Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 д класса с задержкой психического развития по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановления от 10 июля 2015г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002 года 329/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;
Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;
Устава МОУ «Увинская СОШ №4»;
Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств; формирование предпосылок к полноценному усвоению Адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4».
Задачи:
Формировать навык грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.
Формировать навык самоконтроля, умение применять полученные знания в письменной речи.
Обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств.
Формировать умение производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и предложениями, обращениями.
Развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся; коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика программы логопедического сопровождения
обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР)
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР) направлена на преодоление нарушений устной и письменной речи, усвоение программы по русскому языку, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития Н.Н. Яковлевой, в соответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 8 кл. (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др.).
Описание места курса коррекционно-развивающего обучения в учебном плане
Программа логопедического сопровождения рассчитана на 34 часа (1 час в неделю по 40 мин), в том числе на контрольные работы отводится 5 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 часа (всего 4 час). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.
Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков.
Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
У обучающихся с ЗПР наблюдаются: ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий; трудности при самостоятельном построении связного высказывания; стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность навыков интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость, в результате этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.
Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Также замедлен прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.
К концу года обучающиеся должны знать:
понятие о синтаксисе как разделе грамматики, видах и средствах синтаксической связи;
понятие о словосочетании, его структуре и виды; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
понятие о двусоставном предложении, главных членах двусоставного предложения: подлежащем и способах его выражения, сказуемом и способах его выражения (простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое);
понятие о второстепенных членах и их роли в предложении (определение, дополнение, обстоятельство и их виды);
понятие об односоставном предложении, главном члене односоставного предложения, основные группы односоставных предложений и их особенности (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения);
понятие о простом осложнённом предложении: предложении с однородными членами, способах связи однородных членов предложения, постановке знаков препинания между ними; предложении с обособленными членами (обособлении определений, приложений обстоятельств, дополнений; предложении с вводными и вставными конструкциями. С обращениями.
К концу года обучающиеся должны уметь:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и предложениями, обращениями; соблюдать нормы литературного языка; ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании; при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях; ставить тире между подлежащими и сказуемыми. находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание курса коррекционно-развивающего обучения
Обследование устной и письменной речи (2 час)
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация (28 час)
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание, его структура и виды. Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены и их роль в предложении. Определение, дополнение, обстоятельство.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности. Определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения.
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Предложения с обособленными членами. Обособление определений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложений.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями.
Раздел 2. Повторение (4 час)
Мониторинг развития устной и письменной речи (2 час)
Учебно-тематический план
№ раздела | Наименование раздела | Кол-во час на раздел |
| Обследование устной и письменной речи | 2 час |
1 | Синтаксис и пунктуация | 28 час |
2 | Повторение изученного материала за учебный год | 2 час |
| Мониторинг развития устной и письменной речи | 2 час |
| Итого | 34 час |
Календарно-тематическое планирование групповых
коррекционно-логопедических занятий обучающихся 8 д класса с ОВЗ (ЗПР)
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во час | Дата |
1-2 | Обследование устной и письменной речи | 2 | 06.09, 13.09 |
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация (28 час) |
3 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи | 1 | 20.09 |
4 | Словосочетание, его структура и виды. Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) | 1 | 27.09 |
5 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | 04.10 |
6 | Предложение. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения | 1 | 11.10 |
7 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое | 1 | 18.10 |
8 | Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | 1 | 25.10 |
9 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 08.111 |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Двусоставное предложение» | 1 | 15.11 |
11 | Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены и их роль в предложении. Определение и его виды | 1 | 22.11 |
12 | Дополнение и его виды | 1 | 29.11 |
13 | Обстоятельство и его виды | 1 | 06.12 |
14 | Контрольная работа №2 по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | 13.12 |
15 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности | 1 | 20.12 |
16 | Определённо-личные предложения | 1 | 27.12 |
17 | Неопределённо-личные предложения | 1 | 10.01 |
18 | Обобщённо-личные предложения | 1 | 17.01 |
19 | Безличные предложения | 1 | 24.01 |
20 | Назывные предложения | 1 | 31.01 |
21 | Контрольная работа №3 по теме «Односоставные предложения» | 1 | 07.02 |
22 | Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними | 1 | 14.02 |
23 | Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 21.02 |
24 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | 28.02 |
25 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений | 1 | 06.03 |
26 | Обособление обстоятельств, дополнений | 1 | 13.03 |
27 | Обособление уточняющих членов предложений | 1 | 27.03 |
28 | Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями | 1 | 03.04 |
29 | Предложения с вводными и вставными и вставными конструкциями | 1 | 10.04 |
30 | Контрольная работа №4 по теме «Простое осложнённое предложение» | 1 | 17.04 |
Раздел 2. Повторение (4 час) |
31 | Повторение изученного материала за учебный год | 1 | 24.04 |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | 08.05 |
33-34 | Мониторинг развития устной и письменной речи | 2 | 15.05, 22.05 |
Информационно-методическое обеспечение:
Методические пособия учителя-логопеда:
Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич/ - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 8-го класса. Практикум для средней школы /Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 152 с.
Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.
Пособия для обучающихся:
Ахременкова, Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 8 кл.: пособие для учащихся/Л.А. Ахременкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
Раздаточный материал по разделам программы.
Интернет-ресурсы:
http://www.festival.1 september.ru/
http://nsportal.ru/
https://school-collection.edu.ru
https://uchitelya.com/
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации к занятиям по разделам рабочей программы.
Материально-техническое обеспечение: компьютер
Приложение
Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов:
Критерии оценивания диктанта:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Критерии оценивания грамматических заданий:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценку «2» ставить не рекомендуется.
Контрольно-измерительные материалы (8 д кл.)
Контрольная работа №1 по теме «Двусоставное предложение»
Цель: проверка уровня сформированности навыка грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии; умений определять грамматическую основу предложений и способы их выражения.
Диктант
Москва на осадном положении
Как тиха и пустынна Москва! Ни души на улицах. Я выхожу из подъезда вокзала. Пять часов утра.
Гулко раздаётся стук моих каблуков по мостовой. Но не безлюден мой большой город. Вон на углу зашевелились две тени. А на перекрёстке мирно прохаживает фигура в плащ-палатке. Проехала через улицу грузовая машина с приглушёнными сиреневыми фарами.
И постепенно огромная тёплая радость разливается по всему моему существу. Москва! Я вдыхаю холодный утренний воздух. Ты жива, моя Москва! Ты только притаилась.
Снова я шагаю по чёрным московским улицам. Мне никогда не приходилось ходить поздно ночью по Москве.
Да и была разве она такой прежде? Я с трудом узнаю улицы в этой кромешной тьме.
Что это? В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки. Стойте! Да это же бьют кремлёвские куранты! Ветер донёс сюда их далёкий перезвон. И чувствую я, что сейчас заплачу от радости! (138 слов)
Грамматическое задание:
Выпишите из текста двусоставное предложение, подчеркните в нём грамматическую основу. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Ключ:
мест. глаг.
Я выхожу из подъезда вокзала.