Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»
Прионежского района Республики Карелия
Рассмотрена Утверждена
на методическом совете школы приказом по школе
протокол № _____ от ______________) №______от_______
Принята
педагогическим советом школы
(протокол № ___ от _____________)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Искусство устной и письменной речи»
общекультурного направления развития личности
основной общеобразовательной программы
основного общего образования
сроком реализации 1 год в 9 классе
Составитель: Новикова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
1-ой квалификационной категории
2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство устной и письменной речи» является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ «Шелтозерская СОШ», реализующей ФГОС ООО. Предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на реализацию в течение одного учебного года (1 час в неделю – 35 часов в год).
Программа реализуется через внеурочные занятия, содержание которых предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Л.М.Рыбченковой.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
-обогащение словаря;
-развитие устной и письменной речи;
-работа над содержательной стороной слова;
-активизация познавательных интересов;
-развитие творческих способностей и мышления;
-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами.
Владение языком - это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать и писать.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-готовность к самостоятельной творческой деятельности;
-толерантное сознание и поведение в обществе;
-навыки сотрудничества со сверстниками;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-умение ориентироваться в различных источниках информации;
-умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
-умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
-владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
-сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
-способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
-свободное использование словарного запаса;
-сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
-овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
-научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
-научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
-владеть формами обработки информации исходного текста;
-работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать -формулировку задания и вникать в её смысл;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-уметь работать с бланками экзаменационной работы;
-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1ч)
1. Чтение текста вслух (3ч)
Адекватное понимание письменной речи. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Пересказ текста (4ч) Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
Монолог (6ч) Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Диалог (2ч) Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Практическое занятие (2ч)
Сжатое изложение (9ч) Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Написание изложения.
Сочинение-рассуждение (8ч) Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Корректировка текста.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
|
1 | Введение | 1 | Познакомятся со структурой итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, критериями оценки заданий |
| Чтение текста вслух | 3 | Читают текст, выбранный учителем; отмечают ошибки в чтении, делают работу над ошибками; работают под руководством учителя над темпом чтения и интонационными паузами, необходимыми для выделения главной мысли текста. |
| Пересказ текста | 4 | Составляют план прочитанного текста; определяют основную мысль; тренируются в пересказе с использованием цитаты. |
| Монолог | 6 | Выбирают тему монологического высказывания, тренируются говорить по выбранной теме. |
| Диалог | 2 | Отвечают на вопросы учителя, учатся отвечать развернутыми предложениями. |
| Практическое занятие | 2 | Пробуют самостоятельно пройти собеседование |
|
| Сжатое изложение | 9 | Учатся слушать текст и запоминать основные фразы, учатся выделять главную мысль текста и выстраивать свой текст на основе ведущей авторской идеи. |
| Сочинение-рассуждение | 8 | Выбирают тему, учатся рассуждать по определенному плану. Внимательно читают текст, по которому пишут сочинение. |