СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.06 История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

           Рабочая  программа по междисциплинарному курсу МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская  деятельность является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра). Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки, предназначена для реализации курса в ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

           Результатом освоения курса является получение историко - теоретических знаний, основных этапов и тенденций развития народно-инструментальной культуры, необходимых для ведения выпускником педагогической деятельности  в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими  (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять  поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, оркестровым и ансамблевым репертуаром.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руко                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                водителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

 

Объём курса:

максимальная учебная нагрузка – 108 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часов,

самостоятельная работа – 36 часов;

 

 

Цель и задачи курса

Целью курса является:

  • воспитание профессиональных музыкантов, имею­щих научно обоснованные представления о сущности, исторических законо­мерностях формирования и развития инструментов, на которых они обучают­ся, об основных особенностях становления репертуара, особенностях исполни­тельского искусства в области баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей;
  • расширение профессионального кругозора студентов;
  • формирование способности ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;
  • изучение родственных инструментов.

Задачами курса являются:

  • изучение истории возникновения и преобразования оркестровых инструментов;
  • изучение закономерностей развития выразительных и технических возможностей оркестровых инструментов;
  • изучение  истории формирования и стилистических особенностей различных исполнительских и оркестровых школ;
  • формирование музыканта-профессионала, в полной мере владеющего методологией научного подхода к оценке явлений современного исполнительского искусства и репертуара для баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей;
  • ознакомление студентов с современным исполнительством на русских народных инструментах.

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончанию курса выпускник должен 

иметь практический  опыт:

  • освоения инструктивно-тренировочного  материала,  а  также  изучения произведений, специально   написанных    или   переложенных   для родственных инструментов.

уметь:

  • ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;
  • делать  анализ стилистических особенностей различных исполнительских школ.

знать:

  • оркестровые сложности  родственных инструментов;
  • выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;
  • базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
  • основные этапы развития исполнительского искусства;
  • особенности репертуара народных инструментов;
  • осознавать   место  народных   инструментов  в  истории   музыкальной культуры;
  • профессиональную терминологию.

Виды учебной работы

(методы организации и реализации образовательного процесса)

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

        лекция;

семинар;

самостоятельная работа студентов;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний.

б) методы, направленные на практическую подготовку:

         курсовая работа, реферат.

Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической  подготовки

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

 

 

 

Тематический план курса

№№ п/п

тем

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

 

Макс.

 

Обязат.

 

Самост.

 

 

II курс, IV семестр

 

 

 Раздел I. История возникновения и преобразования русских народных инстру­ментов в отечественной музыкальной культуре VI - XIX веков.

 

 

 

1.

Древнеславянская музыкальная культура.

6

4

2

 

2.

Искусство скоморохов.

3

2

1

 

3.

Народные инструменты в городской и кре­стьянской среде.

3

2

1

 

4.

Особенности эволюции русских гуслей в XI-XIX столетиях.

4,5

3

1,5

 

5.

 

Развитие гитарного искусства в XVIII - XIX вв.

3

2

1

 

6.

Развитие отечественного домрово-балалаечно-го искусства в XVI - XIX веках.

4,5

3

1,5

 

7.

Эволюция русской гармони во второй полови­не XIX - начале XX столетий.

 

 

 

 

4,5

3

1,5

 

 

Контрольный урок

 

1,5

1

0,5

 

 

Итого:

30

20

10

 

 

III курс, V семестр

 

 

Раздел II. Академическое направление в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (вторая половина 1880-х - 1917-й годы).

 

     8.

 

В. Андреев как создатель балалаечно-домро-вого исполнительства письменной традиции.

Хроматизаскусство игры на балалайке в начале XX века.

3

2

1

 

       9.

 

Хроматизация балалайки. Искусство игры на балалайке в начале ХХ века.

 

3

2

1

 

    10.               

Зарождение баянного и аккордеонного искус­ства.

3

2

1

 

11.

Развитие гитарного искусства в начале XX века.

1,5

1

0,5

 

  12.

Становление оркестрового народно-инструментального исполнительства и его просветительская роль.

3

2

1

 

Раздел III. Исполнительство на русских народных инструментах в 1920-1955-е годы.

  13.

Становление профессионального образования на народных инструментах в 1920-1930-е годы.

3

2

1

  14.

Зарождение профессионального ансамблево-оркестрового исполнительства в 1920-1930-е годы.

3

2

1

  15.

Развитие сольного профессионального искусства игры на русских инструментах.

3

2

1

 

Контрольный урок

1,5

1

0,5

 

Итого:

24

16

8

 

III курс, VI семестр

  16.

Произведения для русских народных инструментов и оркестров в 1920-30-е годы.

3

2

1

  17.

Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в годы Великой Отечественной войны.

4,5

3

1,5

  18.

Развитие профессионального образования в первое послевоенное десятилетие.

4,5

3

1,5

  19.

Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях.

3

2

1

  20.

Произведения 1940-50-х годов для русского народного оркестра и струнных щипковых инструментов.

3

2

1

  21.

Музыка для баяна.

4,5

3

1,5

  22.

Творческая характеристика ведущих исполнителей и композиторов.

6

4

2

 

Зачет

1,5

1

0,5

 

Итого

30

20

10

 

  IV курс, VII семестр

 

Раздел IV. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы).

  23.

Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в 1960-х – 1990-х годах.

3

2

1

  24.

Всесоюзные и Всероссийские конкурсы исполнителей на народных инструментах. Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях.

1,5

1

0,5

  25.

Становление оркестрового и ансамблевого искусства игры на русских народных инструментах в 1960-1990-х годах. Музыка этого периода времени для русских народных оркестров.

3

2

1

  26.

Искусство игры на струнных щипковых инструментах в 1960-1990-х годах.

3

2

1

  27.

Музыка 1960-1990-х годов для домры, балалайки, гитары, гуслей.

3

2

1

  28.

Баяно-аккордеонное исполнительство 1960-1990-х годов. Музыка для баяна и аккордеона.

3

2

1

  29.

Народно-инструментальное искусство Центрально-Черноземного региона.

3

2

1

  30.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.06 История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МДК 01.06 История исполнительского искусства, инструментоведение, изучение родственных инструментов

для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство

(по видам: Инструменты народного оркестра)

углубленной подготовки

























г. Суджа - 2022 г.

Одобрена предметно - цикловой комиссией «Инструменты народного оркестра»

Протокол № __

от «__» _______________20___г.



Председатель

_________________/В.В. Грицепанов/

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)


Заместитель директора по учебной работе

__________________ /О.Г. Шатилова/






















Авторы: О.Г. Шатилова - преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».





Рецензент: В.В. Грицепанов – председатель предметно-цикловой комиссии «Инструменты народного оркестра» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

Введение

Рабочая программа по междисциплинарному курсу МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра). Рабочая программа сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки, предназначена для реализации курса в ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».

Результатом освоения курса является получение историко - теоретических знаний, основных этапов и тенденций развития народно-инструментальной культуры, необходимых для ведения выпускником педагогической деятельности в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, оркестровым и ансамблевым репертуаром.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руко водителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.


Объём курса:

максимальная учебная нагрузка – 108 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часов,

самостоятельная работа – 36 часов;



Цель и задачи курса

Целью курса является:

  • воспитание профессиональных музыкантов, имею­щих научно обоснованные представления о сущности, исторических законо­мерностях формирования и развития инструментов, на которых они обучают­ся, об основных особенностях становления репертуара, особенностях исполни­тельского искусства в области баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей;

  • расширение профессионального кругозора студентов;

  • формирование способности ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;

  • изучение родственных инструментов.

Задачами курса являются:

  • изучение истории возникновения и преобразования оркестровых инструментов;

  • изучение закономерностей развития выразительных и технических возможностей оркестровых инструментов;

  • изучение истории формирования и стилистических особенностей различных исполнительских и оркестровых школ;

  • формирование музыканта-профессионала, в полной мере владеющего методологией научного подхода к оценке явлений современного исполнительского искусства и репертуара для баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары, гуслей;

  • ознакомление студентов с современным исполнительством на русских народных инструментах.

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончанию курса выпускник должен 

иметь практический опыт:

  • освоения инструктивно-тренировочного материала, а также изучения произведений, специально написанных или переложенных для родственных инструментов.

уметь:

  • ориентироваться в различных исполнительских и оркестровых стилях;

  • делать анализ стилистических особенностей различных исполнительских школ.

знать:

  • оркестровые сложности родственных инструментов;

  • выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

  • базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

  • основные этапы развития исполнительского искусства;

  • особенности репертуара народных инструментов;

  • осознавать место народных инструментов в истории музыкальной
    культуры;

  • профессиональную терминологию.

Виды учебной работы

(методы организации и реализации образовательного процесса)

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

лекция;

семинар;

самостоятельная работа студентов;

консультация;

различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний.

б) методы, направленные на практическую подготовку:

курсовая работа, реферат.

Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовать выбранным преподавателем методам контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.






Тематический план курса

№№ п/п

тем

Наименование разделов и тем

Количество часов



Макс.



Обязат.



Самост.


II курс, IV семестр


Раздел I. История возникновения и преобразования русских народных инстру­ментов в отечественной музыкальной культуре VI - XIX веков.




1.

Древнеславянская музыкальная культура.

6

4

2

2.

Искусство скоморохов.

3

2

1

3.

Народные инструменты в городской и кре­стьянской среде.

3

2

1

4.

Особенности эволюции русских гуслей в XI-XIX столетиях.

4,5

3

1,5

5.


Развитие гитарного искусства в XVIII - XIX вв.

3

2

1

6.

Развитие отечественного домрово-балалаечно-го искусства в XVI - XIX веках.

4,5

3

1,5

7.

Эволюция русской гармони во второй полови­не XIX - начале XX столетий.








4,5

3

1,5


Контрольный урок


1,5

1

0,5


Итого:

30

20

10


III курс, V семестр

Раздел II. Академическое направление в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (вторая половина 1880-х - 1917-й годы).

8.


В. Андреев как создатель балалаечно-домро-вого исполнительства письменной традиции.

Хроматизаскусство игры на балалайке в начале XX века.

3

2

1

9.


Хроматизация балалайки. Искусство игры на балалайке в начале ХХ века.


3

2

1

10.

Зарождение баянного и аккордеонного искус­ства.

3

2

1

11.

Развитие гитарного искусства в начале XX века.

1,5

1

0,5

12.

Становление оркестрового народно-инструментального исполнительства и его просветительская роль.

3

2

1

Раздел III. Исполнительство на русских народных инструментах в 1920-1955-е годы.

13.

Становление профессионального образования на народных инструментах в 1920-1930-е годы.

3

2

1

14.

Зарождение профессионального ансамблево-оркестрового исполнительства в 1920-1930-е годы.

3

2

1

15.

Развитие сольного профессионального искусства игры на русских инструментах.

3

2

1


Контрольный урок

1,5

1

0,5


Итого:

24

16

8


III курс, VI семестр

16.

Произведения для русских народных инструментов и оркестров в 1920-30-е годы.

3

2

1

17.

Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в годы Великой Отечественной войны.

4,5

3

1,5

18.

Развитие профессионального образования в первое послевоенное десятилетие.

4,5

3

1,5

19.

Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях.

3

2

1

20.

Произведения 1940-50-х годов для русского народного оркестра и струнных щипковых инструментов.

3

2

1

21.

Музыка для баяна.

4,5

3

1,5

22.

Творческая характеристика ведущих исполнителей и композиторов.

6

4

2


Зачет

1,5

1

0,5


Итого

30

20

10


IV курс, VII семестр


Раздел IV. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы).

23.

Общая характеристика развития народно-инструментального исполнительства в 1960-х – 1990-х годах.

3

2

1

24.

Всесоюзные и Всероссийские конкурсы исполнителей на народных инструментах. Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкурсах и фестивалях.

1,5

1

0,5

25.

Становление оркестрового и ансамблевого искусства игры на русских народных инструментах в 1960-1990-х годах. Музыка этого периода времени для русских народных оркестров.

3

2

1

26.

Искусство игры на струнных щипковых инструментах в 1960-1990-х годах.

3

2

1

27.

Музыка 1960-1990-х годов для домры, балалайки, гитары, гуслей.

3

2

1

28.

Баяно-аккордеонное исполнительство 1960-1990-х годов. Музыка для баяна и аккордеона.

3

2

1

29.

Народно-инструментальное искусство Центрально-Черноземного региона.

3

2

1

30.

Тенденции в народно-инструментальном искусстве в XXI в.

3

2

1


Зачет

1,5

1

0,5


Итого:

24

16

8


ВСЕГО:

108

72

36

Содержание курса

Раздел 1. История возникновения и преобразования русских народных инструментов в отечественной музыкальной культуре VI - XIX веков

ТЕМА 1. Древнеславянская музыкальная культура.

Первые сведения о применении народных инструментов в музыкальном быту. Коллективное музицирование.

Использование народных инструментов на гуляниях, празднествах, в обрядах, ратном деле. Первые музыкальные инструменты.

ТЕМА 2. Искусство скоморохов.

Скоморохи - организаторы досуга народа. Негативная оценка православ­ной церковью инструментализма скоморохов и положительное отношение к инструментам праведников. Примеры многочисленных миниатюр с изображе­нием народных инструментов, представленных в отечественных лицевых руко­писях.

Усиление борьбы церковной и светской власти со скоморошеским инстру­ментализмом в середине XVII века. Указы об искоренении скоморохов и их инструментов.

ТЕМА 3. Народные инструменты в городской и крестьянской среде.

Распространение на протяжении XVIII - первой половины XIX столетий городской песни. Использование и создание народных инструментов, макси­мально приспособленных для передачи чёткой метрической пульсации мело­дии с помощью простейшей аккордовой фактуры.

Старинные инструменты деревенского быта. Причины вытеснения со вто­рой половины XIX столетия старинных русских народных инструментов гар­монью.

ТЕМА 4. Особенности эволюции русских гуслей в XI - XIX столетиях.

Гусли звончатые, щипковые портативные и стационарные. Гусли клавиш­ные - совмещающие особенности гуслей звончатых и шипковых.

Первые нотные сборники для стационарных щипковых гуслей: обработки И. Прача, песенные сборники В. Трутовского. Появление первых учебных по­собий по обучению игре на гуслях этого типа. Придворные гусляры при цар­ских дворах XVIII века. Создание на стационарных щипковых гуслях хрома­тического звукоряда. Причины исчезновения гуслей из музыкального быта к середине XIX столетия.

ТЕМА 5. Развитие гитарного искусства в XVIII - XIX веках.

Формирование западноевропейского исполнительства на гитаре. Лютня и виуэлла как предшественники гитары. Выдающиеся гитаристы Испании и Ита­лии первой половины XIX столетия (М.Джулиани, Н. Коста, М. Каркасси, Ф. Сор и др.). Испанская гитарная школа конца XIX века (Ф. Таррега, Э.Пухоль и др.). Претворение гитарных мелодических и ритмических формул в творче­стве И. Альбениса, Э. Гранадоса и М. де Фальи.

Семиструнная гитара в России - инструмент, оптимально соответствую­щий бассо-аккордовому сопровождению русской городской песне и романсу.

Первые учебно-методические издания для семиструнной гитары - И. Гельда (1798), Д. Кушенова - Дмитриевского (1808) и др. Выдающие русские гитаристы - семиструнники - А. Сихра, С. Аксёнов, М. Высотский и др.

Шестиструнная гитара в России. Н. Макаров и М. Соколовский - первые российские исполнители на шестиструнной гитаре. Спад интереса к гитаре во второй половине XIX века.

ТЕМА 6. Развитие отечественного домрово-балалаечного искусства в XVI - XIX веках.

Первые сведения X века о русских грифных (тамбуровидных) щипковых инструментах. Исторические свидетельства о широком распространении домр в XVI - XVII веках. Лютневидные и тамбуровидные разновидности древних домр. Рисунки домр в лицевых псалтирях чудовского и костромского Ипа­тьевского монастыря. Изображение домры на народных лубочных картинках. Домра - инструмент скоморохов. С искоренением искусства скоморохов исче­зает и профессиональное исполнительство музыкантов-домрачеев. Прекраща­ется производство домр.

Эволюция домры в балалайку как инструмента первоначально любитель­ского изготовления. Общеславянские корни термина "балалайка". Полукруг­лая и сферическая формы балалаек XVIII столетия. Вытеснение таких балала­ек к середине следующего столетия балалайками с треугольным корпусом. Балалайка - распространенный инструмент малоимущих слоев населения Рос­сии.

Выдающийся композитор, скрипач и дирижёр И. Хандошкин как виртуоз-балалаечник.

ТЕМА 7. Эволюция русской гармоники во второй половине XIX -начале XX столетий.

Гармоники губные, ножные и ручные. Изобретение венским мастером К. Демианом гармони с горизонтальным движением меха и системой готовых аккордов для аккомпанемента. Появление первых хроматических гармоник в 30-е годы XIX века в Германии и Франции. Создание Ч. Уитстоном хромати­ческой концертины (Англия). Возникновение немецкой концертины и бандонеона.

Диатоническая гармоника за рубежом и в России. Причины быстрого рас­пространения гармони с 30-х годов XIX века в сельском и городском музы­кальном быту.

Зарождение отечественного кустарного производства гармоник. Основные региональные виды русских гармоний. Ливенка, венка, хромка. Исполни­тельство на хромке как переходный этап к игре на баяне.



Раздел II. Академическое направление в балалаечно -домровом и гармонико - баянном искусстве (вторая половина 1880-х - 1917-й годы)

ТЕМА 8. В. В. Андреев как создатель балалаечно - домрового исполни­тельства письменной традиции.

Работа В. Андреева и его единомышленников по возрождению и активной пропаганде традиционного крестьянского фольклора в связи с его вытеснени­ем городской песенностью. Организация песенных обществ, народных хоров, концертные выступления хора рожечников, театрализованные фольклорные представления и т.д. Публикация в 90-е годы фундаментальных трудов А.Фа-минцына и их влияние на возрождение народных инструментов на концертной сцене.

В. Андреев как создатель балалаечно - домрового исполнительства пись­менной традиции. Конструирование В. Ивановым 1886 году по инициативе В. Андреева диатонической балалайки, ориентированной на концертную сферу музицирования.

ТЕМА 9. Хроматизация балалайки. Искусство игры на балалайке в начале XX века.

Необходимость хроматизации балалайки и создание Ф. Пасербским сов­местного с В. Андреевым в 1887 году первой хроматической балалайки. Оп­тимальное соответствие этого инструмента как критериям фольклорности, так и академической направленности XX века. Концертная деятельность Б. Троя­новского, его выступления в Ясной Поляне у Л. Толстого. Знаменитые балала­ечники первых десятилетий века - А. Доброхотов, Д. Плансон, С. Большой.

ТЕМА 10. Зарождение баянного и аккордеонного искусства.

Древнерусское "баять" - "разговаривать" - изначальная основа и термина "баян", и имени древнерусского певца - сказителя.

Конструкция баяна как инструмента с системой полного набора хромати­ческого басо-аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре и трёх - пяти-рядной системой в правой клавиатуре.

Получение в Италии П. Сопрани патента на изобретение в 1897 году инструмента с конструкцией валиковой механики в левой клавиатуре, позво­лившей с помощью одних и тех же голосов получать набор различных аккор­довых сочетаний.

Экспонирование П.Чулковым на кустарно-промышленной выставке 1897 года в Туле гармоники с трёхрядной хроматической правой клавиатурой и полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента.

Хроматические гармоники "петербургской" системы Г. Стерлигова. Осо­бая роль Я. Орланского-Титаренко в популяризации баяна. Формирование ре­пертуара.

Развитие зарубежного аккордеонного искусства в начале XX века. Дея­тельность П.Фросини, П. и Г. Дейро.

ТЕМА 11. Развитие гитарного искусства в начале XX века.

Деятельность популярных гитаристов начала XX столетия - В. Русанова, В. Лебедева, П. Соловьёва, В. Успенского, В. Юрьева. Публикация журналов по исполнительству на гитаре.



ТЕМА 12. Становление оркестрового народно - инструментального исполнительства и его просветительская роль.

Создание Н. Белобородовым в конце 1880-х годов Оркестра кружка люби­телей игры на хроматических гармониках, его репертуар.

Оркестр В. Хегстрема. Создание этим музыкантом общества любителей игры на хроматических гармониках.

Создание Ф. Пасербским тесситурных разновидностей балалайки и орга­низация В. Андреевым "Кружка любителей игры на балалайках". Оркестровое балалаечное музицирование. Первые концертные выступления коллектива.

Причины необходимости обновления тембровой палитры инструменталь­ного состава. Введение в оркестр домры. Причины переименования Андреев­ского "Кружка любителей игры на балалайках" в Великорусский оркестр. Вве­дение в этот оркестр гуслей.

Успешные выступления коллектива В. Андреева в России и его зарубеж­ные гастроли.

Просветительская деятельность В. Андреева и его сподвижников (Н. Фо­мин, Н. Привалов, Ф. Ниман, С. Налимов и др.). Репертуар оркестра.

Раздел III. Исполнительство на русских народных инструментах

в 1920 - 1955-е годы

ТЕМА 13. Становление профессионального образования на народных инструментах в 1920 - 1930-е годы.

Отношение выдающихся деятелей государства и крупных представителей искусства к использованию народных инструментов в просветительской рабо­те.

Массовое серийное производство инструментов. Усовершенствование гар­моник и других народных инструментов.

Становление профессионального обучения на народных инструментах. Организация первых классов народных инструментов в музыкальных технику­мах Москвы и Ленинграда в 1926 - 1927 годах. Первые факультеты народных инструментов в музыкально-драматических институтах Украины; создание М. Гелисом первой кафедры народных инструментов в музыкальном вузе - Киев­ской консерватории (1938). Методические пособия 20-х - начала 40-х годов.

ТЕМА 14. Зарождение профессионального ансамблево-оркестрового искусства в 1920 -1930 - е годы.

Государственный оркестр русских народных инструментов им. В. Ан­дреева в первые послереволюционные десятилетия. Организация в 1919 году П. Алексеевым и Б. Трояновским Русского народного оркестра в Москве; преобразование его в Государственный оркестр им. Н. Осипова. Государ­ственный оркестр четырёхструнных домр Г. Любимова. Оркестр Ленинград­ского радиокомитета под управлением В. Кацана (1925).

Первый в СССР государственный симфонический оркестр гармонистов под управлением Л.Бановича.

Деятельность Красноярского квартета баянистов (с 1935 - Квартета баяни­стов им. М.Ипполитова-Иванова), Квартета четырёхструнных домр под управ­лением Г. Любимова, Секстета домр под управлением А. Семёнова. Трио бая­нистов А. Кузнецов - Я. Попков - М. Макаров (с 1934 - А. Данилов).

ТЕМА 15. Развитие сольного профессионального искусства игры на русских народных инструментах.

Формирование академического исполнительства на народных инструмен­тах. Роль Б. Трояновского, Н. Осипова в формировании профессионального искусства игры на балалайке. Сольные концерты К. Шансона, Н. Осипова.

Утверждение концертного баяна на филармонической сцене. Концертная деятельность В. Павлючука, П. Гвоздева, И. Паницкого.

Л. Агафошин, П. Исаков, Л. Иванов-Крамской - известные исполнители и пропагандисты гитарного искусства.

Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939) и его призёры - баянисты И. Паницкий, Н. Ризоль, балалаечни­ки Н. Осипов и П. Нечепоренко, гитарист А. Иванов-Крамской и др.



ТЕМА 16. Произведения для русских народных инструментов и орке­стров в 1920 - 30-е годы.

С. Василенко - Концерт для балалайки с симфоническим оркестром - важ­ный этап в развитии народно-инструментального исполнительства.

С. Василенко - Сюита для балалайки с фортепиано (1930)

Ф. Рубцов - Первый концерт для баяна с ОРНИ (1937).

Немецкая музыка для баяна.

Сочинения для гитары 1920 - 1930-х годов Б. Асафьева, М. Иванова, В. Юрьева, А. Иванова-Крамского.

Крупные композиторы 1920-1930-х годов для русского народного:

А. Пащенко - "Улица весёлая"

Ю. Шапорин - сюита "Блоха"

С. Василенко - "Итальянская симфония" - наиболее значительное произве­дение для народного оркестра,

ТЕМА 17. Общая характеристика развитии народно-инструменталь- ного исполнительства в годы Великой Отечественной войны.

Роль народных инструментов, и особенно гармоники, на фронте. Русские народные оркестры в прифронтовых ансамблях песни и пляски.

Народно-инструментальное исполнительство имело существенное значе­ние для подъёма морального духа народа, придавая ему новые силы в борьбе с врагом.

Деятельность в военные годы композиторов Н.Я. Чайкина, Г.С. Фрида, Н.П. Будашкина, П.В. Куликова; исполнителей Н.И. Ризоля, Ю.И. Казако-ва,А.А. Шалаева, Н.А. Крылова, П.И. Нечепоренко. Произведения для народ­ного оркестра В.А. Дителя, Р. Глиэра. Соната п-то11 для баяна Н.Я. Чайкина.

ТЕМА 18. Развитие профессионального образования в первое послево­енное десятилетие.

Увеличение численности русских оркестров и оркестров баянистов, лю­бителей игры на баяне, балалайке, домре, гитаре, значительное увеличение выпуска инструктивно-методической литературы.

Деятельность Квартета под управлением Н. Ризоля, Дуэта баянистов А. Шалаева - Н.Крылова и др.

Выдвижение трёхструнной домры в качестве полноправного сольного инструмента академической концертной эстрады. Ведущие домристы - А. Си-моненков, А. Александров, В. Мироманов и др.

В. Городовская - известная исполнительница на щипковых гуслях. Дуэт клавишных гуслей В. Городовской и О. Никитиной, позднее с Н. Чекановой.

Сольное баянное искусство этого периода времени.

Создание в 1958 году Ф. Фигановым и н. Селезнёвым для Ю. Казакова но­вой модели готово-выборного многотембрового баяна. Широкая возможность исполнения на новой конструкции баяна шедевров органной, клавесинной и фортепианной музыки.

Открытие факультета народных инструментов в Государственном музы­кально-педагогическом институте им. Гнесиных (1948) как важнейший фактор профессионализации этой области музыки.

ТЕМА 19. Участие советских исполнителей на народных инструмен­тах в международных конкурсах и фестивалях.

Середина 1950-х годов ознаменовалась утверждением баяна как академи­ческого инструмента не только в стране, но и за рубежом, свидетельством чему стали блестящие зарубежные выступления баянистов и их победы на от­ветственных международных состязаниях. Победа Ю.И. Казакова на междуна­родном конкурсе в Варшаве (1955 г.)

ТЕМА 20. Произведения 1940-50-х годов для русских народных оркестров и струнных щипковых инструментов.

Н.А. Будашкин - Русская увертюра, Русская фантазия, Вторая рапсодия "На ярмарке", Русская фантазия, "Сказ о Байкале" и др. Концерт для домры с русским народным оркестром; Концертные вариации для балалайки с орке­стром русских народных инструментов.

А.Н. Холминов - Первая сюита для русского оркестра, "Думка", Вторая сюита для оркестра, две увертюры.

Ю.Н. Шишаков - Концерт для балалайки с русским народным оркестром.

П.В. Куликов - Концертные вариации для балалайки и фортепиано, "Липа вековая" для оркестра.

Г.С. Фрид - "Сказы" для оркестра.

ТЕМА 21. Музыка для баяна.

Два концерта для баяна Ю.Н. Шишакова. Сюита для баяна Н. А. Холминова. Первый концерт для баяна с симфоническим оркестром Н.Чайкина. Кон­церт для баяна с русским оркестром Н. Речменского. Обработки А. Шалаева, В. Мотова, А. Суркова, А. Онегина.

ТЕМА 22. Творческая характеристика ведущих исполнителей и композиторов.

Творческие портреты балалаечников П. Нечепоренко, Е.Блинова, А. Ша-лова, М. Рожкова, домристов - А. Симоненкова, А. Александрова, баянистов -И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Суркова, В. Бесфамильнова, Э. Митченко.

Композиторы - Н. Будашкин, А. Холминов, Н. Чайкин, Ю. Шишаков, П. Куликов, Г. Фрид, П. Триодин.

Раздел IV. Современный этап развития исполнительства на русских

народных инструментах (конец 1950-х - 1990-е годы)

ТЕМА 23. Общая характеристика развития народно-инструменталь­ного исполнительского искусства в 1960-х - 1990-х годах.

Активизация гастрольной деятельности отечественных артистов, выступ­ления в России зарубежных исполнителей на баяне, аккордеоне и гитаре.

Вытеснение телевидением и звуковоспроизводящей аппаратурой люби­тельского досугового музицирования. Особая роль шестиструнной гитары в массовом молодёжном быту. Изменения эстетики молодёжного восприятия.

Открытие факультета народных инструментов в музыкальных вузах. Появ­ление классов гитары в музыкальных училищах и вузах СССР.

ТЕМА 24. Всесоюзные и Всероссийские конкурсы исполнителей на народных институтах. Участие советских исполнителей на народных инструментах в международных конкур­сах и фестивалях.

Отборочные прослушивания. Всемирный фестиваль в Москве 1957 года. Конкурсы "Кубок мира", "Дни гармоники" и др. Всероссийские конкурсы. Лауреаты.

ТЕМА 25. Становление оркестрового и ансамблевого искусства игры на русских народных инструментах в 1960-1990-х годах. Музыка этого периода времени для русского народного оркестра.

Особая роль оркестров Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В. Федосеева и Ленинградского оркестра имени В. Андреева во главе с Г. Дониях. Деятельность В. Дубровского как Главного дирижёра Оркестра им. Н. Осипова.

Деятельность Н. Некрасова, Н. Калинина, В. Гусева в качестве руководи­телей ведущих оркестров.

Ансамбли "Сказ", "Московские балалаечники", "Скиф". "Калинка" и др. Произведения Ю. Шишакова, В. Бояшова, Г. Фрида, В. Беляева, Е. Дербенко и др. для оркестра.

ТЕМА 26. Искусство игры на сольных щипковых инструментах в 1960 - 1990-х годах.

Начало концертной деятельности домристов Р. Белова, В. Ивко, Б. Михее-ва. Новый этап развития исполнительства на щипковых народных инструмен­тах с появлением искусства А. Цыганкова, В. Круглова, Т. Вольской, С. Луки­на, М. Горобцова, балалалаечников А. Данилова, В. Болдырева, Ш. Амирова, И. Сенина, А. Горбачёва, гитаристов Н. Кошкина, В. Козлова, В. Чабанова и др. Формирование академического искусства игры на звончатых гуслях. В. Тихов, Ю.Евтушенко, Л. Жук.

Новые приёмы игры на струнных щипковых.

ТЕМА 27. Музыка 1960 - 1990-х годов для домры, балалайки, гитары, гуслей.

Трактовка балалайки как полноправного камерно-академического инстру­мента в сонатах А. Кусякова, в концертах А. Репникова для балалайки с орке­стром народных инструментов.

Концерт для домры Ю. Зарицкого, Б. Кравченко. Композиторское творче­ство А. Цыганкова. Произведения Ю. Шишакова. Произведения крупной фор­мы и миниатюры В. Подгорного, А. Тимошенко, Б. Кравченко, Г. Шендерёва в развитии домрового репертуара.

Гитарные обработки народных песен А. Иванова-Крамского, С. Орехова. Произведения И. Рехина, Н. Кошкина для гитары. Соната для гитары Э. Де­нисова.

ТЕМА 28. Баянно-аккордеонное исполнительство 1960-1990-х годов. Музыка для баяна и аккордеона.

Создание Ф. Фигановым, Ю. Волковичем, В. Колчиным первых высокока­чественных концертных баянов. Электронный баян А. Беляева.

Баянное ансамблевое искусство. Концерты Ю. Казакова в Малом зале Мо­сковской консерватории, ансамблевые выступления с М. Ростроповичем.

Органная и клавирная музыка XVII - XIX столетий в репертуаре В. Галки­на, В. Бесфамильнова, А. Беляева, А. Полетаева, Э. Митченко и др.

Появление аккордеона на отечественной концертной сцене в качестве пол­ноправного академического инструмента. Ю. Дранга, Н. Кравцов, Ю. Брусен-цев - яркие представители аккордеонного исполнительства.

Классическое объективное мышление в исполнительстве Ф. Липса, В. Семёнова, О. Шарова, И. Пурица и др.

Романтические особенности исполнительского искусства А. Склярова, Ю. Вострелова, В. Зубицкого, В. Бонакова, Ю. Шишкина и др.

Эстрадное направление в исполнительстве В. Гридина, Б. Тихонова, В.Черникова и др.

Зарубежное баянно-аккордеонное исполнительство.

Появление композиторского таланта у многих исполнителей-баянистов -В. Зубицкого, В.Семёнова, А.Тимошенко, Е. Дербенко и др.

Значение сотрудничества известных отечественных исполнителей с компо­зиторами (Ф. Липса – с В. Золотарёвым, С. Губайдулиной, А. Холминовым, С. Беринским; А. Склярова - с А. Тимошенко, Е. Дербенко; О. Шарова - с Т. Банщиковым, Л. Пригожиным и т.д.). Партита и концертные миниатюры В. Золо­тарёва. Сонаты и концерт К. Волкова. Сонаты А. Кусякова. Произведения крупной формы и миниатюры Г. Шендерёва, В. Гридина, Е. Дербенко и др.

Трактовка баяна как камерно-академического инструмента в произведе­ниях С. Губайдулиной и С.Беринского.

Произведения зарубежных композиторов.

ТЕМА 29. Народно-инструментальное искусство Центрально - Чер­ноземного региона.

Исполнительство на русских народных инструментах. Творчество компо­зиторов - А. Тимошенко, В. Гридина, В. Черникова, Ю. Романова, В. Помельникова, Ю. Фабричных и др.

ТЕМА 30. Тенденции народно - инструментального искусства XXI века.

Дальнейшее развитие народно-инструментального искусства. Влияние зарубежной музыки.

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации,

экзаменационные требования

Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения

МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» ПМ.01 Исполнительская деятельность направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.


В конце 4,5 семестров проводится контрольный урок, в конце 6,7 семестров – зачёт.

Итоговый зачет по МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» проводится в виде написания письменной работы и собеседования, на котором студент должен продемонстрировать достаточное владение пройденным материалом, уметь ориентироваться в основных направлениях развития народно - инструментального исполнительства, знать место и роль творчества того или иного композитора в развитии музыки для русских народных инструментах. При выставлении оценки преподавателем так же учитывается проявленная студентом на занятиях активность (количество выступлений и полученные за них оценки).


Примерные вопросы к зачёту

  1. Первые народные музыкальные инструменты VI в.

  2. Характеристика творчества скоморохов.

  3. Разновидности русских гуслей XI – XIX в. Характеристика видов.

  4. Развитие гитарного искусства в XVIII – XIX веках. Испанские и итальянские исполнители на шестиструнной гитаре.

  5. Появление шестиструнной гитары в России. Первые исполнители.

  6. Характеристика древнерусской домры и балалайки в XVI – XIX веках.

  7. Творчество В.В. Андреева.

  8. Хроматизация балалайки. Первые исполнители.

  9. Организация В.В. Андреевым «Кружка любителей игры на балалайках». Расширение тембровой палитры оркестра.

  10. Появление русской гармоники во второй половине XIX – начале XX столетий. Разновидности.

  11. Создание Н. Белобородовым Оркестра кружка любителей игры на хроматических гармониках.

  12. Становление профессионального обучения на народных инструментах (1920 – 1930 гг.).

  13. Первые профессиональные ансамбли и оркестры.

  14. Исполнители на русских народных инструментах 1920 – 1930 гг.

  15. Произведения для русских народных инструментов 1920 – 1930 гг.

  16. Роль народных инструментов в годы Великой Отечественной войны.

  17. Ведущие исполнители на народных инструментах в послевоенные годы.

  18. Произведения для русских народных инструментов 1940 – 1950 гг.

  19. Творчество композиторов для народных инструментов 1940 – 1950 гг.

  20. Характеристика современного этапа развития исполнительства на русских народных инструментах (1960 – 2000-е гг.).

  21. Участие советских исполнителей в международных конкурсах и фестивалях.

  22. Ведущие оркестры и ансамбли 1960 – 2000-х гг.

  23. Исполнители на сольных щипковых инструментах 1960 – 2000-х гг.

  24. Баянно – аккордеонное исполнительство 1960 – 2000-х гг.

  25. Произведения для русских народных инструментов 1960 – 2000-х гг.

26.Исполнительство на русских народных инструментах Центрально-Черноземного региона.





Методические рекомендации преподавателям


Курс "Истории исполнительского искусства" является составной частью профессиональной подготовки студентов, способствует расширению историко - теоретических знаний в области народно­ – инструментального искусства.

Русское народное инструментальное искусство – это многовековая практика бытования музыкального инструментария. Оно прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связано с нотной инструментальной культурой. Становится ясным, насколько широкий круг вопросов включает в себя изучение истории исполнительства.

Основная форма занятий - лекционная. Она должна быть дополнена про­слушиванием аудио - и видеозаписей (темы 20, 21, 25, 26, 27, 28). Помимо лек­ций, программа курса предусматривает самостоятельную работу студентов по изучению материалов курса: подготовку докладов и выступлений, конспекти­рования источников.

Курс предполагает освещение основных этапов развития русских народных инструментов, обзор творчества выдающихся исполнителей, ознакомление с музыкальными произведениями, созданными для этих инструментов. Тематические планы построены по хронологическому принципу на основе общеисторической периодизации.

Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов: иллюстрации и демонстрация инструментов, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеоматериалов.


Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов


Специфика изучения курса «История исполнительского искусства» предполагает существенную активизацию самостоятельной работы студентов путем подготовки докладов, выступлений, слушания музыки. Самостоятельная работа направлена на сбор нового материала, на расширение творческих навыков студентов, более глубокое и качественное усвоение материала курса.

Студенты должны показать знание существенных этапов творческой биографии ведущих коллективов, ансамблей и выдающихся исполнителей на народных инструментах, правильно оценить их вклад в развитие инструментального исполнительства.

Данная форма учебной работы способствует решению таких задач, как:

- расширение и обогащение музыкального кругозора студентов;

- приобретение опыта самостоятельной работы со специальной литературой;

- умение отбирать и систематизировать прочитанный материал;

- умение выделять исполнительские особенности солистов и музыкальных коллективов.

В организации самостоятельной работы студентов можно использовать такие формы, как чтение и конспектирование статей и учебных пособий, рекомендованных преподавателем; подготовку сообщений, докладов по темам изучаемого предмета; посещение концертов и конкурсов исполнителей на русских народных инструментах.


Учебно – методическое и информационное обеспечение курса


В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» профессионального модуля ПМ.01 Исполнительская деятельность входят:

- Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (Москва, 2011 г.);

- Рабочая программа Министерства образования и науки РФ «История исполнительства на народных инструментах» (Москва,2005 г., автор – М.И.Имханицкий).

- Рабочая программа по МДК. 01.06 «История исполнительского искусства».

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl/ru/

  • http://www.domgoglya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://www.mkrf.ru/

  • http://www.gov.ru/

  • http://mkrf.ru/

  • http://adm.rkursk.ru/

  • http://www.sti46.ru/

  • http://www.iroski.ru/


Материально-техническое обеспечение курса

Реализация рабочей программы по МДК 01. 06 «История исполнительского искусства» по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по виду инструментов – Инструменты народного оркестра) должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к соответствующим базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Наличие аппаратуры для прослушивания и просмотра CD и DVD.

































Перечень основной методической литературы


  1. Андреев В. Материалы и документы / В.Андреев – Москва,1986.

  2. Асафьев Б. О народной музыке / Б. Асафьев– Ленинград, 1987.

  3. Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции / А. Банин – Москва, 1997.

  4. Басурманов А. Справочник баяниста / А. Басурманов – Москва,1982; Москва, 1987 (2-е изд.).

  5. Белкин А. Русские скоморохи / А. Белкин – Москва, 1975.

  6. Беляевский В. Гусли: русский народный инструмент / В. Белявский – Москва, 1960.

  7. Бендерский Л. Народные инструменты на фронтах Великой Отечественной войны / Бендерский Л. – Екатеринбург, 1995.

  8. Бендерский Л. Народный артист России Евгений Блинов / Бендерский Л. – Екатеринбург, 1993.

  9. Бендерский Л. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах / Л. Бендерский – Свердловск,1992.

  10. Блок В. Оркестр русских народных инструментов / В. Блок – Москва,1986.

  11. Бычков В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Кн. 1, 2 / В. Бычков – Челябинск, 1997.

  12. Бычков В. Николай Чайкин / В. Бычков – Москва, 1986.

  13. Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции / В. Вольфович – Челябинск, 1997.

  14. Галактионов В. Паницкий, или Вечное движение / В. Галактионов – Москва, 1996.

  15. Домра, балалайка: история, теория исполнительства, методика преподавания // Труды РАМ им. Гнесиных / ред.- сост. В.С. Чунин.– Москва, 2000. – Вып. 147.

  16. Завьялов В. Баянное искусство / В. Завьялов – Воронеж, 1995.

  17. Имханицкий М. История исполнительства на народных инструментах / М. Имханицкий – Москва, 2002.

  18. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. Имханицкий – Москва, 1987.

  19. Классическая гитара в России и СССР: библиограф. музыкально-лит. сл.-справочник русских и советских деятелей гитары / сост. М. Яблоков. – Екатеринбург, 1992.

  20. Леонова М. Николай Будашкин / М. Леонова– Москва, 1987.

  21. Липс Ф. К вопросу об исполнении современной музыки для баяна // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПИ им. Гнесиных / отв. ред. Б.Егоров. – Москва,1980. – Вып. 48.

  22. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов – Москва, 1983.

  23. Максимов Е. Российские музыканты-самородки / Е. Максимов – Москва, 1987.

  24. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна / А. Мирек – Москва,1967.

  25. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер / сост. Панин В. – Москва, 1986.

  26. Пересада А. Балалаечных дел мастер: очерк жизненного и творческого пути С.И. Налимова / А. Пересада – Сыктывкар, 1983.

  27. Пересада. А. Оркестры русских народных инструментов / А. Пересада – Москва,1985.

  28. Пересада А. Справочник балалаечника / А. Пересада – Москва, 1997.

  29. Портреты баянистов. Сборник статей. / ред. М. И. Имханицкий. – М., 2001.

  30. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество / А. Руднева – Москва, 1994.

  31. Сухорослов В. Из истории народного инструментального исполнительства в Центральной России / В. Сухорослов – Орел, 2000.

  32. Ушенин В. Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство на Дону: история и современность / В. Ушенин – Ростов на Дону, 2001.

  33. Ястребов Ю. Владимир Бесфамильнов / Ю. Ястребов – Владивосток, 1993.

  34. Ястребов Ю. Воспевший балалайку (о А.Б. Шалове) // Народник. – 2000. – № 2.

  35. Ястребов Ю. Уральское трио баянистов/ Ястребов Ю. – Владивосток,1990.


Перечень дополнительной методической литературы


  1. Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов / В. Авксентьев – Москва,1962.

  2. Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты / А. Агажанов – Москва, 1949.

  3. Барановская Р. Александр Холминов / Р. Барановская, Б. Ионин – Москва, 1971.

  4. Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах / Л. Бендерский – Свердловск, 1983.

  5. Благодатов Г. Русская гармоника / Г. Благодатов – Ленинград,1960.

  6. Вертков К. Гусли. Домра / Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. – Москва,1976.

  7. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков -Ленинград,1975.

  8. Вольман Б. Гитара в России / Б. Вольтман – Ленинград,1961.

  9. Мартынов И. Николай Будашкин и русский народный оркестр // Мартынов И. О музыке и ее творцах / И. Мартынов – Москва,1980.

  10. Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах / А. Илюхин – Москва, 1969. – Вып. 1.

  11. Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра / М. Имханицкий – Москва,1981.

  12. Имханицкий М. Творчество Репникова для баяна // Баян и баянисты / ред. - сост. Б.Егоров, С.Колобков. – Москва,1987. – Вып. 7.

  13. Имханицкий М. Творчество Юрия Шишакова / М. Имханицкий – Москва, 1976.

  14. Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра / М. Имханицкий – Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.

  15. Илюхин А. Методический материал к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах / А. Илюхин – Москва, 1971.- Вып. 2.

  16. Колчева М. Творческая деятельность В.В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных / ред.- сост. А. Малинковсая. – Москва, 1976. – Вып. ХХIV.

  17. Лебединский А. Николай Павлович Будашкин // А. Лебединский Портреты композиторов-калужан. – Калуга, 1964.

  18. Липс Ф. Творчество Владислава Золотарева // Баян и баянисты / ред.-сост. Б.Егоров, С. Колобков.- Москва, 1984. – Вып. 6.

  19. Максимов Е. Ансамбли и оркестры баянистов / Е. Максимов – Москва,1966.

  20. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник / Е.И. Максимов – Москва, 1974, 1979 (переиздание).

  21. Попонов В. Оркестр Хора имени Пятницкого / В. Попонов – Москва,1979.

  22. Польшина А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов ХХ века / А. Польшина – Москва,1978.

  23. Польшина А. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже ХIХ-ХХ веков / А. Польшина – Москва,1977.

  24. Розанов В. Русские народные инструменты и ансамбли / В. Розанов – Москва, 1972.

  25. Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников / Б. Смирнов – изд. 2. – Москва, 1965.

  26. Соколов Ф. В.В. Андреев и его оркестр / Ф. Соколов – Ланинград,1962.

  27. Лысенко Н. Квартет баянистов Киевской филармонии / Н. Лысенко – Киев,1979.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!