СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Русский язык" 10-11 классы ФГОС СОО (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Русский язык" для 10-11-х классов (базовый уровень) составлена  в соответствии с ФГОС СОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Русский язык" 10-11 классы ФГОС СОО (базовый уровень)»

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»


Рассмотрено

Кафедра гуманитарная

__________________

Протокол №

от «30»_мая 2020_г.

Руководитель кафедры

Афанасьева В.М.___________

Согласовано

«30» августа 2020г


Зам. директора по НМР Ахмарова Т.А.

_____________________

Утверждаю

Приказ № 1_______

от «02» августа_____2020г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык»

10-11 классы

(базовый уровень)



Предметная область: филология





Разработала:

Чемезова Татьяна Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.


















2020 г

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования.


Рабочая программа рассчитана:

10 класс - 1 час в неделю (34 часа в год).

11 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)


Планируемые результаты освоения программы



10 класс

11 класс

Личностные

- сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире; несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики;

- формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд.


- сформированность основ экологического сознания (неприменение речевой агрессии) через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру; умения противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней;

- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные

- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим и межпредметным темам проектов; владение основными видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях.

  • - владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

  • - владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

  • - формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики;

- овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения; владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях.


10 класс (34часа)

Раздел /тема

Содержание учебного предмета

Планируемые предметные результаты

Введение. Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.

(1ч)



Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литератур-ного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основ-ные функциональные стили современного русского литературного языка.


Родной русский язык:

Русский язык как зеркало национальной культуры и

истории народа. Экология языка

Выпускник научится:

- осознавать понятия «национальный русский язык» и «русский литературный язык» и роль русского языка в жизни человека и общества;

- осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения;

- понимать роль и значение русского литературного языка;

- уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с

функционально-стилевой принадлежностью текста.


Выпускник получит возможность научиться:

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

- иметь представление о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания.


Лексика. Фразеология. Лексикография

(5 ч)


Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупот-ребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употреб-ления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.


Родной русский язык:

Крылатые слова и выражения в русском языке. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

Основные лексические нормы литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической

сочетаемости.

Выпускник научится:

- осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

- осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

- извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей;

- расширять свой лексический запас;

- определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов;

- осознавать выразительные возможности указанных групп слов, находить их в литератур-ном произведении.

- определять роль изобра-зительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи;

- уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов;

- уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления;

- воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

(2 ч)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и со-гласных звуков. Ударение.



Родной русский язык:

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. Активные процессы в области

произношения и ударения. Отражение произносительных

вариантов.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.









Выпускник научится:

- владеть основными терминами и понятиями раздела;

- уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове;

- уметь выполнять фонетический разбор;

- уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении.


Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять речевой самоконтроль;

- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

- вырабатывать правильное литературное произношение;

- уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка.

Морфемика и словообразование

(2 ч)


Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.

Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.


Родной русский язык:

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

Выпускник научится:

- владеть основными терминами и понятиями раздела;

- употреблять их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию;

- понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием;

- осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимич-

ными морфемами;

- осознавать стилистические возможности морфем.

Выпускник получит возможность научиться:

- находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами;

- уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении.


Морфология и орфография.

(21ч)


Орфография

(3ч)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление глас-ных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок.

Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии.


Выпускник получит возможность научиться:

- понимать основные принципы русской орфографии;

- формировать на этой основе орфографическую грамотность,

самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях.

Морфология. Самостоятельные части речи

Имя существительное.

(2ч)


Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существитель-ных по родам. Существительные общего рода. Определение

  • способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.


Родной русский язык:

изобразительно-выразительные

возможности морфологических

форм.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи;

определять грамматические признаки имени существительного;

- определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. - на этой основе выбирать верные формы сочетающихся с именами существительными имён прилагательных и глаголов прошедшего времени;

- понимать особенности

выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать

верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний;

- выполнять морфологический разбор имён существительных.

Выпускник получит возможность научиться:

- обобщать правила написания сложных имён существительных и составных наименований.

Имя прилагательное.

(2ч)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней

сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные Особенности образования и употребления прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи;

- выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения

и на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имён прилагательных;

- выполнять морфологический разбор имён прилагательных.


Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных;

- уметь выбирать синонимические формы полных и кратких имён прилагательных;

- обосновывать свой выбор.

Имя числительное.

(1ч)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных.

Особенности склонения имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.



Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи;

- производить морфологический разбор имени числительного;

- анализировать особенности склонения имён числительных.


Выпускник получит возможность научиться:

- понимать особенности употребления имён

числительных в речи;

- употреблять в собственной речи верные формы имён числительных.

Местоимение.

(1ч)



Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.













Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о местоимении как части речи;

- выявлять стилистические и грамматические

особенности употребления местоимений;

- выполнять морфологический разбор местоимений.

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике, самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях.

Глагол.

(3ч)

Глагол как часть речи. Основные грамматические ка-тегории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи;

- учитывать особенности грамматических категорий глагола;

- употреблять в речи правильные глагольные формы;

- уметь правильно образовывать формы глагола;

- выполнять морфологический разбор глагола.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике;

- определять роль глаголов в предложении и тексте

Причастие.

(2ч)

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.


Родной русский язык:

Нормы употребления

причастных оборотов.

Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола;

- выполнять морфологический разбор причастия.


Выпускник получит возможность научиться:

- понимать особенности образования причастий с учётом грамматических и сочетательных норм;

- употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Деепричастие.

(1ч)


Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.


Родной русский язык:

Нормы употребления

деепричастных оборотов.








Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола;

- выполнять морфологический разбор деепричастия.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги;

- роль деепричастий в предложении и тексте.


Наречие.

(1ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия,

оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.


Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о наречии как о части речи;

- производить морфологический разбор наречий;

- выявлять признаки выбора написаний наречий, применять правила в речевой практике.


Выпускник получит возможность научиться:

- определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике;

- применять самостоятельно изученные способы действий в различных учебных ситуациях.

Слова категории состояния.

(1ч)


Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.











Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о категории состояния как о части речи;

- понимать сложность выявления слов категории состояния и их отличия от наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.;

- выполнять морфологический разбор слов категории состояния.

Выпускник получит возможность научиться:

- определять роль слов категории состояния в предложении и тексте.

Служебные части речи


Предлог.

(1ч)

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.


Родной русский язык:

Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу

управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление

предлогов в составе

словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).



Выпускник научится:

- повторить, обобщить и систематизировать

полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи;

- выполнять морфологический разбор предлогов;

- объяснять написание предлогов;







Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов.

Союзы и союзные слова.

(2ч)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.








Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках;

- выполнять морфологический разбор союзов;

- объяснять написание союзов, их роль в предложении и тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

- употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка

Частицы.

(1ч)

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное

раздельное написание не и ни с различными частями речи.



Выпускник научится:

- выполнять морфологический разбор частиц;

- объяснять выбор верного написания частиц;

- определять роль частиц в предложении и тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

- употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка.


Междометие. Звукоподражательные слова.

(1ч)

Междометие как

особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.




Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических признаках;

- выполнять морфологический разбор междометий.;

- объяснять выбор верного написания междометий;

- определять роль междометия в предложении и тексте.



Выпускник получит возможность научиться:

- употреблять междометия в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка, самостоятельно применять изученные способы действий в учебных ситуациях.

Повторение и обобщение пройденного

(3ч)


Выпускник научится:

- повторять, обобщать и систематизировать

полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления;

- искать нужную информацию в разных источниках и представлять её;

- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы

русского литературного языка;

Выпускник получит возможность научиться:

- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,

аннотаций, рефератов;

- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

- создавать лингвистические проекты;

- самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме.



11 класс (34ч.)

Раздел /тема

Содержание учебного предмета

Планируемые предметные результаты

Повторение и обобщение

изученного материала

10 класса

(2 ч)

Основные разделы

языкознания.

Основные орфографические

правила русского языка.

Родной русский язык:

Активные процессы в русском языке. Экология языка.

Основные тенденции

развития современного

русского языка.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать

полученные сведения о частях речи,

их грамматических признаках,

правописных нормах и

стилистических возможностях;

- понимать роль и значение

русского литературного языка;

- уметь выявлять характерные

признаки разных стилей,

- определять стилевую принадлежность

текста, создавать устные и

письменные тексты разных жанров в

соответствии с

функционально-стилевой

принадлежностью текста.


Выпускник получит возможность

научиться:

- распознавать уровни и единицы языка

в предъявленном тексте и

видеть взаимосвязь между ними;

- использовать при работе с текстом

разные виды чтения (поисковое,

просмотровое, ознакомительное,

изучающее, реферативное) и аудирования с полным пониманием текста, с пониманием

основного содержания, с выборочным

извлечением информации).



Синтаксис и пунктуация

(24ч)





Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Родной русский язык:

Типичные синтаксические ошибки. Нормы употребления причастных и

деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Стилистические фигуры, основанные на возможностях

русского синтаксиса.

Выпускник научится:

- знать основные принципы русской пунктуации;

- выполнять пунктуационный анализ.


Выпускник получит возможность научиться:

- знание изобразительно-выразительных синтаксических средств русского языка и умение их применять;

Словосочетание

(2 ч)









Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Выпускник научится:

- обобщать и систематизировать по-

лученные в основной школе сведения о словосочетаниях, их строении и значении.


Выпускник получит возможность научиться:

- моделировать и употреблять в речи синонимические по значению и строению словосочетания.

Предложение

(4 ч)


































Понятие о предложении. Основные признаки

предложения. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое и неосложнённое предложение.

Выпускник научится:

- выявлять особенности строения и значения простых предложений;


- моделировать предложения различной структуры в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в собственной речевой практике;


- правильно согласовывать подлежащее и сказуемое;

- выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простых осложнённых предложений.;

- создавать синонимические конструкции простых предложений.


- понимать и использовать в своей речи выразительные возможности порядка слов в предложении;

- сопоставлять и анализировать синонимические предложения разной структуры, выявлять их различия.



Выпускник получит возможность научиться:

- корректировать интонацию простого предложения в зависимости от структуры, значения, речевого замысла;

- интонационно правильно выделять логическое ударение в предложениях.

Однородные члены предложения

(3 ч)



















Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных

приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при обобщающих словах.

Выпускник научится:

- выполнять синтаксический и пунктуационный

разбор предложений с однородными членами;

- моделировать предложения с различными рядами однородных членов;

- выявлять выразительные возможности однородных членов предложения.


Выпускник получит возможность научиться:

- наблюдать и анализировать, как изменяется характер восприятия предложений в зависимости от включения различных рядов однородных членов.




Обособленные члены предложения

(3 ч)









Знаки препинания при обособленных членах

предложения. Обособленные и необособленные

определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Выпускник научится:

- анализировать структурные особенности предложений с обособлениями и расставлять на этой основе знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

- моделировать предложения с обособленными членами;

- уметь выполнять

и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.




Выпускник получит возможность научиться:

- находить в тексте предложения с обособленными членами, определять их выразительные возможности.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

(2 ч)











Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях,

утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Выпускник научится:

- обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложение;

- моделировать предложения

с включением в них обращений и вводных слов;

- учитывать выразительные возможности обращений, вводных слов и вставных конструкций при анализе художественного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать выразительные возможности обращений и вставных конструкций в речи.

Сложное предложение (7 ч)












Понятие о сложном предложении. Главное

и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Знаки пре-

пинания в сложноподчинённом предложении

с одним придаточным.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним

придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном

предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном

предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного

сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения

Родной русский язык:

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение

вариантов грамматической нормы в современных

грамматических словарях и справочниках.

Выпускник научится:

- повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о сложном предложении;

- проводить синтаксический и пунктуационный

анализ сложного предложения;

- различать смысловые и грамматические особенности сложных предложений разных видов;

- понимать синонимию сложного предложения.



Выпускник получит возможность научиться:

- уметь использовать сложные предложения

разной структуры при создании собственного текста;

- уметь моделировать сложные предложения

разной синтаксической структуры;

- преобразовывать сложные предложении в простые и наоборот.



Предложения с чужой речью (2 ч)


















Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при

диалоге. Знаки препинания при цитатах.



Родной русский язык:

Нормы употребления

предложений с прямой и косвенной речью.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений

художественной

литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов.

Основные способы цитирования.


Выпускник научится:

- выявлять основные пунктуационные признаки, определяющие постановку знаков препинания в предложениях с чужой речью;

- уметь пользоваться синонимическими возможностями предложений с чужой речью разных типов;

- правильно употреблять знаки препинания при

цитировании.



Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать структурные особенности предложений с чужой речью;

- осознавать роль великих русских учёных-лингвистов в истории русского языкознания.

Употребление знаков препинания (1 ч)

Сочетание знаков препинания. Вопросительный

и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки

и другие знаки препинания. Кавычки и другие

знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская

Пунктуация.





















Выпускник научится:

- понимать смыслоразличительную функцию знаков препинания.


Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать трудные случаи пунктуационного оформления письменного высказывания.

























Культура речи (2 ч)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки

о языке, изучающий правильность и чистоту

речи.

Правильность речи.

Понятие о норме литературного языка. Нормы

литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.


Родной русский язык:

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной

среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки.

Выпускник научится:

- определять качества хорошей речи;

- соблюдать требования к коммуникативным качествам хорошей речи в собственной речевой практике;

- осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам.


Выпускник получит возможность научиться:

- моделировать ораторские тексты разной направленности, различных речевых жанров;

- владеть разными способами редактирования текстов;

- соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка.

Стилистика (3ч)

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой

стиль. Публицистический стиль. Разговорный

стиль. Язык художественной литературы.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование,

описание, рассуждение. Анализ текстов разных

стилей и жанров. Из истории русского языкознания. М. В. Ломоносов. А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев. В. И. Даль. Я. К. Грот. А. А. Шахматов. Д. Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов.


Родной русский язык:

Анализ художественно-языковой формы

произведений русской классической и современной

литературы.

Работа с лингвистическими словарями и со словарем литературоведческих терминов при анализе авторских текстов.

Выпускник научится:

- понимать стилистические требования к организации избранного говорящим языкового материала;

- находить при анализе художественного текста

различные тропы;

- уметь доказать принадлежность текста к тому

или иному стилю, различать стили речи по лексическим, морфологическим, синтаксическим признакам;

- уметь сопоставлять тексты разных стилей;

- знать жанры, характерные для каждого стиля речи;

- уметь создавать тексты разных стилей и жанров;

- уметь формулировать основные признаки текста;

- различать функционально-смысловые типы речи;

- расширять лингвистический кругозор.

Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

- моделировать тексты разных стилей и типов в зависимости от речевого замысла и поставленной задачи подготовленного сообщения.

Повторение и систематизация изученного (3ч)

Синтаксический и пунктуационный анализ текстов. Решение тестовых заданий по орфографии и пунктуации. Алгоритм написания сочинения на основе предложенного для анализа текста.




















Выпускник научится:

- различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;

- владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;

- осуществлять речевой самоконтроль.


Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!