Муниципальное образовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
для 2 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 г.
Вступительная часть
Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576)
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09 – 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 15.11. 2013 года № 168
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (« Стандарты второго поколения» / Москва «Просвещение», 2015 г) и на основе программы для учащихся 1-4 классов с практической ориентацией «Юный эколог»/ Волгоград, Издательство «Учитель», 2015 г
Программа «Юный эколог» имеет эколого- биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии и концепция личностно – ориентированного образования.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию ценности природы.
6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природы.
Содержание программы отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы. Построена она с учётом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы, и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны:-
индивидуальная;
групповая;
звеньевая;
кружковая.
Одним из основных методов обучения является систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток.
Результативность выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводится тестирование и анкетирование учащихся, родителей.
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Юный эколог» во 2 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели), продолжительность занятий - 35 минут.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача в настоящее время. В процессе работы по экопрограмме у детей проявляется любознательность и живой интерес к познанию мира природы, возрастает их активность в изучении вопросов экологического характера. У многих ребят возникает желание более глубоко изучить природу родного края, а их поведение в окружающей биосреде становится более осознанным и адекватным. Создание именно социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности - самая важная задача. И одной из приоритетной целей должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Предметные результаты:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Личностные результаты:
развитие морально – этического осознания;
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к природе;
Метапредметные:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
формирование коммуникативных навыков.
Содержание курса внеурочной деятельности для 2 класса
1.Введение. (2 часа)
Экология как наука. Цели и задачи. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Инструктаж.
2..Планета Земля . (18 часов)
Живые существа на Земле. Единство живых существ на Земле.
Планеты Солнечной системы. Особенности каждой планеты Земля.
Мой родной поселок его история. Моя улица. Мой дом.
Войду в природу другом. Окружающая природа и окружающая среда. Влияние среды на живой организм.
Человек – верный сын природы. Игра “Кто на планете первый?”
Конкурс и выбор эмблемы, девиза: “Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки ее мастеров”.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.
3.Неживая природа (48 часов)
Неживая природа, ее многообразие. Экскурсия на пришкольный участок. Предметы и явления неживой природы вокруг меня.
Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь на Земле.
Вода – ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков “Цвет, запах, форма воды”.
Подготовка и сообщение об охране и значении воды. Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.
Опыты по составу почвы. Виды почв. Практическая работа по обработке комнатных растений.
Погода и климат. Приметы погоды. Практическая работа с использованием инновационных модулей.
Прогнозирование погоды.
Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир. Практическая работа «Исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка.»
Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.
Электроэнергия, её экономия.
Ролевая игра “Пойми меня”.
Творческая работа “Что просила передать неживая природа?” Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка. Экскурсия в парк.
Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа»
Для предоставления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений , самооценка, оценка проекта, практические работы, Творческие работы, самоанализ, наблюдения, оформление плакатов к знаменательным датам, видео-, фотоматериалы, экскурсии, рисунки.
Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Юный эколог » для 2 класса
№ уроков по порядку | № уроков в разделе, теме | Тема занятия | Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
| | Введение – 2 часа | | |
1 | 1 | Экология как наука. Цели и задачи. Правила проведения занятий. Инструктаж по охране труда. | 02.09-06.09 | |
2 | 2 | Экология как наука. Цели и задачи. Правила проведения занятий. | 02.09-06.09 | |
| | Планета Земля – 18 часов | | |
3 | 1 | Живые существа на Земле. | 09.09-13.09 | |
4 | 2 | Единство живых существ на Земле. | 09.09-13.09 | |
5 | 3 | Планеты Солнечной системы. | 16.09-20.09 | |
6 | 4 | Особенности планеты Земля. | 16.09-20.09 | |
7 | 5 | Мой родной поселок, моя деревня, его (ее) история. | 23.09-27.09 | |
8 | 6 | Мой родной поселок, моя деревня, его(ее) история. | 23.09-27.09 | |
9 | 7 | Моя улица. | 30.09-04.10 | |
10 | 8 | Моя улица. | 30.09-04.10 | |
11 | 9 | Мой дом. | 14.10-18.10 | |
12 | 10 | Мой дом. | 14.10-18.10 | |
13 | 11 | Войду в природу другом. | 21.10-25.10 | |
14 | 12 | Окружающая природа и окружающая среда. | 21.10-25.10 | |
15 | 13 | Влияние среды на живой организм. | 28.10-01.11 | |
16 | 14 | Человек – верный сын природы. | 28.10-01.11 | |
17 | 15 | Игра « Кто на планете первый?» | 04.11-08.11 | |
18 | 16 | Конкурс и выбор эмблемы, девиза : «Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров» | 04.11-08.11 | |
19 | 17 | Экскурсия в библиотеку. Чтение книг по экологии. | 11.11-15.11 | |
20 | 18 | Экскурсия в библиотеку. Чтение книг по экологии. | 11.11-15.11 | |
| | Неживая природа – 48 часов | | |
21 | 1 | Неживая природа, ее многообразие . | 25.11-29.11 | |
22 | 2 | Неживая природа, ее многообразие. | 25.11-29.11 | |
23 | 3 | Экскурсия на пришкольный участок. | 02.12-06.12 | |
24 | 4 | Экскурсия на пришкольный участок. | 02.12-06.12 | |
25 | 5 | Предметы и явления неживой природы вокруг меня. | 09.12-13.12 | |
26 | 6 | Предметы и явления неживой природы вокруг меня. | 09.12-13.12 | |
27 | 7 | Солнце – источник тепла и света. | 16.12-20.12 | |
28 | 8 | Солнце – источник тепла и света. | 16.12-20.12 | |
29 | 9 | Влияние Солнца на жизнь на Земле. | 23.12-27.12 | |
30 | 10 | Влияние Солнца на жизнь на Земле. | 23.12-27.12 | |
31 | 11 | Вода – ее признаки и свойства. | 30.12-10.01 | |
32 | 12 | Вода – ее признаки и свойства. | 30.12-10.01 | |
33 | 13 | Практическая работа № 1 по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». | 13.01-17.01 | |
34 | 14 | Практическая работа№ 1 по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды.» | 13.01-17.01 | |
35 | 15 | Подготовка сообщений об охране и значении воды. | 20.01-24.01 | |
36 | 16 | Подготовка сообщений об охране и значении воды. | 20.01-24.01 | |
37 | 17 | Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке. | 27.01-31.01 | |
38 | 18 | Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке. | 27.01-31.01 | |
39 | 19 | Опыты по составу почвы. | 03.02-07.02 | |
40 | 20 | Опыты по составу почвы. | 03.02-07.02 | |
41 | 21 | Виды почв. | 10.02-17.02 | |
42 | 22 | Виды почв. | 10.02-17.02 | |
43 | 23 | Практическая работа № 2 по обработке комнатных растений. | 24.02-28.02 | |
44 | 24 | Практическая работа № 2 по обработке комнатных растений. | 24.02-28.02 | |
45 | 25 | Погода и климат. Приметы погоды. | 02.03-06.03 | |
46 | 26 | Погода и климат. Приметы погоды. | 02.03-06.03 | |
47 | 27 | Практическая работа № 3 с использованием инновационных модулей. | 09.03-13.03 | |
48 | 28 | Практическая работа №3 с использованием инновационных модулей. | 09.03-13.03 | |
49 | 29 | Прогнозирование погоды. | 16.03-20.03 | |
50 | 30 | Прогнозирование погоды. | 16.03-20.03 | |
51 | 31 | Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир. | 23.03-27.03 | |
52 | 32 | Кислотные дожди. Их влияние на окружающий мир. | 23.03-27.03 | |
53 | 33 | Практическая работа №4«Исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка» | 30.03-03.04 | |
54 | 34 | Практическая работа №4«Исследование на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка». | 30.03-03.04 | |
55 | 35 | Времена года в неживой природе. | 13.04-17.04 | |
56 | 36 | Времена года в неживой природе. | 13.04-17.04 | |
57 | 37 | Диалоги с неживой природой. | 20.04-24.04 | |
58 | 38 | Диалоги с неживой природой. | 20.04-24.04 | |
59 | 39 | Электроэнергия, ее экономия. | 27.04-01.05 | |
60 | 40 | Электроэнергия, ее экономия. | 27.04-01.05 | |
61 | 41 | Ролевая игра «Пойми меня» | 04.04-08.05 | |
62 | 42 | Ролевая игра «Пойми меня» | 04.04-08.05 | |
63 | 43 | Творческая работа « Что просила передать неживая природа?» | 11.05-15.05 | |
64 | 44 | Творческая работа «Что просила передать неживая природа?» | 11.05-15.05 | |
65 | 45 | Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка. | 18.05-22.05 | |
66 | 46 | Путешествие тучки, капельки, ветерка, камешка. | 18.05-22.05 | |
67 | 47 | Экскурсия в парк. | 25.05-29.05 | |
68 | 48 | Экскурсия в парк. | 25.05-29.05 | |
Итого часов | |
По программе | 68 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ________/Кочергина И.Н./
«_____» августа 2019 г.
СОГАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендовано к утверждению
протокол №1 от «__» августа 2019 г.
Руководитель ШМО _______/Стазаева Т.В./