МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Управление образования администрации Рыбинского МР
муниципальное общеобразовательное учреждение
Болтинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на методическом совете Протокол № 1 от 01.09.2023г Заместитель _____________ директора по УВР Андреева И.В. | Согласовано 01.09.2023 Заместитель _____________ директора по УВР Греченева И.М. | Утверждено Приказ № 247 от 01.09.2023 Директор _____________ школы Рыбакова И.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору «Избранные вопросы обществознания»
для обучающихся 11 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Учитель истории
Солодова Алефтина Александровна
Рыбинский МР, п. Судоверфь, 2023г
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по Праву и экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования .
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по модулям и учебным элементам, определяет минимальный набор работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе примерной программы «Право и экономика», авторы программы Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства в области экономики, но и важные правила и проблемы международногоэкономического права.
Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Цели.
Изучение по элективному учебному курсу «Избранные вопросы обществознания» в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими и экономическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой, экономической сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Рабочая программа по элективному учебному курсу «Избранные вопросы обществознания» рассчитана на 34 учебных часа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений, выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности.; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Курс ориентирован на формирование умений осмысленно употреблять правовые и экономические понятия и категории, характеризовать основные правовые и экономические институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права, экономических элементов и социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере экономических отношений, урегулированных правом.
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой и экономической информации; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
Учебные элементы представлены тремя видами учебной деятельности:
1.Лекция.
Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного конспекта, презентации. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные способы. Ученики либо следят за изложением по своему опорному конспекту, либо делают записи в рабочих тетрадях.
2.Практическое занятие.
Самостоятельное детальное изучение материала по дополнительной учебной литературе по частям по плану «Программы». Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует. Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы». Используется методика работы в парах сменного состава ,групповая, индивидуальная.
Обобщающее занятие по всей теме может проходить в виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого отчета и т. д.
3.Итоговый контроль
Итоговый контроль-это устный зачет или письменная контрольная работа, тестирование.
Виды деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном экономическом развитии общества на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социально-экономической жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых и экономических явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ ;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Основное содержание (34 часА)
Государственно-правовое регулирование экономики. 2 часов
Роль права в жизни общества.
Рыночная экономика как объект воздействия права.
Государственно-правовой контроль за экономикой.
Социально-экономические права граждан.
Юридические формы предпринимательства. 2 часов
Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства Индивидуальное предпринимательство.
Юридические лица: понятие и виды.
Виды коммерческих организаций.
Собственность. 3 часов
Законодательство, регулирующее отношения собственности.
Понятие права собственности.
Субъекты права собственности.
Право собственности граждан.
Право частной собственности юридических лиц.
Право государственной и муниципальной собственности.
Право собственности на движимое и недвижимое имущество.
Право общей собственности.
Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.
Договоры. 1 часов
Понятие договора.
Виды договора.
Порядок заключения договора.
Способы обеспечения исполнения договора.
Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров.
Ценные бумаги. 2 часа
Понятие и виды ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг и его участники.
Труд и социальная защита. 2 часов
Законодательство о труде.
Занятость и трудоустройство в Р.Ф.
Трудовой договор.
Безработица.
Страхование и пенсионное дело.
Банковские операции. 2часа
Кредитные организации и банковская деятельность.
Договор займа, кредита и банковского вклада.
Договор банковского счета. Современные платежные средства.
Государственный бюджет. 3 часа
Бюджетная система Р.Ф.
Налоговая система Р.Ф.
Конкуренция .Антимонопольное законодательство.
Экономическое партнерство с другими странами. 1 часа
Законодательство о внешнеэкономической деятельности.
Таможенное законодательство.
Правоохранительные органы. 4 часов
Правоохранительная система и ее задачи.
Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды.
Прокуратура.
Нотариат.
Экономические споры. 4 часов
Гражданские правовые споры.
Досудебный порядок рассмотрения споров.
Судебный порядок рассмотрения споров.
Подсудность имущественных споров. Исковая давность
Адвокатура.
Защита гражданских и трудовых прав. 6 часов
Защита права собственности
Защита чести, достоинства, деловой репутации.
Защита прав потребителей.
Защита прав акционеров.
Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних.
резерв – 2 часа. – используется для обобщения
Тематическое планирование
№ урока | Тема | кол-во час |
1 | Государственно-правовое регулирование экономики. Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия права. | |
2 | Государственно-правовой контроль за экономикой. Социально-экономические права граждан. | |
3 | Формы предпринимательства. Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства Индивидуальное предпринимательство. | |
4 | Виды коммерческих организаций. Деловая игра «Открытие фирмы» | |
5 | Собственность. Законодательство, регулирующее отношения собственности. Понятие права собственности. Субъекты права собственности. | |
6 | Право собственности граждан и юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Право общей собственности. | |
7 | Решение практических задач. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности. | |
8 | Ценные бумаги. Понятие и виды ценных бумаг. | |
9 | Рынок ценных бумаг и его участники. | |
10 | Договоры. Понятие договора. Виды договора. Порядок заключения договора. Способы обеспечения исполнения договора. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров. | |
11 | Труд и социальная защита. Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в Р.Ф. | |
12 | Трудовой договор. Безработица. Страхование и пенсионное дело | |
13 | Банковские операции. Кредитные организации и банковская деятельность | |
14 | Договор займа, кредита и банковского вклада. Договор банковского счета. Современные платежные средства. | |
15 | Государственный бюджет. Бюджетная система Р.Ф. | |
16 | Налоговая система Р.Ф. Конкуренция. Антимонопольное законодательство. | |
17 | Решение практических задач по теме: «Государственный бюджет» | |
18 | Экономическое партнерство с другими странами. Законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство. | |
19 | Правоохранительные органы. Правоохранительная система и ее задачи. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. | |
20 | Прокуратура. | |
21 | Нотариат. Адвокатура. Ролевая игра «Обращение к адвокату» | |
22 | Решение практических задач по теме: «Правоохранительные органы» | |
23 | Экономические споры. Гражданские правовые споры. | |
24 | .Досудебный порядок рассмотрения споров. Судебный порядок рассмотрения споров. | |
25 | Подсудность имущественных споров. Исковая давность | |
26 | Решение практических задач по теме: «Экономические споры» | |
27 | Защита гражданских и трудовых прав. Защита права собственности | |
28 | Защита чести, достоинства, деловой репутации. | |
29 | Решение практических задач. Защита прав потребителей. | |
30 | Защита прав акционеров. | |
31 | Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних. | |
32 | Решение практических задач по теме: «Защита гражданских и трудовых прав» | |
33 | Обобщающее повторение по курсу «Избранные вопросы обществознания» | |
34 | Итоговая тестовая работа за курс «Избранные вопросы обществознания» | |
Требования к уровню подготовки
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах по обществознанию, экономике и праву.
В результате изучения уровне ученик должен
знать/понимать: систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; смысл основных теоретических положений экономической науки; основные юридические профессии;
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
- освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителя;
- знать ответственность налогоплательщика случае нарушения закона
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг; предмет и метод экономической науки, факторы производства, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда.
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции.
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, акции и облигации.
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина.
Формы контроля
- при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания (письменно и устно), самостоятельные работы;
- при промежуточном контроле (в конце изучения каждого раздела): решение практических задач
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты тематических работ, экскурсии и самостоятельные работы, а так же решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач
УМК курса. 1.Учебник «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Вита-пресс», 2001г.
2.Учебник « Экономика» 10-11 кл. В.И. Липсиц М., «Вита-пресс», 2001г
3. Методическое пособие «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Новый учебник», 2001г
4.Хрестоматия «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Вита-пресс», 2001г
5. Учебно-методическое пособие «Обществознание» Л.П. Кураков ЧГУ.2004
6.Правоведение в таблицах и схемах. А.Н. Головистикова. «Эксмо» 2007
Экономика и право в net.ru
www.economicus.ru Собрание электронных материалов по экономике и истории экономической мысли. Биографические статьи и труды русских и зарубежных экономистов и пр.
http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в школе
http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10001207 Актуальные материалы по экономическому образованию, обширные ссылки на сетевые ресурсы, учебные и методические материалы.
http://www.hse.ru - Олимпиады по экономике.
http://www.mosfund.ru/open - Главный акцент делается на активные образовательные формы - ролевые игры, конференции и семинары.
www.marketing.spb.ru - Виртуальная библиотека. Статьи, монографии, рефераты.
www.allbest.ru/eko.htm - Для студентов. Каталог ссылок. Рефераты, библиотеки.
http://personnel.uapa.ru/course. Тесты для самокотроля.
http://www.it-n.ru/reg.aspx- сеть творческих учителей