СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»»

Праграмма рабочего кружка «Краеведение»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

Личностные результаты:

российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве  гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности);

сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия: ‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия: ‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; ‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

‒ смысловое чтение;

‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; ‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

работать индивидуально и в группе;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать: в предметной области «Литературное краеведение»: ‒ осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений тюменских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;

‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений тюменских авторов;

‒ развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

В предметной области «Географическое краеведение»: ‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона; ‒ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; ‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; ‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

В предметной области «Биологическое краеведение»: ‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края;

В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: ‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения и их последствий для личности, общества и государства;

‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Литературное краеведение (12 часов)

Мифы и легенды коренных народов Тюменской области. Мифы как культурное достояние древних народов. Воплощение народного идеала в легенде. Сказки коренных народов. Герои сказок. Представление об идеале, воплощенное в сказках. Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок. Литературные сказки тюменских писателей. Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. Герои литературных сказок. Юмор в сказке. Проектная деятельность: родной край в фольклорных и литературных сказках. Воспитание любви к родному краю. Стихи о Тюменской области. Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.

Географическое краеведение (10 часов)

Что мы знаем о географии Тюменской области? Образ о региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области. Проектная деятельность: составление визитной карточки «Тюмень – столица деревень». Место открытия Тюменской земли в эпохе географических открытий XVII - XIX вв. Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края». Как выглядит Тюменская область из космоса. Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты. Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Тюменской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Тюменской области. Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн-сервисов. Самое узкое и самое широкое место на карте. Соседи. Особенности ориентирования в своей местности. Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе). Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему району, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе с использованием онлайн-сервисов. Я открываю Тюменскую область. Проектная деятельность: «Мое путешествие по Тюменской области». Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном обучающимся.

Биологическое краеведение (6 часов)

Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их характеристика. Осенние явления в природных сообществах Тюменской области. Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям. Экскурсия в местное природное сообщество. Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания. Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоем. Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах. Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания.

Основы безопасности жизнедеятельности (6 часов)

Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Тюменской области. Оползни, , наводнения, природные пожары и др. Практическая часть: исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области»


Учебно-тематический план (34 часа)

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

В том числе

Форма промежуточной итоговой аттестации

Теория

Практика


Литературное краеведение (12ч)

1

Вводное занятие. Мифы и легенды коренных народов Тюменской области.

1

1


 -

2

Мифы как культурное достояние древних народов.

1

1


-

3

Воплощение народного идеала в легенде.

1

1


-

4

Сказки коренных народов.

1

1


-

5

Герои сказок.

1

1


-

6

Представление об идеале, воплощенное в сказках..

1

1


-

7

Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок.

1

1


-

8

Литературные сказки тюменских писателей.

1

1


-

9

Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие.

1

1


-

10

Герои литературных сказок.

1

1


-

11

Юмор в сказке

1

1


-

12

Родной край в фольклорных и литературных сказках

1


1

Проектная деятельность

Географическое краеведение (10 ч.)

13

Образ о региона на физической карте мира и физической карте России.

1

1


-

14

Территориальный состав области. Проектная деятельность: составление визитной карточки «Тюмень – столица деревень».

1


1

Проект «Визитная карточка»

15

Место открытия Тюменской земли в эпохе географических открытий XVII - XIX вв. Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края».

1


1

Проект «По следам великих путешественников моего края»

16

Как выглядит Тюменская область из космоса. Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты.

1


1

Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты

17

Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Тюменской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Тюменской области. Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн-сервисов. Самое узкое и самое широкое место на карте. Соседи.

1

1


-

18

Особенности ориентирования в своей местности. Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе)..

2

1

1

Организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе).

19

Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему району, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе с использованием онлайн-сервисов.

3


3

Проект «Я открываю Тюменскую область»

Биологическое краеведение (6 часов)

20

Основные среды обитания, их характеристика. Осенние явления в природных сообществах Тюменской области. Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям..

1

1


-

21

Экскурсия в местное природное сообщество. Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

1


1

-

22

Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания. Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоем.

2

1

1

-

23

Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах. Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве.

1

1


-

24

Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания

1

1


-

Основы безопасности жизнедеятельности (6 ч.)

25

Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Тюменской области.

1

1


-

26

Оползни

1

1


-

27

Наводнения,

1

1


-

28

Природные пожары

1

1


-

29

Исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области»

2


2

Исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области


ИТОГО

34

22

12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!