Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Серебряно-Прудская средняя образовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № от 01.09.2019 г.
Рабочая программа
Математика
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)
3 класс
Составитель:
учитель высшей кв. категории
Бычкова Ирина Алексеевна
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________ /Павлихина Т.А./
«___» сентября 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Адресность: ученица Тишининова Арина
2. Место курса в учебном плане
На изучение математики в 3 классе отводится по 1,5 часа в неделю, курс рассчитан на 51 час (34 учебные недели), 68 уроков/51 час.
3. Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты
– принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося, начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
– умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической терминологии;
– проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по осуществлению этой помощи;
– начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебнике, новой математической операции (учебного задания) – под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;
– начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся (элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;
– понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при организации практической деятельности;
– умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости;
– умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;
– начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда;
– отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся.
Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Нумерация |
– знание числового ряда в пределах 100 в прямом порядке; – осуществление счета в пределах 100, присчитывая по 1, 10; счета равными числовыми группами по 2 в пределах 20; – откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава (с помощью учителя); – умение сравнивать числа в пределах 100 | – знание числового ряда в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом ряду в пределах 100; – осуществление счета в пределах 100, присчитывая, отсчитывая п 1, 10; счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая равными числовыми группами по 3, 4, 5; счета в заданных пределах 100; – откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава; – умение сравнивать числа в пределах 100; упорядочивать числа в пределах 20 |
Единицы измерения и их соотношения |
– знание соотношения 1 р. = 100 к.; – знание единицы измерения (меры) длины 1 м, соотношения 1 м = 100 см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели метра (с помощью учителя); – знание единиц измерения времени (1 мин, 1 мес., 1 год), их соотношений; знание названий месяцев, определение их последовательности и количества суток в каждом месяце с помощью календаря; – умение определять время по часам с точностью до получаса, с точностью до 5 мин; называть время одним способом; – выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой (в пределах 100, с помощью учителя); – умение прочитать и записать число, полученное при измерении стоимости, длины, времени двумя мерами; – различение чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин | – знание соотношения 1 р. = 100 к.; – знание единицы измерения (меры) длины 1 м, соотношения 1 м = 100 см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели метра; - знание единиц измерения времени (1 мин, 1 мес., 1 год), их соотношений; знание названий месяцев, определение их последовательности, номеров месяцев от начала года; определение количества суток в каждом месяце с помощью календаря; – умение определять время по часам с точностью до 5 мин; называть время двумя способами; – выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой (в пределах 100); – умение прочитать и записать число, полученное при измерении стоимости, длины, времени двумя мерами; – различение чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин |
|
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений; – знание названий арифметических действий умножения и деления, их знаков («×» и «:»); умение составить и прочитать числовое выражение (2 × 3, 6 : 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); – понимание смысла действий умножения и деления (на равные части), умение их выполнять в практическом плане при оперировании предметными совокупностями; – знание названий компонентов и результатов умножения и деления, их понимание в речи учителя; – знание таблицы умножения числа 2, – знание таблицы умножения числа 2, умение ее использовать при выполнении деления на 2; – знание порядка выполнения действий в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками | – выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений; – знание названий арифметических действий умножения и деления, их знаков («×» «:»); умение составить и прочитать числовое выражение (2 × 3, 6 : 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); – понимание смысла действий умножения и деления (на равные части, по содержанию), умение их выполнять в практическом плане при оперировании предметными совокупностями; различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; – знание названий компонентов и результатов умножения и деления, их использование в собственной речи (с помощью учителя); – знание таблицы умножения числа 2, – знание таблицы умножения числа 2, деления на 2; табличных случаев умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 в пределах 20; умение пользоваться таблицами умножения при выполнении деления на основе понимания взаимосвязи умножения и деления; – практическое использование при нахождении значений числовых выражений (решении примеров) переместительного свойства умножения (2 × 5 , 5 × 2); – знание порядка выполнения действий в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками |
Арифметические задачи |
– выполнение решения простых арифметических задач, раскрывающих смысл арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения, частного (деление на равные части) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; – выполнение решения простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение стоимости (с помощью учителя); – выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя) | – выполнение решения простых арифметических задач, раскрывающих смысл арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения, частного (деление на равные части, по содержанию) на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; составление задач на основе предметных действий, иллюстраций; – выполнение решения простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение стоимости; – выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя) |
Геометрический материал |
– умение построить отрезок, длина которого больше, меньше длины данного отрезка (с помощью учителя); – узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий; нахождение точки пересечения без построения; – различение окружности и круга; построение окружности разных радиусов с помощью циркуля (с помощью учителя) | – умение построить отрезок, длина которого больше, меньше длины данного отрезка; – узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий; нахождение точки пересечения; – различение окружности и круга; построение окружности разных радиусов с помощью циркуля |
4. Содержание курса «Математика» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: пропедевтика, единицы измерения и их соотношение, нумерация, арифметические действия, арифметические задачи, геометрический материал.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Содержание и направления работы
Разделы курса | Темы |
Нумерация | Нумерация чисел в пределах 20 Присчитывание, отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 Упорядочение чисел в пределах 20. Нумерация чисел в пределах 100 Образование круглых десятков в пределах 100, их запись и название. Ряд круглых десятков. Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100 Сравнение и упорядочение круглых десятков. Получение двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц. Чтение и запись чисел в пределах 100 Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд в пределах 100 Присчитывание, отсчитывание по 1 в пределах 100 Получение следующего и предыдущего числа. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 100 Счет в заданных пределах. Разряды: единицы, десятки, сотни. Место разрядов в записи числа. Разрядная таблица. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел в пределах 100 (по месту в числовом ряду; по количеству разрядов; по количеству десятков и единиц). |
Единицы измерения и их соотношения | Соотношение: 1 р. = 100 к. Монета: 50 к. Замена монет мелкого достоинства (10 к., 50 к.) монетой более крупного достоинства (50 к., 1 р.). Размен монет крупного достоинства (50 к., 1 р.) монетами более мелкого достоинства. Единица измерения (мера) длины – метр (1 м). Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Сравнение длины предметов с моделью 1 м: больше (длиннее), чем 1 м; меньше (короче), чем 1 м; равно 1 м (такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели метра, метровой линейки. Единицы измерения (меры) времени – минута (1 мин), месяц (1 мес.), год (1 год). Соотношения: 1 ч = 60 мин; 1 сут. = 24 ч; 1 мес. = 30 сут. (28 сут., 29 сут., 31 сут.); 1 год = 12 мес. Название месяцев. Последовательность месяцев в году. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч). Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени (в пределах 100). Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин двумя мерами: стоимости (15 р. 50 к.), длины (2 м 15 см), времени (3 ч 20 мин). Дифференциация чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин. |
Арифметические действия | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Нуль как компонент вычитания (3 – 0 = 3). Арифметическое действие: умножение. Знак умножения («×»), его значение (умножить). Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Составление числового выражения (2×3) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) взаимосвязи сложения и умножения («по 2 взять 3 раза»), его чтение. Замена умножения сложением одинаковых чисел (слагаемых), моделирование данной ситуации на предметных совокупностях. Название компонентов и результата умножения. Таблица умножения числа 2 Табличные случаи умножения чисел 3, 4, 5, 6 в пределах 20 Переместительное свойство умножения (практическое использование). Арифметическое действие: деление. Знак деления («:»), его значение (разделить). Деление на равные части. Составление числового выражения (6 : 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) по делению предметных совокупностей на равные части (поровну), его чтение. Деление на 2, 3, 4, 5, 6 равных частей. Название компонентов и результата деления. Таблица деления на 2 Табличные случаи деления на 3, 4, 5, 6 в пределах 20 Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Скобки. Порядок действий в числовых выражениях со скобками. Порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. Нахождение значения числового выражения в два арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). |
Арифметические задачи | Простые арифметические задачи, раскрывающие арифметических действий умножения и деления: произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Простые арифметические задачи на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Составление задач на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию), стоимости по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи. Составные арифметические вычитание, умножение, деление). |
Геометрический материал | Построение отрезка, длина которого больше, меньше длины данного отрезка. Пересечение линий. Точка пересечения. Непересекающиеся линии: распознавание, моделирование положения двух прямых, кривых линий, построение. Многоугольник. Элементы многоугольника: углы, вершины, стороны. Окружность: распознавание, называние. окружности с помощью циркуля. Центр, радиус окружности и круга. Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. |
УМК: Алышева Т. В., Математика. 3 класс.– В 2 частях. М.: Просвещение, 2016,
Алышева Т. В., Математика.3 класс. Рабочая тетрадь – В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата |
план факт |
Второй десяток (34 ч) |
| 1 | Устная и письменная нумерация в пр. 20. Сравнение чисел. | 1 | 03.09 | |
| 2 | Сложение десятка с единицами. Вычитание из десятка всех единиц, десятка. | 0,5 | 05.09 | |
| 3 | Линии: прямая, кривая, луч, отрезок; их узнавание, называние, дифференциация | 1 | 10.09 | |
| 4 | Числа, полученные при измерении величин | 0,5 | 12.09 | |
| 5 | Пересечение линий | 1 | 17.09 | |
| 6 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 0,5 | 21.09 | |
| 7 | Сложение с переходом через десяток | 1 | 24.09 | |
| 8 | Построение пересекающихся отрезков; нахождение точки пересечения, обозначение ее буквой | 0,5 | 28.09 | |
| 9 | Вычитание с переходом через десяток | 1 | 01.10 | |
| 10 | Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника | 0,5 | 05.10 | |
| 11 | Использование таблицы сложения на основе состава двузначных чисел | 1 | 08.10 | |
| 12 | Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. Контроль и учет знаний. | 1 | 12.10 | |
| 13 | Меры времени – год, месяц | 0,5 | 15.10 | |
| 14 | Знакомство с умножением как сложением одинаковых чисел (слагаемых). Знак умножения «×». | 1 | 19.10 | |
| 15 | Название компонентов и результата умножения. Простые арифметические задачи на нахождение произведения. | 0,5 | 22.10 | |
| 16 | Составление таблицы умножения числа 2 на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения, ее изучение, воспроизведение. | 1 | 26.10 | |
| 17 | Составление простых арифметических задач | 0,5 | 09.11 | |
| 18 | Знакомство с делением на равные части. Знак деления «:». Практические упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части. | 1 | 12.11 | |
| 19 | Название компонентов и результата деления. Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (на равные части); | 0,5 | 16.11 | |
| 20 | Составление таблицы деления на 2 | 1 | 19.11 | |
| 21 | Деление чисел, полученных при измерении величин. | 0,5 | 23.11 | |
| 22 | Составление таблицы умножения числа 3 (в пределах 20) | 1 | 26.11 | |
| 23 | Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3 | 0,5 | 30.11 | |
| 24 | Составление таблицы деления на 3 (в пределах 20) | 1 | 03.12 | |
| 25 | Составление таблицы умножения на 4 (в пределах 20) | 0,5 | 07.12 | |
| 26 | Составление таблицы деления на 4 (в пределах 20) | 1 | 10.12 | |
| 27 | Взаимосвязь табличных случаев умножения числа 4 и деления на 4 | 0,5 | 14.12 | |
| 28 | Умножение чисел 5 и 6 | 1 | 17.12 | |
| 29 | Деление на 5 и на 6 | 0,5 | 21.12 | |
| 30 | Взаимосвязь умножения и деления | 1 | 24.12 | |
| 31 | Контроль и учет знаний | 0,5 | 28.12 | |
| 32 | Последовательность месяцев в году | 1 | 14.01 | |
| 33 | Переместительное свойство умножения (практическое использование). | 0,5 | 18.01 | |
| 34 | Шар, круг, окружность | 1 | 21.01 | |
Сотня (30 ч) |
| 1 | Круглые десятки | 0,5 | 25.01 | |
| 2 | Меры стоимости | 1 | 28.01 | |
| 3 | Получение двузначных чисел в пределах 100 из десятков и единиц. Чтение и запись чисел в пределах 100 | 0,5 | 01.02 | |
| 4 | Нахождение значения числового выражения | 1 | 04.02 | |
| 5 | Решение простых и составных задач с числами в пределах 100 | 0,5 | 08.02 | |
| 6 | Мера длины – метр | 1 | 11.02 | |
| 7 | Меры времени. Календарь | 0,5 | 15.02 | |
| 8 | Сложение и вычитание круглых десятков | 1 | 18.02 | |
| 9 | Сложение и вычитание круглых десятков | 0,5 | 22.02 | |
| 10 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 2; 2 + 34; 34 – 2). | 1 | 25.02 | |
| 11 | Сложение, вычитание чисел в пределах 100 с нулем (34 + 0; 0 + 34; 34 – 0; 34 – 34) | 0,5 | 01.03 | |
| 12 | Центр, радиус окружности и круга | 1 | 04.03 | |
| 13 | Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков | 0,5 | 11.03 | |
| 14 | Увеличение, уменьшение на несколько десятков чисел в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера). | 1 | 15.03 | |
| 15 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 0,5 | 18.03 | |
| 16 | Построение окружностей с радиусами, разными по длине, с центром в одной точке. Контроль и учет знаний | 1 | 22.03 | |
| 17 | Числа, полученные при измерении величин двумя мерами | 0,5 | 05.04 | |
| 18 | Получение в сумме круглых десятков и числа 100 | 1 | 08.04 | |
| 19 | Получение в сумме круглых десятков и числа 100 | 0,5 | 12.04 | |
| 20 | Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 | 1 | 15.04 | |
| 21 | Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 | 0,5 | 19.04 | |
| 22 | Меры времени – сутки, минута | 1 | 22.04 | |
| 23 | Умножение и деление чисел | 0,5 | 26.04 | |
| 24 | Умножение и деление чисел | 1 | 29.04 | |
| 25 | Знакомство с делением по содержанию. | 0,5 | 03.05 | |
| 26 | Простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями | 1 | 06.05 | |
| 27 | Порядок действий в примерах | 0,5 | 10.05 | |
| 28 | Порядок действий в примерах | 1 | 13.05 | |
| 29 | Контроль и учет знаний | 0,5 | 17.05 | |
| 30 | Решение задач. | 1 | 20.05 | |
Итоговое повторение (4 ч) |
| 1 | Нумерация чисел 1–100 | 0,5 | 23.05 | |
| 2 | Решение арифметических задач | 1 | 24.05 | |
| 3 | Многоугольники. Связь названия многоугольника с количеством углов у него | 0,5 | 27.05 | |
| 4 | Нахождение числовых выражений. | 1 | 28.05 | |
12