СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Музыкальная шкатулка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Музыкальная шкатулка"»

Департамент Смоленской области по образованию и науке


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят на заседании педагогического совета МБОУ «Каменская основная школа»

Протокол № 1 от 08.06.2022год

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

МБОУ «Каменская основная школа» ___________ Е.А. Минаева

Приказ № 26 от « 30 » августа 2022 года








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Музыкальная шкатулка»

Возраст обучающихся: 9 -11 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Полякова А.В.,

учитель.



д. Каменка

2022 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по художественно- эстетической деятельности с детьми 9,10,11 лет «Музыкальная шкатулка» разработана в соответствии с основными нормативными документами:

- Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года); - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Уставом МБОУ «Каменская основная школа»

Программа кружковой работы обучающихся 9-11 лет основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации кружковой работы учащихся, а также в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского;

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Актуальность программы «Музыкальная шкатулка» обусловлена тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 9-11 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений. Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.



Отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью программы является воспитание ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности через средства развития процессов восприятия музыки.


Одной из главных отличительных особенностей программы «музыкальная шкатулка» является то, что оптимизация музыкального воспитания ребенка возможна путем интеграции в течение одного занятия различных видов музыкальной деятельности (вокал, движение под музыку, музыкальная грамота, слушание музыки). Традиционный, для программ данной направленности, раздел «Слушание музыки» включает не только знакомство с произведениями разных жанров, стилей и времен, а также анализ прослушанных произведений (форма, музыкальный язык, стиль, история создания), изучение различных этапов развития музыкального искусства и их представителей – композиторов, исполнителей. Это обогащает музыкальный кругозор, интонационный багаж детей, формирует представление о музыкальном искусстве в целом, осознание значимости классического наследия, способность к избирательному отношению и самостоятельной оценке музыкального произведения (музыкальный вкус). Приобретение детьми знаний происходит через собственный опыт и самостоятельное творчество. Индивидуальный подход к каждому ребенку, положительный эмоциональный настрой на занятиях, взаимодействие педагога и детей в ходе учебного процесса через музыкальную деятельность позволяет получить максимально положительный результат.


Направленность программы: художественная

Адресат программы

«Музыкальная шкатулка» ориентирована на обучающихся в возрасте 9-11 лет.

Заниматься по данной программе имеют возможность дети, проявляющие выдающиеся способности, а также дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, так как данная программа не предусматривает дорогостоящих материалов и специального оборудования и дети с ОВЗ, которым по рекомендациям МППК рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности в общих группах.

Срок реализации программы - 1 год в объеме 1 ч в неделю.

Объем программы: 36 академических часов;

1 год обучения-36 часов.

Форма обучения: очная

Групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются: урок-импровизация, урок-концерт, урок-праздник, урок сольного и хорового пения, музыкально-ритмическая игра, музыкально-дидактическая игра, музыкальный конкурс, музыкальная викторина и др.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, звукоподражание и элементарное музыцирование на ударно-шумовых инструментах - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.


Формы проведения занятий:


1.Традиционное

2.Комплексное

3.Интегрированное

4.Индивидуальная

5. Групповая

6. Подгрупповая

7. По парам

Методы обучения

  • прослушивание музыкального произведения;

  • разбор текста песни;

  • работа с труднопроизносимыми словами;

  • разучивание музыкального произведения;

  • работа над выразительностью исполнения.  

Педагогические технологии

Данная Программа педагогически целесообразна, так как в основу Программы заложена педагогическая модель художественно-эстетического развития детей в музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность является источником обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения детей к музыке и вокалу глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка. В процессе разностороннее развитие способностей, развитие эмоционально-волевой сферы в естественной для себя среде. В самостоятельном музицировании ребенок находит свою значимость, повышается уверенность в себе, самооценка, что очень важно для каждого ребенка.

Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 36 учебных часа: занятия проходят 1 раз в неделю.

Длительность занятий 45 минут.

Количество учащихся в группе – 7-10 человек.



Срок освоения программы- программа рассчитана на 1 год обучения- от 9 до 11 лет.





Цель программы: развитие у младших школьников индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение еѐ к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе, и включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

 формировать знания обучающихся в области музыки: классической, народной, современной детской;

 познакомить с историческими событиями и памятными датами нашей Родины;

 формировать запас теоретических знаний о средствах музыкальной выразительности (интонация, лад, тембр, темп, динамика, регистр);

 пополнять словарный запас дошкольников;

 обеспечить целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка.



Развивающие:

 развивать вокальные и музыкальные способности детей (музыкальный, звуко - высотный, тембровый и ритмический слух);

 формировать исполнительские качества;

 развивать оздоровительно - коррекционную работу по речевому развитию (дикция, артикуляция, певческое дыхание);

 формировать игровую деятельность и театрализацию в постановке песен и создания образа в песне;



Воспитательные:

 воспитывать патриотические чувства дошкольников к малой и большой Родине, уважение к истории и культурным Российским традициям, а так же культурно – национальным особенностям региона – Смоленщины;

 формировать нравственные качества дошкольников: доброта, отзывчивость, толерантность, уважение к старшему поколению, любовь к окружающему мир


  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);

  • формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;

  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;

  • обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;

  • формирование основных свойств голоса.

  • формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;

  • развитие певческого дыхания

  • обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.





Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования.


Достижения личностных результатов.

В результате изучения программы дополнительного образования в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты 

- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Достижения метапредметных результатов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Достижения предметных результатов

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

В результате изучения программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению вокальной студии «Музыкальная шкатулка», ученик начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

•  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

•  исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

Организационно-педагогические условия реализации программы


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.




Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание знаний, умений, навыков детей:

К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.

Учащиеся должны:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;

- различать звучание мажора и минора.

- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;

Уметь:

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.







Формой контроля считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы, анкетирование.

Оценочные материалы

Методы диагностического исследования уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности

п/п

Критерии

Показатели

Содержание диагностической деятельности

1.

Когнитивный

Знания и информированность в области различных видов музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности

Анкетирование

Использование методов педагогического контроля на уроках (индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации контроля)

Проявления познавательного интереса (внимание на занятии, вопросы к учителю, самостоятельная работа)

Наблюдение за учащимися в процессе изучения музыкальных произведений, жанров, стилей и т.д., организации различных видов музыкальной деятельности навнеклассных мероприятиях. Анкетирование. Беседы.


2.

Эмоционально- оценочный

Эмоциональный отклик при восприятии музыки

(речь, мимика, пантомимика, жестикуляция)

Наблюдение за учащимися в процессе прослушивания музыки, разучивания песен, музыкально-ритмической деятельности, игр, бесед и пр.

Эмоционально-ценностные суждения (высказывания, рассуждения)

Наблюдение за учащимися в процессе ознакомления с музыкальными жанрами, работы по определению музыкальных средств выразительности. Анкетирование. Беседы

Музыкальные предпочтения (оценка содержания, формы музыкального произведения на основе эстетических категорий: прекрасное, контраст, тождество)

Наблюдение за учащимися в процессе анализа музыкального произведения, определения отличий в различных вариантах его исполнения произведения, а также выбора наиболее понравившихся вариантов.

Анкетирование. Беседы.


3.

Продуктивно- рефлексивный

Проявление творчества (творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности)

Наблюдение за проявлением активности учащихся в процессе выполнения различных заданий художественно-творческого характера. Экспертная оценка

Умения и навыки выполнения различных видов музыкально-художественной деятельности

Экспертная оценка

Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений

Рефлексивные беседы на занятиях

Анкетирование

Оценка проводится по трём уровням:

- высокий ( + ), если ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;

- средний ( + - ), если ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности;

- низкий ( - ), если ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности.

Оценка сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальной деятельности по указанным критериям и показателям происходит по 10 – балльной системе по уровням: высокий, средний, низкий:

10-8 баллов – если признаки показателя проявляются полностью, он считается сформированным – высокий уровень.

7-5 баллов – если есть лишь главные признаки показателя, он только формируется – средний уровень.

4– 1 балл – если признаки показателя проявляются слабо или не проявляются, он не сформирован вообще – низкий уровень.



Освоение части содержания кружка «Музыкальная шкатулка» в случае необходимости возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в следующих формах: общедоступные образовательные электронные ресурсы, онлайн-платформы, соцсети для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по вокальной деятельности (http://m.vocalmechanika.ru; https://www.youtube.com/watch?v=43-rLu2myMM; https://soundtimes.ru; https://www.youtube.com/watch?v=nO65j9YBX6I; https://ok.ru/video/220299858179; https://www.youtube.com/watch?v=FiaI9zLcEiE; https://www.youtube.com/watch?v=f4_dBsOQJjg и др.


Учебный план

1 год обучения (9-11) лет



п/п

Тема

Кол-во час.

Формы аттестации/ контроля

теория


практика

1

Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека
Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара.

1


Наблюдение,

практическая работа.

Анкетирование

2

Характер музыки. Научить детей определять характер музыки

1


Наблюдение

3

Правила поведения на сцене и за сценой. Подготовка ко дню учителя.



1

Наблюдение,

практическая работа

4

Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.



1

Наблюдение,

практическая работа

5

Песни об учителях. Репетиция концерта.

0,5

0,5

выступление на школьных праздниках

6

Советы по правильному пению. Учебные игры по пению.

1


Наблюдение,

практическая работа

7

Разучивание песен про осень

0,5

0,5

Исполнение. Участие в школьных мероприятиях

8

Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой.

1


Наблюдение,

практическая работа

9

Разучивание песни «Мир, который нужен мне»


1

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

10

Разучивание песен ко Дню Матери.


1

Выступление на школьных праздниках

11

Подбор репертуара к Новому году.

0,5

0,5

Исполнение .Участие в школьных мероприятиях

12

Разучивание песни «Три белых коня».


1

Наблюдение,

практическая работа

13

Разучивание песни «Снежинка»


1

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

14

Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала


1

выступление на школьных праздниках

15

Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры

1


Наблюдение,

практическая работа

16

Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки.


0,5


0,5

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

17

Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества.

1


Исполнение. Участие в школьных мероприятиях

18

Разучивание песен ко Дню защитника отечества


1

Исполнение. Выступление на школьных праздниках

19

Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов»

1


Викторина. Наблюдение,

практическая работа

20

Разучивание песни «Мы маленькие дети»


1

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

21

Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение»

1


Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

22

Репетиция праздничной программы к 8 марта.


1

участие в школьных мероприятиях

23

Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями.

1


Наблюдение,

практическая работа

24

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов.



1

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

25

Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией.

1


Исполнение. Участие в школьных мероприятиях

26

Разучивание песни «Мы дети твои, Россия»

1


Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

27

Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением.



1

Наблюдение,

практическая работа

28

Ознакомление с песнями военных лет.

1


Исполнение. Участие в школьных мероприятиях

29

Творчество в движениях, пантомиме и театрально - игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности.

1


Наблюдение,

практическая работа

30

Генеральная репетиция встречи к 9 мая.


1

выступление на школьных праздниках

31-32

Вокально-хоровая работа.


2

Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

33-34

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка.

2


Исполнение. Наблюдение,

практическая работа

35

Элементарные хореографические элементы.

1


Наблюдение,

практическая работа

36

Урок – концерт.


1

Выступление на школьных праздниках



Содержание учебного плана


1.Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара. Характер музыки. Научить детей определять характер музыки. Правила поведения на сцене и за сценой. (6 часов)


2. Подготовка ко дню учителя. Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой. Песни об учителях. Репетиция концерта. Советы по правильному пению. Учебные игры по пению. (2 часа)

3. Разучивание песен про осень Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой. (2 часа)

4. Разучивание песни «Мир, который нужен мне» Разучивание песен ко Дню Матери. (2 часа)

Подбор репертуара к Новому году. Разучивание песни «Три белых коня». Разучивание песни «Снежинка» Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала. (4 часа).

5. Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры (1 час).

6. Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки. Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества. Разучивание песен ко Дню защитника отечества (2 часа).

Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов» Разучивание песни «Мы маленькие дети» Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение» Репетиция праздничной программы к 8 марта. Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями(5 часов).

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов. Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией. Разучивание песни «Мы дети твои, Россия» Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением( 3 часа).

Ознакомление с песнями военных лет. Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности. Генеральная репетиция встречи к 9 мая. Вокально-хоровая работа (3 часа).

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка. Элементарные хореографические элементы Заключительное занятие. Подведение итогов (6 часов).


Календарный учебный график

1-год обучения


п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

четверг

14.15-15.00

Видео урок

1

Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека
Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара.

класс

Беседа. Наблюдение.

Исполнение.

2

сентябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Характер музыки. Научить детей определять характер музыки.

класс

Беседа. Наблюдение.

3

сентябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Правила поведения на сцене и за сценой. Подготовка ко дню учителя.

класс

Беседа. Наблюдение.

Исполнение.

4

сентябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.

класс

Беседа. Наблюдение.

5

октябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Песни об учителях. Репетиция концерта

Класс

фойе

Подготовка к мероприятию

6

октябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Советы по правильному пению. Учебные игры по пению.

класс

Беседа. Наблюдение.

7

октябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Разучивание песен про осень.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

8

октябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие.

1

Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой.

класс

Беседа. Наблюдение.

9

ноябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Мир, который нужен мне».

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

10

ноябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песен ко Дню Матери.

класс

Подготовка к мероприятию

11

ноябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Подбор репертуара к Новому году.

класс

Подготовка к мероприятию

12

ноябрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Три белых коня».

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

13

декабрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Снежинка».

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

14

декабрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала.

фойе

Подготовка к мероприятию

15

декабрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

16

декабрь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

17

январь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества.

класс

Подготовка к мероприятию

18

январь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песен ко Дню защитника отечества

фойе

Подготовка к мероприятию

19

январь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов».

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

20

январь

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Мы маленькие дети».

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

21

февраль

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение»

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

22

февраль

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Репетиция праздничной программы к 8 марта.

класс

Подготовка к мероприятию

23

февраль

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

24

февраль

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

25

март

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией.

класс

Исполнение.

Беседа.

26

март

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Разучивание песни «Мы дети твои, Россия»

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

27

март

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

28

март

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Ознакомление с песнями военных лет.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

29

апрель

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Творчество в движениях, пантомиме и театрально - игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение

30

апрель

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Генеральная репетиция встречи к 9 мая.

фойе

Подготовка к мероприятию

31

апрель

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Вокально-хоровая работа.

класс

Исполнение.

Беседа.

32

апрель

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Вокально-хоровая работа.

класс

Исполнение.

Беседа.

33

май

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка.

фойе

Подготовка к мероприятию

34

май

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка.

фойе

Подготовка к мероприятию

35

май

четверг

14.15-15.00

Практическое занятие

1

Элементарные хореографические элементы.

класс

Исполнение.

Беседа. Наблюдение.

Анкетирование

36

май





Урок – концерт.


Посещение концерта


Методические рекомендации.

Все темы занятий подобраны по принципу нарастания сложности песенного репертуара, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей.

Главная задача педагога придерживаться следующих правил:

  • Не испортить изначальное музыкальное восприятие мира обучающегося.

  • Никогда не говорить ребенку, что он поет неправильно, это может полностью изменить его картину мира.

  • Не навязывать своё видение.



Работа с родителями.

В рамках реализации программы художественно – эстетического направления «Музыкальная шкатулка» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работа родительского комитета.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями.


Материально-техническое обеспечение программы

           Для реализации программы кружка «Музыкальный сундучок» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов,   записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.




Список  рекомендуемой литературы  


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

5. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

9. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

10. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

11. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

12. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

13. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

14. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

15. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

16. «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988

17.«Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М. 1988

18. «Основы художественной речи» Киев. 1989

19. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976









ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Анкета для учащихся

Дорогие ребята!

Просим вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам организовать

дальнейшую

работу в кружке «Музыкальная шкатулка»

Ф.И.______________________________________________________

1. Часто ли в вашем доме звучит музыка?

− Да, часто

− Иногда.

− Нет, на это не хватает времени.

2. Какую музыку вы слушаете дома?

− Современную.

− Рок, металл.

− Классическую.

− Классическую в современной обработке.

− Разную.

3. Любишь ли ты слушать музыку?

− Да (очень, и даже подпеваю, когда слушаю).

− Иногда (когда играет).

− Дома не слушаю, только в школе.

4. Какую музыку ты слушаешь?

− Ту, что слушают мои родители по телевизору, (радио, на дисках).

− Я (мне) включаю(т) специальные детские передачи, покупают диски с детскими

песнями, музыкальными сказками.

− И то и другое.

5. Поёшь ли ты дома?

− Да.

− Иногда.

− Нет.

6. Хотел бы ты приобщить себя к детской классике?

− Да (потому что я этого хочу).

− Да (потому что этого хотят мои родители).

− Не знаю.

− Нет (не вижу смысла).

− Мне всё равно.

2. Анкета «Солнечная лесенка»

Цель: подвести итоги года.

1.Самым интересным было для меня:

2.Больше всего мне запомнилось.

3.Если бы я мог, то я бы изменил…

4.Я понял…Я узнал…Я научился…

5.Мне будет грустно вспоминать:

6.Хочу сказать спасибо:

3. Анкета для родителей «Ваше мнение»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на перечисленные вопросы.

Среди вариантов ответов подчеркните тот, который Вам, кажется, наиболее точно

отражает отношение вашего ребенка к кружку «Музыкальная шкатулка»

Ф.И. ребенка______________________________________________________

1.Охотно ли ребенок посещает кружок

o неохотно

o без особой охоты

o затрудняюсь ответить

o охотно

o с радостью

2.Вполне ли он приспособился к режиму посещения?

o пока нет

o не совсем

o затрудняюсь ответить

o в основном, да

o безусловно, да

3.Как часто ребенок делится с вами своими впечатлениями от посещения

o не делится

o иногда

o затрудняюсь ответить

o часто

o всегда

4.Какие эмоции преобладают у ребенка после посещения кружка

o отрицательные

o больше отрицательные

o затрудняюсь ответить

o чаще положите льные, чем отрицательные

o только положительные

5.Часто ли ребенок жалуется на поведение других детей в группе

o часто

o бывает, но редко

o затрудняюсь ответить

o почти не жалуется

o никогда не жалуется

6.Присутствует ли у вашего ребенка желание посещать кружок и в дальнейшем?

o нет

o скорее нет, чем да

o затрудняюсь ответить

o скорее да, чем нет

o да

7. Ваши предложения и пожелания:________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Спасибо за участие!












31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!