СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература Меркин

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Г.С. Меркин. Программа довольно понятна. Желаю всем удачи!!!!!!!!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература Меркин»

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Октябрьская средняя общеобразовательная школа







«Утверждаю»
Директор МБОУ Октябрьской СОШ


Приказ № 1894 от 17 декабря 2010 г.


________________ Е.Н. Кочнева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По литературе

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс

Количество часов: 87 ч.


Учитель: Натолока Екатерина Валерьевна


Программа разработана на основе авторской программы

Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2015г.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Учебным планом МБОУ Октябрьской СОШ на 2018-2019 учебный год;

  • Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ Октябрьской СОШ

Рабочая программа учебного курса литература в 6 классе составлена на основе авторской программы по литературе Ф.Е.Соловьева. М., «Русское слово» 2014г.

Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014г.

Для реализации содержания рабочей программы по русскому языку в 6 классе используется УМК:

  1. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2013г.

  2. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин): методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2012 г

Предмет литературы является обязательным для изучения, входит в инвариантную часть учебного плана. В соответствии с учебным планом курс литературы рассчитан на 102 часа в год- 3 часа в неделю.

В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2016-2017 учебный год будет проведено 99 часов

Из них:

- сочинений - 4;

-конкурс чтецов – 1;

-конкурс творческих работ – 1

-контрольный тест – 1

-творческая работа- 2

Сокращено изучение тем из резерва часов на повторение.



Планируемые предметные результаты

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.



Содержание


Содержание


Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.(1час.)

Развитие представлений о литературе, писатель и его

место в культуре и жизни общества, человек и литература, книга - необходимый элемент в формировании личности.

Формирование любви к литературе, овладение литературоведческими терминами, понимание важности литературы в жизни человека

Урок-лекция.

Собеседование,

тест.



Из греческой мифологии(2ч)

Рассказ о мифе и мифологии.

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Расширить знания о мифе, формировать умение анализировать художественное произведение, определять его жанр и род, приобщать к духовным ценностям народов мира,

составлять план


Урок-беседа,индивидуальная работа:подготовка сообщения.

Из  устного

народного

творчества(4ч)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

.Понимание проблем произведения, овладение литературоведческой терминологией,    умение анализировать и критически оценивать

Умение анализировать и критически оценивать полученные сведения, самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей


Комбинированный урок,самостоятельная и исследовательская работа,собеседование.

Из древнерусской литературы(4ч)

Нравственная проблематика житийной литературы

Отражение в произведениях истории Древней Руси  и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем

Овладение терминологией, формирование понимания связи литературы с эпохой, умение отвечать на вопросы, формирование собственного отношения к художественным произведениям, владение устной монологической речью, умение использовать речевые средства в определенной ситуации.


житие, сказание, древнерусская повесть;

автор и герой.

Различные виды пересказа, простой план.

Фронтальная работа,

Групповая работа,практикумы.

Из литературы

18 века(2 час.)


М.В.Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина.

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

Формирование представлений о важности познания в жизни человека.

Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Урок-исследование.

Проект,самостоятельная работа,практикум,индивидуально-групповые формы.





Из литературы

19века(51час.).

В.А.Жуковский.Баллада «Светлана»,»Кубок»

А.С.Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел;

М.Ю.Лермонтов. . Вольнолюбивые мотивы в

лирике «Тучи», «Парус», «Листок».

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба.»

И.С.Тургенев.»Записки охотника»

Н.А.  НЕКРАСОВ.

Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,   «Великое чувство! у каждых дверей».

Л. Н. ТОЛСТОЙ(4)

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn»,

«Что за человек был мой отец?»

В.Г. КОРОЛЕНКО

Повесть «В дурном обществе»

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »

Реальное, фантастическое, фабула.

Выразительное чтение наизусть.

Роман (первичное представление),

Выразительное чтение, различные

Виды пересказа, цитатный план,

Изложение с элементами рассуждения.


Трехсложные размеры стиха,

Метафора, инверсия.

Различные виды чтения и устного

Пересказа, письменный отзыв на эпизод

Идея произведения, тропы и фигуры

(сравнение, метафора, цитатный план)


Различные виды чтения, подбор

эпиграфов сочинение-зарисовка,

цитатный план.

План характеристики эпизодов,

персонажа

Подбор афоризмов и крылатых фраз

из произведения.






Исследовательская работа,самостоятельная работа,презентация,

инценировка одного из рассказов,внеклассная работа.





Из литературы

20 века (30час.)

И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц».

Рассказ «Лапти»

А.И.Куприн. Повесть «Белый пудель»,

Рассказ «Тапер»

С.А.Есенин. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра»


А.А.  Блок.  «Там неба осветленный край...»,  «Снег да снег...»

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»

А.А. Ахматова) «Перед весной бывают дни такие...»

Б.Л. Пастернак. «После дождя»

. Н.А. Заболоцкий. «Утро»


А.Т. Твардовский.   «Есть обрыв, где я, играя...»

«Я иду и радуюсь»

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре»

М.М.Пришвин.Сказка-быль «Кладовая солнца»

Н.М.Рубцов.Стихотворения «Звезда полей»,

«Тихая моя родина»

К.С.Симонов «Жди меня, и я вернусь»

Р.Г.Гамзатов «Журавли»

Д.С.Самойлов «Сороковые»

М.В.Исаковский «В прфронтовом лесу»

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

Составление цитатного плана.

Подбор эпиграфа к сочинению,

Умение определять жанр

произведения; сюжет, композицию,

средства выразительности,

навыки чтения наизусть,

умение характеризовать героев,

анализировать поэтический текст,

навыки сжатого и подробного

пересказов.




Урок-исследование.

Практическая работа,работа с терминами,тест,творческая мастерская,



сочинение-зарисовка,


написание рассказа по заданному сюжету,


выразительное чтение

наизусть.









Из зарубежной литературы.

(4час.)

Восточные сказки. «Сказка о Синбаде-мореходе»

О.Генри. «Дары волхвов», «Вождь краснокожих»

Д.Лондон. «Любовь к жизни»

Пересказ с заменой лица.

Выразительное чтение,

Создание монологических и диалогических высказываний в разных стилях, цитатный план,

Формирование ценностных представлений о человеческих качествах и поступках

Урок-развития речи,фронтальная работа,индивидуальная работа,презентация,

проект,проверочная работа.

Итоговый урок

(1час.)

Урок-викторина



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Книга и ее роль в жизни человека.

1ч.

03.09

Мифы о героях. «Пять веков».

1ч.

04.09

Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей»

1ч.

07.09

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

1ч.

10.09

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

1ч.

11.09

Из эпоса народов России.Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана»

1ч.

14.09

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1ч.

17.09

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

18.09

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1ч.

21.09

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

1ч.

24.09

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1ч.

25.09

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1ч.

28.09

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1ч.

01.10

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. Фантастическое и реальное.

1ч.

02.10


Новое явление в русской поэзии.

1ч.

05.10

Вн. чтение «Кубок»

1ч.

08.10

Лицей в жизни и творческой биографии

А.С. Пушкина

1ч.

09.10

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1ч.

12.10

«Редеет облаков летучая гряда»Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1ч.

15.10

В.н. чтение «Выстрел»

1ч.

16.10

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел.

1ч.

19.10

«Дубровский» нравственные и социальные проблемы.

1ч.

22.10

Основной конфликт романа.

1ч.

23.10

«Дубровский». Центральные персонажи в романе. Авторское отношение к героям.

1ч.

26.10

Продолжение романа А.С. Пушкина

1ч.

29.10

Контрольный тест.

1ч.

30.10

27

28

Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

2ч.

09.11

12.11

29

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1ч.

13.11

30

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

1ч.

16.11

31

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».

1ч.

19.11

32

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

1ч.

20.11

33

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

1ч.

23.11

34

Конкурс творческих работ.

1ч.

26.11

35

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1ч.

27.11

36

«Бранное, трудное время…»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

1ч.

03.12

37

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1ч.

04.12

38

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика(характеры, типы, речь).

1ч.

07.12

39

40

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя.

2ч.

10.12

11.12

41

Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба».

1ч.

14.12

42

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1ч.

17.12

43

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

1ч.

18.12

44

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1ч.

21.12

45

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)

1ч.

24.12

46

Л.Н. Толстой в 30-50 г.г. XIX в.

1ч.

25.12

47

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н.Толстого «Детство»

1ч.

28.12


48

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н.Толстого «Детство»

1ч.

09.01

49

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство»

1ч.

11.01

50

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1ч.

14.01

51

Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1ч.

15.01


52

53

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

2ч.

18.01

21.01-


54

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

22.01


55

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

25.01

56

57

Классное сочинение №3 «Мой друг Вася

(от имени Валека)».

2ч.

28.01

29.01

58

59

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим»

2ч.

01.02

04.02

60

61

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

2ч.

05.02-

08.02

62

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1ч.

11.02

63

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1ч.

12.02


64

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1ч.

15.02

65

66

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

2ч.

18.02

19.02

67

68

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе

2ч.

22.02

69

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

1ч.

25.02

70

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия

1ч.

26.02

71

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1ч.

01.03

72

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

1ч.

04.03

73

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1ч.

05.03

74

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра.

1ч.

11.03

75

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

1ч.

12.03

76

Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1ч.

15.03

77

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

1ч.

18.03

78

79

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

2ч.

19.03

01.04

80

81

Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…»

2ч.

02.04

05.04

82

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

1ч.

08.04

83

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1ч.

09.04

84

85

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа «Санька Леонтьев».

2ч.

12.04

15.04

86

87

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

2ч.

16.04

19.04

88

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей»

1ч.

22.04

89

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1ч.

23.04

90

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1ч.

26.04

91

Краткие сведения о братьях Гримм.

1ч.

29.04

92

Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

1ч.

30.04

93

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1ч.

06.05

94

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

1ч.

07.05

95

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

1ч.

13.05

96

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы».

1ч.

14.05

97

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.

2ч.

17.05

20.05

98

Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

2ч.

21.05

99

Рекомендации для летнего чтения.

1ч.

24.05


Лист корректировки рабочей программы


№ п/п

Название темы

Количество часов

Даты прохождения темы

по плану

фактически































































































































































































































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!