СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по русскому языку "Хочу быть грамотным" для обучающихся 5 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку "Хочу быть грамотным" предназначена для дополнительных занятий с пятиклассниками в рамках дополнительных образовательных услуг. Она позволяет повторить важные разделы языка, отработать орфографические, пунктуационные навыки, закрепить фонетический, морфемный, синтаксический разборы. Учебник УМК "Теория" под редакцией В.В.Бабайцевой используется как справочное пособие, которое позволяет систематизировать материал. Эта программа может быть использована и для организации внеурочных занятий по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по русскому языку "Хочу быть грамотным" для обучающихся 5 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №______

______________________

«____»____________2018г.


Согласовано

Зам. дирек

______________________

«____»____________2018г.


Утверждаю

Директор школы

Емелёва Л.Г.

______________________

«____»____________2018г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХОЧУ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ

5 класс




Составитель: Чеканина О.Н.,

учитель русского языка и литературы







2018-2019г

Пояснительная записка

Программа курса «Хочу быть грамотным»составлена на основе авторской программы и учебно-методического комплекта «Русский язык 5-9 класс» авторов В.В.Бабайцевой, Чеснокова Л.Д.

Программа курса «Хочу быть грамотным» рассчитана на 32 часа. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы, способности и потребности.

Цель: повысить языковую культуру пятиклассников, способствовать формированию устойчивого интереса к изучению русского языка, самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

- повысить мотивацию изучения русского языка, его законов, различных языковых явлений;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

- сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- способствовать формированию устойчивых навыков фонетического, морфологического, синтаксического анализа языковых единиц;

Общая характеристика программы

Программа курса  предназначена для учеников5 класса. Предполагает развитие орфографической и пунктуационной грамотности, формирование устойчивых навыков анализа языковых единиц: фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический, синтаксический разборы.

Программа способствует развитию личностных, метапредметных, предметных компетенций учеников при изучении грамматики как раздела науки о языке, воспитывает чувство уважения к русскому языку. Отличие занятий данного курса от уроков русского языка заключается в том, что опираясь на технологию системно - деятельностного обучения, технологию обучения в сотрудничестве и ИКТ, приоритетное значение уделяется инициативной деятельности школьника, через которую он знакомится с разделами языкознания и формирует навыки орфографической, пунктуационной, аналитической деятельности. Лингвистические задания курса «Хочу быть грамотным» способствуют формированию общей языковой грамотности, развивают культуру речи, мотивируют к изучению русского языка. Данная программа актуальна, так как предоставляет возможность для познавательной деятельности по русскому языку, обобщает и закрепляет ранее изученный материал, позволяет применять его на практике в метапредметных заданиях. Программа курса знакомит с различными заданиями итоговых проверочных и экзаменационных работ (ВПР, РДР, устное собеседование, ОГЭ).

Формы организации познавательной деятельности:

  • интерактивные занятии с ЦОР;

  • практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов;

  • комплексный анализ текстов художественного, научного, публицистического стилей;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с орфографическим, словообразовательным, толковым словарями;

Планируемые результаты обучения

  • опыт исследовательской деятельности в лингвистическом направлении

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- исследовать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания.

  • опыт творческой деятельности

- ролевые игры;

- проектная деятельность;

- использование песен и стихов.

  • опыт работы в референтной группе

- дискуссировать на тему; восстанавливать услышанное, сказанное, прочитанное; интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;задавать вопросы.

- совместно изучать новый материал, делиться обретённым опытом с другими, корректировать услышанное.

- работать над проектами по теме.

  • ментальные новообразования

- использование ментальных карт

  • рефлексивные навыки, навыки самооценки

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия деятельности. (Приложение 1)


Критерии по оцениванию результатов обучения

Промежуточный контроль проводится в игровой форме (конкурсы, ролевые игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль в форме защиты проекта.(Приложение 2)


2.Содержание курса по русскому языку «Хочу быть грамотным»

Раздел 1. Введение. Хочу быть грамотным. (1ч.)

1.Тема занятия «Хочу быть грамотным». Ознакомительное занятие. Тема, цель курса, виды деятельности. Алгоритм работы с орфографическим правилом.

Раздел 2. Секреты письменной речи.Орфография (12 ч)

2-3. Секреты правописания морфем. Морфемный, фонетический, словообразовательный разборы. Орфографические правила, связанные с фонетическими изменениями в истории развития языка: буквы И,У,А после шипящих; разделительные Ь,Ъ; Ь на конце существительных после шипящих; употребление Ь для обозначения мягкости согласных; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах; буквы И-Ы после Ц. Фонетический разбор.

4-5.Правописание корней. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова, правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне;буквы О-Ё после шипящих в корне.Правописание корней с чередованием А-О, Е-И. Словарные слова. Орфографический словарь помощник в формировании грамотности.Морфемный и фонетический разборы.

6-7. Правописание приставок. Буквы З и С на конце приставок, слова с приставкой С, правописание ПРИ-, ПРЕ-.Морфемный и морфологический разбор глагола.

8-9. Правописание суффиксов. Правописание слов с НН. Словарные слова.Морфемный и морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола.

10-11. Правописание окончаний. Буквы Е и И в окончаниях имен существительных; О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, правописание безударной гласной в окончаниях имен прилагательных, личные окончания глаголов. Морфемный, фонетический и морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола.

12-13. Орфографические задачи. Анализ и выполнение заданий из контрольно-измерительных материалов ВПР, РДР, олимпиадных заданий.

Раздел 3. Секреты письменной речи. Пунктуация. (12 ч)

14. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение.Главное и зависимое слово в словосочетании. Наличие одной, двух и более грамматических основ как признаки простого и сложного предложений.Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

15-16. Части речи и члены предложения. Самостоятельные и служебные части речи. Главные и второстепенные члены предложений.Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

17-18. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое. Определение, дополнение, обстоятельство.Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

19-20. Однородные члены предложения и знаки препинания в предложениях с однородными членами.Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

21-22. Сложное предложение.Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

23-24. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.Прямая речь после слов автора и перед ними. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

25.Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.Знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

Раздел 4. Секреты устной речи. Текст. (6ч)

26. Стили речи: разговорный, научный, публицистический, художественный.

27. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

28. Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

29. Абзац. Микротема. План текста.

30-31.Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает. Приемы сжатия текста.

Раздел 5.Грамматике учиться всегда пригодится. (1ч)

32. Мониторинг проверки знаний.

3. Тематическое планирование курсапо русскому языку «Хочу быть грамотным»


№п\п

Тема раздела

Виды деятельности

Количество часов

1

Введение

Работа с книгой, словарем, ментальной картой, составление кроссворда

1

2

Секреты письменной речи.Орфография

Работа с орфографическим, морфемным словарями, различными видами алгоритмов; решение орфографических задач, головоломок; выполнение тестовых заданий; практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Составление диалогов, орфографических сказок, выбор темы для творческих и исследовательских проектов.

12

3

Секреты письменной речи. Пунктуация

Работа с учебной книгой, ментальной картой, составление алгоритма по пунктуации, выполнение тестовых заданий, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, проектная деятельность.

12

4

Секреты устной речи. Текст

Виды речевых ситуаций, составление устных высказываний с использованием различных типов речи; комплексный анализ текста, написание сочинений-миниатюр, проектная деятельность.

6

5

Грамматике учиться всегда пригодится

Защита проекта

1


ИТОГО


32






5.Информационно – методическое обеспечение

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.



















  1. Календарно-тематическое планирование занятий курса «Хочу быть грамотным»

№ п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые сроки

Дата проведения

Введение (1ч)


1

Хочу быть грамотным

1

14.01-19.01

18.01

16.01

Секреты письменной речи.Орфография (12 ч)


2-3

Секреты правописания морфем

2

14.01-19.01

18.01

25.01

16.01-23.01

4-5

Правописание корней

2

21.01-26.01

25.01-1.02,

23.01-30.01

6-7

Правописание приставок

2

28.01-2.02

1.02-8.02

30.01-6.02

8-9

Правописание суффиксов

2

4.02-9.02

8.02-15.02

6.02-13.02

10-11

Правописание окончаний

2

4.02-9.02

15.02-22.02

13.02-20.02

12-13

Орфографические задачи

2

11.02-16.02

22.02-1.03

20.02-27.02

Секреты письменной речи. Пунктуация. (12 ч)


14

Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение

1

18.02-23.02

1.03-

27.02

15

Части речи и члены предложения.

1

25.02-2.03

15.03

6.03

16-17

Главные и второстепенные члены предложения.

2

4.03-9.03

15.03-22.03

6.03-13.03

18-20

Однородные члены предложения и знаки препинания в предложениях с однородными членами

3

11.03-16.03

22.03

5.04-5.04

13.03-20.03-20.03

21-22

Сложное предложение.

2

18.03-23.03

12.04-12.04

25.03-25.03

23-24

Прямая речь. Диалог

2

25.03-30.03

16.04-16.04

26.03-26.03

25

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

1.04-6.04

17.04-

27.03

Секреты устной речи. Текст (6 ч)


26

Стили речи: разговорный, научный, публицистический, художественный

1

8.04-13.04

17.04

29.03

27

Типы речи: описание, повествование, рассуждение


1

8.04-13.04

23.04

3.04

28

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

1

15.04-20.04

23.04

10.04

29

Абзац. Микротема. План текста.


1

15.04-20.04

24.04

10.04

30-31

Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает. Приемы сжатия текста.


2

22.04-27.04

24.04-26.04

17.04-17.04

Грамматике учиться всегда пригодится. (1ч)


32

Мониторинг проверки знаний.


1

29.04-30.04

26.04-7.05

24.04



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!