СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Точка, точка, запятая...», 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: создание условий для общеинтеллектуального развития младшего школьника посредством формирования начальных филологических представлений и знаний о русском языке, развития устной речи, мелкой моторики рук, творческого и логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Точка, точка, запятая...», 1 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская основная общеобразовательная школа»





Принята педагогическим советом школы протокол от 30.08.2018 № 1

Утверждена приказом от 30.08 2018 № 118

Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования,

утвержденной приказом от 27.07.2017 № 97










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Точка, точка, запятая...»

1 класс










Составлена

Бородкиной А.Н.











п. Войскорово

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения обучающимися уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе во внеурочной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов, а также являются показателем достижения целей и задач рабочей программы.

Цели и задачи рабочей программы курса.

Цель курса: создание условий для общеинтеллектуального развития младшего школьника посредством формирования начальных филологических представлений и знаний о русском языке, развития устной речи, мелкой моторики рук, творческого и логического мышления.

Задачи курса:

1.Обучающая:

  • дать школьникам первоначальное филологическое представление о русском языке, познакомить с некоторыми фактами из истории филологии;

  • расширить знания о лексическом значении слов, учить различать звуки и буквы, правильно их произносить; обогащать словарный запас;

  • учить правильно выполнять различного вида штриховки;

  • формировать умения и навыки лексического ориентирования в применении значений слов в повседневной жизни;

  • совершенствовать умения следовать устным инструкциям;

  • формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор;

  • формировать умение работать с текстом, информацией, анализировать представленные данные, делать выводы;

  • учить эффективному общению, взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

2. Воспитательная:

  • способствовать воспитанию потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности;

  • вовлекать учащихся в активную творческую деятельность;

  • воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые умения и навыки;

  • способствовать воспитанию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

3.Развивающая:

  • создавать условия для индивидуального интеллектуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развивать познавательный интерес к предметной области «Филология»;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • развивать устную речь, восприятие, внимание, память, воображение, образное и логическое мышления;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • выявлять и развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию;

  • развивать коммуникативно-речевую компетентность в сотрудничестве;

  • развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.


Реализация курса «Точка, точка, запятая…» в 1 классе направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, включая познавательные мотивы;

  • развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

  • развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления, личной ответственности за свои поступки;

  • формировать уважительное отношение к иному мнению;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками;

  • развивать этические чувства, навык сотрудничества со сверстниками и учителем на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления, проявлять инициативу;

  • формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;

  • формирование умения организовывать собственную деятельность, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения исследовательских задач сведения;

  • реализовывать устные рассуждения, простое высказывание на заданную тему;

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • осуществлять действия контроля и самоконтроля, обнаруживать и исправлять ошибки;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, решения учебных и практических задач;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры лексического значения слов в окружающем мире и практической деятельности человека;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и информацию, полученную на занятиях; извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учителя, осознавать недостаток информации, использовать дополнительные источники информации;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД:

  • уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;

  • учиться договариваться о распределении работы в совместной деятельности, стремиться к сотрудничеству;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

учащийся будет знать:

  • понятия «штриховка» и «лексическое значение слова»;

  • некоторые факты из истории филологии;

  • комплекс пальчиковой гимнастики;

  • комплекс упражнений для работы над дикцией;

  • отличия звука и буквы;

  • названия элементов написания букв.

учащийся будет уметь:

  • выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;

  • каллиграфически выполнять написание элементов букв и букв русского языка;

  • выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;

  • правильно и четко произносить отдельные звуки;

  • произносить фразы с разной заданной интонацией;

  • ориентироваться в лексических значениях слов, объяснять выбор их применения в речи;

  • эмоционально «проживать» и анализировать текст, выражать свои эмоции;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • решать лексико-логические задачи, в том числе осуществлять поиск нескольких возможных вариантов решения.

учащийся получит возможность:

    • развить мелкую моторику рук путем формирования и совершенствования умения выполнять различные элементы письма букв;

    • использовать начальные лексические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их качественных отношений;

    • овладеть основами логического мышления, воображения и грамотной речи, наглядного представления данных по лексическому значению слова;

    • начального опыта применения филологических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач.


В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - предполагает осознание учащимся роли языка и речи в жизни людей; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие мелкой моторики рук, речи, внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; формирование положительной мотивации к обучению.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного определения и высказывания простых правил; контролировать свое поведение при общении и сотрудничестве; характеризовать и оценивать собственные лексические знания и умения; проявлять заинтересованность в расширении и углублении получаемых филологических знаний.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного мышления и готовности к саморазвитию; выполнять практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания; использовать получаемую информацию в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Курс внеурочной деятельности реализуется в адаптационной период обучения первоклассников направлен на формирование интереса к взаимодействию учителя и ученика. Курс изучается в 1 четверти 1 класса в объеме – 16 часов. В неделю на занятия по курсу «Точка, точка, запятая…» отводится по 2 часа.


Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Выполнение штриховки «Лес». Письмо прямых и наклонных линий, коротких и длинных линий. Сказка «Лесной карнавал». Разгадывание загадок.


В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Выполнение штриховки «Динозаврик». Письмо больших и маленьких полуовалов и овалов, их чередование. Головоломка «Заколдованные слова».


Древние письмена.

Рисуночное письмо. Сигналы – символы. Выполнение штриховки «Иероглиф». Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглениями внизу (влево, вправо), вверху (влево, вправо). Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».


К тайнам звуков и букв.

Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Выполнение штриховки «Цветы на клумбе». Письмо линий, полуовалов, овалов, их чередование. Разгадывание загадок и ребусов. Стихотворение В. Суслова из книги «Трудные буквы». Игра «Преврати буквы в слова».


В гости к Алфавиту.

Чтение сказки А. Шибаева «Буква заблудилась». Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Выполнение штриховки «Самолёт». Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Пирамида «Всё на А».


«Ошибкоопасные» места.

Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каллиграфическая зоркость. Тренировочные упражнения в соединении элементов букв.


В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Выполнение штриховки «Часы». Письмо комбинированных линий, полуовалов и овалов. Игра «Угадай слово». Разгадывание ребусов.


Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Выполнение штриховки «Изба». Письмо комбинированных линий, полуовалов и овалов. Творческое задание «Придумай свой алфавит».


Чудесные превращения букв.

Рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква». Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Выполнение штриховки «Фокусник». Письмо комбинированных линий, полуовалов и овалов. Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Разгадывание загадок.


Узелки на память.

Выполнение штриховки «Платочек». Письмо изученных элементов букв, соединений, букв. Игра «Угадай слово». Разгадывание загадок и ребусов.


На карнавале слов.

Выполнение штриховки «Карусель». Письмо изученных элементов букв, соединений, букв. Головоломка «Начинай и заканчивай на К». Игра «Весёлые слова».


Путешествие в сказку.

Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».


Выбор друзей.

Чтение отрывков из произведения Э.Успенского «Чебурашка». Выполнение штриховки «Чебурашка». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс «Лучший каллиграф».


В Клубе весёлых человечков.

Выполнение штриховки «Клоун». Письмо изученных элементов букв, соединений, букв. Головоломка «Начинай на А». Игра «Весёлые буквы».


Проектная работа «Точка, точка, запятая…»

Подведение итогов самостоятельной практической работы.


Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное занятие, практикум, игра, путешествие, интегрированное занятие, лекции, занятие с использованием интерактивных и ИК технологий;

  • использование приемов развивающего обучения: развития речи, памяти, мышления, внимания, навыков запоминания, воображения и т.п.;

  • дифференцированное обучение на основе подбора заданий для обучающихся с различным уровнем способностей, использования технологии малых групп постоянного и сменного состава.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема занятия

кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся:

1

Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Штриховка «Лес»

1

Регулятивные УУД:

  • ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления, проявлять инициативу;

  • формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;

  • формирование умения организовывать собственную деятельность, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения исследовательских задач сведения;

  • реализовывать устные рассуждения, простое высказывание на заданную тему;

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • осуществлять действия контроля и самоконтроля, обнаруживать и исправлять ошибки;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, решения учебных и практических задач;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры лексического значения слов в окружающем мире и практической деятельности человека;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и информацию, полученную на занятиях; извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учителя, осознавать недостаток информации, использовать дополнительные источники информации;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД:

  • уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;

  • учиться договариваться о распределении работы в совместной деятельности, стремиться к сотрудничеству;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

2

В Страну Говорящих Скал.

Штриховка «Динозаврик»

1

3

Древние письмена.

Штриховка «Иероглиф»

1

4

К тайнам звуков и букв.

Штриховка «Цветы на клумбе»

1

5

В гости к Алфавиту.

Штриховка «Самолёт»

1

6

Узелки на память.

Штриховка «Платочек»

1

7

«Ошибкоопасные» места.

1

8

В глубь веков на Машине времени.

Штриховка «Часы»

1

9

Как возникла наша письменность?

Штриховка «Изба»

1

10

Чудесные превращения букв.

Штриховка «Фокусник»

1

11

Узелки на память.

Штриховка «Платочек»

1

12

На карнавале слов.

Штриховка «Карусель»

1

13

Путешествие в сказку.

Штриховка по выбору.

1

14

Выбор друзей.

Штриховка «Чебурашка»

1

15

В Клубе весёлых человечков.

Штриховка «Клоун»

1

16

Проектная работа «Точка, точка, запятая…»

1

Итого

16



7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!