Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Твердиловская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического Зам. директора по УВР Директор МОАУ
совета Протокол № ______ ______ Т.И. Леонтьева «Твердиловская ООШ» «___» ___________ 20 ___ г.
«__» ___________20__ г. _______ Е.В. Иванова «__» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Юный патриот»
Возраст участников 11-13 лет
Составитель: Музоваткина Екатерина Юрьевна
с. Твердилово 2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты………………………………………………………………..….3
Содержание программы …………………………….……………………………………...3
Тематическое планирование ..…………………………………………………………..….6
Приложения……………………………..…………………………………………….……..7
Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты
В рамках курса будут достигнуты следующие результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Учащиеся должны знать:
основные нормы морали;
культурные традиции народов России;
историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи; -историю семейных реликвий;
традиции и обычаи своей семьи;
историю государственных символов России;
культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды.
символику страны, края, района, станицы, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Учащиеся должны уметь:
- составить родословную своей семьи;
- рассказать об истории своего Отечества;
- рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Содержание программы
Раздел I. Я – гражданин ( 7 часов)
Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Родной край – частица России. Символика края.
Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Село моё родное.
познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.
Основание поселка. Село Твердилово в наши дни. Достопримечательности села.
Экскурсия «Наша улица».
познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Я - ученик.
познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Родной дом и семья.
формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)
Как жили наши предки
познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Богатырская наша сила
познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Русские героические сказки.
развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине. Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Русский солдат сам черт ему не брат.
рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании. Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.
Понятия: полководец, святой.
Русские полководцы. А.В. Суворов.
создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
История военной символики и формы (мундира)
Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования. Обмундирование в России. История мундира.
Виды воиск в России
Познакомить с родами войск в России. Виды войск и их назначение
Раздел III. Прошлое рядом (9ч)
Путешествие по городам – героям.
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Район и станица в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
История одного памятника. «Родина Мать зовет!»
Познакомить с историей основания памятника, месо установки и значение в жизни русского народа.
День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Маршал победы Г.К. Жуков
Образ великого полководца, тактика и стратега. Личные качества и роль в жизни страны
Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.
Дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.
Раздел IV. Заключение (3ч)
Интеллектуально-познавательная игра «Преданья старины глубокой».
Цель: развивать смекалку, мышление; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Мы говорим о нашей Родине.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.
Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел I. Я – гражданин | 8 |
2 | Раздел II. Живые страницы прошлого | 10 |
3 | Раздел III. Прошлое рядом | 12 |
4 | Раздел IV. Заключение | 4 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный патриот»
на 2020-2021 учебный год
№ п\п | Тема занятия | Количест-во часов | Дата |
план | факт |
1 четверть 8 часов |
Раздел I. Я – гражданин ( 8 часов) |
1 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | 03.09 |
2 | Родной край – частица России. Символика края. | 1 | 10.09 |
3 | Село моё родное. | 1 | 17.09 |
4 | Экскурсия «Наша улица». | 1 | 24.09 |
5 | Я - ученик. | 1 | 1.10 |
6 | Родной дом и семья. | 1 | 8.10 |
7 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | 2 | 15.10 |
2 четверть 8 часов |
Раздел II. Живые страницы прошлого (10ч) |
1 | Как жили наши предки | 1 | 22.10 |
2 | Богатырская наша сила | 1 | 5.11 |
3 | Русские героические сказки. | 1 | 12.11 |
4 | Русский солдат сам черт ему не брат. | 1 | 19.11 |
5 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | 2 | 26.11 3.12 |
6 | Русские полководцы. А.В. Суворов. | 1 | 10.12 |
7 | Военные забавы юного Петра. | 1 | 17.12 |
3 четверть 10 часов |
8 | История военной символики и формы (мундира) | 1 | 24.12 |
9 | Виды воиск в России | 1 | 15.01 |
Раздел III. Прошлое рядом (12 ч) |
1 | Путешествие по городам – героям. | 2 | 22.01 29.01 |
2 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 4.02 |
3 | История одного памятника. «Родина Мать зовет!» | 1 | 11.02 |
4 | День защитника Отечества. | 1 | 18.02 |
5 | Маршал победы Г.К. Жуков | 1 | 25.02 |
6 | Дети войны. | 1 | 4.03 |
7 | Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики. | 1 | 11.03 18.03 |
4 четверть 8 часов |
8 | Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики. | 1 | 1.04 |
9 | День Победы. | 1 | 8.04 |
10 | Акция «Милосердие» Промежуточная аттестация в форме проекта. | 2 | 15.04 22.04 |
Раздел IV. Заключение (4 ч) |
1 | История игры «Зарничка». Зарничка | 2 | 29.04 6.05 |
2 | «Твои гражданские права и обязанности» | 1 | 13.05 |
3 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | 20.05 |
9