СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору Избранные вопросы обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности/ курса по выбору Избранные вопросы обществознания для 9/11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору Избранные вопросы обществознания»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ярославской области

Управление образования администрации Рыбинского МР

муниципальное общеобразовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на методическом совете

Протокол № 1 от 01.09.2023г

Заместитель _____________

директора по УВР Андреева И.В.

Согласовано

01.09.2023


Заместитель _____________

директора по УВР Греченева И.М.


Утверждено

Приказ № 247 от 01.09.2023


Директор _____________

школы Рыбакова И.В.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Курса по выбору «Избранные вопросы обществознания»

для обучающихся 11 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год







Учитель истории

Солодова Алефтина Александровна








Рыбинский МР, п. Судоверфь, 2023г





Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по Праву и экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования .

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по модулям и учебным элементам, определяет минимальный набор работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе примерной программы «Право и экономика», авторы программы Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства в области экономики, но и важные правила и проблемы международногоэкономического права.

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Цели.

Изучение по элективному учебному курсу «Избранные вопросы обществознания» в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими и экономическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой, экономической сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.


Рабочая программа по элективному учебному курсу «Избранные вопросы обществознания» рассчитана на 34 учебных часа.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений, выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности.; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Курс ориентирован на формирование умений осмысленно употреблять правовые и экономические понятия и категории, характеризовать основные правовые и экономические институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права, экономических элементов и социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере экономических отношений, урегулированных правом.

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой и экономической информации; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.


Учебные элементы представлены тремя видами учебной деятельности:

1.Лекция.

Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного конспекта, презентации. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные способы. Ученики либо следят за изложением по своему опорному конспекту, либо делают записи в рабочих тетрадях.

2.Практическое занятие.

Самостоятельное детальное изучение материала по дополнительной учебной литературе по частям по плану «Программы». Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует. Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы». Используется методика работы в парах сменного состава ,групповая, индивидуальная.

Обобщающее занятие по всей теме может проходить в виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого отчета и т. д.

3.Итоговый контроль

Итоговый контроль-это устный зачет или письменная контрольная работа, тестирование.

Виды деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном экономическом развитии общества на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социально-экономической жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых и экономических явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ ;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;


Основное содержание (34 часА)


Государственно-правовое регулирование экономики. 2 часов

Роль права в жизни общества.

Рыночная экономика как объект воздействия права.

Государственно-правовой контроль за экономикой.

Социально-экономические права граждан.

Юридические формы предпринимательства. 2 часов

Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства Индивидуальное предпринимательство.

Юридические лица: понятие и виды.

Виды коммерческих организаций.

Собственность. 3 часов

Законодательство, регулирующее отношения собственности.

Понятие права собственности.

Субъекты права собственности.

Право собственности граждан.

Право частной собственности юридических лиц.

Право государственной и муниципальной собственности.

Право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Право общей собственности.

Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.

Договоры. 1 часов

Понятие договора.

Виды договора.

Порядок заключения договора.

Способы обеспечения исполнения договора.

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров.

Ценные бумаги. 2 часа

Понятие и виды ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг и его участники.

Труд и социальная защита. 2 часов

Законодательство о труде.

Занятость и трудоустройство в Р.Ф.

Трудовой договор.

Безработица.

Страхование и пенсионное дело.

Банковские операции. 2часа

Кредитные организации и банковская деятельность.

Договор займа, кредита и банковского вклада.

Договор банковского счета. Современные платежные средства.

Государственный бюджет. 3 часа

Бюджетная система Р.Ф.

Налоговая система Р.Ф.

Конкуренция .Антимонопольное законодательство.

Экономическое партнерство с другими странами. 1 часа

Законодательство о внешнеэкономической деятельности.

Таможенное законодательство.

Правоохранительные органы. 4 часов

Правоохранительная система и ее задачи.

Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды.

Прокуратура.

Нотариат.

Экономические споры. 4 часов

Гражданские правовые споры.

Досудебный порядок рассмотрения споров.

Судебный порядок рассмотрения споров.

Подсудность имущественных споров. Исковая давность

Адвокатура.

Защита гражданских и трудовых прав. 6 часов

Защита права собственности

Защита чести, достоинства, деловой репутации.

Защита прав потребителей.

Защита прав акционеров.

Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних.


резерв – 2 часа. – используется для обобщения












Тематическое планирование


урока

Тема

кол-во час

1

Государственно-правовое регулирование экономики. Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия права.


2

Государственно-правовой контроль за экономикой.

Социально-экономические права граждан.


3

Формы предпринимательства. Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства Индивидуальное предпринимательство.


4

Виды коммерческих организаций. Деловая игра «Открытие фирмы»


5

Собственность. Законодательство, регулирующее отношения собственности. Понятие права собственности. Субъекты права собственности.


6

Право собственности граждан и юридических лиц.

Право государственной и муниципальной собственности.

Право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Право общей собственности.


7

Решение практических задач. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.


8

Ценные бумаги. Понятие и виды ценных бумаг.


9

Рынок ценных бумаг и его участники.


10

Договоры. Понятие договора. Виды договора. Порядок заключения договора. Способы обеспечения исполнения договора.

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договоров.


11

Труд и социальная защита. Законодательство о труде.

Занятость и трудоустройство в Р.Ф.


12

Трудовой договор. Безработица. Страхование и пенсионное дело


13

Банковские операции. Кредитные организации и банковская деятельность


14

Договор займа, кредита и банковского вклада.

Договор банковского счета. Современные платежные средства.


15

Государственный бюджет. Бюджетная система Р.Ф.


16

Налоговая система Р.Ф. Конкуренция. Антимонопольное законодательство.


17

Решение практических задач по теме: «Государственный бюджет»


18

Экономическое партнерство с другими странами. Законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таможенное законодательство.


19

Правоохранительные органы. Правоохранительная система и ее задачи. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды.


20

Прокуратура.


21

Нотариат. Адвокатура. Ролевая игра «Обращение к адвокату»


22

Решение практических задач по теме: «Правоохранительные органы»


23

Экономические споры. Гражданские правовые споры.


24

.Досудебный порядок рассмотрения споров.

Судебный порядок рассмотрения споров.


25

Подсудность имущественных споров. Исковая давность


26

Решение практических задач по теме: «Экономические споры»


27

Защита гражданских и трудовых прав. Защита права собственности


28

Защита чести, достоинства, деловой репутации.


29

Решение практических задач. Защита прав потребителей.


30

Защита прав акционеров.


31

Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних.


32

Решение практических задач по теме: «Защита гражданских и трудовых прав»


33

Обобщающее повторение по курсу «Избранные вопросы обществознания»


34

Итоговая тестовая работа за курс «Избранные вопросы обществознания»


Требования к уровню подготовки

Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах по обществознанию, экономике и праву.


В результате изучения уровне ученик должен

знать/понимать: систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; смысл основных теоретических положений экономической науки; основные юридические профессии;

- смысл основных теоретических положений экономической науки;

- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;

- освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителя;

- знать ответственность налогоплательщика случае нарушения закона

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг; предмет и метод экономической науки, факторы производства, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда.

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции.

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, акции и облигации.

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина.


Формы контроля

  • - при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания (письменно и устно), самостоятельные работы;

  • - при промежуточном контроле (в конце изучения каждого раздела): решение практических задач

  • Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки-защиты тематических работ, экскурсии и самостоятельные работы, а так же решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач

УМК курса. 1.Учебник «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Вита-пресс», 2001г.

2.Учебник « Экономика» 10-11 кл. В.И. Липсиц М., «Вита-пресс», 2001г

3. Методическое пособие «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Новый учебник», 2001г

4.Хрестоматия «Право и экономика» 10-11 кл Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, М., «Вита-пресс», 2001г

5. Учебно-методическое пособие «Обществознание» Л.П. Кураков ЧГУ.2004

6.Правоведение в таблицах и схемах. А.Н. Головистикова. «Эксмо» 2007


Экономика и право в net.ru

  • www.economicus.ru Собрание электронных материалов по экономике и истории экономической мысли. Биографические статьи и труды русских и зарубежных экономистов и пр.

  • http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в школе

  • http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10001207 Актуальные материалы по экономическому образованию, обширные ссылки на сетевые ресурсы, учебные и методические материалы.

  • http://www.hse.ru - Олимпиады по экономике.

  • http://www.mosfund.ru/open -  Главный акцент  делается на активные образовательные формы - ролевые игры, конференции и семинары.

  • www.marketing.spb.ru - Виртуальная библиотека. Статьи, монографии, рефераты.

  • www.allbest.ru/eko.htm - Для студентов. Каталог ссылок. Рефераты, библиотеки.

  • http://personnel.uapa.ru/course. Тесты для самокотроля.

  • http://www.it-n.ru/reg.aspx- сеть творческих учителей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!