СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружковой деятельности "Юные экологи"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружковой деятельности "Юные экологи"»

МБОУ Ольшанская ОШ







Рассмотрено на заседании педсовета школы

Протокол № от « »

20 г.

Согласовано

Зам. директора

А.В. Каргина

« » 2019

Утверждаю Директор школы

Г.В.Акулина

Приказ № от 2019












Рабочая программа


Кружковой деятельности «Юные экологи» 7 класс (наименование учебного предмета)


Базовый, основное общее образование (уровень, ступень образования)



2019/2020 учебный год

(срок реализации учебной программы)



(наименование программы)


(автор программы)

Каргина Анастасия Владимировна, 1 квалификационная категория (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)









с. Ольша 2019

Аннотация


Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.Программа кружка «Юные экологи» имеет естественнонаучную направленность. Новизна программы заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.


Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности эколого-биологической направленности.


Педагогическая целесообразность программы. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности. Цель: формирование самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.


Задачи:


  • Расширить знания учащихся по биологии и экологии;

  • Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

  • Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

  • Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

  • Развить умение проектирования своей деятельности;

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • Научить оформлять результаты своей работы.

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • Продолжить развивать творческие способности.

  • Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

  • Совершенствовать навыки коллективной работы;

  • Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

  • Усиление контактов школьников с природой.


    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Учащиеся должны знать:
  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные экологические понятия и термины;

  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

  • Критерии выделения сапробности водоемов

  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

Учащиеся должны уметь:
  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Применять коммуникативные навыки;

  • Работать с определителями растений и животных;

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

Учащиеся получат возможность научится:
    • свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины,

подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


    1. Содержание учебного предмета


Введение

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды.

Виды загрязнений и пути их распространения.

Основы исследовательской деятельности

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы.

Оформление исследовательской работы.

Экология животных и растений

Свет в жизни растений. Фотосинтез. Влияние света на рост и развитие растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Листовая мозаика.

Свет в жизни животных. Группы животных по отношению к свету.

Влияние изменения условий освещения на растения и животных. Фотопериодизм Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Влияние тепла на рост и развитие растений. Зависимость температуры тела растений от температуры окружающей среды. Группы растений по отношению к температуре окружающей среды. Группы животных по отношению к температуре окружающей среды.

Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Группы растений по отношению к воде: Гидатофиты, гигрофиты, гидрофиты. Группы растений по отношению к воде: мезофиты, ксерофиты (суккуленты, склерофиты). Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в воде.

Воздух в жизни растений и животных. Газовый состав воздуха. Особенности наземно- воздушной среды обитания. Ветер в жизни растений. Органы дыхания животных

Почва в жизни растений и животных. Особенности почвенной среды обитания. Животные почвы. Почва в жизни растений. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Типы питания живых организмов: автотрофы, гетеротрофы, эвтрофы. Питание растений. Виды питания. Пища в жизни животных. Способы добывания пищи. Пищевые цепи: продуценты, консументы, редуценты. Отношения организмов между собой: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, квартиранство, нахлебничество, комменсализм.

Фенология. Сезонные изменения в жизни растений и животных: миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям

Экология человека

Приспособленность человека к жизни в разных климатических условиях. Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений. От чего зависит здоровье человека. Факторы риска. Правильное питание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Как помочь самому себе.

Антропогенное воздействие

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосфере.

Жизнь животных

Наблюдение за перелётными птицами. Работа над исследовательским проектом «Белый аист»

Подведение итогов

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.


    1. 1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и форм организации учебных занятий



Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Введение (3 часа)

Чтение, рассматривание иллюстраций, выделять в

тексте главное, и др.

Фронтальная, групповая

Основы исследовательской деятельности (3 часа)

Поиск информации в интернете, дополнительной литературе, анкетирование, анализ,

обсуждение.

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Экология животных и растений (8 часов)

Рассматривание иллюстраций,

беседа по вопросам учителя,

Групповая,

фронтальная


работа в парах,

формулирование определений, работа со словарем, и др.


Экология человека ( 7 часов )

Наблюдение, самоанализ, самоконтроль. Поиск

информации в интернете. Работа над проектом.

Групповая, фронтальная, работа в

парах

Антропогенное воздействие (8 часов)

Сравнение полученных результатов, анализ работы

товарища , самоконтроль, формулирование выводов и

гипотез и др.

Фронтальная, групповая

Жизнь животных (3 часа)

Рассматривание иллюстраций, поиск информации, формулирование вопросов и

заданий товарищу

Фронтальная,

групповая

Подведение итогов (2 часа)

Сравнение полученных

результатов, анализ работы товарища , самоконтроль, формулирование выводов и

гипотез и др

Индивидуальная, групповая



3.2. Календарно- тематическое планирование




п/п

Тема урока

Количеств о часов

Дата план .

Дата факт.

Введение (3 часа)

1

Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы

экологического мониторинга.




2

Экскурсия «Экологические объекты окружающей среды».




3

Оформление выставки поделок из

природного материала




Основы исследовательской деятельности (3 часа)

4

Методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор

темы




5

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования




6

Правила работы с литературой по теме. Работа с информационными

источниками по теме своей работы




Экология животных и растений (8 часов)

7

Свет в жизни живых организмов




8

Температура в жизни живых

организмов




9

Вода в жизни живых организмов





10

Воздух в жизни живых организмов




11

Почва в жизни живых организмов




12

Питание живых организмов




13

Отношения организмов между собой




14

Сезонные изменения




Экология человека ( 7 часов )

15

Жилище человека – его среда обитания




16

Факторы, влияющие на здоровье

человека




17

Санитарная проверка пищевых

продуктов по упаковке и этикетке




18

Гигиена человека




19

Вредные привычки




20

Иммунитет на страже здоровья




21

До приезда скорой помощи




Антропогенное воздействие (8 часов)

22

Влияния на биосферу, виды влияний, их

последствия.




23

Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия

загрязнения атмосферы




24

Роль зеленых насаждений в защите от

пыли.




25

Основные источники химического

загрязнения воды




26

Методы отбора проб воды. Приемы и

методы изучения загрязнения гидросферы.




27

Загрязнители почв Экологические

последствия загрязнения литосферы.




28

Экскурсия «Свалки села Ольша», "Выявление несанкционированных

свалок ".




29

Оформление фотовыставки «Свалки –

боль города», выставки поделок

«Вторая жизнь вещей»




Жизнь животных (3 часа)

30

Взаимоотношения в животном мире.




31

Красная книга Смоленской области




32

Операция «Белый аист»




Подведение итогов (2 часа)

33

Наблюдение за гнездованием аистов в

селе Ольша. Охрана гнезд.




34

Наблюдение за гнездованием аистов в

селе Ольша. Охрана гнезд.




35

Презентация коллективного проекта




36

Подведение итогов работы кружка. Анализ и самоанализ результатов

работы за год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!