СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Лидер - это Я"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования - кружок "Лидер - это Я"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Лидер - это Я"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗДВИНСКОГО РАЙОНА





Принято: Утверждено:

протокол №____ от « ___»_________ г. приказ №____ от «___»_________ г.

заседания директор МКОУ ДО ДДТ педагогического Совета Здвинского района

МКОУ ДО ДДТ Здвинского района _______________ Г.Ю.Комарова








дополнительная общеразвивающая программа

«Лидер – это Я»

социально-педагогическая направленность

возраст детей 11 - 18 лет

срок реализации программы 1 год
















Составитель программы: Литвинова Ирина Васильевна

педагог дополнительного образования

высшей категории





Здвинск, 2019г



СОДЕРЖАНИЕ


I. Пояснительная записка …………………………………………………. 3

1. Введение …………………………………………………………………… 3

2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я» ………………………………………………………………….……… 5

3. Организационно- педагогические основы деятельности ………………. 6

4. Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я» ……………………………………………...……………………….. 8

II.Учебно-тематическое планирование …………………………………. 9

  1. Учебно-тематический план основного курса (1-й год обучения) …... 10

2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Лидер – это Я» …………………………………………………………….......12

III. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я» …………………………………… ..…. 15

IV. Список используемой литературы ………………………………… 19

V. Список литературы для детей и родителей ……………………… 19

Приложения





















Пояснительная записка

  1. Введение


Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер – это Я» социально-педагогической направленности. По уровню освоения программа общекультурная, по степени авторства – экспериментальная, по форме организации содержания и педагогической деятельности – комплексная, уровень сложности программного материала – базовый.

Актуальность программы.

В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным. Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Со стороны государства на сегодняшний день развитию и поддержке лидерства уделяется особое внимание. Так, в созданном по инициативе президента РФ Путина В. В. образовательном центре «Сириус» г. Сочи, лидерство является одним из основных принципов. С 2018 года в стране стартовал Всероссийский конкурс «Лидеры России». Кроме того, созданная по указу президента РФ от 29 октября 2015 г. общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», стать членом которой может любой желающий в возрасте с 8 лет, предоставляет каждому ребенку условия для творческой самореализации, развития индивидуальности, личностного самоопределения, а также развития навыков работы в команде. Страна нуждается в новом поколении активистов, людей обладающих уверенностью в успехе, неординарным мышлением. Таким образом, подготовка лидеров, стимулирование их организаторской деятельности приобрела на сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.

Отличительные особенности программы и новизна программы. Типовой программы не существует. В результате анализа имеющихся в интернете программ и проработки литературы разработана данная программа. При разработке программы использованы теоретические и практические материалы известных психологов – Н. Р. Битяновой, Л. П. Пономоренко, Р. В. Белоусовой, М. Ю. Савченко.

Программа составлена с учетом особенностей организации, возможности обучения разновозрастного состава обучающихся, что и отличает ее от уже существующих программ. Обучение по данной программе не ограничивается учебными занятиями, рассчитано на творческую коллективную деятельность, организацию и участие в мероприятиях различной направленности (конкурсы, фестивали, акции, выставки и др.). Программа предоставляет возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В ходе составления программы учитывались следующие принципы: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, учет объема и степени разнообразия материала.

Педагогическая целесообразность программы. Данная программа нацелена на создание объединения обучающихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации, ориентирует на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Занятия способствуют социальной адаптации, целенаправленной организации свободного времени, позволяют создать условия для творческого самовыражения.

Адресат программы: обучающиеся 11-17 лет. Этот возраст приходится на подростковый (11-15 лет) и юношеский (16-17 лет).

































  1. Цель и задачи программы дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я»


Цель программы – создание условий для развития лидерских качеств и организаторских способностей, для реализации лидерского потенциала.

Задачи программы:

Личностные:

- создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально-значимой деятельности;

- формировать культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания;

- содействовать формированию активной гражданской позиции обучающихся;

Метапредметные:

- развивать навыки организаторской деятельности; управленческой культуры, навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;

- развивать аналитическое и критическое мышление, самооценку, творческие и интеллектуальные способности; эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость.

Образовательные (предметные):

- формировать лидерские и коммуникативные качества, способность к рефлексии, самооценке;

- обучить умению публичных выступлений, ораторскому искусству, навыкам делового общения, умению самостоятельно оценивать ситуацию, отстаивать собственную точку зрения;

- способствовать расширению интересов, увлечений детей с целью их личностного развития.


























3. Организационно-педагогические основы деятельности.

Сведения о коллективе. В кружке «Лидер – это Я» занимаются учащиеся 5-11 классов. Состав учебной группы – постоянный на протяжении одного учебного года.

Форма обучения – очная.

Количество обучающихся в группе от 5 человек.

Набор в группу – свободный, по желанию обучающихся.

Возраст детей: 11-18 лет.

Данный кружок начинает работу с 1 сентября 2019 года.

Занятия проводятся в учебных кабинетах: теоретические занятия в кабинете «Русский язык и литература», а практические – в компьютерном классе, и в окружающей ЛИДЕРА среде.

Психолого-педагогические особенности детей среднего и старшего школьного возраста.

Подростковый возраст – период количественного и качественного изменения психики и личности молодого человека. Он является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия значимых решений. Характерным новообразованием подростка является «чувство взрослости», а также развитие самооценки, осознание себя личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности, осознание самого себя и переоценка своих качеств. На формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья, сверстники, школа, СМИ и другие многие факторы. Также в подростковом возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, желание не быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток на развитие лидерских качеств. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Юношеский возраст характеризуется следующими признаками:

- имеют привлекательную, повзрослевшую внешность, формируются привычки, обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития;

- мышление достигает новых высот;

- характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы;

- любят дебаты и споры;

- их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений;

- они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе;

- их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик;

- хотят социального утверждения;

- более способны контролировать свои эмоции;

- устремленность в будущее, построение жизненных планов;

- растет желание помогать другим;

- в общении появляется потребность во внутренней близости и откровенности,  тайнах и секретах;

- потребность в неформальном, доверительном общении с взрослыми, устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.


Сведения о дополнительной общеразвивающей программе «Лидер – это Я».

Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер – это Я»

рассчитана на 1 год обучения детей среднего и старшего школьного возраста и реализуется за 72 часа.

Учебные занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю, 2 часа.

Во время занятий делается перерыв 2 раза по 10-15 минут по мере необходимости, например, если работа предполагается за компьютером.

Занятиям с компьютерной техникой соответствует документ «Гигиенические требования к терминалам, персональные электронно-вычислительные машины и организация работы с ними».

По усвоению содержания программы предусмотрены следующий уровень развития:

  • 1 года обучения репродуктивный – характеризуется

способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом.

Достигаемый уровень подготовки: подготовительный, начальный, освоения деятельности, совершенствования деятельности, мастерства.





























  1. Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я»

Диагностика сформированности компетентностей обучающихся

Личностные компетенции

Метапредметные компетенции

Предметные компетенции

Формы контроля и оценки результатов

- способность работать в группе;

- способность высказывать свое мнение;

- способность к самоконтролю и рефлексии;

- способность управлять своим эмоциональным состоянием.

- умение публично выступать;

- способность работать в группе;

- проявление социальной активности;

- стремление к конечному результату;

- умение отстаивать свои взгляды и убеждения, аргументировано и грамотно вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

- проявление организаторских способностей;

- умение успешно выполнять задания;

- умение своевременно разрешать конфликтные ситуации.

- проявление организаторских способностей, управленческой культуры;

- проявление толерантности;

- умение договариваться в конфликтной ситуации;

- эмоциональная устойчивость;

- умение сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения.

- знания лидерской терминологии;

- основ толерантного общения;

- основных качеств лидера;

- умение контактировать с аудиторией;

- проводить различные игры, КТД, акции.

- знания: правил составления проекта, особенностей работы в команде, основ психологии общения;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках, планировать и проводить массовое мероприятие.

Беседы, тестирование, анкетирование, проведение игры, КТД, создание проекта, дебаты, упражнения, тренинги. Проекты (игровые и конкурсные программы, социальные проекты) дебаты, конкурсы, тренинги.

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

- технологии игровой деятельности;

- основы общения;

- основы социального проектирования;

- правила оформления проектов;

- правила оформления презентаций;

- основы организаторской деятельности;

- методику работы над устным выступлением.

Обучающиеся должны уметь:

- регулировать свое внутреннее состояние;

- сотрудничать с каждым членом коллектива;

- владеть активными формами общения, навыками самооценки, анализа различных ситуаций;

- бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками;

- иметь навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- иметь навыки командной творческой работы;

- иметь навыки публичного выступления.

Ожидаемый результат:

- Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется навыками самопрезентации, его уровень тревожности снижается.

- Ребенок-лидер осознает свою индивидуальность, у него повышается представление о собственной значимости, приобретает навыки уверенного поведения.

- У ребенка формируется устойчивая положительная самооценка.

В результате реализации данной программы у обучающихся формируются следующие ключевые навыки и умения:

- аналитические – умение мыслить критически, анализировать, оценивать информацию, систематизировать, обобщать, отбирать необходимую, делать выводы, собственные умозаключения;

- коммуникативные – умение работать в команде, общаться, решать коммуникативные проблемы;

- исследовательские – умение выделить проблему, найти способы и методы ее решения;

- проектировочные – умение планировать свою деятельность и деятельность команды, четко определять цель, выбирать механизмы ее достижения;

- рефлексивные – умение себя контролировать, заниматься саморазвитием, осуществлять самонаблюдение, самокоррекцию.


















Учебно-тематический план основного курса

(1 год обучения)

п/п

Разделы программы

Всего

часов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

1.

Вводные занятия

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство.




2




1




1

Беседа, анкетирование

2.

«Азбука лидера»

2.1

Портрет лидера.

2

1

1

Тестирование

2.2

Детское  и молодежное движение. (РДШ)

6

2

4

Викторина

2.3

Поговорим о самоуправлении.

2

1

1

Деловая игра

3.

«Лидер и команда»

3.1

Основные приемы формирования команды. Организаторская техника лидера.

4

2

2

Тестирование, тренинг Диагностика

4.

«Мастерство общения – секрет лидерства»

4.1

Психология общения. Навыки ораторского искусства.

6

2

4

Тренинг, публичное выступление, тестирование

4.2

Конфликты и способы их преодоления

4

2

2

Разрешение конфликтных ситуаций, организация и проведение игры «Дебаты»

5.

«Виды деятельности лидера»

5.1

Игра - инструмент лидера.

10

2

8

Организация и проведение игр

5.2

Итоги 1-го полугодия

1

0

1

тестирование

5.3

Социальное проектирование.

6

2

4

Защита проекта

5.4

КТД.

6

2

4

Организация и проведение КТД

5.5.

Волонтёрство

6

2

4

Мозговой штурм, организация и проведение акций

6.

«Имею право!»

6.1.

Права и свободы человека,

2

1

1

Круглый стол, викторина

6.2.

Сегодня – ученик, завтра – избиратель.

2

1

1

Анкетирование, деловая игра

7.

«Здоровый образ жизни как ресурс лидера»

7.1

Составляющие ЗОЖ.

2

1

1

Викторина, защита рефератов

8.

Вожатское мастерство

8.1.

«Основы организаторской деятельности в лагере» или «Что должен знать начинающий вожатый».

4

2

2

Викторина, опыт вожатых ЛДП «Школа Успеха» МКОУ ПСОШ

8.2.

Формы работы вожатого

4

2

2

Организация и проведение творческой мастерской, мастер-класса, разработка сценария квеста

9.

«Портфолио лидера»

9.1

Портфолио лидера. Виды Портфолио

2

1

1

Защита портфолио лидера

9.2

Итоговое занятие

1

0

1

Смотр лидерских ЗУН, тест «Экзаменуем лидера».


ИТОГО

72

























Содержание программы


  1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Практика: Игры на знакомство («Снежный ком», «Я самый, самый»).

2. Блок «Азбука лидера»

2.1. «Портрет лидера»

Теория: Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера.

Практика: Тест по выявлению лидерских качеств «Я - лидер», работа с результатами теста. Составление рейтинга качеств лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Тренинги "Маски", «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников».

2.2. «Детское и молодежное движение. (РДШ)».

Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Детские организации Белгородской области. Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).

Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры.

2.3. «Поговорим о самоуправлении»

Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое самоуправление.

Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая игра.


3. Блок. «Лидер и команда».

3.1. «Основные приемы формирования команды. Организаторская техника лидера»

Теория: Понятие «команда Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор». Тренинг командообразования. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум «Чемодан лидера».


4. Блок. «Мастерство общения – секрет лидерства».

4.1. «Психология общения. Навыки ораторского искусства»

Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу. Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления.

Практика: Игра «Поспорим с великим», практическая работа в группах. Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаться». Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Круглый стол на заданную тему.

4.2. «Конфликты и способы их преодоления».

Теория: Понятие конфликта, виды конфликтов, пути их решения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.


5. Блок. «Виды деятельности лидера»

5.1. «Игра - инструмент лидера».

Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр.

Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.

5.2. Итоги 1 –го полугодия. Теория: Подведение итогов за первое полугодие.

Практика: Итоги 1 полугодия. Контрольное тестирование. Упражнение «Листок пожеланий».

5.3. «Социальное проектирование».

Теория: Понятие проекта, специфика. Основные правила составления проектов, выбор темы, цель проекта, этапы реализации. Оформление работ. Разработка проекта. Презентация. Реализация. Подведение итогов.

Практика: Составление социального проекта, защита.

5.4. «КТД».

Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов.

Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности.

5.5. «Волонтерство».

Теория: История становления и развития волонтерского движения. Содержание и направления деятельности. Волонтерское движение в Новосибирской области, Здвинском районе, с. Петраки. Планирование и подготовка волонтерской акции. Коллективный анализ проделанной работы, выработка плана дальнейших действий.

Практика: Идеи для разработки программы деятельности волонтёрской организации (отряда). Организация и проведение волонтёрских акций.

6.Блок «Имею право!»

6.1. «Права и свободы человека, сходства и различия».

Теория: Классификация прав человека. Поколения прав человека. Коллективные и «солидарные права».

Практика: Круглый стол «Мир наших прав». Викторина «Знаешь ли ты?».

6.2 «Сегодня - ученик, завтра - избиратель».

Теория: Демократические традиции в России. Понятие элективное право. Процесс и процедуры выборов, их соответствие историческим традициям страны.

Практика: Анкетирование. Деловая игра «Послание президенту».

7. Блок. «Здоровый образ жизни как ресурс лидера»

7.1. «Составляющие ЗОЖ».

Теория: Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, физическое, социальное здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание. Система организации направления «ЗОЖ» в детской организации.

Практика: Составление рейтинга своих вредных привычек. Игра «Что такое здоровье?». Организация и проведение агитбригад, акций по пропаганде ЗОЖ.

8.Блок «Вожатское мастерство»

8.1 «Основы организаторской деятельности в лагере» или «Что должен знать начинающий вожатый».

Теория: Введение понятия «вожатый». Имидж современного вожатого. Кратко из истории профессии. Алгоритм успеха вожатого. Оформление отрядного уголка. Типы уголков, способы их оформления. Возможные рубрики. Чередование творческих поручений. Виды творческих поручений. Распределение обязанностей среди членов коллектива. Возрастные особенности детей. Особенности работы с детьми разного возраста.

Практика: Игра «Кто такой вожатый», «Ассоциация», «Это здорово», «Рекламное объявление». Командная игра «Каким должен быть отрядный уголок?». Творческая мастерская «Наш уголок». Разбор педагогических ситуаций «Взрослый – ребенок».

8.2. Формы работы вожатого.

Теория: Разнообразие форм работы вожатого. Организация работы творческих площадок: участники площадок, временные рамки работы, подготовка раздаточных материалов. Технология проведения мастер-классов: история, понятие, разновидности. Танцевальные интерактивы: понятие, история возникновения, разновидности, участники. Современные командные игры: понятие «командная игра», история возникновения, современные виды командных игр, Квест-игра.

Практика: Работа творческой площадки «Наши таланты». Мастер-класс «Бумажная пластика». Разучивание танцевального интерактива «Новое поколение». Разработка сценария, организация и проведение квест-игры.

9.Блок «Портфолио лидера»

9.1.«Портфолио лидера. Виды портфолио»

Теория: Понятие термина «портфолио». Виды портфолио. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: подготовка собственного портфолио.

9.2. Итоговое занятие.

Теория: Подготовка к смотру лидерских знаний, умений и навыков.

Практика: Тест «Экзаменуем лидера»

Материально-техническое обеспечение

Условия реализации. Занятия дополнительной общеразвивающей программы «Школьная газета» проводятся в учебном помещении МКОУ Петраковская СОШ, площадью 38 кв.км. по адресу Здвинский район, с. Петраки, ул. Клубная, 28.

просторное помещение для занятий или зал. Инструменты и материалы: канцтовары, компьютер, фотоаппарат или телефон с камерой, проектор, экран, столы, стулья, доска, материалы и инструменты для оформительских работ.

Методическое обеспечение: вспомогательная литература, тесты и тестовые методики, анкеты, диагностический материал, разработки игр, тренингов, подборка игр и игровых упражнений, раздаточный материал.

Информационное обеспечение:

- Фотоматериалы к различным темам и конкурсам.

- Интернет источники:

http://www.vozhatiy.ru

http://forum.planerochka.org

https://summercamp.ru/Очумелые_ручки

https://infourok.ru

Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, учитель русского языка и литературы, педагог-организатор МКОУ Петраковской СОШ, стаж работы 14 лет.


Формы аттестации


Для определения результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лидер – это Я» предполагается использовать следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, защита творческих проектов, анкетирование, тестирование, публичное выступление, опрос, диагностики.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Вводный контроль – проводится в начале года с целью определения уровня готовности обучающихся к обучению (тест, беседа, педагогическое наблюдение).

  • Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини-опрос, наблюдение, тестирование, коллективный анализ, самоанализ, выполнение упражнений).

  • Комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (тестирование, викторины, участие в конкурсах, проведение игр, КТД, презентация творческих работ, защита рефератов, участие в творческих конкурсах, разработка конкурсных и игровых программ). Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

  • Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году. (Итоговое занятие, защита проекта, самостоятельная организация и проведение КТД, игровой программы, портфолио лидера).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • аналитический материал по результатам проведения диагностик,

  • участие в проектной деятельности,

  • оценочные листы,

  • защита творческих работ,

  • участие в конкурсах.

Оценочные материалы

Методы диагностики результатов работы:

- Метод опроса (беседа, анкетирование);

- Метод тестов (методика «КОС», тест-опросник «Могу ли я быть лидером?» Е. Жариков, методика самооценки лидерских качеств А. Н. Лутошкина);

- Проективная методика «Автопортрет» Е. С. Романовой, С. Ф. Потемкиной (цель – диагностика свойств личности);

- Диагностика «Психологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы» Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов, П. Н. Фетиский (с целью оценки организаторских способностей);

- Метод статистического анализа полученных данных (наблюдение – в ходе занятий, эксперимент – в ходе тренингов, игровой деятельности, общения со сверстниками);

– Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки.


Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организуется в очной форме. При обучении используются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста);

- эвристические («нахожу», «открываю»);

- наглядные (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ, видеоматериала, наблюдение, работа по образцу и т.д.);

- практические (упражнения, задания, тренинги т.д.);

- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);

- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;

- методы проектов;

- методы контроля и коррекции.

Методы воспитания: методы мотивации и стимулирования: поощрение, порицание, методы эмоционального стимулирования, убеждение.

В процессе обучения запланированы различные формы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, ролевые, интерактивные, деловые, психологические игры, «свободный микрофон», тренинговые занятия, мастер-класс, тестирование, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в конкурсах, фестивалях и др. Большое внимание в программе уделяется различным видам игр и тренингам, т.к. игра – это средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков. Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются посредством участия в социальных проектах.

Формы организации образовательного процесса.

В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, микрогруппы.

Педагогические технологии. 

На основе личностно-ориентированного подхода при обучении по данной программе используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов); педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; игровые технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, технология портфолио, технология – дебаты, технология исследовательской и проектной деятельности.


Алгоритм учебного занятия.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действии.  

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания  

Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действуй     

Применяют    тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. 

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского), организация и проведение игр, конкурсных программ, КТД, встреч и т.д.

VI    этап итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII  этап рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. 

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Дидактические материалы: папка с разработками теоретического материала по темам программы, тестовые методики, диагностики, анкеты, подборка упражнений, банк игр, игровых и конкурсных программ, раздаточный материал (памятки, рекомендации, советы).



















Список литературы

Литература для педагога

  1. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. Наук, 1990. – с. 54 – 64

  2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 120

  3. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М.: «Просвещение» , 1986. – 206 с.

  4. Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.- 4 изд.-М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- Н. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- с. 227 – 255.

  5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: 1995. – с. 25 – 32

  6. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. Пед. Наук / О. О. Папир. – М.: 1993. – с. 15 – 17

  7. Маркеева М. В., Исайчева А. В. Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 109-111.

  8. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие / М. Ю. Савченко/ под ред. Л. А. Обуховой. – М.: «ВАКО», 2008. – 240 с.

Литература для обучающихся

  1. Зинченко, В. П. Как построить свое «Я»/ под ред. В. П. Зинченко. - М.: «Педагогика». 1991. – 136 с.

  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день/ Н. И. Козлов. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 1999. – 336 с.

  3. Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

  4. Селевко Г.К. Управляй собой – сборник развивающих занятий для учащихся 10 классов/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. -112 с.

  5. Селевко Г.К. Познай себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. – 96 с.

  6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2000. – 112 с..

  7. Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2007.

  8. Селевко Г.К. Найди себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2003.

  9. Селевко Г.К. Сделай себя сам/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2004.

  10. Петровский А.В. Быть личностью/А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.

  11. Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г. А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

  12. Честных Ю. Н. Открыть себя/ Ю. Н. Честных. - М.: Просвещение, 2000.







ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Входящий контроль

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(разработана Байбородовой Л.В.)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход изучения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

  1.  привлекает очень сильно;

  1.  привлекает в значительной степени;

  1.  привлекает слабо;

0  не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

  1. Интересное дело.

  2. Возможность общения с разными людьми.

  3. Возможность помочь товарищам.

  4. Возможность передать свои знания.

  5. Возможность творчества.

  6. Возможность приобрести новые знания, умения.

  7. Возможность руководить другими.

  8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

  9. Возможность заслужить уважение товарищей.

  10. Возможность сделать доброе дело для других.

  11. Возможность выделиться среди других.

  12. Возможность выработать у себя определенные черты характера

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

  1. коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

  2. личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

  3. престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.




Приложение 2


ЛИДЕР ЛИ ТЫ?

(Методика самооценки лидерских качеств)

Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

  3. Я знаю, как преодолевать трудности.

  4. Люблю искать и пробовать.

  5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

  7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

  1. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.



  1. Я хорошо планирую свое время и работу.

  2. Я легко увлекаюсь новым делом.

  3. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

  4. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

  5. Ни один человек не является для меня загадкой.

  6. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

  7. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

  8. Для меня важно достижение цели.

  9. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

  10. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.



  1. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

  2. У меня всегда все получается.

  3. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

  4. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

  1. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

  2. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

  3. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

  4. Принимая решения, перебираю различные варианты.

  5. Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.

  6. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.



  1. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

  2. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

  3. Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.

  4. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

  5. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

  6. Я никогда не поступал так, как другие.

  7. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

  8. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

  9. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

  10. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.



  1. Никто и никогда не испортит мне настроения.

  2. Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.

  3. Решая проблемы, использую опыт других.

  1. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

  2. Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.

  3. Я умею контролировать работу моих товарищей.

  4. Я умею находить общий язык с людьми.

  5. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.



Ключ

Сосчитай сумму баллов по каждой строке:

1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).

2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).

  1. Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),

  2. Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).

  3. Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).

  4. Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).

  5. Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).

  6. Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).

  7. Шкала искренности (№ 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).



Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество

развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.



Приложение 3

Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»


Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.


    1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

2.Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,


б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.


17. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

21. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли Вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30.Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

31. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

32.Какой из следующих «портретов» больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?


50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?


Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.


Интерпретация:


Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.


Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.


Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.


Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.



Приложение 4

















































Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет». Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание».

  1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?

  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?

  11. Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?

  12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).

Ключ «Коммуникативные склонности»

Ключ «Организаторские склонности»

1-да

3-нет

5-да

7-нет

9-да

2-да

4-нет

6-да

8-нет

10-да

11-нет

13-да

15-нет

17-да

19-нет

12-нет

14-да

16-нет

18-да

20-нет

21-да

23-нет

25-да

27-нет

29-да

22-да

24-нет

26-да

28-нет

30-да

31-нет

33-да

35-нет

37-да

39-нет

32-нет

34-да

36-нет

38-да

40-нет

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

Кк

Баллы

Уровень

Ко

Баллы

Уровень

0,10 – 0, 45

1

Низкий

0,20 – 0, 55

1

Низкий

0,46 – 0, 55

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

3

Средний

0,66 – 0,70

3

Средний

0,66 – 0, 75

4

Высокий

0,71 – 0,80

4

Высокий

0,76 – 1,00

5

Очень высокий

0,81 – 1,00

5

Очень высокий







Приложение 5

Практическое занятие «Конструируем КТД».


Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.


1 этап «Опыт».

Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когда-либо проводились.


Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать ведущему (вожатому), ответить на вопросы других групп.

Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел.


Ведущий (вожатый) имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто названия событий, не обозначающие никакой формы (например, день памяти, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер).

Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего (вожатого), должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм работы.


Помощники ведущего (вожатого) или он сам могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать участников.


При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего количества КТД, названных всеми участниками).


2 этап «Вариации».

Ведущий (вожатый) объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т п.

Задание группам. За 1 (2) минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД.


Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД.


На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел, никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.


3 этап «Идеи» (или «Защита идей»).

Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются: наличие сюжета, по которому развиваются «события»; роли, выполняемые участниками; правила игрового поведения.

Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска.


Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.).


Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей (фестиваль, пресс-конференция, путешествие).


В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка).


После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего (вожатого) заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким: 1 - академия, аптека, почта, цирк, музей клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.; 2 - путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.; 3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п. Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.


Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:

- назвать форму, указать ее возрастные границы;

- изложить примерное содержание дела;

- охарактеризовать план подготовки.


Время на подготовку - 20 мин.

По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла.


Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется «группа-лидер» каждого этапа и «абсолютный чемпион»; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.


Приложение 6

«Карта Успеха»

Карта успеха заводится с начала обучения на каждого воспитанника и ведется на протяжении всего курса обучения по программе «Лидер».

Ф.И.О. воспитанника__________________________________________

Класс_______________ Школа__________________________________

Год поступления в кружок «Лидер – это Я»_______________

Уровень

проявления

высокий

средний

Низкий

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о


1 г.о.

2 г.о.


3 г.о


Уровень сформирован-ности теоретических знаний по программе










Проявление способностей в лидерской деятельности










Уровень практического применения навыков организации социально-полезной деятельности











Уровень






Степень

участия

районный

городской

областной

Всероссийс-кий

Дата проведения;

Назва-ние мероприятия

Резуль-тат

Дата проведения;

Назва-ние мероприятия

Резуль-тат

Дата проведения;

Назва-ние мероприятия

Резу--льтат

Дата проведения;

Назва-ние мероприятия

Резуль-тат

участник









организатор









разработчик





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!