СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка декоративно -прикладного творчества "Креатив"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка декоративно -прикладного творчества "Креатив"»



0


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Поронайска



РАССМОТРЕНО
на МС МБОУ В(С)ОШ

г. Поронайска Протокол № 1

от __________2021 г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ В(С)ОШ

г. Поронайска ___________ В.Б. Макаров Приказ от ___________2021г.

№ ______-ОД











Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

кружка декоративно-прикладного творчества «Креатив»

для 9 класса очно-заочной формы обучения

основного общего образования

срок реализации программы 1 год.

Составлена Полевой Ольгой Константиновной, учителем























Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей учащегося средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение различных технологий изготовления изделий.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал учащегося. В силу того, что каждый ученик является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы кружка «Креатив» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие учащимся уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 9 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.

Программа дает возможность ученику как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые учащиеся осваивали на уроках ИЗО.

Системно - деятельности и личностный подходы, предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Креатив» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации учащихся к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках, Интернет ресурсах.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль учащегося.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности учащихся.

У учащихся формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках учащихся, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у обучающихся устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ученик анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Учащиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Одной из важнейших форм стимулирования учащихся к творческой деятельности - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, где учащийся может реально увидеть результаты своей работы. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном выполнении работы, дается положительная оценка деятельности каждого учащегося, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию коллективного мышления, выработке творческих идей, фантазии. Творческий подход при изготовлении изделия, воспитанный в процессе занятий, учащиеся в дальнейшем смогут применять во всех видах общественно-полезной деятельности.

Содержание программы составлено на 33 часа (1 час в неделю).

Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


Срок реализации программы 1 год

Место учебного курса.

В учебном плане занимает 33 учебных недель и составляет 33 часов: 1 час в неделю.


Содержание учебного курса.

  • Вводное занятие.1 час

  • Художественная обработка бросового материала 3 часа

  • Работа с природным материалом. 8 часов

  • Художественная обработка бумаги. 13 часов

  • Работа с текстильными материалами. 4 часов

  • Художественная обработка кожи. 2 часа

  • Итогово - обобщающие занятие. 2 час.

Тема раздела

Основное содержание по темам

Количество часов

Вводное занятие.


Теория: Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

1

Художественная обработка бросового материала


Теория:Беседа на тему экологические проблемы земли. Правила техники безопасности при работе с пластиковой бутылкой, клеевым пистолетом.

Практика: Изготовление сувениров из бросового материала, оформление поделок декоративными элементами.

3

Работа с природным материалом.


Теория: знакомство с законами композиции, с правилами безопасности при работе с природным материалом.

Практика: выполнение работ с использованием разных сухоцветов, семян и косточек от простых аппликаций до сложных композиций. Подбор материала по форме, цвету, фактуре. Выполнение схем, зарисовок.

8

Художественная обработка бумаги.


Теория: Знакомство с техниками художественной обработки бумаги «квилинг», «оригами», плетение из газетных трубочек и разными видами аппликации (объемная, плоскостная, обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной бумаги.) ПТБ при работе с ножницами, клеем. .

Практика: Выполнение творческих работ.

13

Работа с текстильными материалами.


Теория: Знакомство со способами обработки текстильных материалов. Знакомство с техникой казанши. Правила ТБ при работе с ножницами, иглой, горящей свечой.

Практика: Выполнение творческих работ по образцу.

4

Художественная обработка кожи.

Теория: История работы с фомираном. Техника безопасности при работе с кожей. ТБ при работе с клеевым пистолетом.

Практика: изготовление сувениров из фомирана. Оформление поделок декоративными элементами.

2

Итогово - обобщающие занятие.

Практика: Организация выставки творческих работ, чаепитие, вручение грамот, благодарностей.

2

ИТОГО:

33



В процессе реализации программы используются методы:

  • словесные: лекции, беседы, викторины; 

  • наглядные: просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий; 

  • практические: изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий, действующих моделей. 

Работа кружка способствует:

  • развитию разносторонней личности учащегося, воспитанию его воли и характера;

  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

  • умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

  • формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

  • обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

  • умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы. 


Ожидаемые результаты реализации программы. 
Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны:

  • получить основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;

  • овладеть технологическими знаниями, умениями и навыками по использованию и преобразованию различных материалов; проявлять творческую активность;

  • умело применять индивидуальные способности в процессе работы над коллективным проектом;

  • креативно мыслить;

  • проявлять инициативу, нестандартное мышление;

  • овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;

  • участвовать в конкурсах, добиваться положительных результатов в конкурсах;

  • овладеть трудовыми навыками, быть готовым к труду и дальнейшей профессиональной деятельности.

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения конкретного курса по внеурочной деятельности

1. Личностные универсальные учебные действия:

1.1. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. 

2. Метапредметные результаты: 

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: способность справляться с жизненными задачами; 

планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

2.2.Познавательные универсальные учебные действия: 
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства. 

2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 

3. Предметные результаты: овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и коллективном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

2. обще трудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

3. специальные: художественная обработка бросового, природного, текстильного, материала, бумаги, кожи.

Критерии оценки выполненных работ:

  • аккуратность;

  • самостоятельность;

  • индивидуальный стиль;

  • использование нескольких техник при изготовлении изделия.

Каждое внеурочное занятие спланировано таким образом, чтобы в завершении учащийся видел результаты своего трудовой деятельности. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность проводить сравнительный анализ проделанной работы, важный не только для учителя, но и для учащихся.

Способы проверки результативности программы

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование), который определяет уровень художественных способностей ребенка.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов, коррекция и т.д.)

в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (Работа с природным материалом, художественная обработка бумаги и т.д.)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Формы подведения итогов реализации программы

     Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. При организации экспресс-выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором учащиеся и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки. При выполнении более сложных работы, подведения итогов может происходить неоднократно: при выполнения отдельных частей или элементов; более точного соответствия образцу; творческого подхода в оформлении и т.д. Повтор, вариация, импровизация должны дать возможность каждому ученику не только выполнить свою работу в определенной последовательности, но и дает установку на эстетическое восприятие художественного изделия. В результате работа, выполненная по образцу изделий, создает условия для активизации креативного мышления, и формированию положительного отношения к труду. По итогам года проводится анализ работ и награждение учащихся.

Формы подведения итогов могут включать в себя

  • Экспресс-выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы.

  • Итоговая творческая выставка – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для выставочной школьной экспозиции, которая будет проводиться в конце учебного года.

  • Тематические праздники (КТД) – участвуя в подготовке, оформлении и проведении общешкольных праздников, учащиеся показывают свое мастерство.

  •   Беседа (тестирование)  применяется для проверки усвоения знаний, последовательности технологии изготовления изделий и т.п.




Календарно-тематическое планирование учебного материала.

урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

факт

Вводное занятие

1



1

Инструктаж по технике безопасности.

1



Художественная обработка бросового материала

3



2-4

Подарок учителю. Органайзер из пластиковых бутылок

3




Работа с природным материалом.

8



5-8

Панно из осенних трав, сухоцветов

4



9-12

Коллаж из семян и зерен.

4



Художественная обработка бумаги.

13



13-16

Новогодние украшения.

4



17

Рождественская открытка в технике квилинг.

1



18-20

Подарок 23 февраля. Открытка в технике оригами.

3



21-22

Подарок к 8 марта. Изготовление букетов из гофробумаги.

2



23-25

Плетение из газет. (подставка, закладка)

3



Работа с текстильными материалами.

4



26-27

Мягкая игрушки из носков, колгот.

2



28-29

Брошь в технике канзаши к 9 мая с георгиевской ленточкой.

2



Художественная обработка кожи.

2



30-31

Подарок выпускнику. Изготовление сувениров из фоамирана.

2



Обобщающее занятие

2



32-33

Организация выставки изделий декоративно прикладного творчества

2



Итого:

33









Список используемой литературы и источников информации

Педагогам:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

6. http://www.arshobby.ru

7. http://stranamasterov.ru

Учащимся и родителям в помощь освоения программы:

1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

3. Журналы «Ручная работа»;

5. http://allforchildren.ru

6. http://www.formula-rukodeliya.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!