Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Реальная математика»
10 класс
Составитель:
– Мищенкова Т.В.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» является частью ООП СОО и состоит из следующих разделов:
В основе рабочей программы лежит содержание предметной области «Математика».
Учебно-методический комплекс:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. –М.:Просвещение, 2010.-224 с.
2. Я.И. Перельман «Занимательная геометрия», 2016
3. Методические материалы сайта ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
4. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.В. Ященко.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность математики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
| У обучающегося будут | | Обучающийся получит возможность для |
| сформированы | | | формирования |
| | | | Внутренняя позиция школьника |
| формирование | | | Формирование внутренней позиции школьника на |
ответственного | | отношения | к | уровне положительного отношения к школе, |
учению, готовности и способности | понимания необходимости учения, выраженного в |
обучающихся | к | саморазвитию | и | преобладании учебно-познавательных мотивов и |
самообразованию | на | основе | предпочтений социального способа оценки знаний |
мотивации к обучению и познанию; | |
| Формирование целостного | |
мировоззрения, | соответствующего | |
современному | уровню | развития | |
науки и общественной практики; | | |
| развитие | | осознанного | и | |
ответственного | | отношения | к | |
собственным поступкам; | | | |
| формирование | | | |
коммуникативной | компетентности | |
в | процессе | | образовательной, | |
учебно-исследовательской, | | | |
творческой и | других | видов | |
деятельности. | | | | | |
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные действия
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков анализировать объекты с выделением
существенных и несущественных
признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивает по заданным критериям осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводит классификацию по заданным | осуществлять | | классификацию, |
критериям | самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | | |
строить рассуждения в форме связи | строить | логические | рассуждения, |
суждений об объекте, свойствах, связях | включающие | | установление | причинно- |
| следственных связей | | |
Умение определять последовательность событий | | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать | последовательность |
| событий, | выявлять | недостающие |
| элементы | | | | |
Умение определять последовательность действий | | |
определять последовательность выполнения | определять | | последовательность |
действий, составлять инструкцию | выполнения | | действий, | | составлять |
| инструкцию (алгоритм) к выполненному |
| действию | | | | |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
понимать информацию, представленную в | Понимать информацию, представленную в |
неявном виде (выделяет общий признак | неявном виде (выделяет общий признак |
группы элементов, характеризует явление | группы элементов, характеризует явление |
по его описанию). | по его описанию) и самостоятельно |
| представлять | информацию | в неявном |
| виде. | | | | |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | | Ученик получит возможность научиться |
| Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
Принимать и сохранять учебные | ставить новые учебные задачи |
цели и задачи | | | |
| | Умение контролировать свои действия |
осуществлять контроль | | осуществлять контроль собственной деятельности |
| | Умения планировать свои действия |
планировать и | выполнять свои | планировать и выполнять свои действия в |
действия в | соответствии | с | соответствии с поставленной задачей и условиями ее |
поставленной | задачей | и | реализации в новом учебном материале |
условиями ее реализации | | |
| | Умения оценивать свои действия |
оценивать | правильность | самостоятельно адекватно оценивать правильность |
выполнения действия на уровне | выполнения действия и вносить необходимые |
ретроспективной оценки | | коррективы в исполнение как по ходу его реализации, |
| | | так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | | Ученик получит возможность научиться |
| Умение объяснить свой выбор | | |
строить высказывания | при | строить высказывания при объяснении своего выбора |
объяснении своего выбора | | и отвечать на поставленные вопросы | |
| | Умение задавать вопросы | | |
формулировать вопросы | | формулировать | вопросы, | необходимые | для |
| | организации | собственной | деятельности | и |
| | сотрудничества с партнером | | |
Предметные результаты
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представления об основных изучаемых понятиях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение работать с математическим текстом (сравнивать и анализировать), грамотно применять терминологию и символику, используя математический язык;
приобретение навыков работы со статистическими данными;
овладение методами вычисления площади многоугольников;
овладение более глубокими знаниями при решении олимпиадных и конкурсных задач;
овладение конструктивными навыками при решение практико-ориентированных задач..
Реализация воспитательного потенциала курса внеурочной деятельности:
1. Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
2. Формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
3. Создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
4. Поддержка в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
5. Поощрение детских инициатив и детского самоуправления.
6. Познавательная деятельность. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
7. Художественное творчество. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
8. Проблемно-ценностное общение. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
9. Спортивно-оздоровительная деятельность. Физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Самая яркая характеристика старшеклассника – это стремление экспериментировать с использованием своих возможностей.
Поэтому при проведении занятий используются проблемное обучение, метод проектов.
Проблемное обучение. Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Метод проектов. Использование данного метода позволяет достичь более глубокого понимания и запоминания информации, способов применения этой информации в учѐбе и жизни в связи с тем, что результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Формы организации: индивидуальная, парная, групповая работа.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие виды деятельности:
беседа, дискуссия, тестирование, просмотр видеофрагментов, проектная деятельность.
1. Статистические характеристики
Вероятностные модели. Статистическое распределение ряда. Диаграмма, таблица – наглядное представление статистической информации. Статистические исследования. Решение олимпиадных и конкурсных задач. Демоверсия ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Создание исследовательского проекта «Способы представления информации». Уметь решать задачи типа № 3, №6 (базовый уровень)
2. Геометрические задачи
Занимательные задачи на построение. Развертка многогранников. Многогранники (сечения, поверхности). Решение тестов ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Уметь решать задачи части геометрии ЕГЭ.
Уметь решать задачи типа №13 (базовый уровень), №2 (профильный уровень) ЕГЭ.
3. Задачи на проценты
Занимательные задачи на проценты. Проценты, сплавы, смеси. Решение олимпиадных и конкурсных задач. Решение экономических задач, встречающихся в тестах ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Уметь решать задачи части типа №15, №20 (базовый уровень), №9 (профильный уровень) ЕГЭ.
4. Чтение графиков зависимости между величинами. Соответствие между величинами и их возможными значениями
Решение тестов ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Уметь решать задачи типа №7 (базовый уровень), №10, №15 (профильный уровень) ЕГЭ.
5. Вероятность
Занимательные комбинаторные задачи. Решение олимпиадных и конкурсных задач. Перестановка, размещения, сочетания. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей. Решение образцов вариантов ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Создание творческого проекта «Теория вероятностей в жизни». Уметь решать задачи типа №5 (базовый уровень), №3, №4 (профильный уровень) ЕГЭ.
6. Работа с геометрическими и физическими формулами
Геометрические и физические формулы. Выражение одной величины через другую. Решение образцов вариантов ЕГЭ.
Практическая деятельность:
Уметь решать задачи типа №4 (базовый уровень), №8 (профильный уровень) ЕГЭ.
Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ п/п | Тема | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Статистические характеристики | 9 | 1,4, 5,6,8 |
2 | Геометрические задачи | 6 | 1,4, 5,6 |
3 | Задачи на проценты | 7 | 1,4, 5,6 |
4 | Чтение графиков зависимости между величинами. Соответствие между величинами и их возможными значениями | 3 | 1,4, 5,6 |
5 | Вероятность | 7 | 1,4, 5,6,8 |
6 | Работа с геометрическими и физическими формулами | 3 | 1,4, 5,6,8 |
Всего | 35 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Количество часов | Дата | |
| 1. Статистические характеристики 9 | |
1 | Вероятностные модели | 1 | | |
2 | Статистическое распределение ряда | 1 | | |
3 | Диаграмма, таблица – наглядное представление статистической информации | 1 | | |
4 | Диаграмма, таблица – наглядное представление статистической информации | 1 | | |
5 | Статистические исследования | 1 | | |
6 | Решение олимпиадных и конкурсных задач | 1 | | |
7 | Решение олимпиадных и конкурсных задач | 1 | | |
8 | Демоверсия ГВЭ, ЕГЭ | 1 | | |
9 | Демоверсия ГВЭ, ЕГЭ | 1 | | |
2. Геометрические задачи 6 |
10 | Занимательные задачи на построение | 1 | | |
11 | Развертка многогранников | 1 | | |
12 | Многогранники: сечения, поверхности, объёмы | 1 | | |
13 | Многогранники: сечения, поверхности, объемы | 1 | | |
14 | Решение тестов ЕГЭ | 1 | | |
15 | Решение тестов ЕГЭ | 1 | | |
| 3. Задачи на проценты 7 | |
16 | Занимательные задачи на проценты | 1 | | |
17 | Занимательные задачи на проценты | 1 | | |
18 | Проценты, сплавы, смеси | 1 | | |
19 | Проценты, сплавы, смеси | 1 | | |
20 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
21 | Решение экономических задач, встречающихся в тестах ЕГЭ | 1 | | |
22 | Решение экономических задач, встречающихся в тестах ЕГЭ | 1 | | |
4. Чтение графиков зависимости между величинами. Соответствие между величинами и их возможными значениями 3 |
23 | Решение тестов ЕГЭ | 1 | | |
24 | Решение тестов ЕГЭ | 1 | | |
25 | Решение тестов ЕГЭ | 1 | | |
5. Вероятность 7 |
26 | Занимательные комбинаторные задачи | 1 | | |
27 | Решение олимпиадных и конкурсных задач | 1 | | |
28 | Перестановка, размещения, сочетания | 1 | | |
29 | Вероятность случайного события | 1 | | |
30 | Сложение и умножение вероятностей. | 1 | | |
31 | Решение образцов вариантов ЕГЭ | 1 | | |
32 | Решение образцов вариантов ЕГЭ | 1 | | |
6. Работа с геометрическими и физическими формулами 3 |
33 | Геометрические и физические формулы | 1 | | |
34 | Выражение одной величины через другую | 1 | | |
35 | Решение образцов вариантов ЕГЭ | 1 | | |
| Всего: | 35 ч. | | |