Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика-это просто» составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (с учетом всех изменений);
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
Приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Письма Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
Рабочая программа курса «Физика-это просто» может быть реализована в 7 и 8 классах. Согласно учебному плану МБОУ «Алупкинская СШ № 2» рабочая программа курса рассчитана на 68 учебных часов: 34 часа в 7-м классе и 34 часа в 8-м классе.
Цель курса:
расширять и углублять знания, полученные обучающимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, мотивировать обучающихся стремлением как можно больше узнать, понять;
формирование проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
развить познавательные и научные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Задачи:
овладение методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания;
формирование у обучающихся знаний о физических величинах, как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел.
Курс «Физика-это просто» в 7-8-ых классах реализуется в форме творческой мастерской в рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Используются также эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований.
Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Форма занятий:
- беседы;
- лекции;
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- исследовательская работа;
- создание и презентация проектов;
-конференции.
Курс «Физика – это просто» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть при выполнении лабораторных работ ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ.
Наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
• консультация с учителем;
• работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
• подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Форма выражения результата: материалы эксперимента в виде группового проекта и его презентации.
Планируемые результаты освоения
Программа курса «Физика-это просто» направленна на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты:
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
научиться пользоваться измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
Содержание тем курса.
Введение.
Инструктаж по технике безопасности. Технология выполнения экспериментальных заданий. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование.
Проект и исследование.
Знакомство с основными доступными нам методами создания проекта либо исследования (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и средств, для осуществления проекта; наблюдение, выдвижение гипотезы, опыт и вывод-заключение). Чем проект отличается от исследования. Использование: схем, рисунков, графиков, таблиц и моделей при проектировании либо исследовании. Работа с книгой. Выбор книг и источников. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте, исследовании. Представление результатов деятельности.
Измерение физических величин.
Физические величины и их измерения. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Математическая запись больших и малых величин. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Лабораторные работы:
Определение цены деления измерительных приборов.
Определение погрешностей измерения измерительных приборов.
Измеряем не измеримое.
Измерение размеров различных тел. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Лабораторные работы:
1. Различные методы измерения длины.
2. Измерение площадей разных фигур.
3. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Темы проектов:
1. Измерение толщины волоса.
2. Как определить объем капли.
3. Как определить площадь поверхности Черного моря.
4. Как определить площадь полуострова Крым.
5. Какую площадь занимает Алупка.
6. Измерительные приборы — наши помощники.
Изучение человека как физического объекта.
Лабораторные работы:
1.Определение длины своего шага;
2.Измерение скорости движения при ходьбе и беге;
3.Измерение массы и объёма своего тела;
4.Определение площади ладони.
Темы проектов:
1. Работа совершаемой при ходьбе.
2. Определение мощности человека при подъёме по лестнице,
3. Измерение плотности тела человека.
4. Давление производимое на пол.
Конструирование приборов и приспособлений.
Лабораторные работы:
1.Исследование явления взаимодействия электрических зарядов;
2.Обнаружение явления электризации тел при соприкосновении;
3.Исследование действия электрического пол на проводники и диэлектрики;
4.Изготовление электроскопов;
5.Изготовление и испытание источников постоянного тока.
Темы исследовательских работ:
1. Необычные источники энергии - "вкусные" батарейки.
2. Картофель как источник электрической энергии.
3. Использование электроприборов в быту и расчет стоимости потребления электроэнергии.
4. Изучение электроснабжения квартиры.
Тематический план
7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов по РП |
1 | Введение. | 1 |
2 | Проект и исследование. | 5 |
3 | Измерение физических величин. | 6 |
4 | Измеряем не измеримое. | 12 |
5 | Изучение человека как физического объекта. | 10 |
| Итого: | 34 |
Тематический план
8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов по РП |
1 | Введение. | 1 |
2 | Проект и исследование | 5 |
3 | Измерение физических величин. | 5 |
4 | Конструирование приборов и приспособлений. | 23 |
| Итого: | 34 |
7