СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса»

Рабочая программа курса «Географическое краеведение»

Рабочая программа курса «Географическое краеведение»

I. Пояснительная записка

Целью Рабочей программы является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами Рабочей программы является определение содержания, объёма, порядка изучения учебного материала по курсу «Географическое краеведение» с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности и контингента обучающихся.

Рабочая программа по курсу «Географическое краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы».

Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся. При составлении программы учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, требования к содержанию программ внеурочной деятельности в соответствии с целями основного общего образования.

Цель курса:

– более подробное знакомство с особенностями природы Челябинской области, расширение представлений, обучающихся о рекреационном потенциале, туристических объектах и достопримечательностях родного края, выделение экологических проблем и путей их решения.

Задачи курса:

— создавать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

— формировать способность применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

— способствовать формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

— способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать стремления знать, как можно больше о родном крае;

— формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Рабочая программа курса «Географическое краеведение» составлена на основе пособия:

—           Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.  – Челябинск: АБРИС, 2008. – 64 с.

II. Общая характеристика курса «Географическое краеведение»

Курс «Географическое краеведение» является логическим продолжением курсов: «География. Землеведение» (5-6 класс) и «География. Материки, океаны, народы и страны» (7 класс), поэтому основывается на базе знаний, полученных обучающимися в 5-7 классах.

Курс состоит из пяти разделов, в которых рассматриваются особенности природных компонентов и комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. В тематическом планировании предусмотрены практические работы, которые формируют способность самостоятельно получать знания, применять их на практике, давать оценку использования природно-заповедных территорий и местных предприятий, а также определять их влияние на окружающую среду.

Изучение природно-заповедных территорий и рекреационно-туристических объектов Челябинской области дает возможность сформировать основу знаний для дальнейшего познания географии родного края, способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды.

Реализация программы курса дает возможность закреплять знания, полученные обучающимися на уроках географии, вовлечь обучающихся в творческую, проектную деятельность, а также предоставляет возможность удержать интерес к изучению географии родного края с целью формирования основ гражданской идентичности школьника.

III. Описание места курса «Географическое краеведение» в учебном плане

Курс «Географическое краеведение» введен как курс внеурочной деятельности и рассчитан на 35 часов для обучающихся 6 классов (по одному часу в неделю).

IV. Планируемые результаты изучения курса

 «Географическое краеведение»

Личностные результаты обучения

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

Сформированность гуманистических.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Смыслообразование

Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформированность основ современной экологической культуры; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.

Нравственно-этическая ориентация

Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные УУД

Смыслового чтения и работы с информацией       

 Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения;

 Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий;

Сформированность умения структурировать тексты.

Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций      

 Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач;

Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач;

Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа;

Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления;

Сформированность умения осуществлять сравнение, классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя;

Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности  

Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;

Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями;

Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности;

Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме;

Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Регулятивные УУД

Целеполагание     

 Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Планирование       

Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;

Сформированность умения самостоятельно составлять планы.

Прогнозирование

Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий.

Контроль

Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Оценка         

Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Коррекция   

Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные УУД

Планирование совместной деятельности    

Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Постановка вопросов      

Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности.

Разрешение конфликтов            

Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений).

Управление поведением партнера     

Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества

Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли)    

Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Владение монологической и диалогической формами речи      

Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• использовать различные источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;

• составлять описания краеведческих объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• различать изученные краеведческие объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• описывать по карте положение и взаиморасположение краеведческих объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий области;

• сравнивать особенности природы отдельных участков области;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах области;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• оценивать воздействие географического положения Челябинской области и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• использовать знания о явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль краеведческой науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования краеведческих знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию краеведческого содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

V. Содержание курса «Географическое краеведение»

Раздел 1. Школа юного краеведа (3 ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. Географическое положение города. Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы района города.

Практические работы:

1.         Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города). Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

2.         Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном обучающимся.

Раздел 2. Геология и рельеф нашего края (3 ч).

«Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Южный Урал.

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (дизайне). Редкие и уникальные ископаемые, их практическое значение. Поделочные и драгоценные камни. Способы обработки камней.

Практические работы:

3.         Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Мини-проект «Русская Бразилия»

Раздел 3. Климат и погода в нашем крае (3 ч).

Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Южном Урале.

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района (города). Климатическая характеристика района проживания.  «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области и района (города). Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Практические работы:

4.         Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой). Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.

Мини-проект «Взаимовлияние климата и человека»

Раздел 4. Край рек и озер (4 ч).

Горные и равнинные реки Южного Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод.

Мини-проект: Куда несут свои воды реки Южного Урала

Виртуальная экскурсия: «Путешествуем по озеру Увильды»

Раздел 5. Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала (22 ч).

Тема 1. Беречь и охранять природу (2 ч)

Виды особо охраняемых природных территорий и памятников природы. Природные заповедники и заказники. Национальные парки.

Мини-проект: «Сохраним уникальные уголки родного края» 

Тема 2. Южно-зауральский край (5 ч.).

Памятники природы. Гора Чека. Река Урал и его притоки. Утесы «Семь братьев». Аблязовские террасные луга. Ленточные и островные боры. Ольховая роща.

Горнолыжные центры на озере Банное, «Абзаково».

Мини-проект: Путешествуем по «Яшмовому поясу Южного Урала»

Тема 3. Горнозаводской край (9 ч.).

Памятники природы. Пещеры. Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемахинское карстовое поле. Хребет Большой Нургуш. Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Реки Уфа, Сатка и Юрюзань. Озеро Тургояк. Озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха. Широколиственные леса (Ашинский район). Лиственничная роща и реликтовый ельник (Нязепетровский район).  «Пороги» – первая гидростанция на Челябинском Урале. Горнолыжные курорты «Золотая долина» и «Завьялиха».

 Виртуальная сплав-экскурсия: «Айские притесы»

Тема 4. Восточно-зауральский край. Челябинск (6 ч.).

Крупнейшие в Челябинской области озера: Увильды и Аргазинское водохранилище. «Страна здоровья» – озера Кисегач, Еловое, Чебаркуль. «Уральские Минводы» – Хомутининские озера, сапропелевые грязи. Местные озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха. Восточно-Уральский заповедник. Челябинская группа озер. Реликтовые боры. Кочердыкский государственный заказник.

Виртуальная экскурсия: «Пояс черный, белый, золотой».

Пешеходная экскурсия по пешеходной части улицы Кирова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!