино

8.1.

Музыкальная сказка на сцене, на экране

1


1


Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально- выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу»

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

8.2.

Театр оперы

и балета

1


1

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами.

Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

8.3.

Опера. Главные

герои и номера

оперного спектакля

1


1

Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

3


Модуль 9. Классическая музыка

9.1.

Программная

музыка

1


1


Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

9.2.

Симфоническая

музыка

1


1

Знакомство с составом симфонического оркестра, работа группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Модуль 10. Музыкальная грамота

10.1.

Музыкальный язык

1


1

Знакомство с элементами музыкального языка, работа специальными терминами, их обозначением в нотной записи

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

10.2.

Лад

1


1

Определение на слух ладо наклонения музыки. Игра «Солнышко - туча». Наблюдение за изменение

музыкального образа при изменении лада. Распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

2


Модуль 11. Классическая музыка

11.1.

Композиторы -

детям

1


1

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально- выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

11.2.

Европейские

композиторы-

классики

1


1

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных,

симфонических сочинений. Круг

характерных образов (картины

природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

11.3.

Русские

композиторы-

классики

1


1

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, работа

отдельными фактами из их

биографии. Слушание музыки.

Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов,

музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием

музыки. Определение жанра,

формы.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

11.4.

Мастерство

исполнителя

1


1

Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

4


Модуль 12. Музыка в жизни человека

12.1.

Искусство времени

1


1

Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

Итого по модулю

1


Общее количество часов по программе

34

0

24



3 КЛАСС


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Музыка в жизни человека

1.1.

Музыкальные

пейзажи

1



Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись - передача настроения цветом, точками, линиями.;

Устный

опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

1.2.

Музыка на войне, музыка о войне

1


1

Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения. Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась? Сочинение новой песни о войне

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 2. Классическая музыка

2.1.

Вокальная

музыка

1


1

Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов. Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков.

Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса,

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1


Модуль 3. Музыка театра и кино

3.1.

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

1



Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения. Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний. Просмотр фильма-оперы.;

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

3.2.

Патриотическая и народная тема в театре и кино

2


1

Чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог с учителем.

Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalHYPERLINK "http://schoolcollection.edu.ru/catalog/"og/

Итого по модулю

3


Модуль 4. Музыкальная грамота

4.1.

Музыкальный

язык

1


1

Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи. Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

4.2.

Ритмические рисунки в размере 6/8

1



Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

Письменный

контроль;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 5. Музыка в жизни человека

5.1.

Музыкальные

пейзажи

1



Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

Письменный

контроль

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

5.2.

Музыкальные

портреты

1



Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по разделу

2


Модуль 6. Классическая музыка

6.1.

Композиторы -детям

2


1

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально - выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

6.2.

Программная

музыка

1



Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.

Тестирование

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3


Модуль 7. Музыкальная грамота

7.1.

Музыкальный

язык

1


1

Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.

Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

7.2.

Дополнительные обозначения в нотах

1



Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы;

Письменный

контроль

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 8. Духовная музыка

8.1.

Искусство Русской православной церкви

1



Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

8.2.

Религиозные

праздники

1



Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания. Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам;

Тестирование

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 9. Музыкальная грамота

9.1.

Размер

1



Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку.

Устный

опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1


Модуль 10. Народная музыка России

10.1.

Сказки, мифы и легенды

2


1

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний.

Речитативная импровизация - чтение нараспев фрагмента сказки, былины;

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollHYPERLINK "http://schoolcollection.edu.ru/catalog/"ection.edu.ru/catalog/

10.2.

Народные

праздники

2



Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.

Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре.

Устный

опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

4


Модуль 11. Музыка театра и кино

11.1.

Балет. Хореография - искусство танца

1


1

Просмотр и обсуждение видеозаписей - знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

11.2.

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля

1



Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения. Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

11.3.

Сюжет музыкального спектакля

1



Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

11.4.

Оперетта, мюзикл

1



Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.

Тестирование

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catHYPERLINK "http://schoolcollection.edu.ru/catalog/"alog/

Итого по модулю

4


Модуль 12. Классическая музыка

12.1.

Оркестр

1



Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.

Устный

опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

12.2.

Музыкальные

инструменты.

Флейта

1



Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов.;

Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления;

Зачет

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

12.3.

Музыкальные

инструменты.

Скрипка,

виолончель

1


1

Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

12.4.

Русские

композиторы-

классики

2



Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

12.5.

Европейские

композиторы-

классики

1



Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.

Устный опрос

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

6


Модуль 13. Музыкальная грамота

13.1.

Дополнительные обозначения в нотах

1


1

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1


Модуль 14. Современная музыкальная культура

14.1.

Джаз

1



Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.

Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию.

Зачет


Итого по модулю

1


Общее количество часов по программе

34

0

10



4 КЛАСС


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Классическая музыка

1.1.

Европейские композиторы- классики

2



Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии.

Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств.

Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы;

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 2. Музыка народов мира

2.1.

Музыка народов Европы

2


1

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов;

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2


Модуль 3. Музыка в жизни человека

3.1.

Танцы, игры и веселье

3


1

Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?;

Практическая

работа

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3


Модуль 4. Народная музыка России

4.1.

Первые артисты, народный театр

1


1

Разучивание, исполнение скоморошин.;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

4.2.

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

1


1

Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

4.3.

Сказки, мифы и легенды

2



Знакомство с манерой сказывания нараспев.

Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

4


Модуль 5. Духовная музыка

5.1.

Песни верующих

2


1

Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

5.2.

Звучание храма

2



Двигательная импровизация — имитация движений звонаря на колокольне;

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/


Искусство Русской православной церкви

1


1

Сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по разделу

5


Модуль 6. . Музыка театра и кино

6.1.

Патриотическая и народная тема в театре и кино

3


1

Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3


Модуль 7. Музыка в жизни человека

7.1.

Какой же праздник без музыки?

2



Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

7.2.

Музыка на войне, музыка о войне

2



Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

7.3.

Музыкальные портреты

1


1

Игра- импровизация «Угадай мой характер»;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

7.4.

Искусство времени

2



Программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль»;

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

7


Модуль 8. Народная музыка России

8.1.

Жанры музыкального фольклора

2


1

Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая.

Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

8.2.

Народные праздники

2



Участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка;

Устный опрос;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

8.3.

Русские народные музыкальные инструменты

2



Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

Электронное приложение к учебнику

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

8.4.

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

2



Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций.

Определение приёмов обработки, развития народных мелодий;

Зачёт;

Электронное приложение к учебнику


Итого по модулю

8


Общее количество часов по программе

34

0

9




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


1 КЛАСС

  • Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение.


2 КЛАСС

  • Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение.


3 КЛАСС

  • Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение.


4 КЛАСС

  • Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Сайт издательства «Просвещение»: http://school-russia.prosv.ru/

Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


  • Электронное сопровождение к учебнику «Музыка»1-4 классы

  • Школа России / httpHYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"://HYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"schoolHYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"-HYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"russiaHYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/".HYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"prosvHYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/".HYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"ruHYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/"/

  • Начальная школа/http://n-shkola.ru/arch/156.html

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: httpHYPERLINK "http://katalog.iot.ru/"://HYPERLINK "http://katalog.iot.ru/"katalogHYPERLINK "http://katalog.iot.ru/".HYPERLINK "http://katalog.iot.ru/"iotHYPERLINK "http://katalog.iot.ru/".HYPERLINK "http://katalog.iot.ru/"ruHYPERLINK "http://katalog.iot.ru/"/

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам: httpHYPERLINK "http://window.edu.ru/window"://HYPERLINK "http://window.edu.ru/window"windowHYPERLINK "http://window.edu.ru/window".HYPERLINK "http://window.edu.ru/window"eduHYPERLINK "http://window.edu.ru/window".HYPERLINK "http://window.edu.ru/window"ruHYPERLINK "http://window.edu.ru/window"/HYPERLINK "http://window.edu.ru/window"window

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: httpHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"://HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"schoolHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"collectionHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"ruHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"/





















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Портреты композиторов


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

  • Классная магнитная доска.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экспозиционный экран

  • Колонки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!