СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2022г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2022г.










Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Кушнира Артура Сергеевича

4 класс

на 2022-2023 учебный год







Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик А.В.






Донецк 2022 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана согласно Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 123-IIП и «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (допущена Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181; утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1183), основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой; и планируемых результатов начального общего образования..

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.

Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия»: входит в коррекционно-развивающую область примерного учебного плана государственного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Описание места коррекционного курса «Психокоррекция» в учебном плане

В неделю выделено: 68 часов (2 часа в неделю) продолжительность индивидуальных занятий 15 - 20 мин. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в специальном кабинете чаще всего после уроков.



Содержание учебного предмета



Название раздела

Количество

часов

Предварительный этап – Обследование.

2

«Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков»

12

«Развитие тактильно-двигательного восприятия».

4

«Кинестетическое и кинетическое развитие»

4

«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»

16

«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»

5

«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»

5

«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

4

Восприятие пространства

6

«Восприятие времени»

4

«Развитие эмоциональной сферы»

2

Заключительный этап - Итоговая диагностика



3




















































Календарно – тематическое планирование

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

(2 час в неделю)


№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание

План

Факт

I четверть

Тема№1 «Предварительный этап – Определение первичного уровня развития»(2 ч.)

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

19.09.



Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

20.09.



Тема№2 «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков» (12ч.)

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

03.10



Подвижные игры на развитие моторных навыков.




Вычерчивание геометрических фигур.

Дидактическая игра «Почини коврик»

04.10



Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений).

10.09



Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений).




Обводка по контуру.

Штриховка элементов картин разными видами.

11.10



Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением .

17.10



Рисование по точкам.

18.10



Рисование бордюров по образцу




Графический диктант

24.10



Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.


25.10



Работа в технике объёмной и рваной аппликации.




(II четверть)

Тема№3 «Тактильно - двигательное восприятие» (4 ч.)

Игры с сюжетной мозаикой

07.11



Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

08.11



Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

14.11



Работа с соленым тестом.

15.11



Тема№4 «Кинестетическое и кинетическое развитие» (4ч.)

Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела ( глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

21.11



Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

22.11



Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий.

28.11



Дидактическая игра «Угадай-ка».

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё).

29.11



Тема№5 «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(16ч.)

Упражнения в подборе и назывании основных цветов, оттенков и полутонов.

05.12



Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету

06.12



Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету на время.

19.12



Упражнения на сочетание цветов.


20.12





Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

27.12





Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

28.12





(III четверть)

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

09.01





Упражнения на восприятие длины и высоты предметов и их изображений на картинках.

10.01





Упражнения на восприятие ширины и толщины предметов и их изображений.

16.01





Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

17.01





Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

23.01





Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы)

24.01





Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей , «Лего»







Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами.

30.01





Дидактическая игра « Часть и целое»







Дидактическая игра «»

31.01





Тема№6 «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (5ч.)

Упражнения на развитие глазомера и зрительно-моторной координации.

06.02




Составление картинки из разрезных частей.

07.02




Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

13.02



Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

14.02





Тренировка зрительной памяти.

20.02





Тема№7 «Восприятие особых свойств предметов» (5ч.)

Определение контрастных температур разных предметов. Упражнение: теплее – холоднее. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

21.02





Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

27.02





Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

28.03





Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий).

06.03





Взвешивание на ладони. Определение веса на глаз.

07.03





Тема№8 «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.)

Упражнения на развитие слухового восприятия.

13.03





Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).






Выполнение действий по звуковому сигналу.

14.03






Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных произведений






(IV четверть)

Тема№9«Восприятие пространства» (6ч.)

Ориентировка на листе бумаги. Рисунок по инструкции.

27.03.





Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

28.03





Ориентировка в помещении по словесной инструкции, по плану и по схеме.

04.04





Понятие выше - ниже, левее - правее, далеко – рядом.

05.04





Ориентировка на поверхности парты.

10.04





Комбинированные упражнения на развитие зрительного - восприятия и пространственной ориентировки

11.04





Тема№10 «Восприятие времени» (4ч.)

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час).

18.04





Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).







Последовательность событий. Раньше - позже.

24.04





Смена времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

25.04





Тема№11 «Эмоциональный мир»(2 ч.)



Эмоции и чувства. Эмоциональная разрядка.

15.05





Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

16.05





Тема№12«Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(3ч.)

Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

22.05





Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.







Итоговый урок

23.05













Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

  • спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

  • оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

  • материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);

  • иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;

  • мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;

  • аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

  • тетради для работ учащихся.





Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000

  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

  6. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

  7. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

  8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

  9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  10. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 - 96 с.

  11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

  12. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006

  13. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  14. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

  15. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  16. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000

  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

  18. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  19. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006

  20. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993

  22. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

  23. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

  24. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

  25. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.

  26. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

  27. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  28. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

  29. Леванова Е. А., Волошина А. Е. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - ПИТЕР, 2009 г.

  30. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

  31. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.

  32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

  33. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. М., 1991

  34. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  35. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

  36. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  37. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

  38. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович. - М. «Академия», 2002.

  40. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  41. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996

  42. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

  43. Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей- инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой. - Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301 с. 

  44. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000 СПб., 2000

  45. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

  47. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

  48. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!