Рабочая программа кружка Легоконструирование
1 класс
Улан-Удэ 2016 г
Пояснительная записка
Программа курса «Легоконструирование» составлена на основе авторизованного перевода изданий компании LEGO® Education:
- «Первые механизмы» (набор конструктора 9656);
- «Машины, механизмы и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).
Программа рассчитана на проведение уроков по Лего – конструированию в 1-4 классах, 1 час в неделю с использованием тематических наборов Лего.
Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизация, самообразование. Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применения новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде Лего.
В 1990 – е гг в зарубежной педагогической системе сформировалось особое направление – «Лего – педагогика», связанное с философией обучения – конструкционизмом. Её автор, С.Пейперт, указывал, что средством создания нового знания может служить конструктор Лего, так как субъект обучения действительно вовлечён в работу с ним. Совершенствование конструкторов Лего, систематизация их использования в образовании, а также положительные результаты в развитии детей позволили говорить о формировании особой области знаний – лего – педагогики, которая рассматривает вопросы развития и формирования личности в условиях образовательной среды, использующей технологии конструирования. Объектом лего – педагогики является система связей и явлений, возникающая в процессе создания значимого и осмысленного продукта с использованием приёмов конструирования.
Конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Игра – необходимый спутник детства. С Лего школьники учатся, играя. Обучение в игре! Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Школьники конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор Лего помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Обоснование курса
Обоснование программы курса «Леговедения»: работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
В данной программе произведен отбор содержания образования по конструированию из деталей Лего для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы: - развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего.
Задачи программы:
- развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;
- развивать умение анализировать объекты;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;
- подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по легоконструированию.
Программа составлена таким образом, что на первых уроках дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде Программа содержит пояснительную записку в которой отражена актуальность и важность данного курса, учебно- тематический план, содержание образования в котором дается полная характеристика каждой темы программы, список литературы и методическое обеспечение.
Для работы с ЛЕГО конструкторами выбрана проектная форма деятельности, как наиболее отвечающая задаче формирования личности, умеющей принимать творческие решения и достигающей оптимального результата. Образовательная среда ЛЕГО позволяет обучающимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для обучающихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала.
В процессе работы над изучением объекта программой предусмотрено составление эскиза будущей модели как на листе ватмана (альбома), так и посредством компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint ( в зависимости от подготовленности обучающихся, психо – физиологических особенностей).
Занятия строятся по следующему плану.
Вводная часть: организация детей на анализ модели, установление взаимосвязей,
Основная часть: конструирование,
Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.
Программой предусмотрена реализация межпредметных связей:
- математика: стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, чтение показаний измерительных приборов, расчёты и обработка данных;
- русский язык: обогащение словарного запаса новыми терминами; развитие монологической речи, умение излагать собственные мысли в виде доклада, реферата;
- литературное чтение: подбор литературного материала по теме проекта;
- окружающий мир: изучение объекта с точки зрения существования его в окружающем мире, взаимосвязь с другими живыми и неживыми объектами, выделение существенных признаков;
- технология: проектирование и конструирование модели, выбор деталей, необходимых для изготовления модели, соотнесение готовой модели с образцом, использование двухмерных чертежей в инструкциях для построения трехмерных моделей, приобретение навыка слаженной работы в команде;
- информатика: использование компьютерных программ Word, PowerPoint, Paint в процессе изготовления эскиза модели.
Наряду с предметными умениями и навыками программа по Леговедению предусматривает развитие универсальных умений и навыков обучающихся:
1) коммуникативных: - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понять другие позиции (взгляды, интересы);
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
2) регулятивных: - определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
- осуществить действия по реализации плана
- соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
3) личностных: -оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация);
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе);
- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность);
4) познавательных: - извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Средства обучения, используемые на уроках по Легоконструированию
1 учебно-наглядные пособия:
схемы, образцы и модели;
иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
мультимедиаобъекты по темам курса;
фотографии.
2 оборудование:
Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:
1 класс
Знание основных принципов механики;
Умение классифицировать материал для создания модели;
Умения работать по предложенным инструкциям;
Умения творчески подходить к решению задачи;
Умения довести решение задачи до работающей модели;
2 класс
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- название деталей конструктора Лего, точно дифференцировать их по форме, размеру и цвету, различать строительные детали по назначению или предъявленному образцу;
- терминологию словарика основных терминов;
уметь:
- самостоятельно изготовить по образцу изделие, аналогичное изделиям, предусмотренным программой;
-преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине;
выполнять инструкции, соотносить свою работу с образцом;
осуществлять организацию и планирование собственной деятельности.
3 класс
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
уметь:
самостоятельно изготовлять изделие из предусмотренных программой по образцу, эскизу или рисунку;
комбинировать и грамотно сочетать детали, определять назначение постройки, её пространственное расположение;
самостоятельно планировать свою деятельность;
проводить обобщенный анализ постройки, конструкции.
4 класс
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
правила планирования и организации труда;
способы обобщенного анализа.
уметь:
самостоятельно анализировать, планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие по рисунку, эскизу, простейшему чертежу и замыслу;
вместе с товарищами создавать целостную композицию, состоящую из нескольких сюжетных изображений;
конструировать из разнообразных конструкторов Лего;
самостоятельно изучать сооружения, конструкции, рисунки, фотографии, иллюстрации, схемы с точки зрения практического назначения объектов;
осуществлять презентацию своих проектов.
контролировать правильность выполнения работы.
Ожидаемые результаты
В рамках данного курса обучающиеся научатся:
1) выполнять проекты различной сложности посредством образовательных конструкторов;
2)совместно обучаться и работать в рамках одной группы; распределять обязанности в своей группе;
3) решать поставленную задачу и искать собственное решение;
4) проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
5) создавать модели реальных объектов и процессов;
Тематическое планирование
1класс
№ | Название темы | Количество часов | Образовательный продукт |
1 | Знакомство с ЛЕГО | 1 | |
2 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается | 1 | Собственные работы обучающихся (пробные варианты) |
3 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | 1 | |
4 | Исследователи кирпичиков | 1 | |
5 | Волшебные кирпичики | 1 | |
6 | Исследователи формочек | 1 | |
7 | Волшебные формочки, часть 2 (продолжение) | 1 | |
8 | Формочки и кирпичики | 1 | |
9 | Городской пейзаж | 1 | Модели домов, перекрёсток, машин |
10 | Сельскохозяйственные постройки | 1 | Модель фермы, фигурки животных |
11 | Школа, школьный двор | 1 | Модель здания школы |
12 | Транспорт | 1 | Модель моста, машин (грузовые, легковые – по выбору) |
13 | Воздушный транспорт, космос | 1 | Модели самолётов, ракет |
14 | Новогодняя ёлка | 1 | Модель ёлки |
15 | Животные | 1 | Фигурки животных (по выбору) |
16 | ЛЕГО-подарок для мамы | 1 | Собственные работы обучающихся |
17 | Любимые сказочные герои | 1 | Фигурки героев |
18 | Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки | 1 | Фигурки бабочек |
19 | Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид | 1 | Модели пирамид |
20 | Городской Детский парк | 1 | Фигурка качелей |
21 | Наш двор | 1 | Фигурка качелей |
22 | Постройка моделей старинных машин | 1 | Модели машин |
23 | Улица полна неожиданностей (связь с ПДД) | 1 | Модель перекрёстка, машин |
24 | Новогодние игрушки. Фантазируй! | 1 | Собственные работы обучающихся |
25 | Динозавры | 1 | Фигурки фантастических существ |
26 | Персонажи любимых книг (Интеграция курса «Театр» и ЛЕГО) | 1 | Фигурки сказочных героев |
27 | Животные в литературных произведениях | 1 | Фигурки животных |
28 | Военная техника (к 23 февраля) | 1 | Собственные модели обучающихся |
29 | Космические корабли | 1 | Модели кораблей |
30 | Подарки любимым. Весенние цветы (к 8 марта) | 1 | Собственные работы обучающихся |
31 | Главная улица Улан-Удэ | 1 | Собственные работы обучающихся |
32 | Достопримечательности Улан-Удэ | 1 | Собственные работы обучающихся |
33 | Итоговый урок. Фантазируем | 1 | Собственные работы обучающихся |