Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Раздольненская школа-лицей №1»
Раздольненского района Республики Крым
Рассмотрено Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
учителей естественных наук _______ И.А.Остриянская _____ Н.И. Степаненко
_______ М.А.Науменко « ____» __________2020 г. Приказ № _______
от «___» _________2020 г. от «___» _________2020 г.
Рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
9-В класс
2020/2021 учебный год
учитель:
Копыстко-Дятчина Светлана Борисовна,
учитель высшей категории
пгт. Раздольное, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.
Программа отражает идеи положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Рабочая программа включает содержательный минимум и составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»), включает пояснительную записку, планируемые предметные результаты освоения курса «Экология человека» в 9 классе, содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем практических работ, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на авторскую программу курса «Экология человека» Копыстко С.Б., рекомендованную к изучению в общеобразовательных учреждениях Республики Крым, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующим годовым учебным планом МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1» на изучение данного курса дополнительного образования выделено 34 часа (1 час в неделю). В связи с праздничными (дополнительными выходными) днями - 04 ноября 2020 года – День народного единства, 23 февраля 2021 года – День Защитника Отечества, 08 марта 2021 года – Международный женский день, 03 мая 2021 – Праздник весны и труда, Пасха, 10 мая 2021 – День Победы, 13 мая 2021 – Ураза Байрам количество часов сокращено на ___ и будет выполнено за ____ часа (на основании календарно-тематического планирования).
Программа курса дополнительного образования «Экология человека» в 9 классе включает в себя темы: «Введение» (2 часа), «Развитие экологических связей человечества» (4 часа), «Окружающая среда и ее влияние на здоровье» (10 часов), «Экологическая демография» (7 часов), «Экологические проблемы и пути их решения» (9 часов).
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Кроме того, программой предусмотрено расширенное изучение региональных проблем Крыма.
Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций, на уроках используются следующие методы обучения:
словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой, решение проблемных задач;
наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;
практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;
контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня, контрольные работы.
Данная программа имеет межпредметные связи с историей, физикой, химией, медициной, гигиеной и психологией. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.
Цель экологического образования достигается в процессе изучения курса дополнительного образования «Экология человека»
Задачи курса дополнительного образования «Экология человека»:
формирование знаний о принципах функционирования и структуре экосистем, экологических факторах и их действии на биологические системы;
овладение методологией научного познания биосферы;
развитие познавательного интереса к состоянию и развитию окружающей среды;
развитие учебных умений и навыков, способов деятельности по изучению естественных и искусственно созданых человеком экосистем;
формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе родного края на основании знаний об антропогенных ландшафтах и природных экосистемах Крыма;
мотивация здорового образа жизни, непосредственно связанного не только со здоровьем, но и скачеством окружающей среды;
развитие осознанного отношения к учебе, формирование познавательного интереса, творческого стиля мышления, наблюдательности, стремления к самообразованию и самореализации в различных видах экологической деятельности;
овладение практическими умениями, технологиями принятия решений, при необходимости – свободного выбора в разных ситуациях, связанных с восстановлением природной среды;
формирование и развитие принципов экологической этики.
В программе реализован интегрированный подход к формированию содержания курса на основе смешанной модели экологического образования, предусматривающей изучение экологических проблем и вопросов в каждом учебном предмете базового курса и целостно, в специальном курсе экологии.
Планируемые результаты освоения курса «Экология человека»
Требования к результатам освоения курса «Экология человека» дополнительного образования в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение экологии в 9 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к организму человека, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение человека как биосоциального существа; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к природе, окружающей человека;
формирование личностных представлений о человеческих ценностях, осознание значимости и общности глобальных экологических проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие экологического и эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками экологической информации: находить экологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения экологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
классификация - определение принадлежности человека к органическому миру, его место в современной таксономической системе;
объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение экологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организма человека; типов взаимодействия человека и разных видов в экосистеме;
овладение методами экологической науки: наблюдение и описание экологических объектов и процессов; постановка экологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете экологии;
соблюдение правил работы с при проведении полевых исследований.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;
проведение наблюдений за состоянием своего организма.
освоение мер профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
5. В эстетической сфере:
Содержание рабочей программы
Программа включает в себя 2 раздела: «Человек в экосистеме», «Человечество в биосфере». В данном курсе рассматриваются развитие экологических связей человечества, влияние окружающей среды на здоровье человека в положительном и отрицательном ракурсах, основные понятия экологической демографии, а также экологические проблемы, созданные человечеством, пути их решения не только на глобальном, но и на локальном уровне. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – важнейшая государственная задача. Данный курс раскрывает связь человека с природой, зависимость его жизни и здоровья от состояния окружающей среды. Предусмотрены практические занятия, закрепляющие приобретенные знания и умения обучающихся, которые имеют профориентационную направленность в области экологии человека и охраны здоровья.
Формированию навыков самостоятельной работы служат конференции и семинарские занятия.
Фенологические наблюдения обучающиеся выполняют самостоятельно и при проведении экскурсий. Приемы выполнения фенологических наблюдений и их регистрация выполняются учителем на занятиях курса экологии, система которых сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию экологической информации.
Данная программа имеет межпредметные связи с историей, физикой, химией, медициной, гигиеной и психологией. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.
Введение (2 часа)
Взаимодействие человека и природы. Предмет изучения экологии человека. Человек – биосоциальный вид.
Демонстрации: сходство человека и животных.
Раздел I. Человек в экосистеме.
1. Развитие экологических связей человечества (4 часа)
Происхождение и становление человека: древние гоминиды. Гипотезы происхождения человека: Ч.Дарвина, Я.Линдбландта, Р.Фоули, семьи Лики.
Homo Sapiens. Переход от собирательства и охоты к производству пищи. Накопление знаний, устная речь и фиксирование информации.
Развитие экологических связей человечества: современность.
Семинар: Будущее – перспективы развития экологических связей. Экологическое образование.
Демонстрации: макеты, таблицы, иллюстрирующие эволюционное развитие человека.
2. Окружающая среда и ее влияние на здоровье (10 часов)
Современный стандартный человек. Связь видовых признаков и свойств с прямохождением и сложной социальной организацией.
Наследственность и наследственные болезни человека. Уникальность по личным свойствам и признакам. Предупреждение наследственных болезней – спасение человечества от генетического груза.
Влияние природной среды на самочувствие человека: биоритмы, погода, метеочувствительность.
Природная среда и болезни человека. Природная очаговость болезней. Инфекционные заболевания, предающиеся от животных к человеку (бешенство, чума, лептоспироз, орнитоз, геморрагическая лихорадка).
Адаптации организма человека к изменяющимся условиям среды. Широкие возможности приспособления к изменяющимся условиям жизни. Структура адаптации: увеличение функций систем и стресс – реакция.
Влияние качества природной среды на здоровье человека. Загрязнение природной среды: химическое, физическое, биологическое. ПДК, ПДВ, коли-индекс, ксенобиотики. Факторы загрязнения среды – провоцирующий и этиологический.
Влияние техногенного радиоактивного излучения на здоровье. Радиочувствительность. Радиофобия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – необходимое условие выживания в современных условиях существования. Основные компоненты ЗОЖ.
Трудовая деятельность и ее влияние на здоровье. Физический и умственный труд. Непригодность к определенным видам руда.
Семинар: выбор профессии.
Анкетирование: «Здоровье и выбор профессии»
Обобщение знаний – защита проектов (1 час)
Раздел II. Человечество в биосфере.
3. Экологическая демография (7 часов)
История возникновения социальной экологии. Предпосылки изучения системы «Человек- человек». Становление системы «Общество – природа» - социоэкоситемы. Усиление влияния человечества на природную среду; ответная реакция среды на данное влияние.
Социально-экологические особенности демографии человечества. Экологические факторы, ограничивающие рост популяций человека: климат, хищники, болезни, пища. Социально- экологическая емкость среды.
Рост численности человечества. Экспонента и S-кривая роста численности. Фазы ускоренного и замедленного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Социально-географические особенности демографии человека. Южный и Северный регионы Земли. Прирост населения. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Демографические перспективы. Возможные последствия демографических процессов. Управление демографическими процессами. Пессимистический и оптимистический взгляд на демографическую перспективу.
Практическая работа:
1. Решение задач по экологической демографии.
Обобщение знаний – защита проектов (1 час)
4. Экологические проблемы и пути их решения (9 часов)
Сущность экологической проблемы. Негативные последствия природообразующей деятельности общества. Основные составляющие экологической проблемы.
Проблемы ресурсов и получения энергии. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Альтернативная и геотермальная энергия.
Глобальная проблема загрязнения среды. Изменение физических, химических и биологических параметров поверхности Земли. Влияние загрязнения на состояние экосистем.
Культурно-исторические истоки экологического кризиса.
Мониторинг природных сред и ресурсов к устойчивому развитию.
Практическая работа:
2. Решение задач по проблемам экологического состояния биосферы.
Семинар: Биосферные функции человека. Действие с учетом законов биосферы для ее поддержания и целенаправленного развития.
Экскурсии:
1. Загрязнение природной среды.
Обобщение знаний – защита проектов (1 час)
Резервное время – 2 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа, из них 2 ч. резервного времени)
№ п/п | Наименование темы | Количество |
часов | практических | экскурсий |
| ВВЕДЕНИЕ | 2 | - | - |
1 | РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 | - | - |
2 | ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ | 10 | - | - |
3 | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ | 7 | 1 | - |
4 | ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ | 9 | 1 | 1 |
| РЕЗЕРВ | 2 | | |
| ИТОГО | 34 | 2 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Экология человека. 9-В класс.
34 часа (1 час в неделю, из них 2 часа – резервное время)
№ п/п | 9-В | Содержание темы урока | Примечания |
По плану | Факт |
Введение (2 часа) |
1 | | | Взаимодействие человека и природы. Предмет изучения экологии человека. | |
2 | | | Человек – биосоциальный вид. | |
Раздел I. Человек в экосистеме. 1. Развитие экологических связей человечества (4 часа) |
3 | | | Происхождение и становление человека: древние гоминиды. Гипотезы происхождения человека: Ч.Дарвина, Я.Линдбландта, Р.Фоули, семьи Лики. | |
4 | | | Homo Sapiens. Переход от собирательства и охоты к производству пищи. Накопление знаний, устная речь и фиксирование информации. | |
5 | | | Развитие экологических связей человечества: современность. | |
6 | | | Будущее – перспективы развития экологических связей. Экологическое образование. | Семинарское занятие |
2. Окружающая среда и ее влияние на здоровье (10 часов) |
7 | | | Современный стандартный человек. Связь видовых признаков и свойств с прямохождением и сложной социальной организацией. | |
8 | | | Наследственность и наследственные болезни человека. Уникальность по личным свойствам и признакам. Предупреждение наследственных болезней – спасение человечества от генетического груза. | |
9 | | | Влияние природной среды на самочувствие человека: биоритмы, погода, метеочувствительность. Биоритмы организма человека. Влияние биоритмов на здоровье. Определение собственных биоритмов. | |
10 | | | Природная среда и болезни человека. Природная очаговость болезней. Инфекционные заболевания, предающиеся от животных к человеку (бешенство, чума, лептоспироз, орнитоз, геморрагическая лихорадка). | |
11 | | | Адаптации организма человека к изменяющимся условиям среды. Широкие возможности приспособления к изменяющимся условиям жизни. Стресс. Структура адаптации: увеличение функций систем и стресс – реакция. Дистресс. | |
12 | | | Влияние качества природной среды на здоровье человека. Загрязнение природной среды: химическое, физическое, биологическое. ПДК, ПДВ, коли-индекс, ксенобиотики. Факторы загрязнения среды – провоцирующий и этиологический. Влияние техногенного радиоактивного излучения на здоровье. Радиочувствительность. Радиофобия. | |
13 | | | Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – необходимое условие выживания в современных условиях существования. Основные компоненты ЗОЖ. | |
14 | | | Трудовая деятельность и ее влияние на здоровье. Физический и умственный труд. Непригодность к определенным видам труда. | |
15 | | | Выбор профессии. Анкетирование: «Здоровье и выбор профессии» | Семинарское занятие |
16 | | | Обобщение знаний – защита проектов | |
Раздел II. Человечество в биосфере. 3. Экологическая демография (7 часов) |
17 | | | История возникновения социальной экологии. Предпосылки изучения системы «Человек- человек». Становление системы «Общество – природа» - социоэкоситемы. Усиление влияния человечества на природную среду; ответная реакция среды на данное влияние. | |
18 | | | Социально-экологические особенности демографии человечества. Экологические факторы, ограничивающие рост популяций человека: климат, хищники, болезни, пища. Социально- экологическая емкость среды. | |
19 | | | Рост численности человечества. Экспонента и S-кривая роста численности. Фазы ускоренного и замедленного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). | |
20 | | | Социально-географические особенности демографии человека. Южный и Северный регионы Земли. Прирост населения. ООН. ФАО. ЮНЕСКО. | |
21 | | | Демографические перспективы. Возможные последствия демографических процессов. Управление демографическими процессами. Пессимистический и оптимистический взгляд на демографическую перспективу. | |
22 | | | Практическая работа: 1. Решение задач по экологической демографии. | |
23 | | | Обобщение знаний – защита проектов | |
4. Экологические проблемы и пути их решения (9 часов) |
24 | | | Сущность экологической проблемы. Негативные последствия природообразующей деятельности общества. Основные составляющие экологической проблемы. | |
25 | | | Проблемы ресурсов и получения энергии. Ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые. Альтернативная и геотермальная энергия. | |
26 | | | Глобальная проблема загрязнения среды. Изменение физических, химических и биологических параметров поверхности Земли. Влияние загрязнения на состояние экосистем различного уровня. | |
27 | | | Культурно-исторические истоки экологического кризиса. | |
28 | | | Мониторинг природных сред и ресурсов к устойчивому развитию. | |
29 | | | Практическая работа: 2. Решение задач по проблемам экологического состояния биосферы. | |
30 | | | Биосферные функции человека. Действие с учетом законов биосферы для ее поддержания и целенаправленного развития. | Семинарское занятие |
31 | | | Экскурсии: 1. Загрязнение природной среды. | |
32 | | | Обобщение знаний – защита проектов | |
Резервное время |
33 | | | Повторение и обобщение | |
34 | | | Повторение и обобщение | |