СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность: секреты родного языка" (10 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по предмету поможет в подготовке к итоговой аттестации по предмету, а также позволит  сформировать ключевые компетенции выпускников школы и повысить уровень речевой культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность: секреты родного языка" (10 класс)»

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа "Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Дёмина"











Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности


«Русская словесность: секреты родного языка»

10 класс

Составитель программы

учитель русского языка и литературы

Жиляева Виктория Олеговна











2023– 2024 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русская словесность:

секреты родного языка» 10 класс

Содержание

  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности «Русская словесность: секреты родного языка».

  2. Содержание внеурочной деятельности «Русская словесность: секреты родного языка».

  3. Календарно-тематическое планирование.

  4. Информационно-методическое обеспечение.

  5. Предполагаемая результативность курса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русская словесность: секреты родного языка» для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина»

По учебному плану на изучение курса в 10 классе отводится 34 часа, что составляет 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты освоения факультатива.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

— развитие любознательности, интереса к изучению языка и сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности, дисциплинированности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- активно включаться в общение личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы.

Предметные результаты

В результате изучения факультативного курса «Секреты русского языка» на уровне среднего общего образования учащийся научится:

-использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

1. Содержание программы

Языковые нормы. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

Орфоэпическая норма. Основные правила орфоэпии. Причины нарушения орфоэпических. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.

Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

2. Тематическое планирование

№ п/п.

Тема занятия

кол-во

часов


1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка

1


2

Культура речи при подготовке к публичному выступлению. Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии.

1


3

Основные приёмы совершенствования речи.Орфоэпические нормы. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1


4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.

1


5

Приёмы повышения качества речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (метафора, эпитет).

1


6

Уместность использования средств выразительности языка. Тропы (метонимия, синекдоха, сравнение, ирония и др.) Умение находить их в тексте.

1


7

Стилистические фигуры, их роль в тексте. Композиционные особенности текстов разных стилей.

1


8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1


9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1


10-11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

2


12-13

Особенности орфографии слов разных частей речи. Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

2


14-15

Приставки исконные и заимствованные: алгоритмы правописания. Правописание корней и приставок. Трудные случаи.

2


16-17

Совершенствование качества устной речи : устранение ошибок в управлении. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

2


18

Выразительные возможности словообразовательных форм слова. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).

1

19

Формы выражения отрицания в текстах разных стилей. Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Упражнения на повышение качества устной и письменной речи.

1

21-22

Создание текстов разных стилей в соответсвии с коммуникативной задачей. Тренировочно - диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

2

23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Выразительные возможности русского синтаксиса.

1


26

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).

1

27

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Вариативность в построении смысловых отрезков текста.

1

28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

29-30

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения).

1

31

Совершенствование речи при подготовке к публичному выступлению. Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

2

32

Уместность использования синтаксических конструкций разного типа. Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

1

33

Итоговая работа

1

34

Марафон достижений

1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели курса:

освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей

профессиональной жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно- выразительных средств русского языка;

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

  • умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности "Русская словесность" для учащихся 10-11 классов Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов России и народов мира. Чувство ответственности и долга перед Родиной.

2. Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических способностей.

6. Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.


9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению).

Перечень учебно–методического обеспечения

1.Таблицы

2.Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

Обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В программе предусмотрена возможность организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

- онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

- онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

- онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

- комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

- онлайн- тестирование и самооценка знаний; -синхронная/асинхронная телеконференция;

- офлайн-урок с использованием платформы ДО.

В зависимости от возможностей и актуальности применения, учитель выбирает удобные для качественного освоения темы обучающимися интернет-ресурсы и порталы. В том числе:

– Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru).

– Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.

– Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков.

– Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе

– ЯКласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.

– Учи.ру https://uchi.ru/ — интерактивная образовательная онлайн-платформа.

– Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).

– Портал для подготовки обучающихся к участию во всероссийских проверочных работах “Решу ВПР” (https://vpr.sdamgia.ru/);

– Электронные учебники издательства “Просвещение” (https://media.prosv.ru/). – Интерактивные рабочие тетради и тренажеры от онлайн-школы Skyeng, корпорации «Российский учебник» и группы компаний «Просвещение» https://edu.skysmart.ru

Литература

  1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

  2. Тематический тренинг Русский язык ЕГЭ-2021 Н.А. Сенина, С.В. Гармаш.

  3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет

  4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.

  5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

  6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».7. И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные варианты 8 Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

9. Сервисы: Материалы для ЕГЭ, видеокурс для подготовки к ЕГЭ, @ Яндекс ЕГЭ”, “Решу ЕГЭ”, “Грамота.ру”, Texstologia.ru.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!