СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Логопедия" 8 класс ФГОС ФАООП

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Логопедия" 8 класс ФГОС ФАООП»










Рабочая программа

коррекционного курса

«Логопедические занятия»

8 класс

на 2023-2024 учебный год






































Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе:

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «……….»;

- сборника « Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы под редакцией Якубовской Э.В.– М.: Просвещение, 2023;

- учебного плана КГБОУ «……….».

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «…….. ». Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «…………» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (инвариантный модуль «Организация коррекционно-развивающей среды»).


Общая характеристика коррекционного курса

Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».

Задачи коррекционного курса:

  • повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;

  • осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

  • закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

  • расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

  • вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

  • обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразователь- ные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.


Место коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и представлен в 8 классе с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год.


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


Личностные результаты:

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного

  • взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах

  • деятельности;

  • умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • наличие мотивации к овладению устной речью.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;

  • дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;

  • различать гласные и согласные в слове на слух;

  • образовывать новые слова разными способами;

  • правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе и падеже, глаголы в роде и числе;

  • употреблять личные местоимения в нужной форме;

  • грамматически правильно связывать слова в предложении;

  • грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи;

  • интонационно оформлять высказывание;

  • читать правильно, осознанно, целыми словами;

  • писать под диктовку простой текст;

  • активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

Достаточный уровень:

  • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

  • подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость;

  • знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова;

  • пользоваться различными способами словообразования

и словоизменения;

  • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

  • различать и уметь употреблять различные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);

  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

  • анализировать речь (на уровне текста, предложения);

  • конструировать предложения разных видов и использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

  • работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;

  • писать изложения и сочинения;

читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;

  • владеть различными видами пересказа;

  • писать под диктовку тексты (60-65 слов);

  • активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

Базовые учебные действия

На логопедических занятиях формируются следующие базовые учебные действия:

  • личностные учебные действия:

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

  • коммуникативные учебные действия:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

  • регулятивные учебные действия:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

  • познавательные учебные действия:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному курсу

«Логопедические занятия» в 8 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.

Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Предлагается 4 уровня успешности:

 высокий – 100 - 80%;

  • выше среднего – 79,9 -65%;

 средний – 64,9 - 45%;

  • низкий – 44,9% и ниже.

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.

Содержание обучения


Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.

Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.

Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.

Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:

  • практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;

  • наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеомате- риалами;

  • словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Логопедическая коррекция осуществляется при использовании раз- личных методов:

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.

Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.

В структуру занятия могут входить:

упражнения для развития артикуляционной моторики;

упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

  • дыхательная гимнастика;

  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

  • формирование фонематических процессов;

  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

  • работа над предложением, текстом;

  • обогащение и активизация словарного запаса.

Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.


Содержание разделов в 8 классе



п/п

Название раздела

Количество

часов

1.

Обследование устной и письменной речи

8

2.

Звуки и буквы

4

3.

Предложение. Текст

12

4.

Состав слова

6

5.

Слово

29

6.

Связная устная речь

22

7.

Связная письменная речь

10

8.

Работа над выразительностью чтения

4

9

Обследование устной и письменной речи в конце года

7

Итого:

102

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема курса

Кол-во часов

Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  1. Обследование устной и письменной речи 8 часа

1.

Обследование грамматического строя речи

2

Выявление понимания и правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных

частей речи; форм единственного и множественного числа

Умеют воспроизводить слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно с опорой на наглядный материал

Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления

2.

Обследование словарного запаса и связной речи

2

Выявление уровня

сформированности развернутого самостоятельного высказывания и объема словарного запаса

Восстанавливают

последовательность сюжета с опорой на инструкцию.

Составляют предложения по серии сюжетных картинок (сюжетной картинке) с помощью учителя-логопеда

Восстанавливают

последовательность сюжета. Составляют развернутый рассказ по серии сюжетных картинок (сюжетной картинке)

3.

Обследование навыка чтения

2

Чтение текстов.

Ответы на вопросы учителя- логопеда.

Пересказ прочитанного текста

Читают простой текст целыми словами.

Пересказывают текст с помощью наводящих вопросов

Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая интонационное и логическое ударение.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенным или сложным предложением. Пересказывают прочитанный текст



4.

Обследование навыка письма

2

Написание диктанта

Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора

Умеют писать под диктовку текст

  1. Звуки и буквы – 4 часа

5.

Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных звуков

2

Сопоставление и сравнение группы гласных звуков.

Признаки и роль в речи гласных и согласных.

Различение на слух и правильное воспроизведение в речи

смыслоразличительных звуковых единиц (гласные: ударные -

безударные, согласные: твердые - мягкие, звонкие – глухие,

шипящие, свистящие, соноры) Выделение звука на фоне полного слова.

Определение последовательности звуков в словах.

Элементарный фонетический разбор.

Развитие слухового восприятия

Различают на слух гласные и согласные буквы с опорой на схемы.

Подбирают слова на гласные и согласные звуки с помощью учителя-логопеда

Определяют наличие/отсутствие

гласного/согласного в слове с опорой на наглядность.

Определяют

последовательности звуков в словах с помощью учителя- логопеда

Сравнивают и различают гласные и согласные звуки по их артикуляторным свойствам. Выявляют особенности звуков при произношении.

Различают на слух гласные и согласные буквы.

наличие/отсутствие гласного/согласного в слове.

Определяют

последовательности звуков в словах.

Выполняют элементарный

фонетический разбор простых слов



6.

Правописание разделительных мягкого и

твердого знаков в словах

2

Уточнение и расширение знаний о мягком и твердом

разделительных знаках.

Различение слитного и

раздельного произношения, звучания слогов, слов с разделительным твердым и мягким знаками.

Закрепление представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь разделительный знак.

Развитие навыка

фонематического анализа слов

Слушают сказку (стихотворение) про

разделительный мягкий и твердый знаки.

Называют различия

разделительного мягкого и твердого знака с опорой на таблицу.

Вставляют пропущенные знаки в слова и словосочетания

Слушают сказку (стихотворение) про

разделительный мягкий и твердый знаки.

Умеют выделить их отличия и объясняют их значение при правописании слов.

Вставляют пропущенные знаки в слова, словосочетания и

предложения.

Правильно переносят слова.

Выполняют элементарный

фонетический разбор простых слов

  1. Предложение. Текст 12 часов

7.

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Основная мысль текста

1

Формирование умения отличать текст от группы предложений. Выделение признаков связного текста.

Определение темы текста. Развитие умения выделять средства связи предложений в тексте.

Развитие чувства языка

Читают по карточке

определение «связного текста». Различают текст и отдельные предложения с помощью учителя-логопеда.

Определяют основную мысль текста с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Озаглавливают текст.

Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме.

Читают предложения

Дают определение связного текста.

Различают текст и отдельные предложения.

Умеют определить основную мысль текста.

Озаглавливают текст. Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме.

Выразительно читают предложения.

Делают вывод о расположении предложений в тексте в

определенном порядке



8.

Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст

2

Составление связного текста из отдельных предложений.

Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.

Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к тексту.

Развитие ориентировки в языковом материале

С помощью учителя-логопеда и наводящих вопросов устанавливают причинно-

следственные связи. Отвечают на вопрос учителя- логопеда простым

предложением.

Составляют предложения из данных слов с помощью опорных схем

Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением.

Составляют предложения из данных слов.

Располагают предложения в правильном порядке.

Могут озаглавить текст

9.

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Обозначение границ

предложения на письме

2

Развитие умения находить границы предложения в не пунктируемом тексте по интонации.

Выделение предложений из текста.

Установление смысловой связи слов в предложении.

Обозначение границ предложения.

Правильное употребление знаков препинания (.,?,!) в конце предложения.

Развитие слухового вербального анализа

Прослушивают текст.

Находят границы предложения после прочтения текста учителем-логопедом.

Ставят в конце каждого

предложения знак препинания. Озаглавливают текст с помощью наводящих вопросов

Читают текст.

Определяют главную мысль текста.

Определяют количество предложений в тексте. Делят текст на предложения.

Умеют делать паузы, выделяя главное слово и интонируя конец каждого предложения.

Ставят в конце каждого

предложения знак препинания. Озаглавливают текст



10.

Работа с

деформированны ми

предложениями текста.

Грамматическое оформление предложений с пропущенными

словами

2

Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы и

вставляя пропущенные предлоги

Читают текст с пропущенными словами.

Вставляют в предложения подходящее по смыслу слово, используя слова для справок

Читают текст с пропущенными словами.

Определяют, какие слова пропущены.

Вставляют в предложения подходящее по смыслу слово. Определяют главную мысль текста

11.

Работа с

деформированными

предложениями текста.

Грамматическое оформление предложений с

повторяющимися словами

2

Формирование умения находить и исправлять речевые и неречевые (логические) ошибки в предложениях.

Развитие умения составлять сложноподчиненные

предложения из простых. Развитие умения грамотно выражать свои мысли.

Развитие чувства языка.

Умеют находить допущенные в тексте речевые ошибки с помощью учителя-логопеда.

Находят повторяющиеся однокоренные слова в предложении.

Подбирают и заменяют повторяющиеся слова, словами близкими по значению, используя слова для справок.

Составляют по образцу из двух предложений одно.

Списывают предложения, соблюдая знаки препинания с карточки

Находят допущенные в тексте орфографические, синтаксические ошибки.

Находят повторяющиеся однокоренные слова в предложении.

Подбирают и заменяют повторяющиеся слова словами близкими по значению.

Составляют из двух предложений одно (по образцу).

Конструируют сложноподчиненные предложения, используя данные союзные слова и

помощь учителя-логопеда. Записывают предложения, соблюдая знаки препинания



12.

Работа с

деформированны ми

предложениями текста.

Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов

1

Закрепление умения находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.

Развитие умения грамотно выражать свои мысли.

Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления

Восстанавливают правильный порядок слов в предложении с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда.

Уточняют лексическое значение слов.

Составляют графические схемы предложения с обозначением предлогов и интонации конца предложения.

Списывают предложения, соблюдая знаки препинания с карточки

Восстанавливают правильный порядок слов в предложении. Уточняют и объясняют лексическое значение слов.

Редактируют сложноподчиненные предложения.

Составляют графические схемы предложения с обозначением предлогов и интонации конца предложения.

Записывают предложения, соблюдая знаки препинания

13.

Составление связного текста из деформированных предложений,

данных в правильной грамматической форме

1

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

Объединение предложений в связный текст.

Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления

С помощью наводящих вопросов устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя- логопеда простым

предложением.

Составляют предложения из слов с помощью учителя- логопеда.

Списывают текст с карточки

Устанавливают причинно- следственные связи слов в предложении.

Выделяют признаки связного текста.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из слов.

Читают и записывают составленный текст

14.

Составление связного текста из деформированных предложений,

данных в начальной форме

1

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

Объединение предложений в связный текст.

Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического

С помощью наводящих вопросов устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопрос учителя- логопеда простым

предложением.

Устанавливают причинно- следственные связи слов в предложении.

Выделяют признаки связного текста.

Отвечают на вопросы учителя-






мышления

Составляют предложения из слов с помощью учителя- логопеда.

Списывают текст с карточки

логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из слов.

Читают и записывают составленный текст

  1. Состав слова 6 часов

15.

Состав слова. Анализ слова по морфемам

1

Составляют родственные слова с опорой на схему

(приставка, корень, суффикс, окончание).

Образуют от основ существительных однокоренные слова с удвоенными согласными с помощью учителя-логопеда.

Упражняются в написании слов с двойными согласными

Составляют родственные слова с опорой на схему

(приставка, корень, суффикс, окончание).

Выполняют морфемный анализ слов.

Образуют от основ существительных однокоренные слова с удвоенными согласными. Находят слова с удвоенными согласными.

Записывают слова с удвоенными согласными под диктовку

Составляют родственные слова с опорой на схему

(приставка, корень, суффикс, окончание). Образуют от основ существительных однокоренные слова с удвоенными согласными с помощью учителя-логопеда.

Находят слова с удвоенными согласными.

Упражняются в написании слов с двойными согласными

16.

Правописание слов с удвоенными согласными

1

17.

Словообразовани е слов с помощью приставок и суффиксов

1

Закрепление знаний и практических способов словообразования слов различных частей речи. Формирование умения определять способ словообразования.

Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и

Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал.

Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя- логопеда.

Составляют словосочетания с образованными

Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом.

Находят и обозначают графически приставки и суффиксы.

Составляют словосочетания и предложения с образованными словами






логического мышления

словами


18.

Сложные слова. Правописание сложных слов с помощью

соединительных гласных звуков

1

Закрепление умения образовывать сложные слова путем слияния двух основ.

Определение корней в сложных словах.

Правильное написание соединительной гласной в сложных словах.

Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами.

Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления

Образовывают сложные слова, отвечая на

вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными

словами

Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя- логопеда, выделяют

соединительные гласные

Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова из двух основ, выделяют

соединительные гласные. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами.

Находят сложные слова в словосочетаниях и

предложениях, объясняют свой выбор.

Выделяют корни в сложных словах, объясняют правописание соединительных гласных.

Пишут сложные слова под диктовку

19.

Безударные гласные звуки. Правописание и способы проверки одной и двух

безударных звуков в словах

1

Закрепление правописания одной или двух безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах.

Запись слов с пропущенными буквами.

Запись слов с безударными гласными под диктовку.

Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие фонематического слуха

Выделяют безударные гласные звуки в словах (одну или несколько).

Подбирают проверочные слова к слову с одной безударной гласной.

С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова к словам с двумя безударными гласными, называют нужные гласные буквы. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд»

родственных слов

Выделяют в слове безударные гласные (одну или несколько). Умеют подобрать проверочные слова к слову с одной или

двумя безударными гласными. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов.

Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова






и восприятия



20.

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание и способы проверки в словах

1

Закрепление умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов.

Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования.

Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия

Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность.

Умеют закончить предложение по картинке

Сравнивают произношение и написание согласных на конце и в середине слова.

Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова.

Вставляют пропущенные

буквы, подбирая проверочные слова.

Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу

Слово - 29 часов

21.

Грамматические признаки имени существительного

Значение имени существительного в речи

1

Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет.

Совершенствование навыка

дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета.

Развитие умения ставить вопрос к имени существительному.

Употребление в речи в

различных формах в зависимости от связи с другими словами.

Обогащение и расширение словарного запаса.

Развитие зрительного внимания и памяти

Классифицируют и называют с помощью учителя-логопеда имена существительные и ставят к ним правильный вопрос.

Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы с опорой на картинный материал, собственные и нарицательные с помощью наводящих вопросов.

Изменяют слова по образцу. Находят в предложении имена существительные с помощью учителя-логопеда

Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос.

Выделяют имена существительные среди других слов.

Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы, собственные и нарицательные. Знают правописанием имен собственных.

Изменяют слова по числам. Находят в предложении имена существительные



22.

Согласование имен существительных с местоимениями

1

Развитие умения находить в предложениях и тексте личные местоимения.

Закрепление умения согласовывать имена

существительные единственного и множественного числа с местоимениями.

Упражнения в правильном употреблении местоимений в предложении.

Развитие чувства языка

Находят в предложении и тексте личные местоимения и называют, на кого они

указывают.

Заменяют имя существительное на местоимение в

предложениях и тексте во избежание повтора слов с помощью учителя-логопеда

Находят в предложении и тексте личные местоимения и называют, на кого они

указывают.

Заменяют имя существительное на местоимение в

предложениях и тексте во избежание повтора слов. Исправляют ошибки в словосочетаниях и

предложениях, заменяя местоимение и правильно согласовывая его с существительным

23.

Правописание имен существительных мужского и

женского рода с шипящей на конце в

единственном числе и Р.П. множественного числа

1

Закрепление правописания имен существительных мужского и

женского рода с шипящей на конце.

Развитие орфографической зоркости и чувства языка

Определяют род имен существительных, используя опорные карточки Составляют словосочетания, правильно записывая имена

существительные с шипящей на конце.

Изменяют слова, образуя множественное число существительных Р.п. по образцу

Определяют род имен существительных.

Знают правописание имен существительных с шипящей на конце.

Составляют словосочетания и предложения, правильно записывая имена существительные с шипящей на конце.

Изменяют слова, образуя множественное число

существительных Р.п



24.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы

1

Закрепление и расширение понятия «антонимы».

Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов

Составление предложений с антонимами.

Расширение пассивного и активного словарного запаса

Читают по карточке определение понятия

«антонимы».

Подбирают слова-антонимы к именам существительным с опорой на наглядный материал.

Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов для справок

Знают определение понятия

«антонимы».

Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим

предметы.

Находят в ряду слов слова антонимы.

Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы.

Составляют предложения со словами антонимами

25.

Тренировочные упражнения в выделении слов- антонимов, обозначающих предмет

1

Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов- антонимов в речи.

Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.

Развитие слухового внимания.

Обогащение и активизация словарного запаса

Подбирают к именам существительным слова- антонимы с помощью учителя-логопеда.

Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда

Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы.

Находят в предложении и тексте антонимичные пары.

Умеют закончить

предложение, подобрав антонимы к нужным словам

26.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы

1

Закрепление понятия

«синонимы».

Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным.

Составление предложений с синонимами.

Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к именам существительным с помощью учителя- логопеда.

Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок

Объясняют лексическое значение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим

предметы.

Выбирают в ряду слов слова- синонимы.

Составляют предложения со словами синонимами



27.

Тренировочные упражнения в выделении слов синонимов, обозначающих предмет

1

Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы.

Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово.

Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания

Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в

предложении, используя слова для справок.

Составляют предложения со словами синонимами

Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя

слова для справок

Соотносят близкие по значению слова.

Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении.

Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в

предложениях каждой пары синонимы.

Читают текст, заменяя слова на синонимы

28.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Омонимы

1

Закрепление представлений о словах омонимах.

Работа над семантикой слова (соотнесение слова и

предмета).

Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.

Развитие чувства языка.

Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия

«омонимы».

Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов.

Составляют словосочетания из слов омонимов

Объясняют лексическое значение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова.

Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов.

Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами



29.

Слова, обозначающие признаки

предметов – имя прилагательное. Значение имени прилагательного

1

Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи.

Умение находить слова- признаки в предложении и тексте по вопросам.

Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, сравнительной степени прилагательных.

Развитие практического навыка в подборе имен

прилагательных

Развитие слухового внимания и памяти

Умеют классифицировать и называть с помощью учителя- логопеда слова, обозначающие признак

предмета и ставить к ним правильный вопрос.

Выделяют имена прилагательные из

предложения с помощью учителя-логопеда.

Умеют закончить

предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки

Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки.

Ставят вопрос к именам прилагательным.

Выделяют имена прилагательные из предложения и текста,

обозначают его графически. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки, образуя прилагательные от существительных и, используя сравнительную степень прилагательных

30.

Слова, обозначающие признаки

предметов – имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже

1

Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов.

Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными.

Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным.

Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен

прилагательных с именем

Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал,

записывают словосочетания и предложения

Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже с помощью наводящих вопросов.

Умеют выделить из предложения сочетания существительного с

Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Умеют выделить из предложения сочетания существительного с

прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного.

Выделяют окончания имен прилагательных.

Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте.






существительным в предложении и тексте.

Развитие орфографической зоркости и чувства

прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда

Вставляют пропущенные имена прилагательные в предложение и текст, соблюдая предложно- падежные конструкции

31.

Слова, обозначающие признаки

предметов, имена прилагательные. Антонимы

1

Закрепление понятия

«антонимы».

Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов

Составление предложений с антонимами.

Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия

«антонимы».

Подбирают слова-антонимы к именам прилагательным с опорой на наглядный материал.

Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок

Объясняют лексическое значение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета.

Находят в ряду слов, слова антонимы.

Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со

словами антонимами

32.

Имена прилагательные антонимы, тренировочные упражнения в их выделении

1

Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов- антонимов в речи.

Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.

Развитие слухового внимания.

Обогащение и активизация словарного запаса

Подбирают к именам прилагательным слова- антонимы с помощью учителя-логопеда.

Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда

Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары.

Умеют закончить

предложение, подобрав антонимы к нужным словам

33.

Слова, обозначающие признаки

предметов, имена прилагательные. Синонимы

1

Закрепление понятия

«синонимы».

Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным.

Составление предложений с

Дают определение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к именам прилагательным помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам,

Объясняют лексическое значение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета.






синонимами.

Расширение пассивного и активного словарного запаса

обозначающим признак

предмета, слова синонимы из слов для справок

Выбирают в ряду слов слова- синонимы.

Составляют предложения со словами синонимами

34.

Имена прилагательные синонимы, тренировочные упражнения в их подборе

1

Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.

Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово.

Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания

Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в

предложении, используя слова для справок.

Составляют предложения со словами синонимами

Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя

слова для справок

Соотносят близкие по значению слова.

Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении.

Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в каждой пары синонимы.

Читают текст, заменяя слова на синонимы

35.

Слова, обозначающие признаки

предметов, имена прилагательные. Многозначность прилагательных

1

Закрепление представлений о словах омонимах.

Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами.

Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.

Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.

Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Развитие чувства языка

Дают определение понятия

«омонимы».

Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов.

Составляют словосочетания из слов омонимов

Объясняют лексическое значение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение каждого слова.

Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами



36.

Слова, обозначающие признаки

предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения

1

Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.

Развитие правильного употребления образных слов и выражений, которые влияют на яркость и выразительность.

Расширение пассивного и

активного словарного запаса. Развитие чувства языка

Дописывают подходящее по образу имя прилагательное, используя слова для справок. Находят в связном тексте образные сравнения и

выражения с помощью учителя-логопеда

Умеют подбирать прилагательные к именам существительным по образу. Находят в предложениях и связном тексте образные слова и выражения.

Объясняют образные слова, которые выражены прилагательными

37.

Слова, обозначающие действие

предметов – глагол.

Значение глагола.

1

Определение синтаксической роли глагола в речи.

Закрепление умения ставить к глаголу вопрос.

Развитие практического навыка в подборе глаголов к именам существительным Развитие слухового внимания и памяти

Умеют классифицировать и называть с помощью учителя- логопеда слова, обозначающие действие

предмета и ставить к ним правильный вопрос.

Выделяют глаголы из ряда слов с помощью учителя- логопеда.

Находят в предложении глаголы

Подбирают к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу.

Ставят вопрос к глаголу от имени существительного. Выделяют глаголы из ряда слов.

Умеют закончить

предложения, подбирая по смыслу подходящие слова, обозначающие действие предмета.

Находят в предложении глаголы, обозначают его графически

38.

Слова, обозначающие действие

предметов – глагол.

Словообразовани е глаголов –

1

Закрепление умения образовывать глаголы префиксальным способом.

Выделение приставки в глаголах. Развитие умения подбирать подходящую по смыслу

предложения приставку в слова,

Образовывают слова, обозначающие действия с помощью приставки.

Обозначают приставку графически.

Вставляют подходящую по смыслу приставку с помощью

Образовывают слова, обозначающие действия с помощью приставки.

Обозначают приставку графически.

Вставляют подходящую по смыслу приставку.




образование слов, обозначающих

действие предмета, при помощи приставок


обозначающие действие предмета.

Развитие и обогащение словарного запаса.

Развитие чувства языка

учителя-логопеда или картинного материала

Подбирают в словосочетание и предложение нужный по

смыслу приставочный глагол

39.

Правописание разделительного твердого знака в приставках в именах существительных и глаголов, оканчивающихся на согласный звук

1

Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака в приставках.

Различение раздельного и слитного произношения и звучания глаголов с приставкой на согласный.

Формирование навыка

фонематического анализа слов и орфографической зоркости

Дополняют правило написания приставок на согласную.

Вставляют в слова

разделительный твердый знак с помощью учителя-логопеда

Выделяют приставку

Знают и умеют правильно применять правило написания приставок на согласную.

Вставляют в слова

разделительный твердый знак. Выделяют приставку в словах. Составляют предложения из слов, данных в «беспорядке»

40.

Слова, обозначающие действие

предметов – глагол.

Согласование слов, обозначающих действие

предмета, со словами, обозначающими предмет, в роде и числе

1

Закрепление умения согласовывать глаголы

прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.

Уточнение и обогащение словарного запаса.

Совершенствование навыков грамматического оформления речи

Составляют словосочетания с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена существительные. Выделяют

окончания глаголов с помощью учителя-логопеда

Составляют словосочетания и предложения с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена

существительные. Выделяют окончания глаголов.

Согласовывают глаголы

данные в начальной форме с именами существительными в предложении



41.

Слова, обозначающие действие

предметов – глагол.

Согласование слов, обозначающих действие

предмета, с личными местоимениями в числе и лице

1

Практическое усвоение навыка согласования глагола с личными местоимениями.

Изменение словосочетаний глаголов с местоимениями. Развитие чувства языка и укрепление речевого внимания

Образуют словосочетания глаголов с местоимениями по образцу, акцентируя произнесение окончания вопроса и ответа.

Отвечают на вопросы учителя логопеда простым

предложением

Образуют словосочетания глаголов с местоимениями. Отвечают на вопросы учителя логопеда распространенным предложением.

Составляют сложные

предложения, согласуя глагол с местоимением с опорой на сюжетную картинку

42.

Слова, обозначающие действие

предметов, глагол.

Антонимы

1

Закрепление понятия

«антонимы».

Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов.

Словообразование глаголов префиксальным способом. Составление предложений с антонимами.

Игра «Скажи наоборот»

Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия

«антонимы».

Подбирают слова-антонимы к глаголу с опорой на наглядный материал.

Подбирают к словам, обозначающим действие предмета слова-антонимы из слов для справок.

Образовывают с помощью приставок глаголы - антонимичные данным с опорой на наглядный материал

Объясняют лексическое значение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим

действие предмета. Находят в ряду слов слова антонимы.

Выписывают выделенные слова, обозначающие действие предмета и подбирают к ним антонимы.

Образовывают с помощью приставок глаголы - антонимичные данным.

Составляют сложные

предложения со словами антонимами



43.

Тренировочные упражнения на нахождение антонимов в контексте

1

Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов- антонимов в речи.

Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.

Развитие слухового внимания.

Обогащение и активизация словарного запаса

Подбирают к глаголам слова- антонимы с помощью учителя-логопеда.

Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда

Подбирают к словам, обозначающим действие предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары глаголов.

Умеют закончить

предложение, подобрав антонимы к нужным словам

44.

Слова, обозначающие действие

предметов, глагол.

Синонимы

1

Закрепление понятия

«синонимы».

Развитие умения подбирать слова синонимы к глаголам. Составление предложений с синонимами.

Игра «Подбери словечко» Расширение пассивного и активного словарного запаса

Дают определение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к глаголам помощью учителя- логопеда.

Подбирают к словам, обозначающим действие предмета, слова синонимы из слов для справок

Объясняют лексическое значение понятия

«синонимы».

Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим

действие предмета.

Выбирают в ряду слов слова- синонимы.

Составляют предложения со словами синонимами

45.

Тренировочные упражнения на развитие умения подбирать синонимы к словам, обозначающим действие

предмета

1

Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.

Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово.

Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания

Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в

предложении, используя слова для справок.

Составляют предложения со словами синонимами.

Читают текст, вставляя подходящие по смыслу синонимичные глаголы, используя слова для справок

Соотносят близкие по значению слова.

Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении.

Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы.

Читают текст, вставляя подходящие по смыслу синонимичные глаголы



46.

Слова, обозначающие действие

предметов, глагол.

Многозначность глаголов

1

Закрепление представлений о словах омонимах.

Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.

Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.

Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка

Дают определение понятия

«омонимы».

Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов.

Составляют словосочетания из слов омонимов

Объясняют лексическое значение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение словосочетаний.

Дифференцируют глаголы (прямое и переносное значение слова).

Составляют предложения из словосочетаний.

Правильно используют многозначные слова в устной и письменной речи, не нарушая смысла

47.

Слова, обозначающие действие

предметов, глагол.

Образные слова

1

Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.

Развитие правильного употребления образных слов и выражений, которые влияют на яркость и выразительность.

Расширение пассивного и

активного словарного запаса. Развитие чувства языка

Дописывают подходящий по образу глагол, используя слова для справок.

Находят в предложении и связном тексте образные сравнения и выражения с помощью учителя-логопеда

Умеют подбирать глаголы к именам существительным по образу.

Находят в предложении и связном тексте образные слова.

Правильно используют образные выражения в устной и письменной речи, не

нарушая смысла

48.

Фразеологизмы. Фразеологически е обороты

2

Формирование понятия

«фразеологизм»,

«фразеологический оборот»,

«крылатые слова и выражения».

Усвоение признака

фразеологического оборота – устойчивость.

Уточнение лексического и

Заканчивают предложения из сказок.

Читают определение

«фразеологические обороты».

Дополняют в стихотворных формах фразеологизмы необходимыми словами, используя слова для справок

Заканчивают предложения из сказок.

С помощью учителя-логопеда формулируют определение

«фразеологические обороты».

Понимают значение

фразеологизмов, могут его объяснить или найти в словаре.






грамматического значения фразеологических оборотов. Обогащение пассивного и активного словаря

фразеологизмами


Дополняют в стихотворных формах фразеологизмы необходимыми словами.

Составляют сложные предложения, используя и

правильно согласовывая слова фразеологического оборота

  1. Связная устная речь 22 часов

49.

Составление рассказа из данных

предложений. Определение темы, главной мысли рассказа

2

Закрепление умения составлять связный рассказ из предложений. Развитие умения определять тему и главную мысль рассказа. Беседа по рассказу.

Развитие навыка связной устной речи

Составляют рассказ из данных предложений, располагая их в правильной

последовательности с помощью учителя-логопеда.

Выделяют главную мысль текста.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенным предложением

Составляют рассказ из данных предложений, располагая их в правильной

последовательности. Изменяют окончания отдельных слов.

Выделяют главную мысль текста.

Определяют тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенным и сложным предложением с

соблюдением правил оформления

50.

Составление плана рассказа. Определение типа текста

2

Развитие умения делить текст на части.

Определение типа текста. Выделение основной мысли рассказа.

Озаглавливание рассказа. Составление плана рассказа.

Читают текст рассказа. Вставляют в текст подходящие по смыслу слова с помощью слов для справок.

Предлагают название рассказа. Делят рассказ на части с помощью учителя-логопеда.

Читают текст рассказа. Вставляют в текст подходящие по смыслу слова.

Определяют тип текста. Озаглавливают рассказ. Делят рассказ на части. Соблюдают логику данной формы рассказа, опираясь на строгую последовательность

информации составляют план








рассказа.

51.

Устное сочинение. Составление рассказа по

данному плану

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану.

Беседа по рассказу. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи.

Обогащение и развитие словарного запаса

Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением.

Предлагают название рассказа

Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным или сложным предложением.

Предлагают название рассказа.

Грамотно, четко и

последовательно составляют рассказ.

Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте

52.

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по опорным словам. Составление связного высказывания по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов.

Обогащение и развитие словарного запаса.

Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями.

Читают опорные слова и словосочетания.

Подбирают родственные, однокоренные слова.

Предлагают название рассказа.

Составляют предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания

Читают опорные слова и словосочетания.

Подбирают родственные, однокоренные слова.

Предлагают название рассказа.

Составляют предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания.

Грамотно, четко и

последовательно составляют описательный рассказ.

Пересказывают рассказ






Развитие навыков устной

связной речи



53.

Устное сочинение. Составление рассказа- описания

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда.

Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.

Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения.

Развитие навыков устной связной речи

Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением.

Читают составленные предложения.

Предлагают название рассказа

Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенным предложением.

Умеют объяснять лексическое значение слов.

Грамотно, четко и

последовательно составляют описательный рассказ.

Предлагают название рассказа.

Пересказывают рассказ

54.

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда.

Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.

Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым предложением.

Читают составленные предложения.

Предлагают название рассказа

Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенным предложением.

Умеют объяснять лексическое значение слов.

Грамотно, четко и

последовательно составляют описательный рассказ.

Предлагают название рассказа.

Пересказывают рассказ






Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи



55.

Устное сочинение. Составление рассказа по его названию и началу

2

Развитие умения продолжать рассказ, опираясь на его начало. Беседа по рассказу.

Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.

Соблюдение последовательности действий при составлении рассказа.

Развитие образного мышления и воображения.

Развитие навыков устной связной речи

Прослушивают (прочитывают) начало рассказа.

Определяют, какая это часть рассказа (начало, середина, конец) с помощью наводящих вопросов.

Составляют план рассказа с помощью учителя-логопеда

Прослушивают (прочитывают) начало рассказа.

Определяют, какая это часть рассказа (начало, середина, конец).

Составляют план рассказа. Составляют рассказ, используя творческое начало, и опираясь на составленный план.

Пересказывают рассказ

56.

Устное сочинение. Работа над составлением рассказа.

Придумывание окончания рассказа

2

Развитие умения заканчивать рассказ.

Беседа по рассказу. Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.

Соблюдение последовательности действий при составлении рассказа.

Развитие образного мышления и воображения.

Развитие навыков устной связной речи

Прослушивают (прочитывают) рассказ.

Определяют главную мысль и тему рассказа.

Предлагают название рассказа. Составляют план рассказа с помощью учителя-логопеда.

Придумывают окончание рассказа, используя простые распространенные предложения

Прослушивают (прочитывают) рассказ.

Определяют главную мысль и тему рассказа.

Озаглавливают рассказ. Составляют план рассказа. Придумывают окончание рассказа, используя сложносочиненные и сложноподчиненные

предложения. Пересказывают рассказ



57.

Работа над выборочным пересказом

2

Чтение рассказа.

Ответы на вопросы учителя- логопеда.

Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.

Выяснение последовательности действий в рассказе.

Выборочный пересказ по памяти

Читают рассказ и устанавливают причинно-

следственные связи с помощью учителя-логопеда.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда простыми

предложениями. Пересказывают выборочно содержание рассказа с

помощью наводящих вопросов

Читают рассказ и устанавливают причинно- следственные связи.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенными предложениями.

Пересказывают выборочно содержание рассказа

58.

Работа над полным пересказом

2

Чтение рассказа.

Ответы на вопросы учителя- логопеда.

Нахождение главной мысли рассказа.

Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана рассказа. Полный пересказ

Читают рассказ и находят главную мысль с помощью учителя-логопеда.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда простыми

предложениями. Озаглавливают части рассказа и составляют план с помощью учителя-логопеда.

Пересказывают содержание рассказа в полном объеме с помощью наводящих вопросов

Читают рассказ и находят главную мысль рассказа. Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенными предложениями.

Делят текст на части. Озаглавливают части рассказа. Составляют план.

Пересказывают содержание рассказа в полном объеме

59.

Работа над полным пересказом с заменой в тексте лица рассказчика

2

Чтение рассказа.

Ответы на вопросы учителя- логопеда.

Нахождение главной мысли рассказа.

Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана рассказа. Полный пересказ

Читают рассказ и находят главную мысль с помощью учителя-логопеда.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда простыми

предложениями. Озаглавливают части рассказа и составляют план с помощью учителя-логопеда.

Пересказывают содержание

Читают рассказ и находят главную мысль рассказа. Отвечают на вопросы учителя- логопеда распространенными предложениями.

Делят текст на части. Озаглавливают части рассказа. Составляют план.

Пересказывают содержание рассказа в полном объеме,







рассказа в полном объеме с помощью наводящих вопросов, заменяя первое лицо третьим

заменяя первое лицо третьим

Связная письменная речь 10 часов

60.

Изложение- повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому

предложению

2

Формирование умения писать изложение по вопросам.

Закрепление умения устанавливать связь заголовка с темой.

Составление предложений по вопросам.

Определение типа текста. Развитие письменной связной речи

Прослушивают выразительное чтение текста учителем- логопедом.

Читают текст вслух. Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением.

Записывают текст

Прослушивают выразительное чтение текста учителем- логопедом.

Читают текст вслух.

Выделяют основные признаки и мысль текста.

Определяют тип текста. Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением. Пересказывают текст, используя вопросы.

Записывают текст и выполняют самопроверку

61.

Изложение- повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

2

Формирование умения писать изложение по готовому плану и опорным словам.

Развитие умения устанавливать последовательность частей в тексте.

Определение типа текста. Развитие письменной связной речи

Прослушивают выразительное чтение текста учителем- логопедом.

Читают текст вслух. Умеют объяснить название текста. Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением, опираясь на план и опорные слова.

Записывают текст

Прослушивают выразительное чтение текста учителем- логопедом.

Читают текст вслух.

Выделяют основные признаки и мысль текста.

Определяют тип текста. Умеют объяснить название текста.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением, опираясь на



62.

Сочинение- повествование по серии картинок и вопросам

2

Знакомство с понятием

«сочинение»

Формирование умения письменно излагать рассказ по серии картинок и вопросам.

Закрепление умения составлять полный ответ на вопрос учителя- логопеда, учитывая связь слов в предложении.

Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Обогащение и развитие словарного запаса.

Развитие навыков письменной связной речи

Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности.

Определяют тему сочинения. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней простые предложения.

Предлагают название сочинения.

Записывают составленное сочинение по образцу

Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности.

Определяют главную мысль и тему сочинения.

Определяют тип текста. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные

предложения.

Предлагают название сочинения.

Грамотно, четко и

последовательно составляют рассказ.

Составляют устное сочинение, учитывая связь предложений в тексте.

Записывают коллективно составленное сочинение



63.

Сочинение – описание предмета

2

Закрепление умения писать сочинение по плану.

Повторение признаков и строения текста-описания. Формирование умения строить собственное описание по аналогии с образцом.

Обогащение и развитие словарного запаса.

Развитие навыков письменной связной речи

Прослушивают план рассказа- описания.

Определяют основную мысль. Предлагают заголовок.

Определяют количество частей в рассказе.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда, опираясь на опорную таблицу.

Составляют устный рассказ- описание. с помощью учителя- логопеда.

Записывают план сочинения в тетрадь.

Записывают составленное сочинение по образцу

Прослушивают план рассказа- описания.

Определяют основную мысль. Предлагают заголовок.

Определяют количество частей в рассказе.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением, опираясь на опорную таблицу.

Составляют устный рассказ- описание.

Записывают план сочинения в тетрадь.

Пишут сочинение-описание по плану

64.

Сочинение по наблюдениям за сезонными изменениями весной

2

Развитие умение замечать основные признаки времени года

«Весна».

Закрепление умения писать сочинение по плану, опорным словам.

Использование средств выразительности для описания наблюдений.

Обогащение и развитие словарного запаса.

Развитие навыков письменной связной речи

Прослушивают музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла произведений

«Времена года».

Описывают картину, которую они представили в процессе прослушивания.

Указывают приметы ранней весны.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением.

Определяют основную мысль и тему сочинения.

Прослушивают музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла произведений

«Времена года».

Описывают картину, которую они представили в процессе прослушивания.

Указывают приметы ранней весны.

Отвечают на вопросы учителя- логопеда полным распространенным

предложением.

Определяют основную мысль и тему сочинения.



8. Работа над выразительностью чтения 4 часа

65.

Работа над техникой чтения-

выразительностью прочитанного

2

Развитие навыков выразительного чтения. Развитие умения правильной постановки логического и интонационного ударения.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Развитие навыков связной устной речи

Читают текст выразительно после предварительного разбора.

Слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.

Читают предложения с правильной интонацией

Читают текст выразительно.

Умеют выделять

логическим ударением главное во фразе в зависимости от ее смысла.

Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов

66.

Работа над техникой чтения. Ударение – компонент интонации

2

9. Обследование устной и письменной речи 7 часов

67.

Обследование устной речи

2

Чтение слов, предложений, простых текстов.

Ответы на вопросы учителя- логопеда.

Пересказ прочитанного (прослушанного) текста

Читают доступный текст. Отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда

Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания.

Пересказывают прочитанный материал

68.

Обследование письменной речи

2

Написание диктанта. Работа над ошибками

Пишут под диктовку текст после предварительного разбора

Умеют писать под диктовку текст.

Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом

69

Резервные уроки

3







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Основная литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018 г - Сб. 2.

  2. Н. Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник 8-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М. «Просвещение», 2023 г.

  3. Н. Г. Галунчикова, Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.

Оборудование и приборы:

компьютер, медиапроектор, экран.

Дидактический материал:

  1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;

  2. Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

  3. Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992;

  4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.: Просвещение 2005;

  5. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.- М. Просвещение, 2002;

  6. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Глагол. - М.: Просвещение, 2003;

  7. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2003;


Цифровые образовательные ресурсы: презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://pedsovet.su

4. http://www.zavuch.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!