СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса дополнительного образования "Экология человека"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является авторсокй разработкой и предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений. При желании можно адаптировать для изучения в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса дополнительного образования "Экология человека"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Раздольненская школа-лицей №1»

Раздольненского района Республики Крым

Рассмотрено Согласовано: Утверждено:

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

учителей естественных наук _______ И.А.Остриянская _____ Н.И. Степаненко

_______ М.А.Науменко « ____» __________2020 г. Приказ № _______

от «___» _________2020 г. от «___» _________2020 г.




Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

9-В класс



2020/2021 учебный год

учитель:

Копыстко-Дятчина Светлана Борисовна,

учитель высшей категории


пгт. Раздольное, 2020 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Программа отражает идеи положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Рабочая программа включает содержательный минимум и составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»), включает пояснительную записку, планируемые предметные результаты освоения курса «Экология человека» в 9 классе, содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем практических работ, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на авторскую программу курса «Экология человека» Копыстко С.Б., рекомендованную к изучению в общеобразовательных учреждениях Республики Крым, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа разработана в соответствии с действующим годовым учебным планом МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1» на изучение данного курса дополнительного образования выделено 34 часа (1 час в неделю). В связи с праздничными (дополнительными выходными) днями - 04 ноября 2020 года – День народного единства, 23 февраля 2021 года – День Защитника Отечества, 08 марта 2021 года – Международный женский день, 03 мая 2021 – Праздник весны и труда, Пасха, 10 мая 2021 – День Победы, 13 мая 2021 – Ураза Байрам количество часов сокращено на ___ и будет выполнено за ____ часа (на основании календарно-тематического планирования).

Программа курса дополнительного образования «Экология человека» в 9 классе включает в себя темы: «Введение» (2 часа), «Развитие экологических связей человечества» (4 часа), «Окружающая среда и ее влияние на здоровье» (10 часов), «Экологическая демография» (7 часов), «Экологические проблемы и пути их решения» (9 часов).

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Кроме того, программой предусмотрено расширенное изучение региональных проблем Крыма.

Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций, на уроках используются следующие методы обучения:

 словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой, решение проблемных задач;

наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;

практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;

контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня, контрольные работы.

Данная программа имеет межпредметные связи с историей, физикой, химией, медициной, гигиеной и психологией. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.

Цель экологического образования достигается в процессе изучения курса дополнительного образования «Экология человека»

Задачи курса дополнительного образования «Экология человека»:

  • формирование знаний о принципах функционирования и структуре экосистем, экологических факторах и их действии на биологические системы;

  • овладение методологией научного познания биосферы;

  • развитие познавательного интереса к состоянию и развитию окружающей среды;

  • развитие учебных умений и навыков, способов деятельности по изучению естественных и искусственно созданых человеком экосистем;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе родного края на основании знаний об антропогенных ландшафтах и природных экосистемах Крыма;

  • мотивация здорового образа жизни, непосредственно связанного не только со здоровьем, но и скачеством окружающей среды;

  • развитие осознанного отношения к учебе, формирование познавательного интереса, творческого стиля мышления, наблюдательности, стремления к самообразованию и самореализации в различных видах экологической деятельности;

  • овладение практическими умениями, технологиями принятия решений, при необходимости – свободного выбора в разных ситуациях, связанных с восстановлением природной среды;

  • формирование и развитие принципов экологической этики.

В программе реализован интегрированный подход к формированию содержания курса на основе смешанной модели экологического образования, предусматривающей изучение экологических проблем и вопросов в каждом учебном предмете базового курса и целостно, в специальном курсе экологии.


Планируемые результаты освоения курса «Экология человека»

Требования к результатам освоения курса «Экология человека» дополнительного образования в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение экологии в 9 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к организму человека, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение человека как биосоциального существа; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к природе, окружающей человека;

  • формирование личностных представлений о человеческих ценностях, осознание значимости и общности глобальных экологических проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие экологического и эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками экологической информации: находить экологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • классификация - определение принадлежности человека к органическому миру, его место в современной таксономической системе;

  • объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • сравнение экологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организма человека; типов взаимодействия человека и разных видов в экосистеме;

  • овладение методами экологической науки: наблюдение и описание экологических объектов и процессов; постановка экологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете экологии;

  • соблюдение правил работы с при проведении полевых исследований.

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;

  • проведение наблюдений за состоянием своего организма.

  • освоение мер профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

  • обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

  • соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с экологической и эстетической точки зрения объекты живой природы.



Содержание рабочей программы

Программа включает в себя 2 раздела: «Человек в экосистеме», «Человечество в биосфере». В данном курсе рассматриваются развитие экологических связей человечества, влияние окружающей среды на здоровье человека в положительном и отрицательном ракурсах, основные понятия экологической демографии, а также экологические проблемы, созданные человечеством, пути их решения не только на глобальном, но и на локальном уровне. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – важнейшая государственная задача. Данный курс раскрывает связь человека с природой, зависимость его жизни и здоровья от состояния окружающей среды. Предусмотрены практические занятия, закрепляющие приобретенные знания и умения обучающихся, которые имеют профориентационную направленность в области экологии человека и охраны здоровья.

Формированию навыков самостоятельной работы служат конференции и семинарские занятия.

Фенологические наблюдения обучающиеся выполняют самостоятельно и при проведении экскурсий. Приемы выполнения фенологических наблюдений и их регистрация выполняются учителем на занятиях курса экологии, система которых сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию экологической информации.

Данная программа имеет межпредметные связи с историей, физикой, химией, медициной, гигиеной и психологией. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.


Введение (2 часа)

Взаимодействие человека и природы. Предмет изучения экологии человека. Человек – биосоциальный вид.

Демонстрации: сходство человека и животных.

Раздел I. Человек в экосистеме.

1. Развитие экологических связей человечества (4 часа)

Происхождение и становление человека: древние гоминиды. Гипотезы происхождения человека: Ч.Дарвина, Я.Линдбландта, Р.Фоули, семьи Лики.

Homo Sapiens. Переход от собирательства и охоты к производству пищи. Накопление знаний, устная речь и фиксирование информации.

Развитие экологических связей человечества: современность.

Семинар: Будущее – перспективы развития экологических связей. Экологическое образование.

Демонстрации: макеты, таблицы, иллюстрирующие эволюционное развитие человека.

2. Окружающая среда и ее влияние на здоровье (10 часов)

Современный стандартный человек. Связь видовых признаков и свойств с прямохождением и сложной социальной организацией.

Наследственность и наследственные болезни человека. Уникальность по личным свойствам и признакам. Предупреждение наследственных болезней – спасение человечества от генетического груза.

Влияние природной среды на самочувствие человека: биоритмы, погода, метеочувствительность.

Природная среда и болезни человека. Природная очаговость болезней. Инфекционные заболевания, предающиеся от животных к человеку (бешенство, чума, лептоспироз, орнитоз, геморрагическая лихорадка).

Адаптации организма человека к изменяющимся условиям среды. Широкие возможности приспособления к изменяющимся условиям жизни. Структура адаптации: увеличение функций систем и стресс – реакция.

Влияние качества природной среды на здоровье человека. Загрязнение природной среды: химическое, физическое, биологическое. ПДК, ПДВ, коли-индекс, ксенобиотики. Факторы загрязнения среды – провоцирующий и этиологический.

Влияние техногенного радиоактивного излучения на здоровье. Радиочувствительность. Радиофобия.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – необходимое условие выживания в современных условиях существования. Основные компоненты ЗОЖ.

Трудовая деятельность и ее влияние на здоровье. Физический и умственный труд. Непригодность к определенным видам руда.

Семинар: выбор профессии.

Анкетирование: «Здоровье и выбор профессии»

Обобщение знаний – защита проектов (1 час)


Раздел II. Человечество в биосфере.

3. Экологическая демография (7 часов)

История возникновения социальной экологии. Предпосылки изучения системы «Человек- человек». Становление системы «Общество – природа» - социоэкоситемы. Усиление влияния человечества на природную среду; ответная реакция среды на данное влияние.

Социально-экологические особенности демографии человечества. Экологические факторы, ограничивающие рост популяций человека: климат, хищники, болезни, пища. Социально- экологическая емкость среды.

Рост численности человечества. Экспонента и S-кривая роста численности. Фазы ускоренного и замедленного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Социально-географические особенности демографии человека. Южный и Северный регионы Земли. Прирост населения. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Демографические перспективы. Возможные последствия демографических процессов. Управление демографическими процессами. Пессимистический и оптимистический взгляд на демографическую перспективу.

Практическая работа:

1. Решение задач по экологической демографии.

Обобщение знаний – защита проектов (1 час)

4. Экологические проблемы и пути их решения (9 часов)

Сущность экологической проблемы. Негативные последствия природообразующей деятельности общества. Основные составляющие экологической проблемы.

Проблемы ресурсов и получения энергии. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Альтернативная и геотермальная энергия.

Глобальная проблема загрязнения среды. Изменение физических, химических и биологических параметров поверхности Земли. Влияние загрязнения на состояние экосистем.

Культурно-исторические истоки экологического кризиса.

Мониторинг природных сред и ресурсов к устойчивому развитию.

Практическая работа:

2. Решение задач по проблемам экологического состояния биосферы.

Семинар: Биосферные функции человека. Действие с учетом законов биосферы для ее поддержания и целенаправленного развития.

Экскурсии:

1. Загрязнение природной среды.

Обобщение знаний – защита проектов (1 час)

Резервное время – 2 часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(34 часа, из них 2 ч. резервного времени)




п/п

Наименование темы

Количество

часов

практических

экскурсий


ВВЕДЕНИЕ

2

-

-

1

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4

-

-

2

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

10

-

-

3

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ

7

1

-

4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

9

1

1


РЕЗЕРВ

2




ИТОГО

34

2

1














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Экология человека. 9-В класс.

34 часа (1 час в неделю, из них 2 часа – резервное время)


п/п

9-В

Содержание темы урока

Примечания

По плану

Факт

Введение (2 часа)

1



Взаимодействие человека и природы. Предмет изучения экологии человека.



2



Человек – биосоциальный вид.



Раздел I. Человек в экосистеме.

1. Развитие экологических связей человечества (4 часа)

3



Происхождение и становление человека: древние гоминиды. Гипотезы происхождения человека: Ч.Дарвина, Я.Линдбландта, Р.Фоули, семьи Лики.


4



Homo Sapiens. Переход от собирательства и охоты к производству пищи. Накопление знаний, устная речь и фиксирование информации.


5



Развитие экологических связей человечества: современность.



6



Будущее – перспективы развития экологических связей. Экологическое образование.

Семинарское занятие

2. Окружающая среда и ее влияние на здоровье (10 часов)


7



Современный стандартный человек. Связь видовых признаков и свойств с прямохождением и сложной социальной организацией.


8



Наследственность и наследственные болезни человека. Уникальность по личным свойствам и признакам. Предупреждение наследственных болезней – спасение человечества от генетического груза.


9



Влияние природной среды на самочувствие человека: биоритмы, погода, метеочувствительность. Биоритмы организма человека. Влияние биоритмов на здоровье. Определение собственных биоритмов.


10



Природная среда и болезни человека. Природная очаговость болезней. Инфекционные заболевания, предающиеся от животных к человеку (бешенство, чума, лептоспироз, орнитоз, геморрагическая лихорадка).


11



Адаптации организма человека к изменяющимся условиям среды. Широкие возможности приспособления к изменяющимся условиям жизни. Стресс. Структура адаптации: увеличение функций систем и стресс – реакция. Дистресс.


12



Влияние качества природной среды на здоровье человека. Загрязнение природной среды: химическое, физическое, биологическое. ПДК, ПДВ, коли-индекс, ксенобиотики. Факторы загрязнения среды – провоцирующий и этиологический.

Влияние техногенного радиоактивного излучения на здоровье. Радиочувствительность. Радиофобия.


13



Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – необходимое условие выживания в современных условиях существования. Основные компоненты ЗОЖ.


14



Трудовая деятельность и ее влияние на здоровье. Физический и умственный труд. Непригодность к определенным видам труда.


15



Выбор профессии.

Анкетирование: «Здоровье и выбор профессии»

Семинарское занятие

16



Обобщение знаний – защита проектов



Раздел II. Человечество в биосфере.

3. Экологическая демография (7 часов)

17



История возникновения социальной экологии. Предпосылки изучения системы «Человек- человек». Становление системы «Общество – природа» - социоэкоситемы. Усиление влияния человечества на природную среду; ответная реакция среды на данное влияние.


18



Социально-экологические особенности демографии человечества. Экологические факторы, ограничивающие рост популяций человека: климат, хищники, болезни, пища. Социально- экологическая емкость среды.


19



Рост численности человечества. Экспонента и S-кривая роста численности. Фазы ускоренного и замедленного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).


20



Социально-географические особенности демографии человека. Южный и Северный регионы Земли. Прирост населения. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.


21



Демографические перспективы. Возможные последствия демографических процессов. Управление демографическими процессами. Пессимистический и оптимистический взгляд на демографическую перспективу.


22



Практическая работа:

1. Решение задач по экологической демографии.


23



Обобщение знаний – защита проектов



4. Экологические проблемы и пути их решения (9 часов)

24



Сущность экологической проблемы. Негативные последствия природообразующей деятельности общества. Основные составляющие экологической проблемы.


25



Проблемы ресурсов и получения энергии. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Альтернативная и геотермальная энергия.


26



Глобальная проблема загрязнения среды. Изменение физических, химических и биологических параметров поверхности Земли. Влияние загрязнения на состояние экосистем различного уровня.


27



Культурно-исторические истоки экологического кризиса.



28



Мониторинг природных сред и ресурсов к устойчивому развитию.



29



Практическая работа:

2. Решение задач по проблемам экологического состояния биосферы.


30



Биосферные функции человека. Действие с учетом законов биосферы для ее поддержания и целенаправленного развития.

Семинарское занятие

31



Экскурсии:

1. Загрязнение природной среды.


32



Обобщение знаний – защита проектов



Резервное время

33



Повторение и обобщение


34



Повторение и обобщение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!