СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Тестопластика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Тестопластика"»


Пояснительная записка

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.

Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.

В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения.

Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей

Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы тестяная масса подсохла и постепенно закаменела.

В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самое разные фигуры. Это "жаворонки" - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, "козули", которыми одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству.

Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят и рот потешат. Весну примечали масленицей. Неделю блинцами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко. Птицы потянулись в наши края, пора опять тесто месить, жаворонков выпекать. В России уважали хлеб. Он всему голова, будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигуры на забаву себе и детям. Для этой цели замешивалось тесто на воде, муке и соли. Вылепленные игрушки высушивались и становились твердыми, как камешки. Сказано в Библии, что бы создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что наделил его создатель разумом и дал возможность совершенствоваться, стремиться походить на нашего небесного отца. Народный мастер вкладывает в свои творения тот же смысл, по разумению и подобию своему изображает он мир цветов и птиц, зверей и людей, вдыхает в них душу.

Цели программы:

создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развивать кругозор через пространственное восприятие мира;

  • воспитание внимательности, наблюдательности, любознательности;

  • воспитывать трудолюбие и усидчивость;

  • воспитывать аккуратность;

  • воспитывать уверенность в себе;

  • формировать умение работать группами;

  • формировать привычку к свободному самовыражению:

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений;

изучить правила работы с соленым тестом и технику безопасности при работе со стеками.

Отличительная особенность данной программы:

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

Продолжительность реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 7-10 лет.

Форма организации занятий

Группа детей по 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу

Содержание изучаемого курса

1.Сувениры и поделки из соленого теста.3 часа.

Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. Что можно сделать?

2.Рабочее место и инструменты.2 часа.

Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы.

3.Порадуем себя и мам.12 часов.

Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин. Браслеты. История браслета. Замес теста. Колье «Сердечко». Ожерелье, колье – история. Колье «Сердечко». Эскиз колье. Колье «Сердечко». Оформление работы. Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки.

3.Фантазия на кухне.9 часов.

Корзинка из соленого теста. Виды корзинок. Что есть в корзинке? Эскиз корзинки. Раскрашивание корзинки. Триумф фруктов. Какие бывают фрукты? Форма фруктов. Украсим наши фрукты. Овощи. Форма овощей.

4.Поиграем в зоопарк.20 часа.

Побываем в зоопарке. Кто там живет? Повадки животных. Рассматривание животных.

Ежик. Крокодил. Крокодилы бывают разными (раскрашивание) Кит. Оформление поделки. Божья коровка. Раскрашивание поделки. Мышка. Оформление поделки. Черепаха. Магнит на холодильник. Оформление поделки. Покрытие лаком. Заведи себе слона (магниты на холодильник) Оформление магнита. Мартовские коты.

5. Интересные идеи для оформления интерьера.13 часов.

Рамка для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Раскрашивание рамки. Покрытие лаком.

Тарелочка с розочками. Различные виды роз. Слепим розу из теста. Тарелочка из теста. Оформление поделки. Склеивание. Покрытие лаком. Домовой. Кто такой хранитель дома? Эскиз поделки. Слепим домового. Раскрашивание поделки.

6.Цветы и ягоды.8 часов.

Кактус. Осторожно, не уколись! Раскрашивание поделки. Цветок. Пазл своими руками. Раскрашивание поделки. Сладкий урожай. Ягоды на листике. Раскрашивание поделки.

Розы в вазе. Ваза из соленого теста. Слепим розу. Оформление поделки

Методическое обеспечение программы

1.Ноутбук с колонками.

2. Доска SMART.

Перечень Интернет – ресурсов:

www.School – collection.edu.ru

www.festival.1September.ru

www.uroki.net


В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:

Знать:

технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.

Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.

Способы соединения деталей из различных материалов.

Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

Приемы разметки по тесту.

Приемы использования каркаса.

Уметь:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Работать с опорой на рисунок-план.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие. Творчески подходить к выполнению работы.

результаты изучения учебного курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.



Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Всего часов

Формы организации занятий

Теория

Практика

1.

Сувениры из соленого теста

5


5

2.

Бусы

1

1

2

3.

Браслеты

1

2

3

4.

Колье «Сердечко»

1

2

3

5.

Шкатулка «Черепашка».

1

2

3

6.

Корзинка из соленого теста.

1

2

3

7.

Фрукты и овощи

2

4

6

8.

Поиграем в зоопарк

2


2

9

Ежик

1

1

2

10.

Крокодил

1

1

2

11.

Кит.

1

1

2

12.

Божья коровка

1

1

2

13.

Мышка.

1

1

2

14.

Заведи себе слона.

1

2

3

15.

Мартовские коты

1

1

2

16.

Рамка для фотографий

1

3

4

17.

Тарелочка с розочками

1

5

6

18.

Домовой

1

3

4

19.

Цветы и ягоды

1

7

8



25 часов

41 час

66 часов



Список литературы:

1.О.Чибрикова. Азбука солёного теста. Москва. Эксмо- 2008.

2.Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко. Мини-картины, панно, фоторамки из соленого теста. Ростов –на –Дону.2008 год.

3.Шедевры из соленого теста. Мир книги,2009

4.Оригинальные поделки для дома. Мир книги, 2009.






Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Сувениры и поделки из соленого теста. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

1.09


2.

Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста

5.09


3.

Поделки из соленого теста. Подарки своими руками

8.09


4.

Рабочее место и инструменты

12.09


5.

Сушка и раскраска поделок

15.09


6.

Порадуем себя и мам. Бусы. История среднеазиатских бус. Форма бусин

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приёмы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание)

19.09


7.

Бусы. Оформление работы


22.09


8.

Браслеты. История браслета

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений.

26.09


9.

Эскиз браслета

29.09


10.

Браслеты. Оформление работы

3.10


11.

Колье «Сердечко». Ожерелье, колье – история

Познакомить детей с приёмами лепки: сплющивание в диск и полусферу.

6.10


12.

Колье «Сердечко». Эскиз колье

10.10


13.

Колье «Сердечко». Оформление работы

13.10


14.

Шкатулка «Черепашка». Подарочные шкатулки

Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.

17.10


15.

Эскиз шкатулки

20.10


16.

Шкатулка «Черепашка». Оформление работы

24.10


17.

Фантазия на кухне. Корзинка из соленого теста. Виды корзинок

Продолжать знакомить детей со свойствами соленного теста. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, цвет) ; использовать знакомые приемы и способы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание.

27.10


18.

Что есть в корзинке? Эскиз корзинки

31.10


19.

Раскрашивание корзинки

10.11


20.

Триумф фруктов. Форма фруктов

Учить детей создавать по замыслу композицию из фруктов и овощей в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

14.11


21.

Украсим наши фрукты

17.11


22.

Овощи. Форма овощей

21.11


23.

Раскрашивание овощей

24.11


24.

Корзинка с фруктами


28.11


25.

Корзинка с овощами

1.12


26.

Поиграем в зоопарк. Побываем в зоопарке. Кто там живет?


Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины)

5.12


27.

Повадки животных. Рассматривание животных

8.12


28.

Ежик

12.12


29.

Ежик. Оформление поделки

15.12


30.

Крокодил

Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы.

19.12


31.

Крокодилы бывают разными (раскрашивание)


22.12


32.

Кит

26.12


33.

Кит. Оформление поделки

12.01


34.

Божья коровка

Продолжать знакомить детей со свойствами соленного теста. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, цвет) ; использовать знакомые приемы и способы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание.

16.01


35.

Божья коровка.

Раскрашивание поделки

19.01


36.

Мышка.

Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы.

23.01


37.

Мышка. Оформление поделки

26.01


38.

Черепаха. Магнит на холодильник

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение.

30.01


39.

Черепаха. Оформление поделки

2.02


40.

Черепаха. Покрытие лаком.

6.02


41.

Заведи себе слона (магниты на холодильник)


Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы.

9.02


42

Заведи себе слона. Оформление магнита

13.02


43.

Заведи себе слона. Покрытие лаком

23.02


44.

Мартовские коты

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины)

27.02


45.

Мартовские коты Окрашивание поделки

2.03


46.

Рамка для фотографий. Использование различных материалов

Продолжать учить детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой рамку по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой.

6.03


47.

Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления

9.03


48.

Раскрашивание рамки

13.03


49.

Покрытие лаком

16.03


50.

Тарелочка с розочками. Различные виды роз

Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.

20.03


51.

Слепим розу из теста

30.03


52.

Тарелочка из теста.


3.04


53.

Оформление поделки. Склеивание

6.04


54.

Тарелочка из теста.

Покрытие лаком

10.04


55.

Домовой. Кто такой хранитель дома?


Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение.

13.04


56.

Домовой. Эскиз поделки

17.04


57.

Слепим домового

20.04


58.

Раскрашивание поделки

24.04


59.

Цветы и ягоды

Продолжать учить детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой цветы по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой.

27.04


60.

Кактус. Осторожно, не уколись!


Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.

1.05


61.

Раскрашивание поделки

4.05


62.

Сладкий урожай. Ягоды на листике

Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей вырезать лист по шаблону, развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков.

8.05


63.

Раскрашивание поделки.


11.05


64.

Розы в вазе

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение.

15.05


65.

Ваза из соленого теста

18.05


66.

Слепим розу

22.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!