СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» для 2 класса.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» для 2 класса.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»


Утверждена

Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

90 от ­­­30 августа 2019 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный эколог»

для 2 класса



Составитель

Назарова Е.В., учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории









г. Воскресенск

2019 г.

Вступительная часть



Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:


  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576)


  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);


  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09 – 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;


  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.


  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 15.11. 2013 года № 168


  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;


  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.


Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (« Стандарты второго поколения» / Москва «Просвещение», 2015 г) и на основе программы для учащихся 1-4 классов с практической ориентацией «Юный эколог»/ Волгоград, Издательство «Учитель», 2015 г

Программа «Юный эколог» имеет эколого- биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии и концепция личностно – ориентированного образования.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию ценности природы.

6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы.



Содержание программы отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Построена она с учётом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы, и опытническую работу.

Формы организации деятельности детей разнообразны:-

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • звеньевая;

  • кружковая.

Одним из основных методов обучения является систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток.

Результативность выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводится тестирование и анкетирование учащихся, родителей.

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Юный эколог» во 2 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели), продолжительность занятий - 35 минут.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача в настоящее время. В процессе работы по экопрограмме у детей проявляется любознательность и живой интерес к познанию мира природы, возрастает их активность в изучении вопросов экологического характера. У многих ребят возникает желание более глубоко изучить природу родного края, а их поведение в окружающей биосреде становится более осознанным и адекватным. Создание именно социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности - самая важная задача. И одной из приоритетной целей должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.
















Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности  


Предметные результаты:

  • развитие интереса к познанию мира природы;

  • осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.



Личностные результаты:

  • развитие морально – этического осознания;

  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к природе;

Метапредметные:



  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • формирование коммуникативных навыков.





















Содержание курса внеурочной деятельности для 2 класса

1.Введение. (2 часа)

Экология как наука. Цели и задачи. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Инструктаж.

2..Планета Земля . (18 часов)

Живые существа на Земле. Единство живых существ на Земле.

Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты Земля.

Мой родной поселок его история. Моя улица. Мой дом.

Войду в природу другом. Окружающая природа и окружающая среда. Влияние среды на живой организм.

Человек – верный сын природы. Игра “Кто на планете первый?”

Конкурс и выбор эмблемы, девиза: “Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки ее мастеров”.

Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.

3.Неживая природа (48 часов)

Неживая природа, ее многообразие. Экскурсия на пришкольный участок. Предметы и явления неживой природы вокруг меня.

Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь на Земле.

Вода – ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков “Цвет, запах, форма воды”.

Подготовка и сообщение об охране и значении воды. Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.

Опыты по составу почвы. Виды почв. Практическая работа по обработке комнатных растений.

Погода и климат. Приметы погоды. Практическая работа с использованием инновационных модулей.

Прогнозирование погоды.

Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир. Практическая работа «Исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка.»

Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.

Электроэнергия, её экономия.

Ролевая игра “Пойми меня”.

Творческая работа “Что просила передать неживая природа?” Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка. Экскурсия в парк.

Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа»

Для предоставления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений , самооценка, оценка проекта, практические работы, Творческие работы, самоанализ, наблюдения, оформление плакатов к знаменательным датам, видео-, фотоматериалы, экскурсии, рисунки.
















































Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Юный эколог » для 2 класса



№ уроков по порядку

№ уроков в разделе,

теме

Тема занятия

Планируемые сроки

Скорректированные сроки



Введение – 2 часа



1

1

Экология как наука. Цели и задачи. Правила проведения занятий. Инструктаж по охране труда.

02.09-06.09


2


2

Экология как наука. Цели и задачи. Правила проведения занятий.

02.09-06.09




Планета Земля – 18 часов



3

1

Живые существа на Земле.

09.09-13.09


4

2

Единство живых существ на Земле.

09.09-13.09


5

3

Планеты Солнечной системы.

16.09-20.09


6

4

Особенности планеты Земля.

16.09-20.09


7

5

Мой родной поселок, моя деревня, его (ее) история.

23.09-27.09


8

6

Мой родной поселок, моя деревня, его(ее) история.

23.09-27.09


9

7

Моя улица.

30.09-04.10


10

8

Моя улица.

30.09-04.10


11

9

Мой дом.

14.10-18.10


12

10

Мой дом.

14.10-18.10


13

11

Войду в природу другом.

21.10-25.10


14

12

Окружающая природа и окружающая среда.

21.10-25.10


15

13

Влияние среды на живой организм.

28.10-01.11


16

14

Человек – верный сын природы.

28.10-01.11


17

15

Игра « Кто на планете первый?»

04.11-08.11


18

16

Конкурс и выбор эмблемы, девиза : «Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров»

04.11-08.11


19

17

Экскурсия в библиотеку. Чтение книг по экологии.

11.11-15.11


20

18

Экскурсия в библиотеку. Чтение книг по экологии.

11.11-15.11




Неживая природа – 48 часов



21

1

Неживая природа, ее многообразие .

25.11-29.11


22

2

Неживая природа, ее многообразие.

25.11-29.11


23

3

Экскурсия на пришкольный участок.

02.12-06.12


24

4

Экскурсия на пришкольный участок.

02.12-06.12


25

5

Предметы и явления неживой природы вокруг меня.

09.12-13.12


26

6

Предметы и явления неживой природы вокруг меня.

09.12-13.12


27

7

Солнце – источник тепла и света.

16.12-20.12


28

8

Солнце – источник тепла и света.

16.12-20.12


29

9

Влияние Солнца на жизнь на Земле.

23.12-27.12


30

10

Влияние Солнца на жизнь на Земле.

23.12-27.12


31

11

Вода – ее признаки и свойства.

30.12-10.01


32

12

Вода – ее признаки и свойства.

30.12-10.01


33

13

Практическая работа № 1 по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».

13.01-17.01


34

14

Практическая работа№ 1 по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды.»

13.01-17.01


35

15

Подготовка сообщений об охране и значении воды.

20.01-24.01


36

16

Подготовка сообщений об охране и значении воды.

20.01-24.01


37

17

Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.

27.01-31.01


38

18

Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.

27.01-31.01


39

19

Опыты по составу почвы.

03.02-07.02


40

20

Опыты по составу почвы.

03.02-07.02


41

21

Виды почв.

10.02-17.02


42

22

Виды почв.

10.02-17.02


43

23

Практическая работа № 2 по обработке комнатных растений.

24.02-28.02


44

24

Практическая работа № 2 по обработке комнатных растений.

24.02-28.02


45

25

Погода и климат. Приметы погоды.

02.03-06.03


46

26

Погода и климат. Приметы погоды.

02.03-06.03


47

27

Практическая работа № 3 с использованием инновационных модулей.

09.03-13.03


48

28

Практическая работа №3 с использованием инновационных модулей.

09.03-13.03


49

29

Прогнозирование погоды.

16.03-20.03


50

30

Прогнозирование погоды.

16.03-20.03


51

31

Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир.

23.03-27.03


52

32

Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир.

23.03-27.03


53

33

Практическая работа №4«Исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка»

30.03-03.04


54

34

Практическая работа №4«Исследование на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка».

30.03-03.04


55

35

Времена года в неживой природе.

13.04-17.04


56

36

Времена года в неживой природе.

13.04-17.04


57

37

Диалоги с неживой природой.

20.04-24.04


58

38

Диалоги с неживой природой.

20.04-24.04


59

39

Электроэнергия, ее экономия.

27.04-01.05


60

40

Электроэнергия, ее экономия.

27.04-01.05


61

41

Ролевая игра «Пойми меня»

04.04-08.05


62

42

Ролевая игра «Пойми меня»

04.04-08.05


63

43

Творческая работа « Что просила передать неживая природа?»

11.05-15.05


64

44

Творческая работа «Что просила передать неживая природа?»

11.05-15.05


65

45

Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка.

18.05-22.05


66

46

Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка.

18.05-22.05


67

47

Экскурсия в парк.

25.05-29.05


68

48

Экскурсия в парк.

25.05-29.05


Итого часов


По программе

68




Выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ________/Кочергина И.Н./

«_____» августа 2019 г.



СОГАСОВАНО на заседании ШМО,

рекомендовано к утверждению

протокол №1 от «__» августа 2019 г.

Руководитель ШМО _______/Стазаева Т.В./



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!