Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Октябрьской СОШ
Приказ № 1894 от 17 декабря 2010 г.
________________ Е.Н. Кочнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс
Количество часов: 87 ч.
Учитель: Натолока Екатерина Валерьевна
Программа разработана на основе авторской программы
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Учебным планом МБОУ Октябрьской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ Октябрьской СОШ
Рабочая программа учебного курса литература в 6 классе составлена на основе авторской программы по литературе Ф.Е.Соловьева. М., «Русское слово» 2014г.
Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014г.
Для реализации содержания рабочей программы по русскому языку в 6 классе используется УМК:
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г.
Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин): методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2012 г
Предмет литературы является обязательным для изучения, входит в инвариантную часть учебного плана. В соответствии с учебным планом курс литературы рассчитан на 102 часа в год- 3 часа в неделю.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2016-2017 учебный год будет проведено 99 часов
Из них:
- сочинений - 4;
-конкурс чтецов – 1;
-конкурс творческих работ – 1
-контрольный тест – 1
-творческая работа- 2
Сокращено изучение тем из резерва часов на повторение.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Содержание
Содержание | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
Введение Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.(1час.) Развитие представлений о литературе, писатель и его место в культуре и жизни общества, человек и литература, книга - необходимый элемент в формировании личности. | Формирование любви к литературе, овладение литературоведческими терминами, понимание важности литературы в жизни человека | Урок-лекция. Собеседование, тест. |
Из греческой мифологии(2ч) Рассказ о мифе и мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Расширить знания о мифе, формировать умение анализировать художественное произведение, определять его жанр и род, приобщать к духовным ценностям народов мира, составлять план | Урок-беседа,индивидуальная работа:подготовка сообщения. |
Из устного народного творчества(4ч) Истоки устного народного творчества, его основные виды. Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность. | .Понимание проблем произведения, овладение литературоведческой терминологией, умение анализировать и критически оценивать Умение анализировать и критически оценивать полученные сведения, самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей | Комбинированный урок,самостоятельная и исследовательская работа,собеседование. |
Из древнерусской литературы(4ч) Нравственная проблематика житийной литературы Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем | Овладение терминологией, формирование понимания связи литературы с эпохой, умение отвечать на вопросы, формирование собственного отношения к художественным произведениям, владение устной монологической речью, умение использовать речевые средства в определенной ситуации. житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой. Различные виды пересказа, простой план. | Фронтальная работа, Групповая работа,практикумы. |
Из литературы 18 века(2 час.) М.В.Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Формирование представлений о важности познания в жизни человека. | Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. | Урок-исследование. Проект,самостоятельная работа,практикум,индивидуально-групповые формы. |
Из литературы 19века(51час.). В.А.Жуковский.Баллада «Светлана»,»Кубок» А.С.Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; М.Ю.Лермонтов. . Вольнолюбивые мотивы в лирике «Тучи», «Парус», «Листок». Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба.» И.С.Тургенев.»Записки охотника» Н.А. НЕКРАСОВ. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей». Л. Н. ТОЛСТОЙ(4) Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?» В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе» А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим » | Реальное, фантастическое, фабула. Выразительное чтение наизусть. Роман (первичное представление), Выразительное чтение, различные Виды пересказа, цитатный план, Изложение с элементами рассуждения. Трехсложные размеры стиха, Метафора, инверсия. Различные виды чтения и устного Пересказа, письменный отзыв на эпизод Идея произведения, тропы и фигуры (сравнение, метафора, цитатный план) Различные виды чтения, подбор эпиграфов сочинение-зарисовка, цитатный план. План характеристики эпизодов, персонажа Подбор афоризмов и крылатых фраз из произведения. | Исследовательская работа,самостоятельная работа,презентация, инценировка одного из рассказов,внеклассная работа. |
Из литературы 20 века (30час.) И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц». Рассказ «Лапти» А.И.Куприн. Повесть «Белый пудель», Рассказ «Тапер» С.А.Есенин. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра» А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...» Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...» А.А. Ахматова) «Перед весной бывают дни такие...» Б.Л. Пастернак. «После дождя» . Н.А. Заболоцкий. «Утро» А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...» «Я иду и радуюсь» А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре» М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца» Н.М.Рубцов.Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина» К.С.Симонов «Жди меня, и я вернусь» Р.Г.Гамзатов «Журавли» Д.С.Самойлов «Сороковые» М.В.Исаковский «В прфронтовом лесу» В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | Составление цитатного плана. Подбор эпиграфа к сочинению, Умение определять жанр произведения; сюжет, композицию, средства выразительности, навыки чтения наизусть, умение характеризовать героев, анализировать поэтический текст, навыки сжатого и подробного пересказов. | Урок-исследование. Практическая работа,работа с терминами,тест,творческая мастерская, сочинение-зарисовка, написание рассказа по заданному сюжету, выразительное чтение наизусть. |
Из зарубежной литературы. (4час.) Восточные сказки. «Сказка о Синбаде-мореходе» О.Генри. «Дары волхвов», «Вождь краснокожих» Д.Лондон. «Любовь к жизни» | Пересказ с заменой лица. Выразительное чтение, Создание монологических и диалогических высказываний в разных стилях, цитатный план, Формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках | Урок-развития речи,фронтальная работа,индивидуальная работа,презентация, проект,проверочная работа. |
Итоговый урок (1час.) | Урок-викторина | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
-
| Книга и ее роль в жизни человека. | 1ч. | 03.09 |
-
| Мифы о героях. «Пять веков». | 1ч. | 04.09 |
-
| Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей» | 1ч. | 07.09 |
-
| Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 1ч. | 10.09 |
-
| Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 1ч. | 11.09 |
-
| Из эпоса народов России.Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана» | 1ч. | 14.09 |
-
| Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | 17.09 |
-
| Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | 18.09 |
-
| Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | 21.09 |
-
| Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1ч. | 24.09 |
-
| М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1ч. | 25.09 |
-
| М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | 28.09 |
-
| В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1ч. | 01.10 |
-
| Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. Фантастическое и реальное. | 1ч. | 02.10 |
-
| Новое явление в русской поэзии. | 1ч. | 05.10 |
-
| Вн. чтение «Кубок» | 1ч. | 08.10 |
-
| Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | 1ч. | 09.10 |
-
| Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 1ч. | 12.10 |
-
| «Редеет облаков летучая гряда»Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1ч. | 15.10 |
-
| В.н. чтение «Выстрел» | 1ч. | 16.10 |
-
| А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. | 1ч. | 19.10 |
-
| «Дубровский» нравственные и социальные проблемы. | 1ч. | 22.10 |
-
| Основной конфликт романа. | 1ч. | 23.10 |
-
| «Дубровский». Центральные персонажи в романе. Авторское отношение к героям. | 1ч. | 26.10 |
-
| Продолжение романа А.С. Пушкина | 1ч. | 29.10 |
-
| Контрольный тест. | 1ч. | 30.10 |
27 28 | Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | 2ч. | 09.11 12.11 |
29 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1ч. | 13.11 |
30 | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1ч. | 16.11 |
31 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». | 1ч. | 19.11 |
32 | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 1ч. | 20.11 |
33 | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | 1ч. | 23.11 |
34 | Конкурс творческих работ. | 1ч. | 26.11 |
35 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1ч. | 27.11 |
36 | «Бранное, трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1ч. | 03.12 |
37 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 1ч. | 04.12 |
38 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика(характеры, типы, речь). | 1ч. | 07.12 |
39 40 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 2ч. | 10.12 11.12 |
41 | Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба». | 1ч. | 14.12 |
42 | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1ч. | 17.12 |
43 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 1ч. | 18.12 |
44 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 1ч. | 21.12 |
45 | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | 1ч. | 24.12 |
46 | Л.Н. Толстой в 30-50 г.г. XIX в. | 1ч. | 25.12 |
47 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1ч. | 28.12 |
48 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1ч. | 09.01 |
49 | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство» | 1ч. | 11.01 |
50 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1ч. | 14.01 |
51 | Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?» | 1ч. | 15.01 |
52 53 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын. | 2ч. | 18.01 21.01- |
54 | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | 22.01 |
55 | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | 25.01 |
56 57 | Классное сочинение №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 2ч. | 28.01 29.01 |
58 59 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим» | 2ч. | 01.02 04.02 |
60 61 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 2ч. | 05.02- 08.02 |
62 | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1ч. | 11.02 |
63 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1ч. | 12.02 |
64 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 1ч. | 15.02 |
65 66 | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 2ч. | 18.02 19.02 |
67 68 | А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе | 2ч. | 22.02 |
69 | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 1ч. | 25.02 |
70 | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия | 1ч. | 26.02 |
71 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 1ч. | 01.03 |
72 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 1ч. | 04.03 |
73 | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1ч. | 05.03 |
74 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1ч. | 11.03 |
75 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1ч. | 12.03 |
76 | Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч. | 15.03 |
77 | В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 1ч. | 18.03 |
78 79 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 2ч. | 19.03 01.04 |
80 81 | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…» | 2ч. | 02.04 05.04 |
82 | Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 1ч. | 08.04 |
83 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 1ч. | 09.04 |
84 85 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа «Санька Леонтьев». | 2ч. | 12.04 15.04 |
86 87 | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 2ч. | 16.04 19.04 |
88 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 1ч. | 22.04 |
89 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | 1ч. | 23.04 |
90 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 1ч. | 26.04 |
91 | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1ч. | 29.04 |
92 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. | 1ч. | 30.04 |
93 | Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 1ч. | 06.05 |
94 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. | 1ч. | 07.05 |
95 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. | 1ч. | 13.05 |
96 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». | 1ч. | 14.05 |
97 | Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия. | 2ч. | 17.05 20.05 |
98 | Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни» | 2ч. | 21.05 |
99 | Рекомендации для летнего чтения. | 1ч. | 24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Даты прохождения темы |
по плану | фактически |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
15