СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедического сопровождения направлена на преодоление нарушений письменной речи, усвоение программы по русскому языку, коммуникацию и социальную адаптацию обучающихся 8 класса с ОВЗ (ЗПР)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 класса с ОВЗ (ЗПР) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств»




Пояснительная записка


Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 д класса с задержкой психического развития по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, разработана на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;

  • Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Устава МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4».

Задачи:

  1. Формировать навык грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.

  2. Формировать навык самоконтроля, умение применять полученные знания в письменной речи.

  3. Обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств.

  4. Формировать умение производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и предложениями, обращениями.

  5. Развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.


Общая характеристика программы логопедического сопровождения

обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР)

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР) направлена на преодоление нарушений устной и письменной речи, усвоение программы по русскому языку, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития Н.Н. Яковлевой, в соответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 8 кл. (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.).

Описание места курса коррекционно-развивающего обучения в учебном плане

Программа логопедического сопровождения рассчитана на 34 часа (1 час в неделю по 40 мин), в том числе на контрольные работы отводится 5 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 часа (всего 4 час). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков.

Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

У обучающихся с ЗПР наблюдаются:   ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий; трудности при самостоятельном построении связного высказывания; стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности, повышенная  истощаемость,  в результате  этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.

Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Также замедлен прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.


К концу года обучающиеся должны знать:

  • понятие о синтаксисе как разделе грамматики, видах и средствах синтаксической связи;

  • понятие о словосочетании, его структуре и виды; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);

  • понятие о двусоставном предложении, главных членах двусоставного предложения: подлежащем и способах его выражения, сказуемом и способах его выражения (простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое);

  • понятие о второстепенных членах и их роли в предложении (определение, дополнение, обстоятельство и их виды);

  • понятие об односоставном предложении, главном члене односоставного предложения, основные группы односоставных предложений и их особенности (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения);

  • понятие о простом осложнённом предложении: предложении с однородными членами, способах связи однородных членов предложения, постановке знаков препинания между ними; предложении с обособленными членами (обособлении определений, приложений обстоятельств, дополнений; предложении с вводными и вставными конструкциями. С обращениями.

К концу года обучающиеся должны уметь:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и предложениями, обращениями;
  • соблюдать нормы литературного языка;
  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании; при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях; ставить тире между подлежащими и сказуемыми.
  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.


Содержание курса коррекционно-развивающего обучения

Обследование устной и письменной речи (2 час)

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация (28 час)

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание, его структура и виды. Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синтаксический разбор словосочетаний.

Предложение. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены и их роль в предложении. Определение, дополнение, обстоятельство.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности. Определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения.

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Обособление определений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложений.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями.

Раздел 2. Повторение (4 час)

Мониторинг развития устной и письменной речи (2 час)


Учебно-тематический план



раздела

Наименование раздела

Кол-во час на раздел


Обследование устной и письменной речи

2 час

1

Синтаксис и пунктуация

28 час

2

Повторение изученного материала за учебный год

2 час


Мониторинг развития устной и письменной речи

2 час


Итого

34 час

Календарно-тематическое планирование групповых

коррекционно-логопедических занятий обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР)


урока

Тема раздела, урока

Кол-во

час

Дата

1-2

Обследование устной и письменной речи

2

06.09,

13.09

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация (28 час)

3

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи

1

20.09

4

Словосочетание, его структура и виды. Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

1

27.09

5

Синтаксический разбор словосочетаний

1

04.10

6

Предложение. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

11.10

7

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое

1

18.10

8

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое

1

25.10

9

Тире между подлежащим и сказуемым

1

08.111

10

Контрольная работа №1 по теме «Двусоставное предложение»

1

15.11

11

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены и их роль в предложении. Определение и его виды

1

22.11

12

Дополнение и его виды

1

29.11

13

Обстоятельство и его виды

1

06.12

14

Контрольная работа №2 по теме «Второстепенные члены предложения»

1

13.12

15

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности

1

20.12

16

Определённо-личные предложения

1

27.12

17

Неопределённо-личные предложения

1

10.01

18

Обобщённо-личные предложения

1

17.01

19

Безличные предложения

1

24.01

20

Назывные предложения

1

31.01

21

Контрольная работа №3 по теме «Односоставные предложения»

1

07.02

22

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними

1

14.02

23

Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

21.02

24

Синтаксический разбор предложения с однородными членами


1

28.02

25

Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений

1

06.03

26

Обособление обстоятельств, дополнений

1

13.03

27

Обособление уточняющих членов предложений

1

27.03

28

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями

1

03.04

29

Предложения с вводными и вставными и вставными конструкциями

1

10.04

30

Контрольная работа №4 по теме «Простое осложнённое предложение»

1

17.04

Раздел 2. Повторение (4 час)

31

Повторение изученного материала за учебный год

1

24.04

32

Итоговая контрольная работа

1

08.05

33-34

Мониторинг развития устной и письменной речи

2

15.05,

22.05




Информационно-методическое обеспечение:

Методические пособия учителя-логопеда:

  1. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич/ - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

  2. Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 8-го класса. Практикум для средней школы /Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 152 с.

  3. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.


Пособия для обучающихся:

  1. Ахременкова, Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 8 кл.: пособие для учащихся/Л.А. Ахременкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.

  2. Раздаточный материал по разделам программы.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.festival.1 september.ru/

  2. http://nsportal.ru/

  3. https://school-collection.edu.ru

  4. https://uchitelya.com/


Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации к занятиям по разделам рабочей программы.


Материально-техническое обеспечение: компьютер



























Приложение


Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов:



Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.



Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.


































Контрольно-измерительные материалы (8 д кл.)


Контрольная работа №1 по теме «Двусоставное предложение»


Цель: проверка уровня сформированности навыка грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии; умений определять грамматическую основу предложений и способы их выражения.


  1. Диктант


Москва на осадном положении

Как тиха и пустынна Москва! Ни души на улицах. Я выхожу из подъезда вокзала. Пять часов утра.

Гулко раздаётся стук моих каблуков по мостовой. Но не безлюден мой большой город. Вон на углу зашевелились две тени. А на перекрёстке мирно прохаживает фигура в плащ-палатке. Проехала через улицу грузовая машина с приглушёнными сиреневыми фарами.

И постепенно огромная тёплая радость разливается по всему моему существу. Москва! Я вдыхаю холодный утренний воздух. Ты жива, моя Москва! Ты только притаилась.

Снова я шагаю по чёрным московским улицам. Мне никогда не приходилось ходить поздно ночью по Москве.

Да и была разве она такой прежде? Я с трудом узнаю улицы в этой кромешной тьме.

Что это? В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки. Стойте! Да это же бьют кремлёвские куранты! Ветер донёс сюда их далёкий перезвон. И чувствую я, что сейчас заплачу от радости! (138 слов)




  1. Грамматическое задание:

Выпишите из текста двусоставное предложение, подчеркните в нём грамматическую основу. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.


Ключ:

мест. глаг.

Я выхожу из подъезда вокзала.





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!