МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 34 Г.ОРЛА
Приложение
к АООП НОО
Вариант 7.1.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся с ЗПР
8 класс
Учитель –логопед :
Емельянова В.В.,ВКК
2023 – 2024 учебный год
г. Орёл
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.;- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22))
Цель: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС ООО, ФГОС обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика коррекционного курса: коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Описание места коррекционного курса в учебном плане: данная программа по формированию коммуникативных компетенций является составной частью коррекционной программы, изложенной в основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Ценностные ориентиры содержания программы: компетентность школьника в коммуникации содержит в себе три ценностно-смысловые ориентации: социальную, учебную, профессиональную. Трудности в межличностной коммуникации ребенка сужают круг его друзей и круг деятельности, вызывают ощущения отчужденности, что может провоцировать асоциальные формы поведения. В то время как умение легко найти общий язык с окружающими способствует эмоциональному комфорту личности во взаимодействии и удовлетворенности жизненной перспективой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса:
предметные:
-освоения курса «Логопедические занятия» для 6-го класса включают следующие модули, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6 класса);
контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в устной речи;
самостоятельно различать и характеризовать звуки речи;
проводить фонетический и орфографический анализ слов;
использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения);
выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6 класса);
различать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);
определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);
применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;
различать изученные способы словообразования слов;
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов по образцу;
характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;
различать и характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);
соблюдать на письме орфографические правила: правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания корня с чередованием а//о -кос- \ -кас-, гласных в приставках пре- и при- и др.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизмы или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 6 класса);
использовать различные части речи, в том числе числительные и причастия;
употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами;
различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;
различать и употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы;
согласовывать числительные с существительным;
употреблять числительные в разных падежных формах;
употреблять причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия с опорой на образец;
выстраивать грамматическую связь между словами по типу управления с опорой на образец;
употреблять предлоги как средства связи между словами;
изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе словосочетания и предложения, при необходимости использовать алгоритм правила;
распознавать часто употребляемые в речи фразеологизмы, правильно понимать их значение и употреблять в речевой практике;
применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
формулировать собственное связное высказывание при объяснении выбора ответа с опорой на образец (с опорой на письменный текст);
устно составлять связный текст повествовательного и описательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по предварительно составленному плану);
разделять текст на абзацы на основе выделения его смысловых частей, уметь определять их количество;
уметь определять и формулировать тему и микротемы текста с помощью педагога;
пересказывать повествовательные и описательные тексты объемом не менее 100 слов с опорой на предварительно составленный план;
уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по предварительно составленному плану;
уметь использовать приемы сжатия текста (сокращение текста из 4 предложений до 2);
поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 3 реплик;
выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 6 классе орфоэпических правил.
метапредметные:
-освоения рабочей программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Они отражают:
освоенные обучающимися с ЗПР межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
овладение навыками работы с информацией (восприятие и создание информационных текстов с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты, в соответствии с ФГОС ООО, сформированы по трем направлениям:
универсальные учебные познавательные действия;
универсальные учебные коммуникативные действия;
универсальные учебные регулятивные действия.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных познавательных действий, выделяются:
базовые логические действия;
базовые исследовательские действия;
работа с информацией.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся с ЗПР.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных коммуникативных действий, выделяются:
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность у обучающихся с ЗПР социальных навыков.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных регулятивных действий, выделяются:
самоорганизация (саморегуляция);
самоконтроль (рефлексия);
эмоциональный интеллект;
принятие себя и других.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование у обучающихся с ЗПР смысловых установок личности (внутренней позиции личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
личностные:
-освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» для 8-го класса включают эффекты:
гражданско-патриотического воспитания;
духовно-нравственного воспитания;
эстетического воспитания;
осознания ценности научного познания;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудового воспитания;
экологического воспитания, а также личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные результаты дополняются специфическими результатами, относимыми к формированию сферы жизненной компетенции и связанными с психологическими особенностями обучающихся с ЗПР. По отношению к категории обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования актуальным становится освоение ими социального опыта, основных социальных норм, применимость их в различных жизненных ситуациях, осознание своих трудностей и ограничений, умение запрашивать поддержку взрослого в затруднительных социальных ситуациях, а также умение противостоять негативному воздействию микросоциальной среды. С позиции жизненного самоопределения значимым является осознанное отношение к выстраиванию образовательной перспективы с учетом профессиональных предпочтений обучающегося с ЗПР. Делается акцент на деятельностные аспекты достижения обучающимися личностных результатов на уровне ключевых понятий, отражающих ценности и мотивацию и характеризующих достижение обучающимися личностных результатов: осознание, готовность, восприимчивость, установка и т. д.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
Оценка качества освоения программы
В конце учебного года проходит итоговое занятие.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы – индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы обучения: метод словесного рисования, объяснительно-иллюстративные, игровые, методы контроля, самоконтроля.
Приёмы: использование наглядно-иллюстративного и раздаточного материала, выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание.
Задачи курса:
*коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
*совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
*совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
*формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
*коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
*формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
*коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
*развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Содержание модулей включает:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по развитию произношения и навыков чтения.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи фразеологизмов.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:
№ п/п | Темы и содержание коррекционной работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
2 | Различение гласных в корне (повторение) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
3 | Различение гласных в приставках (повторение) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
4 | Практикум по развитию произношения и навыков чтения | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
5 | Словообразование различных частей речи | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
6 | Различение морфем в слове | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
7 | Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
8 | Различение букв е – и в приставках пре–при | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
9 | Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
10 | Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
11 | Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
12 | Употребление несклоняемых имен существительных в речи | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
13 | Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
14 | Различение и употребление числительных в разных падежных формах | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
15 | Употребление и различение причастий в речи | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
16 | Употребление предлогов как средства связи между словами | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
17 | Понимание и использование в речи фразеологизмов | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
18 | Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем) (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
19 | Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану) (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
20 | Работа с деформированным текстом (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
21 | Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану) (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
22 | Пересказ повествовательного текста (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
23 | Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план) (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
24 | Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2) (2ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
25 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик) (1ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
26 | Деловое письмо (текст объявления). (1ч.) | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
27 | Итоговое занятие | Формирование коммуникативных компетенций | http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy. |
| Итого: 34 (ч.) | | |
Список литературы
Основная литература:
1.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
2.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
3.Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
5.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
6.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
7.Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
8.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010. Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Дополнительная литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100– 111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.- С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1.Учебный кабинет, оснащенный ноутбуком, мультимедийным проектором, экраном;
2.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
3.Тетради, ручки, карандаши;
4.Сигнальные карточки;
5.Разноцветные фишки, полоски для составления схем;
6.Доска с набором магнитов;
7.Магнитофон и набор аудиозаписей.