СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Геометрия вокруг нас» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: создание условий для общеинтеллектуального развития младшего школьника посредством формирования начальных представлений и знаний по геометрии, элементов конструкторского мышления, развития логического мышления и пространственных представлений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Геометрия вокруг нас» 1 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская основная общеобразовательная школа»




Принята педагогическим советом школы протокол от 30.08.2018 № 1

Утверждена приказом от 30.08 2018 № 118

Приложение к основной общеобразовательной программе начального общего образования,

утвержденной приказом от 27.07.2017 № 97










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Геометрия вокруг нас»

1 класс










Составлена

Бородкиной А.Н.











п. Войскорово

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения обучающимися уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе во внеурочной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов, а также являются показателем достижения целей и задач рабочей программы.

Цели и задачи рабочей программы курса.

Цель курса: создание условий для общеинтеллектуального развития младшего школьника посредством формирования начальных представлений и знаний по геометрии, элементов конструкторского мышления, развития логического мышления и пространственных представлений.

Задачи курса:

1.Обучающая:

  • дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения, познакомить с основными геометрическими понятиями;

  • расширить знания о геометрических фигурах, учить их различать, показать взаимосвязь;

  • формировать умения и навыки пространственного ориентирования;

  • совершенствовать умения следовать устным инструкциям;

  • формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу;

  • учить приемам построения геометрических фигур, решать геометрические задачи, доступные младшему школьнику;

  • формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор;

  • формировать умение работать с информацией, анализировать представленные данные, делать выводы;

  • учить эффективному общению, взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

2. Воспитательная:

  • воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию;

  • вовлекать учащихся в активную творческую деятельность;

  • воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые умения и навыки;

  • способствовать воспитанию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

3.Развивающая:

  • создавать условия для индивидуального интеллектуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать элементарные пространственные представления;

  • развивать познавательный интерес к предметной области «Геометрия»;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • развивать восприятие, внимание, память, пространственное воображение, образное и логическое мышления;

  • выявлять и развивать математические и творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать коммуникативно-речевую компетентность в сотрудничестве;

  • развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.


Курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, включая познавательные мотивы;

  • развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

  • развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления, личной ответственности за свои поступки;

  • формировать уважительное отношение к иному мнению;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками;

  • развивать этические чувства, навык сотрудничества со сверстниками и учителем на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • овладение способностью ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления, проявлять инициативу;

  • формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;

  • формирование умения организовывать собственную деятельность, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения исследовательских задач сведения;

  • реализовывать устные рассуждения, определять цель рассуждения, формулировать тезис и приводить в качестве доказательства ссылку на правило;

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • осуществлять действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом, обнаруживать и исправлять ошибки;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, решения учебных и практических задач;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры применения геометрических фигур в окружающем мире и практической деятельности человека;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учителя, осознавать недостаток информации, использовать дополнительные источники информации;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД:

  • уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;

  • учиться договариваться о распределении работы в совместной деятельности, стремиться к сотрудничеству;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

учащийся будет знать:

  • понятия « точка», «линия», «прямая линия», «кривая линия», «ломаная», «луч», «отрезок», «замкнутая», «незамкнутая», «вертикальная и горизонтальная линии», «угол», «треугольник», «четырехугольник», «прямоугольник», «квадрат», «многоугольник», «окружность», «круг», «радиус»;

  • виды линий, их взаимное расположение;

  • названия частей луча и отрезка, правила обозначения луча и отрезка;

  • виды углов, правила из обозначения;

  • виды и названия частей треугольников, многоугольников и четырёхугольников (прямоугольник, квадрат), правила их обозначения;

  • виды и названия частей окружности и круга, правила их обозначения;

  • правила составления узоров и орнаментов, построения простейших геометр. фигур.

учащийся будет уметь:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники, окружности по заданному радиусу и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;

  • находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры;

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей;

  • определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей;

  • составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • решать задачи на разрезание и складывание фигур;

  • объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять поиск нескольких возможных вариантов решения;

  • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;

  • составлять простейшие геометрические узоры, используя закономерности в узорах;

  • решать задачи, формирующих геометрическую наблюдательность;

  • решать задачи логического характера.


учащийся получит возможность:

    • использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    • овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

    • начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач.


В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - предполагает развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; формирование положительной мотивации к обучению.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного определения и высказывания простых общих правил; контролировать свое поведение при общении и сотрудничестве; характеризовать и оценивать собственные геометрические знания и умения; проявлять заинтересованность в расширении и углублении получаемых геометрических знаний.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного мышления и готовности к саморазвитию; выполнять практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания; использовать получаемую информацию в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности реализуется в адаптационной период в течение 1 четверти в объеме 8 часов. В неделю на занятия по курсу «Геометрия вокруг нас» отводится по 1 часу.

Вводное занятие. Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

Понятия «за, между, перед, внутри, снаружи, на, под». Загадки о геометрических инструментах. Техника безопасности и гигиена при работе с чертёжными инструментами. Практическая работа с линейкой.


«Дороги в стране Геометрии». Линии.

Прямая линия и ее свойства. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Пересекающиеся линии.

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Древнегреческая легенда о Минотавре. Лабиринт.

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Практические задания.


«Погода в стране Геометрии». Отрезок. Луч.

Отрезок. Имя отрезка. Сравнение отрезков. Ломаная линия. Длина ломаной.

Луч. Имя луча.

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Практические задания.


«Горы Построения». Угол.

Угол. Виды углов. Вершина угла и стороны. Сравнение углов. Конструирование геометрических фигур. Применение прямого, острого, тупого и развернутого углов на практике.

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Практические задания.


«В городе треугольников». Треугольник.

Треугольник. Имя треугольника. Виды треугольников. Конструирование геометрических фигур. Применение треугольников при построении сложных фигур.

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Узоры из геометрических фигур. Практические задания.


«В городе четырёхугольников». Прямоугольник. Квадрат.

Прямоугольник. Квадрат. Имя прямоугольника и квадрата. Применение прямоугольников и квадратов при построении сложных фигур. Конструирование геометрических фигур. Домино- фигура из двух квадратов. Тримино - фигура из трёх квадратов. Тетрамино - фигура из четырёх квадратов. Пентамино. - фигура из пяти квадратов. Конструирование геометрических фигур. Игра «Танграм».

Геометрическая мозаика. Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Узоры из геометрических фигур. Практические задания.


«Море Окружности». Окружность. Круг.

Окружность и круг. Центр, радиус окружности и круга. Циркуль – помощник. Конструирование геометрических фигур. Игра «Колумбово яйцо».

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач на развитие пространственных представлений. Задачи на развитие логического мышления. Узоры из геометрических фигур. Техника безопасности и гигиена при работе с чертёжными инструментами. Практические задания.


Проектная работа «Геометрия вокруг нас»

Подведение итогов самостоятельной практической работы.


Формы организации и виды деятельности:

  • комбинированное занятие, практикум, игра, путешествие, интегрированное занятие, моделирование, конструирование, занятие с использованием интерактивных и ИК технологий;

  • использование приемов развивающего обучения: развития речи, памяти, мышления, внимания, навыков запоминания, воображения и т.п.;

  • дифференцированное обучение на основе подбора заданий для обучающихся с различным уровнем способностей, использования технологии малых групп постоянного и сменного состава.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема занятия

кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся:


1

Вводное занятие. Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

Регулятивные УУД:

  • ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления, проявлять инициативу; формулировать тему занятия после предварительного обсуждения;

  • формирование умения организовывать собственную деятельность, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения исследовательских задач сведения;

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • осуществлять действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом, обнаруживать и исправлять ошибки;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, решения учебных и практических задач;

  • овладевать лог.действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры применения геометр. фигур в окружающем мире и практической деятельности человека;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и информацию, полученную на занятиях; извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • самостоятельно работать с заданиями учителя, осознавать недостаток информации, использовать доп.источники информации; делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль;

  • учиться договариваться о распределении работы в совместной деятельности, стремиться к сотрудничеству;

  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

2

«Дороги в стране Геометрии». Линии.

1

3

«Погода в стране Геометрии». Отрезок. Луч.

1

4

«Горы Построения». Угол.

1

5

«В городе треугольников». Треугольник.

1

6

«В городе четырёхугольников». Прямоугольник. Квадрат.

1

7

«Море Окружности». Окружность. Круг.

1

8

Проектная работа «Геометрия вокруг нас»

1

Итого

8



7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!