СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика-это просто"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика-это просто"»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика-это просто» составлена на основе следующих нормативных правовых документов:


  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (с учетом всех изменений);

  2. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;

  4. Приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  5. Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

  6. Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;

  7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  9. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  10. Письма Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;

  11. Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;


Рабочая программа курса «Физика-это просто» может быть реализована в 7 и 8 классах. Согласно учебному плану МБОУ «Алупкинская СШ № 2» рабочая программа курса рассчитана на 68 учебных часов: 34 часа в 7-м классе и 34 часа в 8-м классе.


Цель курса:

  • расширять и углублять знания, полученные обучающимися на уроках;

  • показать использование знаний в практике, в жизни;

  • раздвинуть границы учебника, мотивировать обучающихся стремлением как можно больше узнать, понять;

  • формирование проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

  • развить познавательные и научные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся.

 

Задачи:

  • овладение методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

  • развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания;

  • формирование у обучающихся знаний о физических величинах, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел.


Курс «Физика-это просто» в 7-8-ых классах реализуется в форме творческой мастерской в рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Используются также эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.

Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Форма занятий:

- беседы;

- лекции;

- практические занятия;

- лабораторные работы;

- исследовательская работа;

- создание и презентация проектов;

-конференции.

Курс «Физика – это просто» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть при выполнении лабораторных работ ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ.

Наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

• консультация с учителем;

• работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

• подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Форма выражения результата: материалы эксперимента в виде группового проекта и его презентации.


Планируемые результаты освоения


Программа курса «Физика-это просто»  направленна на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. 


Предметные результаты:

  1. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  1. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;

  2. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  3. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Метапредметные результаты:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  3. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  4. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  5. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  6. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Личностные результаты:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  6. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  7. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;


Содержание тем курса.

Введение.

Инструктаж по технике безопасности. Технология выполнения экспериментальных заданий. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование.


Проект и исследование.

Знакомство с основными доступными нам методами создания проекта либо исследования (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и средств, для осуществления проекта; наблюдение, выдвижение гипотезы, опыт и вывод-заключение). Чем проект отличается от исследования. Использование: схем, рисунков, графиков, таблиц и моделей при проектировании либо исследовании. Работа с книгой. Выбор книг и источников. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте, исследовании. Представление результатов деятельности.

Измерение физических величин.

Физические величины и их измерения. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Математическая запись больших и малых величин. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Лабораторные работы:

  1. Определение цены деления измерительных приборов.

  2. Определение погрешностей измерения измерительных приборов.


Измеряем не измеримое.

Измерение размеров различных тел. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

Лабораторные работы:

1. Различные методы измерения длины.

2. Измерение площадей разных фигур.

3. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.


Темы проектов:

1. Измерение толщины волоса.

2. Как определить объем капли.

3. Как определить площадь поверхности Черного моря.

4. Как определить площадь полуострова Крым.

5. Какую площадь занимает Алупка.

6. Измерительные приборы — наши помощники.


Изучение человека как физического объекта.


Лабораторные работы:

1.Определение длины своего шага;

2.Измерение скорости движения при ходьбе и беге;

3.Измерение массы и объёма своего тела;

4.Определение площади ладони.

Темы проектов:

1. Работа совершаемой при ходьбе.

2. Определение мощности человека при подъёме по лестнице,

3. Измерение плотности тела человека.

4. Давление производимое на пол.


Конструирование приборов и приспособлений.


Лабораторные работы:

1.Исследование явления взаимодействия электрических зарядов;

2.Обнаружение явления электризации тел при соприкосновении;

3.Исследование действия электрического пол на проводники и диэлектрики;

4.Изготовление электроскопов;

5.Изготовление и испытание источников постоянного тока.


Темы исследовательских работ:

1. Необычные источники энергии - "вкусные" батарейки.

2. Картофель как источник электрической энергии.

3. Использование электроприборов в быту и расчет стоимости потребления электроэнергии.

4. Изучение электроснабжения квартиры.



Тематический план

7 класс


п/п

Тема

Количество часов по РП

1

Введение.

1

2

Проект и исследование.

5

3

Измерение физических величин.

6

4

Измеряем не измеримое.

12

5

Изучение человека как физического объекта.

10


Итого:

34



Тематический план

8 класс


п/п

Тема

Количество часов по РП

1

Введение.

1

2

Проект и исследование

5

3

Измерение физических величин.

5

4

Конструирование приборов и приспособлений.

23


Итого:

34















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!