Праграмма рабочего кружка «Краеведение»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности);
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия: ‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия: ‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; ‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ смысловое чтение;
‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; ‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать: в предметной области «Литературное краеведение»: ‒ осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений тюменских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений тюменских авторов;
‒ развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
В предметной области «Географическое краеведение»: ‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона; ‒ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; ‒ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; ‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
В предметной области «Биологическое краеведение»: ‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края;
В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: ‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения и их последствий для личности, общества и государства;
‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Литературное краеведение (12 часов)
Мифы и легенды коренных народов Тюменской области. Мифы как культурное достояние древних народов. Воплощение народного идеала в легенде. Сказки коренных народов. Герои сказок. Представление об идеале, воплощенное в сказках. Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок. Литературные сказки тюменских писателей. Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. Герои литературных сказок. Юмор в сказке. Проектная деятельность: родной край в фольклорных и литературных сказках. Воспитание любви к родному краю. Стихи о Тюменской области. Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая направленность лирики.
Географическое краеведение (10 часов)
Что мы знаем о географии Тюменской области? Образ о региона на физической карте мира и физической карте России. Территориальный состав области. Проектная деятельность: составление визитной карточки «Тюмень – столица деревень». Место открытия Тюменской земли в эпохе географических открытий XVII - XIX вв. Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края». Как выглядит Тюменская область из космоса. Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты. Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Тюменской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Тюменской области. Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн-сервисов. Самое узкое и самое широкое место на карте. Соседи. Особенности ориентирования в своей местности. Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе). Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему району, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе с использованием онлайн-сервисов. Я открываю Тюменскую область. Проектная деятельность: «Мое путешествие по Тюменской области». Составление фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном обучающимся.
Биологическое краеведение (6 часов)
Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их характеристика. Осенние явления в природных сообществах Тюменской области. Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям. Экскурсия в местное природное сообщество. Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания. Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоем. Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах. Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания.
Основы безопасности жизнедеятельности (6 часов)
Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Тюменской области. Оползни, , наводнения, природные пожары и др. Практическая часть: исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области»
Учебно-тематический план (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | В том числе | Форма промежуточной итоговой аттестации |
Теория | Практика | |
Литературное краеведение (12ч) |
1 | Вводное занятие. Мифы и легенды коренных народов Тюменской области. | 1 | 1 | | - |
2 | Мифы как культурное достояние древних народов. | 1 | 1 | | - |
3 | Воплощение народного идеала в легенде. | 1 | 1 | | - |
4 | Сказки коренных народов. | 1 | 1 | | - |
5 | Герои сказок. | 1 | 1 | | - |
6 | Представление об идеале, воплощенное в сказках.. | 1 | 1 | | - |
7 | Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных сказок. | 1 | 1 | | - |
8 | Литературные сказки тюменских писателей. | 1 | 1 | | - |
9 | Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. | 1 | 1 | | - |
10 | Герои литературных сказок. | 1 | 1 | | - |
11 | Юмор в сказке | 1 | 1 | | - |
12 | Родной край в фольклорных и литературных сказках | 1 | | 1 | Проектная деятельность |
Географическое краеведение (10 ч.) |
13 | Образ о региона на физической карте мира и физической карте России. | 1 | 1 | | - |
14 | Территориальный состав области. Проектная деятельность: составление визитной карточки «Тюмень – столица деревень». | 1 | | 1 | Проект «Визитная карточка» |
15 | Место открытия Тюменской земли в эпохе географических открытий XVII - XIX вв. Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края». | 1 | | 1 | Проект «По следам великих путешественников моего края» |
16 | Как выглядит Тюменская область из космоса. Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты. | 1 | | 1 | Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты |
17 | Современные географические способы изображения Земли и их возможности для исследования Тюменской области (города, села, микрорайона, улицы). Очертания Тюменской области. Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн-сервисов. Самое узкое и самое широкое место на карте. Соседи. | 1 | 1 | | - |
18 | Особенности ориентирования в своей местности. Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе).. | 2 | 1 | 1 | Организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией особенностей ориентирования в своей местности (в селе, природе). |
19 | Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему району, селу (например, маршрут путешествия от дома до школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе с использованием онлайн-сервисов. | 3 | | 3 | Проект «Я открываю Тюменскую область» |
Биологическое краеведение (6 часов) |
20 | Основные среды обитания, их характеристика. Осенние явления в природных сообществах Тюменской области. Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным изменениям.. | 1 | 1 | | - |
21 | Экскурсия в местное природное сообщество. Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | 1 | | 1 | - |
22 | Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние живых организмов на среду обитания. Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоем. | 2 | 1 | 1 | - |
23 | Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни в почвенной и организменной средах. Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания. Приспособленность организмов к жизни в почве. | 1 | 1 | | - |
24 | Живые организмы как среда обитания других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду обитания | 1 | 1 | | - |
Основы безопасности жизнедеятельности (6 ч.) |
25 | Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Тюменской области. | 1 | 1 | | - |
26 | Оползни | 1 | 1 | | - |
27 | Наводнения, | 1 | 1 | | - |
28 | Природные пожары | 1 | 1 | | - |
29 | Исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области» | 2 | | 2 | Исследовательский проект «Природные опасности Тюменской области |
| ИТОГО | 34 | 22 | 12 | |