Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»
Рабочая программа
Коррекционного курса «Уроки Нравственности»
7 «а» класс
Составитель: Итальева О.В.
2023
Пояснительная записка
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие и образование. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи программы:
-сформировать систему нравственных ценностей;
-сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
-формировать экологически воспитанную личность;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
-создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
-обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
-содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм»,
«верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».
Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении уроков, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.
Уроки нравственности в 7 классе закрепляют и развивают представления детей о нормах и правилах поведения и о соответствующих им нравственных качествах личности. Дети осознают, что те или иные поступки служат основанием для того, чтобы сказать об ученике, что он добрый, справедливый, старательный или, наоборот, недобрый, несправедливый и т.д. Дети уже встретились с понятием мотива поведения, которым могут руководствоваться люди и который, главным образом, определяет глубинную сущность нравственного поведения. Дети постепенно приходят к пониманию того, что внешне поступки разных людей могут выглядеть одинаково (хорошо, плохо, но нравственная суть их может быть разной в зависимости от мотива (внутреннего побудителя поведения): «помочь», «получить награду», «отомстить» и пр.).
Содержание курса включает в себя следующие разделы:
1.Я и школа
2.Я и окружающие
3.Я и семья
4.Я и природа
5.Я и книга
6.Я и животные
7.Я и здоровье
8.Я и мое поведение
9.Обобщение
Занятия курса «Уроки нравственности» рассчитаны на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Из них |
теория | практика |
| Я и школа | 12 | | |
1 | С Днем знаний! | 3 | 3 | |
2 | Нравственные правила на уроке | 3 | 3 | |
3 | Как контролировать свои поступки? | 3 | 3 | |
4 | Забота о младших – наш долг | 3 | 1 | 2 |
| Я и окружающие | 12 | | |
1 | Верность слову и обещанию | 3 | 3 | |
2 | О профессиях и трудолюбии | 3 | 1 | 2 |
3 | Что значит быть хорошим товарищем? | 3 | 2 | 1 |
4 | Как и когда помогать окружающим? | 3 | 2 | 1 |
| Я и семья | 12 | | |
1 | Семейный калейдоскоп | 3 | 2 | 1 |
2 | Наши предки… Составление генеалогического древа | 3 | 1 | 2 |
3 | Семейные обряды и традиции | 3 | 3 | |
4 | Под крышей дома моего | 3 | | 3 |
| Я и природа | 12 | | |
1 | Люди! Берегите природу! | 3 | 1 | 2 |
2 | Экскурсия по городу | 3 | | 3 |
3 | Новогодняя сказка | 3 | | 3 |
4 | Экологическая карусель | 3 | 1 | 2 |
| Я и книга | 12 | | |
1 | Берегите книгу (ремонт книг) | 3 | | 3 |
2 | По страницам любимых книг | 3 | 3 | |
3 | Мои любимые поэты | 3 | 3 | |
4 | Да здравствуют книги! | 3 | | 3 |
| Я и животные | 12 | | |
1 | Все о кошках и собаках | 3 | 3 | |
2 | Нам нравится гулять по зоопарку… | 3 | 1 | 2 |
3 | Животные красной книги | 3 | 3 | |
4 | Экзотические животные | 3 | 1 | 2 |
| Я и здоровье | 12 | | |
1 | Мы – за здоровый образ жизни! | 3 | 1 | 2 |
2 | О режиме дня | 3 | 3 | |
3 | Секреты здоровья | 3 | 3 | |
4 | Культура внешнего вида | 3 | 1 | 2 |
| Я и мое поведение | 12 | | |
1 | Основные правила вежливости | 3 | 3 | |
2 | Ответственность – это главное? | 3 | 3 | |
3 | Тон и стиль нашей речи в общении | 3 | 3 | |
4 | Всегда ли вы согласны с поведением других? Чувства в общении | 3 | 3 | |
| Обобщение | 6 | | |
1 | Викторина «Ромашка» | 3 | | 3 |
2 | Подведение итогов. Изготовление коллажа | 3 | | 3 |
| Итого | 102 | | |
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов, темы | Дата |
| Я и школа | |
1 | С Днем знаний! | |
2 | Нравственные правила на уроке | |
3 | Как контролировать свои поступки? | |
4 | Забота о младших – наш долг | |
| Я и окружающие | |
1 | Верность слову и обещанию | |
2 | О профессиях и трудолюбии | |
3 | Что значит быть хорошим товарищем? | |
4 | Как и когда помогать окружающим? | |
| Я и семья | |
1 | Семейный калейдоскоп | |
2 | Наши предки… Составление генеалогического древа | |
3 | Семейные обряды и традиции | |
4 | Под крышей дома моего | |
| Я и природа | |
1 | Люди! Берегите природу! | |
2 | Экскурсия по городу | |
3 | Новогодняя сказка | |
4 | Экологическая карусель | |
| Я и книга | |
1 | Берегите книгу (ремонт книг) | |
2 | По страницам любимых книг | |
3 | Мои любимые поэты | |
4 | Да здравствуют книги! | |
| Я и животные | |
1 | Все о кошках и собаках | |
2 | Нам нравится гулять по зоопарку… | |
3 | Животные красной книги | |
4 | Экзотические животные | |
| Я и здоровье | |
1 | Мы – за здоровый образ жизни! | |
2 | О режиме дня | |
3 | Секреты здоровья | |
4 | Культура внешнего вида | |
| Я и мое поведение | |
1 | Основные правила вежливости | |
2 | Ответственность – это главное? | |
3 | Тон и стиль нашей речи в общении | |
4 | Всегда ли вы согласны с поведением других? Чувства в общении | |
| Обобщение | |
1 | Викторина «Ромашка» | |
2 | Подведение итогов. Изготовление коллажа | |
| | |