ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционных занятий по математике в 5 классе составлена на основе сборника рабочих программ по математике предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Е.А.Бунимович, Л.В.кузнецова, С.С.Минаева и др.]. – М.:Просвещение, 2018. – 80 с и учебника: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2013 г.
Данная индивидуальная коррекционно - развивающая программа по математике 5 класса составлена по итогам психолого-педагогической диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся, для учащихся, не усваивающих программный материал в ходе уроков.
В результате диагностики выявлено, что у детей с нарушением психического развития снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, а также имеются пробелы в знаниях.
Цель : ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по пройденным темам, индивидуальная коррекция пробелов общего развития, направленная подготовка к усвоению учебного материала.
В ходе занятий учащиеся: закрепляют все действия с натуральными числами и обыкновенными дробями; решают задачи ;закрепляют умения строить и измерять углы, строить другие фигуры и находить их площадь.
Задачи занятий:
помочь обучающимся приобрести необходимый опыт и выработать систему приемов, позволяющих решать математические задачи;
формировать коммуникативные навыки;
нормализовать учебную деятельность;
развитие речи;
совершенствовать интеллектуальные возможности обучающихся;
развивать познавательную активность.
Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ Лучинская СШ ЯМР программа курса предназначена для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание программы
1. Линии (2 часа). Прямая, отрезок ,луч. Ломаная и её длина. Измерение длины отрезка и ломаной. Окружность.
2.Натуральные числа(3часа). Римская нумерация. Округление натуральных чисел. Решение комбинаторных задач.
3.Действия с натуральными числами(5 часа). Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел. Возведение числа в степень. Вычисление числовых выражений. Решение задач арифметическим методом.
4.Использование свойств действий при вычислениях(2часа). Переместительное, сочетательное и распределительное свойства. Решение задач арифметическим способом.
5. Углы и многоугольники(2 часа). Измерение и построение углов с помощью транспортира. Периметр многоугольника.
6. Делимость чисел(3 часа). Делители и кратные числа. Простые и составные числа. Признаки делимости.
7. Треугольники и четырёхугольники( 2часа). Виды треугольников. Площадь прямоугольника.
8.Дроби(4 часа). Виды дробей. Изображение дробей точками на координатной прямой. Сокращение дробей. Приведение дробей к новому знаменателю.
9.Действия с дробями(9 часов). Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Смешанная дробь. Умножение и деление дробей. Задачи на дроби. Текстовые задачи, содержащие дроби.
10.Итоговые занятия(2часа).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Кол. часов | Направление коррекционной работы |
| | 1.Линии | 2 | Развитие математической речи - через объяснения своих действий. Увеличение объема памяти. Развитие устойчивости внимания.. |
1 | 1 | Прямая, отрезок, луч. Ломаная и её длина. | 1 |
2 | 2 | Измерение длины отрезка и ломаной. Окружность.. | 1 |
| 2. Натуральные числа | 3 | |
3 | 1 | Римская нумерация. | 1 | Развитие распределения внимания. Развитие переключения внимания. Развитие математической речи - через объяснения своих действий. Увеличение объема памяти |
4 | 2 | Округление натуральных чисел | 1 |
5 | 3 | Решение комбинаторных задач | 1 |
| 3. Действия с натуральными числами | 5 | |
6 | 1 | Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел | 1 | Развитие распределения внимания. Развитие объема внимания. |
7 | 2 | Возведение числа в степень | 1 |
8,9 | 3,4 | Вычисление числовых выражений | 2 |
10 | 5 | Решение задач арифметическим методом | 1 | Развитие математической речи - через объяснения своих действий Увеличение объема памяти |
| 4.Использование свойств действий при вычислениях(2часа). | 2 | |
11 | 1 | Переместительное, сочетательное и распределительное свойства | 1 | Развитие зрительной памяти |
12 | 2 | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Развитие словесно – логической памяти. |
| 5.Углы и многоугольники(2 часа). | 2 | |
13 | 1 | Измерение и построение углов с помощью транспортира. | 1 | Развитие зрительной памяти. Развитие произвольной памяти. |
14 | 2 | Периметр многоугольника. | 1 |
| 6. Делимость чисел(3 часа). | 3 | |
15 | 1 | Делители и кратные числа | 1 | Развитие зрительного восприятия, памяти. Развитие устойчивости внимания.. |
16 | 2 | Простые и составные числа | 1 |
17 | 3 | Признаки делимости. | 1 |
| 7. Треугольники и четырёхугольники( 2часа). | 2 | |
18 | 1 | Виды треугольников | 1 | Развитие зрительной памяти. Развитие творческого воображения и математической речи. |
19 | 2 | Пло Площадь прямоугольника. | 1 |
| 8.Дроби(4 часа). | 4 | |
20 | 1 | Виды дробей | 1 | Увеличение объема памяти. Развитие зрительного восприятия, памяти. |
21 | 2 | Изображение дробей точками на координатной прямой | 1 |
22 | 3 | Сокращение дробей | 1 |
23 | 4 | Приведение дробей к новому знаменателю. | 1 | Развитие математической речи |
9.Действия с дробями(9 часов). | 9 | |
24,25 | 1,2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 2 | Развитие произвольной памяти и восприятия. Развитие математической речи. Увеличение объема памяти. |
26 | 3 | Смешанная дробь | 1 |
27,28 | 4,5 | Умножение и деление дробей. | 2 |
29,30 | 6,7 | Задачи на дроби | 2 |
31,32 | 8,9 | Текстовые задачи, содержащие дроби | 2 |
10. 10. 10.Итоговые занятия(2часа). |
33,34 | 1,2 | | 2 | |
Перечень учебно-методического обеспечения и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Математика.Арифметика.Геометрия. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.,«Просвещение»2018
Математика: 5 класс. Электронное приложение к учебнику Е. А. Бунимовича и др. (CDpc)
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2018 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2020 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2020 г.
Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.В.Сафонова, «Просвещение» 2018 г.
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Е.А.Бунимович, Л.В.кузнецова, С.С.Минаева и др.]. – М.:Просвещение, 2013. – 80 с.