СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий "Мастерская общения" для обучающихся с ЗПР вариант 7.1

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий "Мастерская общения" для обучающихся с ЗПР вариант 7.1»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 34 Г.ОРЛА





Приложение

к АООП НОО

Вариант 7.1.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«Мастерская общения»




для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

3-4 классы







Учитель –логопед :

Емельянова В.В.,ВКК












2022 – 2023 учебный год

г. Орёл

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа «Мастерская общения» является программой внеурочной деятельности начального образования.
Она определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитиекультуры речевого общения и нравственных качеств личности.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2020 г.
Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение сокружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевыхсредств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Нормативно-правовой основой данной программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российскихшкольников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В рамках реализации ФГОС с ОВЗ программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоения социального опыта обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Рабочая программа внеурочной деятельности по логопедическому направлению для обучающихся с ЗПР 3 – 4 классов «Мастерская общения» разработана с целью развития культуры речевого поведения, любви к родному слову; формирования познавательной и эмоциональной сферы как неотъемлемой части языкового образования.

Задачи программы:

- познакомить с нормами литературного языка;

- формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия;

- развивать навыки вербального и невербального общения;

- совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль;

- воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.

Актуальность программы в её способности помогать детям с задержкой психического развития (ЗПР), испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет.

Для большинства детей с ЗПР, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.


В работе со школьниками с ЗПР отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.


Формы реализации курса внеурочной деятельности «Мастерская общения»

Средства и методы обучения:

- игры словесно-логические;

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- этюды;

- импровизации;

- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

- анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование;

- чтение художественных произведений;

- беседы;

- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

.

  1. Место курса в учебном плане.

Программа «Мастерская общения» разработана для учащихся начальной школы 3-4 классов. Сроки реализации образовательной программы – 2 года. Количество часов в год: 3-4 классы – 34 часа. На изучение курса «Мастерская общения» отводится 1 час в неделю.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса

Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий; уважения истории и культуры каждого народа;
– чувства гордости за свою малую родину, уважения истории и культуры народов,

2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3) развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и МБОУ -гимназия №34, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
- Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
    коррекционно-развивающего курса


Предметные:

- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности;

- решать коммуникативные ситуации и задачи;

- выполнять правила общения;

- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение.

Личностные:

- считаться с мнениями и интересами других;

- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты;

- уважать взрослых;

- проявлять внимание и терпимость к детям.

Метапредметные:

- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения);

- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом);

- сформировать коммуникативные навыки.

  1. Содержание коррекционного курса

Данные занятия – это общение учителя-логопеда с учащимися, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Логопед - собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.

Программа «Мастерская общения» в 3 классе реализуется по следующим направлениям :

«Мир взрослых людей» , «Давайте играть вместе!» , «Секреты твоего успеха» , «Речевой этикет» , «Искусство спора и диалога», «Развитие связной речи» . .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс


Раздел 1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми)

Правила поведения и общения с взрослыми. Знакомство с разными людьми помогает узнать о том, как они живут, о чём думают, что знают. Знать правила знакомства. Для создания доброжелательных отношений следует обращаться друг к другу по имени. У каждого народа свои имена, которые звучат по-разному, человек получает фамилию, имя при рождении; отчество от отца. Значение семьи в нашей жизни. Что может сделать ребёнок для семьи. У каждой семьи есть своя история. Наши друзья – животные, живущие в доме и др.


Раздел 2. Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками).

Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Мои друзья в школе. Ссоры и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др.

Раздел 3. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки). Выражение одной мысли различными структурами предложений. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Правила общения. Цели общения. Понимание друг друга и др. Мастерская успешного общения. Давай дружить с тобой, волшебница природа!

Раздел 4. Речевой этикет (формы обращения – благодарность, приветствие, прощание, обращение – просьба, извинения).Зачем нужна вежливость. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно – этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинам и др.


Раздел 5. Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).

Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре.

Я принимаю гостей. Я в гостях (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом).

Композиционное построение рассказа. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Обучение рассказыванию в парах. Как развить смелость, уверенность в себе и др.


Раздел 6. Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и др. текстов).

Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец).Пересказ рассказов и сказок, сочинение детьми сказок: волшебных, бытовых и о животных (а также по моделям). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре). Сочинение детьми рассказов: по памяти (на основе личного или коллективного опыта), по воображению (небылиц, реалистических или фантастических повествований). Составление писем, придумывание начала или конца к сюжету по картине, сочинение рассказов на нравственно-этические темы, составление текстов-рассуждений, текстов-доказательств.


7.Тематическое планирование

первого года обучения 3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Мир взрослых людей (10ч)

(развитие потребности общения со взрослыми)



1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета.
Речь- средство воздействия на мысли, чувства и
поведение людей. Значение эмоций и жестов. Речевая
разминка «Кто умеет улыбаться». Игровая ситуация
«Игра в знакомство», игра «Волшебная палочка»,
мимические этюды.
Познакомиться с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики…

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


2

Моё любимое имя!


Имя выделяет человека среди других. Формы имен,
клички добрые и обидные.
Речевая ситуация, игра «Кто скорее соберёт» (собрать
членов семьи, опираясь на имена, отчества и фамилии.
Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


3

Что в имени моём?

Знакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


4

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!


Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Потребность радовать близких добрыми делами.Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Обсуждение стихотворения и пословиц. Речевая
ситуация, игра «Кто у кого?», игра «Кто, где живёт».


Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


5

Есть ли семья у ….?


Рассказ К.Ушинского «Петушок с семьёй» Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц,их места обитания)
Учиться рассуждать, объяснять и доказывать. Развитие артикуляционного аппарата.


Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


6

Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!


Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я
помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе
сердце. Игра-драматизация «Всё в порядке» Э. Ушинский
Развивать понимание детей о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к собеседнику.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


7

Я с бабушкой своей дружу…


Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм
общения в семье. Забота о старших, помощь им.
Составление памятки «Как не надо». Беседа, игра
«Внимательный ли ты слушатель?».
Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


8

Дом, в котором я живу.


Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё
любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.
Игра: «Где, чей домик?», игра «Найди по плану».
Воспитывать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


9

Моё любимое животное

Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


10

Собака в жизни человека

Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания


Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


Давай играть вместе(8 ч)

(развитие потребности в общении со сверстниками)



11

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.


Мои друзья в школе. Культура общения в классе, навыки
социального поведения. В основе дружбы лежат добрые
отношения. Добрые и волшебные слова.

Развитие речевой памяти и произносительных навыков. Дидактическая игра «Мы разные», разыгрывание речевой ситуации.
Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


12

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.


Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку
без друзей плохо. Культура общения между друзьями.
Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые
отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие
невербальных средств общения, интонационной выразительности. Беседа «Мой друг». Игра «Говорящая
ладошка».
Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


13

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.


Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики
первыми приветствуют девочек, уступают место,
пропускают вперёд. В разговоре с девочками не
допускают фамильярности, делают комплименты.
Девочки не унижают достоинство мальчиков, не
навязывают свое мнение, поддерживают беседу.
Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в
общении с противоположным полом), театральные
этюды.
Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память и произносительные навыки.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


14

Ссоры и споры


Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных
решений конфликта, формирование навыка ведения
спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики.
Воспитание доброжелательности, коммуникативности.
Обыгрывание речевой ситуации, составление памятки
«Спор – не ссора».
Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


15

«Если весело живётся».


Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и
развлекательные. Обучение в процессе игры
партнёрству, взаимовыручке. Соперничество - это не
конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть
весёлой, доброй. Игровой тренинг «Словотворчество». Артикуляционнаягимнастика и дыхательные упражнения.
Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


16

Весёлая хохотальница-перепутаница.


Небылицы, весёлый диалог, весёлый рассказ,
стихотворение. Что такое слова-рифмы, слова
ассоциации. Учить умению фантазировать, сочинять,
рассказывать. Развивать творческое воображение,
память, внимание.
Игра «Продолжи». Сценки-этюды. Дикционные и
дыхательные упражнения
Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Развивать творческое воображение, память, внимание.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


17

Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем

Уточнить понятие «скороговорка».

Развивать дикцию.

Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.





18

В мире звуков.

Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


Секреты твоего успеха(7 ч)

(язык общения, навык общения с внешним миром)



19

Мои умные помощники


Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки,
слова, язык жестов. Богатство и разнообразие языка:
лексические средства выразительности (эпитеты,
сравнения). Выражение одной мысли различными
структурами предложений. Речевая разминка, лексико
грамматические игры и упражнения, «Сказка о язычке».
Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


20

Язык жестов и движений


Невербальные (несловесными) средства общения
(мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни
людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать
несловесную информацию. Обогащение эмоционально
волевой сферы ребёнка. Развитие воображения,
пантомимических навыков. Этюд на выразительность,
мимическая игра, словесная игра «Что было потом».
Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнёра.

Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


21

Общение на расстоянии


Что такое общение? Виды общения. Правила общения.
Цели общения. Для чего общаются люди? Средство
общения. Умение согласовывать свои действия с
действиями партнёра. Мастерская успешного общения.
Беседа по теме. Словесная игра «Салат из сказок».
Познакомить учащихся с целями и средствами общения. Активизация мыслительной деятельности.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


22

Напишите мне письмо


Письмо. Общение на расстоянии, современные виды
общения. Устное и письменное общение. Развитие
творческой инициативы. Упражнение в записи письма
с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание
письма.
Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


23

Самое удивительное чудо на свете



Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


24

Зрители и актёры

Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия
молчим и слушаем. Театральная речь – образец для
подражания. Моделирование театральных ситуаций,
сказка «Вежливые слова». Сочинять этюды на заданную
тему и по сказкам
Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


25

Умеет ли разговаривать природа Путешествие в лес

Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о
правилах поведения на природе. Закрепить правила
поведения, общения с природой.
Игра-пантомима «Угадай кто»
акрепить правила поведения, общения с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса.

Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


Речевой этикет (5 ч)

формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение.


26

Всё начинается со слова «Здравствуй-

те»


Форма вежливого приветствия, значение вежливых
слов, правильное их употребление. Выразительное
произношение фраз, несущих различную
эмоциональную окраску. Правила ведения диалога.
Диалоги на нравственно-этические, экологические и
другие темы. Основные правила для участников
диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать.
Как управлять выступлением (как начинать и
заканчивать выступление). Форма вежливого
приветствия, значение вежливых слов.

Игра «Назови вежливое слово - приветствие»
(прощание). Упражнения и дидактические игры на
развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма,
интонационной выразительности).
Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрыть значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи. Учить, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


27

Это слово говорят, если вас благодарят


Слова благодарности в зависимости от ситуации.
Культура речевого общения. Уместное употребление
слов благодарности в зависимости от ситуации.
обращение с просьбой к собеседнику. Работа над
интонационной выразительностью.
Сказка «Город Спасибоград».
Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


28

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)


Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила
общения, которые используются при просьбе.
Мини-сценка «Рак-бездельник». Артикуляционные и
дидактические упражнения.
Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


29

Когда без извинения не обойтись?


Выход из конфликтных ситуаций, с использованием
речевых формул извинения. Доброжелательное
отношение в игре. Правила общения, которые
используются при извинении.
Памятка «Слова-извинения»
Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


30

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.


Искусство спора и диалога

(мини-диалоги, речевые формулы общения)



31

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).


Понимание детей о том, что слово человека
могущественно, словом можно развеселить,
приободрить, поддержать в трудную минуту, словом
можно пожалеть, обидеть, огорчить.
Беседа. Разговор про вежливость
Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.


32

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)


Телефон – это важное средство короткого общения.
Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто
находиться рядом с телефоном. Специальное слово
«алло». Телефонный этикет. Разыгрывание мини
диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в
транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая
ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»).Познакомить детей, что телефон это важное средство короткого общения. Закрепить правила общения по телефону.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.


33

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).


Какие бывают магазины. «Поход» в магазин за товаром.
Поведение в магазине, классификация товара. Описание
предмета, которого покупаешь. Речевое общение в
модельной ситуации.
Речевая разминка, дыхательные упражнения. Игра:
«Опиши предмет»
Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.


34

К нам гости пришли!

Угощения в День рождения

Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения
за столом, умение поддерживать и развивать разговор,
торжественная и поздравительная речи за столом).
Правила гостевого этикета. Обыгрывание ситуации
«Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация,
художественное слово).
Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу.

Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.





Программа «Мастерская общения» в 4 классе реализуется по следующим направлениям:

«Основы речевого этикета», «Общение в семье», «Я и мои друзья», «Мир взрослых людей», «Искусство спора и диалога».



Содержание программы второго года обучения 4 класс

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Раздел 1.Основы речевого этикета (6 ч.)

Что такое этика и речевой этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. «Знакомые незнакомцы». Как общаться с незнакомыми людьми. Правила общения в разных странах мира. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 2. Общение в семье (5 ч.)

Что нужно делать, чтобы семья жила весело и дружно? Роль традиций в семейном общении. Отношение к старшим. Традиции семьи. Помощь и забота по отношению к маленьким. Никогда не обижайте маму. Практическое занятие «Этикетные ситуации».

Раздел 3. Я и мои друзья (8 ч.)

Нормы взаимоотношений мальчиков и девочек. Что значит быть хорошим другом? «Дружба начинается с улыбки». Как завязать дружбу? Взаимопомощь и взаимовыручка. Практическое занятие «Ты – настоящий друг» «Я – частичка детского коллектива» Тренинг «Наш дружный коллектив». «Почитаем о дружбе». Разбор произведений детских писателей. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 4. Мир взрослых людей (8 ч.)

Золотые правила общения со взрослыми. Разговор по телефону. Я пишу письмо. Культура внешнего вида. Встречают по одёжке, провожают по уму. Этика в общественных местах. Поведение в гостях. Школьный этикет. Учитель и ученик. Нормы общения. Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Раздел 5. Искусство спора и диалога (5 ч.)

Что такое конфликт. Хорошо ли обижаться? Хорошо ли злиться? Правила бесконфликтного общения. Учимся общаться. Я- владелец своих эмоций Как разрешать конфликты мирным путем? Мирись, мирись и больше не дерись! Как научиться слушать и сопереживать.

Итоговое занятие «Мы – мастера общения»


7.Тематическое планирование

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Введение в мир общения

Знакомство с понятием речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Правильно употреблять формы вежливого приветствия, понимая значение вежливых слов, правильно их употреблять
Всё начинается со слова
«Здравствуйте»

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


Основы речевого этикета (6 ч.)


2

Что такое этика и речевой этикет.

Формировать интерес к такой науке как «этика».

Знакомство с понятием этикет и речевой этикет.

Знакомство с культурой речевого общения.

Учиться уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.

Правильно обращаться с просьбой к собеседнику.

Работать надинтонационной выразительностью.


Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


3

Роль мимики, жестов и позы в общении.


Формировать знания о значении мимики, жестов, и позы в человеческом общении.

Знакомство с невербальными (несловесными) средства общения(мимика, жесты, телодвижения).

Понять роль эмоций в жизнилюдей – радость, грусть, страх;как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоциональноволевой сферы ребёнка. Развитие воображения,пантомимических навыков.

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


4

О вежливых словах и их применении.

Расширять запас «вежливых» слов, развивать навыки использования их в речи

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


5

«Знакомые незнакомцы». Как общаться с незнакомыми людьми.

Расширять знания о правилах коммуникации с незнакомыми людьми.

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


6

Правила общения в разных странах мира.

Формирование знаний о правилах общения в разных странах. Заочное путешествие по странам мира.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


7

Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Формировать определенные поведенческие навыки при разборе проблемных ситуаций.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


Общение в семье (6 ч.)




8

Что нужно делать, чтобы семья жила весело и дружно?

Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


9

Роль традиций в семейном общении. Отношение к старшим.

формировать культурные традиции в общении взрослых и детей.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


10

Традиции моей семьи

Прививать учащимся чувство любви к своей семье и желание бережно относиться к семейным ценностям, развивать творческие способности

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


11

Помощь и забота по отношению к маленьким

Формировать и развивать в детях стремления уважительно относиться к братикам и сестричкам.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


12

Никогда не обижайте маму.

Формировать чувство уважения и заботы к самому родному человеку – маме.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


13

Практическое занятие «Этикетные ситуации».

Формировать определенные поведенческие навыки при разборе проблемной ситуации «Общение в семье».

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


Я и мои друзья (7 ч.)


14

Нормы взаимоотношений мальчиков и девочек.


Формировать правила дружелюбного общения между мальчиками и девочками. Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты.
Девочки не унижают достоинство мальчиков, не
навязывают свое мнение, поддерживают беседу.
Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в
общении с противоположным полом), театральные
этюды.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


15

Что значит быть хорошим другом?

Развивать творческие способности, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Хороший друг — он верный, преданный, на него всегда можно положиться.

Взаимопомощь - это оказание помощи другим людям. Дружба - это уважительные отношения между людьми, взаимно помогающими друг другу. Очень важно ценить дружбу и уважать интересы друг друга. Потому что потерять хорошего друга можно легко, а вот обрести очень трудно.


Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


16

«Дружба начинается с улыбки». Как завязать дружбу?


Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. Культура общения между друзьями. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


17

Взаимопомощь и взаимовыручка Практическое занятие «Ты – настоящий друг».


Учить доброжелательности, стремлению понимать и принимать друг друга.
Формировать определенные поведенческие навыки при разборе проблемный ситуации «Ты – настоящий друг».

Развитие интонационной выразительности.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


18


«Я – частичка детского коллектива»

Тренинг «Наш дружный коллектив».

Тренинг «Наш дружный коллектив». Способствовать осознанию ребенком принадлежности к своему детскому коллективу, воспитывать уважение к одноклассникам.

Развитие интонационной выразительности.

Развитие речевой памяти и произносительных навыков


Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


19

«Почитаем о дружбе». Разбор произведений детских писателей.


Воспитывать чувство дружбы и товарищества посредством прочтения и анализа произведений детских писателей. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и
письменное общение. Роль книги в жизни человека.».

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


20

Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Формировать определенные поведенческие навыки при разборе проблемной ситуации «Я и мои друзья».

Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


Мир взрослых людей(8 часов)


21

Золотые правила общения со взрослыми


Сформировать знания о 20-ти главных правилах взаимоотношений со взрослыми. * к взрослым принято обращаться на Вы. *нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. *терпеливо выслушивайте замечания взрослых. *не перебивай старшего *чаще говорите вежливые слова. (спасибо, пожалуйста и т.д.) *говори всегда правду. И т. д .

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


22

Разговор по телефону.





На основе проблемных ситуаций показать особенности «телефонного» этикета. Телефон – это важное средство короткого общения.
Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто находиться рядом с телефоном. Специальное слово«алло». Телефонный этикет. Разыгрывание мини диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»)

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


23

Я пишу письмо.


Развивать умения правильного написания письма с учетом использования правил речевого этикета. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма
Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


24

Культура внешнего вида. Встречают по одёжке, провожают по уму.

Формировать у ребёнка умения выбрать нужный стилевой уровень, а также научиться уважительному отношению к себе и собеседнику, будь он взрослым или сверстником.

Беседа по теме: «Значение внешнего вида человека для окружающих». По одёжке встречают, по уму провожают — о человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


25

Этика в общественных местах.

Прививать этические нормы общения и поведения в обществе, поведения в общественных местах.

Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания. Моделирование театральных ситуаций, сказка «Вежливые слова».
Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


26

Поведение в гостях или прием гостей.

Способствовать формированию навыков правильного поведения и общения в гостях.

Правила гостевого этикета(правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом) Обыгрывание ситуации
«Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация, художественное слово).

Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


27

Школьный этикет. Учитель и ученик. Нормы общения.

Формировать знания о правилах школьного этикета и особенностях общения между учителем и учеником. Беседа по теме: «Школьный этикет. Нормы общения ученика с учителем».
Слова благодарности в зависимости от ситуации.
Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Обращение с просьбой к собеседнику. Работа над
интонационной выразительностью.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


28

Практическое занятие «Этикетные ситуации»

Формировать определенные поведенческие навыки при разборе проблемных ситуаций. Сказка «Город Спасибоград».
Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.


Искусство спора и диалога (5 ч.)


29

Что такое конфликт. Хорошо ли обижаться? Хорошо ли злиться?

Формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Выход из конфликтных ситуаций с использованием речевых формул извинения.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.


30

Правила бесконфликтного общения. Учимся общаться.

Формировать социально одобряемые формы поведения, содействовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.


31

Я- владелец своих эмоций


Научить определять при общении с другими людьми эмоциональное состояние окружающих, тренировать умение владеть своими эмоциями.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.


32

 Как разрешать конфликты мирным путем?

Мирись, мирись и больше не дерись!

Способствовать формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций мирным путем.

Развитие речевой памяти и произносительных навыков

Выход из конфликтных ситуаций с использованием речевых формул извинения.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977


33

Как научиться слушать и сопереживать.


Развить умение вести общение, умение выслушивать точку зрения других, понимать и принимать другого человека,

умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.



34

Итоговое занятие «Мы – мастера общения»

Подведение итогов и систематизирование полученные знания и умения по пройденному курсу

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.



8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.

Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.

Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.

Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.

Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.

Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.

Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.

Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.

Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.

С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф

Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.

Вахрушев А.А., Бурский О.В. и др. Я и мир вокруг. Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.

(с.36 – Мир вокруг нас.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!